КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 19.12.2018
23:38  Трамп продлил действие указа о санкциях против Гульнары Каримовой
21:38  Вышел 11-й том Собрания сочинений Аркадага
21:22  Подполковника таджикской милиции оштрафовали на $5,3 тысячи за многоженство
21:18  Жители Ашхабада не могут обналичить зарплаты из-за введенных ограничений
20:59  Армения встает на русофобский путь Украины, - Дм. Дзыговбродский
20:19  Тайные войны афганских женщин, - Le Figaro
20:14  Дело Беналлы. Узб-рос магнат И.Махмудов подозревается в связях с мафией, - Le Monde

19:59  Назарбаев наградил Алишера Усманова орденом Достык 1 степени
19:53  Восточный вектор: Внешнеэкономическая политика России нуждается в корректировке, А.Балиев
14:00  Узбекская поэтесса Хосият Рустамова признана лучшей на международном литературном фестивале в Таиланде
13:59  Россия и мир: итоги 2018 года
13:57  Куда приведет арабская мечта. Как ислам покинул политическую жизнь Востока, а потом вернулся с новой силой, - П.Скрыльников
13:56  В кружении дервишей: чем знаменит ритуал мевлеви
13:49  Третья мировая война: британские ученые о "предсказаниях Нострадамуса" на 2019 год
13:46  Президент Кыргызстана Жээнбеков рассказал о кумовстве и своей большой семье
10:15  Кемерово. На утреннике в детсаду умер Дед Мороз - заслуженный артист России
10:09  День рождения Бандеры сделали официальным праздником на Украине
10:06  Кто устал от Дом-2. Прямая трансляция пленарного заседания Мажилиса Парламента РК
08:39  Казахстан не поддержит создание единой электронной валюты ЕАЭС, - минэконом Сулейменов
08:32  Списки не сходятся. России, Турции и Ирану не удалось согласовать состав "конституционного комитета" для Сирии
08:00  Ученые обнаружили новый вид динозавров - криттенденцератопс кжижановски
07:58  Госдеп США одобрил продажу Турции еще не проданных ракет Patriot на $3,5 млрд
07:56  В многолетних систематических хищениях подозревают работников Байконурского... детсада
07:52  Третья сила. Как маленький Катар взбудоражил Ближний Восток, - А,Гостев
07:50  Странная смерть "Саъди Командира". Один из бывших полевых командиров Таджикской оппозиции утонул в Вахше
07:39  Тендер на кыргызский золото-рудник "Макмал" выиграло мутнейшее "китайское" ОсОО "Мансон Групп"о
07:36  Возможен ли особый российский ислам, - Алексей Малашенко
07:34  Красноречивое молчание Си Цзиньпина. Китай вступает в эпоху жесткой борьбы за свое место под солнцем, - С.Цыплаков
00:45  Наступление Турции в Сирии пока идет только в информационной сфере
00:41  Великая китайско-американская дружба: первый "Боинг", собранный в КНР
00:31  Индивидуальный терроризм: поиск дефиниций и подходов к противодействию, - Б.Тузмухамедов
00:04  На политическую сцену в Турции выходит сын потомка халифа
Вторник, 18.12.2018
22:36  В России упростили получение гражданства. Особые полномочия получил Путин
22:07  Главный правосек Львова и экс-комендант палаточного городка УкрМайдана Коцурюба найден с перерезанным горлом
22:00  Таджикско-китайское СП продолжает реконструкцию Сарбандской ГЭС
21:28  Кыргызский и узбекский премьеры встретились в Оше. Крепят приграничную торговлю
20:17  Шикарный "Заркайнар" Гульнары Каримовой уйдет с молотка
10:33  Внешняя политика Трампа ускоряет уход от доллара как мировой резервной валюты, - В.Прохватилов
10:26  В Каракалпакии на афере с перцем украли $ 360 тысяч
10:25  Базовая сборка: Турция наращивает военное присутствие на Черном море
10:22  Китай остается мировым рекордсменом по строительству небоскребов
10:21  Блокаду сменило приятное окружение. Катар выходит из международной изоляции
10:19  Цвет возмущения - желтый. Перекинется ли протестная волна на остальную Европу? - В.Агаев
10:16  "Банда ФСБ" в Екатеринбурге убивала таджикских мигрантов для устрашения бизнесменов
10:14  Не болтай! За что сидит экс-кыр-премьер Сапаров
10:09  Кого сажать? Вымогавший взятку $520 тыс замминтранс Жусубалиев оказался личной креатурой президента Жээнбекова
09:20  КырПерспективы. Бабанов и Атамбаев не смогут объединиться в оппозиционную силу, - М.Сариев
09:18  Временным министром транспорта Киргизии назначен Женишбек Ногойбаев
09:11  Двадцать лет на птичьих правах: в Душанбе целый район не может оформить документы на жилье, - А.Арипов
09:07  Биг-Рахмон-Бен. В Душанбе появится гигантская башня с курантами
09:02  Лавровские благо-глупости. "Украинская политика" Кремля - цепь наива и предательства, - СП
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Возможен ли особый российский ислам, - Алексей Малашенко
07:36 19.12.2018

