Конфликт Индии и Пакистана после взрыва в Кашмире порожден предвыборной горячкой, - С.Гафуров 02:12 28.02.2019
Террористы принесли очки для Моди
После подрыва террористом-смертником автобуса с полицейскими в индийском штате Джамму и Кашмир отношения между Индией и Пакистаном предельно осложнились.
Дели возлагает вину на Исламабад и грозит ответить на теракт жесточайшим образом. Наблюдатели не исключают, что ситуация будет развиваться по наихудшему сценарию и может закончиться военным конфликтом.
Терроризм ужасен, жаль погибших. Но я почти уверен в том, что Исламабад, а если говорить точнее, пакистанские гражданские власти отношения к теракту не имеют.
Однако шум поднят небывалый, и это требует объяснения. Нагнетание ситуации вокруг террористической атаки может быть непосредственно связано с плебисцитом в Индии. Там в конце апреля – начале мая предстоят выборы, правящая Индийская народная партия ("Бхарата джаната парти") и премьер-министр Моди хотят набрать себе дополнительные очки, показать, насколько они непримиримы, и разыграть между делом антисуннитскую карту. Это сугубо внутриполитическая акция. Нужен был предлог, трагедию использовали, и шум закончится сразу после подведения итогов голосования.
На последних выборах, прошедших в ноябре-декабре в пяти штатах, Индийская народная партия потерпела неожиданное разгромное поражение, и в стране многие заговорили о том, что весной 2019 года власть сменится. Это очень хорошо понимают в Исламабаде, Москве, Пекине и Вашингтоне.
Можно ли сказать, что теракт стал своеобразным подарком неких террористов Моди и его партии? Вполне. Если попытаться понять, кто же причастен к преступлению, станет ясно, что круг подозреваемых весьма широк. Прежде всего это могли быть члены запрещенной в России и других странах "Аль-Каиды", даже талибы.
" До последнего времени Нарендра Моди гордился тем, что начал налаживать с Пакистаном отношения и страны пытаются строить нечто схожее с общим рынком " Индийские спецслужбы наносят время от времени удары по лагерям боевиков на пакистанской территории. Последует ли подобный рейд в ближайшем будущем? Я бы сказал так: появится очень много информации о том, что возмездие осуществлено и террористы наказаны. В Индии много районов, где идет партизанская война. Скажем, в Западной Бенгалии и Уттар-Прадеше гораздо больше людей убивают, но шуму по этому поводу меньше. Здесь же идет накачивание, раздувание ситуации. Повторю: правящая партия хочет набрать очки, показать свою эффективность и непримиримость.
Есть еще одно обстоятельство: в Кашмире одновременно умерли несколько виднейших мусульманских лидеров и к власти пришли сыновья. Мне кажется, что при их влиянии на внутреннюю политику штата партии Моди будет трудно добиться успеха. То есть ситуация так закручена, столько людей сейчас начнут разыгрывать эту карту, что почти наверняка будет поступать множество сообщений о возмездии, настигшем террористов.
Индийский премьер-министр заявил о том, что сняты все ограничения со спецслужб. Кроме того, Дели нанес удар по пакистанской экономике, лишив экспортеров из соседней страны режима наибольшего благоприятствования. Хотя до последнего времени Нарендра Моди как раз гордился тем, что начал налаживать с Пакистаном отношения и страны пытаются строить нечто схожее с общим рынком. Отмена преференций вряд ли нанесет пакистанским торговцам серьезный урон, поскольку нельзя сказать, что на обширной границе двух государств очень высока таможенная дисциплина, да и объем торговли мал.
Особо надо отметить то, что обе нации хотят примирения. У нас популярен футбол, а в Индии и Пакистане – крикет. Так вот, когда команды приезжают на игры в гости друг к другу, возникает полное взаимопонимание. Не было ни единого случая, чтобы болельщики в Индии нападали на пакистанских спортсменов и наоборот.
Говоря о реакции великих держав на произошедшую в Кашмире бойню, не стал бы безоговорочно верить сообщениям о том, что Вашингтон сразу обвинил в случившемся Исламабад, – они тоже напрямую связаны с предвыборной ситуацией. Дело в том, что в окружении Моди полагают: американцы будут играть против них, США выгоднее, чтобы власть в стране взял Индийский национальный конгресс и следующее правительство формировал представитель влиятельнейшего в стране политического клана Рахул Ганди. Возможно, в Белом доме так и считают, но, думаю, не склонны складывать яйца в одну корзину и страхуются, предполагая, что партия Моди, возможно, пусть с минимальным преимуществом победит и соберет коалиционный кабинет министров. Поэтому Вашингтону важно показать: он ничего не имеет против нынешнего правительства и его премьера. Позиция лицемерная, но для Дели это важно.
У Китая положение двусмысленное: с одной стороны, он борется с мусульманским терроризмом, с другой – у Пекина и Дели сложные отношения, но явно наметился прорыв, и он связан именно с деятельностью Нарендры Моди. Китайцы осудили теракт, но ссориться с Исламабадом Пекин не хочет. Поэтому официальный представитель МИДа КНР Гэн Шуан призвал Индию и Пакистан объединиться в борьбе с терроризмом.
Россия совершенно искренне заявила, что мы осуждаем террористов, подорвавших полицейский конвой в Кашмире. При этом и в Москве, и в Дели понимают: правящие круги Пакистана к этому вряд ли имеют отношение. Я убежден, что Исламабад все необходимые меры, в том числе и военно-полицейского характера, примет.
Представим себе гипотетическую ситуацию – неважно, по какой причине и чьей вине – между Индией и Пакистаном начались военные действия. Сценарий фантастический. Обе страны – атомные державы, и ядерное сдерживание – очень эффективное средство от непродуманных решений во внешней политике. Убежден: даже если ситуация будет развиваться по самому плохому сценарию и начнется масштабная война, она не закончится применением ядерного оружия. Сейчас Индия заметно сильнее Пакистана, это понимают и в Дели, и в Исламабаде. Но что значит слабее? Риски все равно велики. Дели не настолько силен, чтобы победа была однозначной. Нарендра Моди, может, был бы не против вооруженного конфликта. Но в этом случае нужна война победоносная и скоротечная, чтобы завершилась до апрельских выборов. Но это совершенно немыслимо. Необходима стопроцентная гарантия всеобъемлющей победы в короткие сроки, да кто ж ее сможет дать.
Саид Гафуров, руководитель направления "Восток" портала Pravda.ru Опубликовано в выпуске № 7 (770) за 26 февраля 2019 года
|