Мы сможем выйти из этого самоизоляционного тупика! О проблемах национальных меньшинств в Туркменистане, - "ХТ" 08:58 28.11.2018
О проблемах национальных меньшинств в Туркменистане. От читателя
Сообщение было получено редакцией "Хроники Туркменистана" от одного из читателей. Для удобства чтения публикуется с минимальными правками грамматических и стилистических ошибок, без искажения смысла.
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Не знаю, что побудило меня написать вам это письмо: отчаянье, злость, полное понимание абсурдности всей ситуации, хрупкая надежда на улучшение… Но, к сожалению, ситуация такая, что молчать больше невозможно.
Сегодня в стране пенсии на уровне 250-300 манатов, зарплаты – 600-700… Но посмотрите на рынки: у нас, в Чарджоу (Туркменабаде), уже лепешка (тамдыр наны) стоит 5 манатов! Ну, когда такое было вообще?! Люди распродают все имущество, лишь бы прокормиться, да не умереть с голоду. Та часть молодежи, что учатся за границей, не могут снять жалкие $15 в сутки, даже с комиссией в $3,50 за каждое снятие.
Сегодня люди жалуются, что сытные времена прошли, Алтын Асыр закончился и во всем виновата проклятая Азиада. Но, помилуйте, разве все проблемы начались только с приближением Азиады, то бишь с 2016 года и далее?! Нет! Все началось гораздо раньше… Еще с 1992 года, когда Ниязов начал осознавать, что теперь нет башлыка в Москве и теперь он сам себе башлык. Сначала отменил весь соцпакет работающих граждан, потом убил систему образования со своим "Тазе билимом", а "Тазе оба" окончательно загубила сельское хозяйство и колхозы… Но глаза людей были закрыты "бесплатными благами": водой, газом, электричеством, солью. Люди были ослеплены "бесплатным сыром", напрочь забывши, где бывает этот самый бесплатный сыр…
И между тем, поверив сказке "нейтральности", мы проспали в 1995-м прекращение железнодорожного пассажирского сообщения с Россией (именно туркменские поезда тогда прекратили движение в РФ, транзитные еще несколько лет просуществовали ), в 1998-м выход из безвизовой зоны СНГ, в 2002-м грандиозный спектакль "Санджар 25" и последовавшие за ним окончательные похороны всех надежд на путь к демократии, в 2003-м "обмен газа на бипатридов" в 2004-м закрытие "Маяка", 2005-м окончательный выход из СНГ (правда, на бумаге остались ассоциированным членом), в 2006-м фееричный дворцовый переворот, в 2013-м окончательный развал межгосударственных отношений с Узбекистаном (да-да, именно межгосударственных, у руководителей могут быть самые теплые ЛИЧНЫЕ отношения, но это ТОЛЬКО ИХ ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (в связи с отменой трехдневного безвиза для приграничных районов), с 2014 года все более обостряющуюся ситуацию на границе с Афганистаном, с 2016 года развал финансовой системы, в том же 2016-м "без шума" отменили последний безвиз с Казахстаном для приграничных областей, в 2017-м упало сельское хозяйство, и уже с 2018 года идет начало ТРИУМФАЛЬНОГО ШЕСТВИЯ продовольственного кризиса – геноцида. И дальше – больше.
После смены руководства соседнего Узбекистана многих людей в Туркменистане начали волновать вопросы открытия границ, начала восстановления контактов с соседями по примеру хотя бы соседнего Узбекистана. Но, увы, лежащим под деревом с фразой "алма биш – агзыма дюш" (зрей яблоко и падай мне в рот, – ред.) все эти помпезные встречи, высокопарные слова и объятия ничего не принесли.