О тенденциях к унификации и солидаризации, обещающих неоднозначные последствия

Об авторе: Алексей Всеволодович Малашенко – руководитель научных исследований института "Диалог цивилизаций".
18.12.2018

Воспринимать мусульман России как однородное явление было бы ошибкой.
На первый взгляд очевидно: как такового российского ислама нет, и правильно говорить об исламе в России. И все же кое-что меняется, и пусть с большой условностью, но можно отметить появление предпосылок к формированию российского ислама. Какой будет результат, сказать невозможно, но и игнорировать эти предпосылки было бы неверно.

Российское мусульманство складывается из трех групп. Первая – компактно проживающие в Поволжье и на Урале татары и башкиры, вторая – мусульмане Северного Кавказа, третья – разбросанные по всей России мусульманские меньшинства, включая мигрантов, причем не только пришельцев из Центральной Азии и Азербайджана, но также выходцев с Северного Кавказа. Все эти группы различаются по этнокультурной и собственно религиозной идентичности, более того, между ними может существовать взаимное отторжение, даже неприязнь.

С другой стороны, контакты между мусульманами множатся, у них появляются общие интересы, развивается внутриисламская коммуникативность. Она неизбежно совершается на русском языке, во многих мечетях на русском произносятся проповеди, и, таким образом, русский язык способствует движению в направлении формирования особого российского ислама. Но не будем торопиться и рассуждать о синтезе "разных исламов", ведущему к гипотетическому российскому исламу.

Другой предпосылкой с большой осторожностью можно назвать салафизм (так называемый чистый ислам), который многие политики и духовенство считают главной угрозой, объявляя его искусственным и чужеродным для российских мусульман.

Мы сознательно уходим от полемики вокруг салафизма, заметив все же, что отношение к салафийе в духовной среде становится более сдержанным и рациональным. В салафитской среде этнические и культурные границы стираются, на первое место выходит собственно религиозная составляющая, которая проявляется в быту, в общении между людьми, в их сознании. Салафизм не только религиозный тренд, но также субкультура. Он распространен преимущественно в молодежной среде. Любопытно, насколько сегодняшние молодые салафиты останутся верны своим убеждениям по мере взросления? Однако если такая приверженность в той или иной мере сохранится, то это может оказаться еще одним поводом для "россиизации" ислама.

Салафизм отвергает какие бы то ни было национально-государственные границы. Он – общеисламский феномен. С этим никто не спорит. Но в конкретном российском случае салафизм преодолевает различия ислама внутри одного государства, способствуя формированию его общенациональной версии. По существу, он оправдывает, дает обоснование звучащему из уст мусульманской духовной элиты обращению "мы, российские мусульмане". Такой вот парадокс.

Отметим, что салафитская идеология в России не агрессивна – в противовес тому, что утверждают многие чиновники, в первую очередь из спецслужб.

Формированию общероссийской исламской идеологии способствует политизация ислама, неизбежная в любом уголке мусульманского мира. И Россия – не исключение. Речь идет об исламе не просто как религии, но как об идеологии. (Вторгаясь в общественное и политическое пространство, все без исключения религии оборачиваются идеологиями.) Исламу же свойственно выступать в качестве протестной идеологии. Отсюда логичны консолидация мусульман на религиозной основе в кризисной ситуации и попытки найти выход из нее на пути ислама.

Пока контуры российского ислама чуть проглядываются на далеком горизонте, ислам в России переживает все те же проблемы, характерные для него вот уже три десятка лет. Самая вечная из них – противоречия между различными мусульманскими структурами.

Организационно мусульманское сообщество остается полицентричным, с непрекращающейся конкуренцией между его институтами. Как и прежде, самые влиятельные его центры – Совет муфтиев России (СМР), Центральное духовное управление мусульман (ЦДУМ) и ДУМ Республики Татарстан. Первые два претендуют на звание общероссийских.

Что касается ДУМ РТ, то, претендуя на неформальный статус главного исламского центра, возглавлявшие его муфтии негласно позиционировали себя всетатарскими духовными лидерами, имплицитно отождествляя татарский ислам с российским. Следуя этой логике, сердцем ислама в России могла быть только Казань, хотя на это почетное звание претендует и мусульманская Москва.

Организационное единство татарского (можно сказать, "некавказского") ислама не состоится. Конкуренция между этими тремя организациями за количество общин, а также за близость к власти, которой они остаются лояльны, бесконечна.

Время от времени между светскими политиками и отдельными муфтиями возникают некоторые расхождения, например, о том, какую литературу следует считать экстремистской, хорошо ли относятся к уйгурам китайские коммунисты – но по ключевым вопросам между светской властью и мусульманскими духовными авторитетами существует почти согласие.

Периодически на поверхности мусульманской общественной жизни рождаются новые объединения вроде возникшей в 2010 году Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), Московского муфтията (2010) или Духовного собрания мусульман России (2013). Как они появлялись на свет – сюжет для детектива. Но эти образования не выдерживали проверку временем, и многие из них быстро рассыпались.

Некоторые имамы и областные муфтии (в России зарегистрировано примерно 80 десятков муфтиятов, хотя многие из них существуют на бумаге) пытаются использовать разногласия между главными центрами влияния в своекорыстных интересах. Есть общины, которые приписывают себя по ведомству сразу двух (ЦДУМ и СМР) институтов, что дает им надежду на помощь, прежде всего материальную, финансовую, от обоих "гигантов".

Что касается Северного Кавказа, то тамошний региональный Координационный центр мусульман большим авторитетом не пользуется, а влияние "этнических муфтиятов" четко ограничено масштабом своих республик. Конкуренции здесь никакой нет и быть не может.

В России нет общепризнанного или признаваемого хотя бы явным большинством мусульман лидера. А ведь такая персона может консолидировать мусульман, не делая упор на специфику религиозной этнорегинальности, но выступая в контексте ислама российского. Полноценно претендовать на место "главного мусульманина" не может никто, хотя в средствах массовой информации Равиль Гайнутдин и Талгат Таджутдин нередко именуются общемусульманскими духовными вождями.

Зато в последние годы на место мусульманского лидера стал претендовать светский политик, глава Чечни Рамзан Кадыров. Конечно, в силу ряда обстоятельств стать "общероссийским Хомейни" ему не грозит. Но все же благодаря некоторым поступкам он стал заметной фигурой в российском мусульманском сообществе, самым популярным (для кого-то со знаком плюс, для кого-то – минус) мусульманином. К тому же он принадлежит к малочисленной категории региональных политиков, достигших федерального уровня. По частоте упоминания российских политиков в мировой прессе в 2016 году Кадыров уступал только президенту Владимиру Путину. У него складываются особые отношения с мусульманским зарубежьем. Кадыров частый гость монархов Персидского залива. В 2017 году он выступил с критикой российской внешней политики во время кризиса в Мьянме, когда Москва солидаризировалась с местной властью, подавлявшей выступления местных мусульманских экстремистов.