Теперь о совсем новом. С 21 ноября в нашей стране пребывает Верховный комиссар ОБСЕ по делам национальных меньшинств. И в этой связи, хочется отметить: о каких правах национальных меньшинств можно говорить в этом государстве?! Вспомните, ведь, именно с 1990-х годов начали планомерно уничтожать всю многонациональную культуру, образование, науку, искусство, да и само бытие многонационального народа Туркменистана, пытаясь из него вылепить полностью поданную, молчаливую, трусливую, рабскую туркменскую нацию Золотого века. Отчасти это, к сожалению, у них получилось. Сегодня огромная часть молодежи не знает подлинную историю Отечества, не знает, кем были огузы и вышедшие от них автохтонные тюркские народы, какой моральный облик, незаменимые черты характера и принципы присущи туркменскому народу, его извечное стремление к свободе и независимости. Сегодня большинство молодежи не знает, что такое толерантность и терпимость, многонациональность и поликультурная среда. Их этому не учили. Чего скрывать, меня самого в школе не учили ни истинным туркменским национальным традициям, ни науке, я уж молчу про многообразие нашей страны – об этом и речи нет в учебниках.
Но все же, где мы ошиблись, я все пытаюсь понять, дорогая редакция. И в этот момент вспоминаю Германию 1930-х годов. Ведь, не было бы ни Холокоста, ни концлагерей, если бы тогда, в 1930-х, немцы не позволили сжигать книги, ведь сжигание книг это и есть первый шаг к сжиганию людей, целых сел, городов и народов. История, как известно, не знает сослагательного наклонения. Но все же, ответ о нашей всеобщей ошибке очевиден для меня – МЫ ПОЗВОЛИЛИ ЗАКРЫВАТЬ узбекские, казахские, русские школы, газеты и журналы, а потом они (власть, которая является самой настоящей антитуркменской и антинародной) пришли за нами, уничтожая каждое национальное меньшинство, как и весь народ вообще.
Поэтому мы сегодня пришли к тому, что в большинстве своем узбекоязычном городе Ташаузе учительницу-узбечку заставляют писать объяснительную только за то, что она посмела навязываемый ей туркменский платок "ойме" завязать на узбекский манер, или, в некогда интернациональном Чарджоу, кассиршу-татарку в конторе выгоняют с работы за то, что отказалась завязывать "ойме" или надевать "яктак" (ектак – дон)с вышивкой.
Да, господа, мы пришли туда, куда хотели. Ибо, наша всеобщая боязнь или точнее боязнь большей части населения привела к этому всему. Сегодня Туркменистан – это страна, куда не ходят поезда, не летают самолеты (кроме Ашхабада), где не ждут туристов и стараются своих граждан не выпускать; это государство, ворующее деньги собственных граждан, не способное обеспечить студентов за границей их же деньгами. Эта власть своей политикой самоизоляции довела страну до пропасти. Национальные меньшинства, равно как и туркмены, сегодня находятся в состоянии полного паралича, комы; спасти из этого состояния нас всех сможет лишь наше единство, наша любовь, наша дружба.
Дорогая редакция, пользуясь случаем, хочу обратиться к туркменскому народу! Дорогой туркменский народ, пора вставать с колен, объединись в один кулак, не время на "тирепаразлык" отвлекаться, возьми себя в руки, вспомни, кто твои предки, вспомни, кто ты есть! Помоги своим братьям – русским и русскоязычным, узбекам, казахам, белуджам, персам, афганцам, курдам обрести права на родной язык, свою культуру, школы, традиции, на доступ к карьерной лестнице. Ведь восстанавливая русские школы, ты выражаешь свою благодарность первым русским учителям, работавшим в первых школах, ты признаешь высокую роль первых учителей ликбезов и национальных школ – татарских учителей, приехавших сюда бороться с безграмотностью. Помогая узбекам, ты спасаешь не только их культуру, школы и самобытность от уничтожения, ты спасаешь свою страну и ее целостность от развала и краха!
Все нации и народности нашей страны – это оплот единства нашей страны и ее целостности, помни об этом, дорогой туркменский народ! А всем национальным меньшинствам я желаю стойкости, единства, сохранять и передавать своим детям традиции и обычаи ваших народов, национальные костюмы и языки. Ведь, помня свое родное, чтя традиции страны проживания, борясь за равноправие и демократию, мы сможем выйти из этого самоизоляционного тупика!
Всем добра и мира!
С теплой верой, из Чарджоу, Мердан.
25.11.18
|