Кадыров проводит множество общероссийских и международных мероприятий по исламской тематике, субсидирует по России строительство новых и ремонт старых мечетей. В 2015 году он организовал в Грозном массовую демонстрацию с критикой оскорбивших пророка Мухаммеда французских журналистов из еженедельника Charlie Hebdo. Редакция журнала была расстреляна террористами. Однако пафос грозненской демонстрации был обращен не против экстремизма, но против Запада, допускающего выпады против ислама. В грозненском шествии участвовали гости из самых разных российских регионов, это была российская общеисламская демонстрация, к которой Кремль отнесся с пониманием.

В том же 2015 году случился и другой, куда более яркий эпизод, в ходе которого Кадыров продемонстрировал свою особую роль как в мусульманском сообществе, так и на федеральном политическом поле. В бесконечно далеком от Чечни городе Южно-Сахалинске местный суд признал экстремистской брошюру "Дуа (мольба) к Богу: ее значение и место в мире". В брошюре была ссылка на Коран. Такого рода "приговоры" имели место и раньше. Но данное конкретное решение вызвало колоссальный скандал, который инициировал Кадыров, назвавший местного судью и прокурора "шайтанами", провоцирующими межрелигиозную и межнациональную рознь. Ни один из мусульманских духовных авторитетов, также критиковавших запреты религиозной литературы, столь жестко не выступал. Не смели.

Основанные на невежестве и подхалимстве перед высоким начальством многие запреты религиозной литературы смотрятся глупостью. Тем более что объективные критерии определения экстремизма крайне зыбки, если вообще существуют. Под статью об экстремизме можно подвести едва ли не всякую священную книгу, не говоря уже о публикациях Ленина.

В данной ситуации Кадыров выступил как мусульманский – политический и религиозный – лидер. Он защищал "вообще ислам", выступая от имени российских мусульман.

Что касается государства, то в Кремле вряд ли всерьез задумываются о перспективе формирования российского ислама. У него хватает и других забот. Зато поддержка традиционного, правильнее сказать, традиционных исламов (во множественном числе) означает, что в представлении власти существует еще и иной, чуждый и даже опасный ислам. Этот "другой ислам" именуется радикальным, салафитским, экстремистским и т.д.

Кремль отказался от создания единой общемусульманской структуры (этакого аналога РПЦ), что было разумным шагом. Использовать ислам в качестве полноценного политического инструмента власть не в состоянии, что она уже поняла. Ей проще манипулировать конкурирующими мусульманскими организациями, она этому научилась и действует здесь умело. Ее задача – сохранить лояльность мусульманского сообщества и избежать появления в нем того, что принято именовать радикализмом. В Кремле инстинктивно опасаются появления российского ислама, который при определенных условиях может играть достаточно независимую роль. С татарами и кавказцами по отдельности договариваться намного проще.

Окончательных и поучающих выводов не будет. Наш текст – повод для размышлений как для светской власти, близких к ней духовных авторитетов, так и исламо-инакомыслящих.

Любая национальная (национально-государственная) версия ислама всегда будет сложносоставной. "Национально-государственный" ислам – хоть египетский, хоть сирийский, хоть пакистанский, хоть саудовский и т.п. – будет внутренне неоднороден.

Однако тренд к созданию национальной версии религий будет существовать всегда. Этот тренд приемлем для сильного государства, имеющего возможность идейно и институционально контролировать религию, используя ее в качестве инструмента.

Но вот для российской власти потенциальный "общероссийский ислам" может создать политические проблемы. К счастью, такой феномен в ближайшем будущем вряд ли возникнет, хотя движение к нему слегка и обозначилось.

Источник - ng.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1545194160


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Сенаторы утвердили повестку заседания Палаты
- Мажилис рассмотрит законопроект о противодействии торговле людьми
- Правительство приступило к реализации масштабных инфраструктурных инициатив Главы государства
- Банковские войны
- Олжас Бектенов обсудил с исполнительным вице-президентом "Шелл плс" Питером Костелло перспективы наращивания казсодержания
- Госсоветник провел совещание по вопросам реализации инициатив Главы государства, озвученных на III заседании Национального курултая
- Олжас Бектенов обсудил с главой ЕАБР Николаем Подгузовым вопросы совместной реализации инфраструктурных проектов
- Депутаты Мажилиса ознакомились с планом работы Минздрава
- Россияне сплотились вокруг президента: политолог из Казахстана о выборах
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх