КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Воскресенье, 17.03.2019
19:33  Казахская актриса Самал Еслямова получила азиатский "Оскар" как лучшая актриса за роль в фильме "Айка"
16:15  Зузана Чапутова лидирует на выборах президента Словакии
15:54  Депутат РосГосдумы "справедливо-росс" Белоусов задержан за взятку в 3 млрд рублей
12:43  Трое в одной лодке? Что делят низвергнутые кыргызские президенты, - К.Кабылов
12:42  Литература и книгоиздание в Казахстане: есть ли выход из тупика? - А.Омарова
12:38  Турецкие султаны. Ч. 2. Мехмет II - убийца Византии (история)
12:36  Расколотый мир казахов: к чему привела русифицированная модернизация? - Р.Кадыржанов

11:16  Петарды против Свинарчуков. Как нацики гоняют Порошенко по митингам, - И.Кармазин
10:01  Молодежь Бишкека: штрихи к духовному портрету, - Т.Джумабаев
09:06  Стало понятно, почему США приостановили участие в Договоре о РСМД, - "НГ"
08:56  Что-то новенькое. Глава одной из псевдо-партий Узбекистана Отамурадов начал критиковать правительство
08:40  Великая суббота Желтых Жилетов: "времена пацифизма - ушли", - Э.Лимонов
Суббота, 16.03.2019
22:32  39-летняя певица Юлия Началова умерла от абсцесса в одной из клиник Москвы
13:06  Эрдогану грозят развалом Турции на Запад и Анатолию, - С.Тарасов
13:04  Индии больше ничего не остается, кроме как отстаивать свои интересы самостоятельно, - Аниваш Годбол
13:03  Почему легионеры Waffen SS являются преступниками
13:00  Отец Семиречья - генерал от инфантерии Герасим Колпаковский, - М.Ивлев
12:33  Кыргызстаном правят безграмотные "пузыри", как спикер Джумабеков, - "Ачык Саясат"
11:40  Тестируется "Аура" - новая социальная сеть от Яндекса
11:38  Молитвы городу Христа: исламский мир осудил теракты в Новой Зеландии
10:50  ГосДеп США выпустил доклад о правах человека в Аркадагии
10:49  Журналистке Солтан Ачиловой запретили выезжать из Туркменистана
10:47  Аркадаг, подвинься... В новый "культурно-духовный центр всего тюркского мира" КазВласти закопают миллиарды
10:43  Зачем кыргызы разводятся и меняют имена на корейские? - Е.Улитина
10:38  Дети-невидимки Кыргызстана. Кто они, и как им помочь? - "ВечБишкек"
10:31  В три раза увеличился средний размер взятки в Казахстане. До 193 тысяч тенге
10:06  Ошибочка вышла. Узбвласти остановили строительство Джизакского НПЗ
00:41  Плоды исламизации Казахстана: гора родила мышь? Ч. 3, - Н.Нуртазина
Пятница, 15.03.2019
21:53  Английского подданного кремль-журналиста Брилева выгнали из общественного совета при Минобороны РФ
20:07  Экс-секретарь СовБеза Киргизии Мадумаров отрицает, что продавал кыргызские земли Таджикистану, - "ВБ"
17:35  Конец эпохи Бутефлики. Алжир получит экономические реформы и новую конституцию, - В.Орлов
17:29  Конфликты на границах в Ферганской долине: новые причины, новые акторы, - С.Олимова, М.Олимов
17:26  В Тадже стартовали "300 дней реформ кардинального изменения бизнес-среды". Свежо предание...
14:16  ГМ-дети: ученые требуют моратория, - Le Figaro
12:31  Ворухская заваруха. Конфликт на тадж-кыр-границе. Краткая история противостояния
12:24  Вывозят автобусами. КырВласти массово депортируют своих жителей с границы в Баткен
12:22  Китай-США. Новая "Холодная война" - это старое экономическое соперничество, - Миньсинь Пэй
11:31  Что происходит на кыр-тадж-границе. "Мирные жители" на джихад-мобилях с пулеметами (видео)
11:01  Казахстан снял запрет на ввоз гранатов из Узбекистана
10:59  Строительство "Ледового дворца" (Humo Arena) обойдется Узбекистану в 175 млн евро
10:58  Алжир: приметы новой интервенции, - С.Кожемякин
10:51  Ташкент погряз в борьбе за нравственность. Узб-проституток ловят и насильно фотографируют для показа публике
10:47  Как будто клад нашли. Сына экс-акима СевКазахобласти Ескендирова-Jun обворовали на 112 млн тенге
10:37  Казахстан. К вопросу о "выборах-которых-не-будет", - ОФ "Стратегия"
10:33  Газ, бытовуха... В Астане взорвалось здание, есть пострадавшие
09:51  КырПолитАбсурд. Власть подавляет партию власти.. - "Жаны ордо"
09:41  США собрались наказать Китай за "притеснения уйгуров"
09:38  Миллеровский Газпромбанк ушел из Венесуэлы. Как они еще к санкциям против России не присоединились?
09:35  Строительство китайского завода по розливу воды на Байкале приостановлено
09:18  Глава Комитета по водным ресурсам КазМинсельхоза Абишев отстранен от должности
09:06  Дочь Гульнары Каримовой в интервью британской The Guardian рассказала о самоубийстве помощницы мамы
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Расколотый мир казахов: к чему привела русифицированная модернизация? - Р.Кадыржанов
12:36 17.03.2019

Расколотый мир казахов: к чему привела русифицированная модернизация?

Некоторое время назад в публикации "Если завтра все в стране вдруг заговорят на казахском…" мы затронули один важный, на наш взгляд, аспект языковой проблемы. Эта статья вызвала широкий общественный резонанс. Одним из тех, кто откликнулся на нее, стал доктор философских наук, профессор Рустем Кадыржанов, которому мы сегодня и предоставляем слово.

В предложенном сайтом camonitor.com вопросе для дискуссии "Если завтра все в стране вдруг заговорят на казахском…" ключевым, на мой взгляд, является слово "вдруг". В самом деле, в нашей стране все говорят на русском, это доминирующий язык, и вдруг (!), все переходят на казахский. Что может привести к этому "вдруг"? Какие могут быть предпосылки к такому развороту, если сегодня даже многие казахи не говорят на своем языке? Русский как был, так и остается общим языком для всех казахстанцев.

Как относиться к сложившейся ситуации? Для Жасарала Куанышалина ненормально, когда в национальном государстве говорят на языке другого государства. Для другого же участника дискуссии Петра Своика, наоборот, все нормально: доминирование русского языка началось еще в 1930-е годы, и почти 30 лет существования независимого Казахстана ничего в этом плане не изменили. Казахи остаются русскоязычными, и это лучше для них же самих, поскольку русский как один из мировых языков дает им возможность получать хорошее образование, строить свою карьеру, вступать в межгосударственные отношения и т.д., чего не может дать казахский. Поэтому, заключает Своик, государству в своей языковой политике следует признать существующую реальность и отказаться от поддержки казахского языка за счет русского как "нереализуемой мифологемы".

Конечно, было бы глупо отрицать значение русского языка для Казахстана и казахов. Я сам городской русифицированный казах, написал несколько книг, большое количество научных статей на русском языке. На нем же написал и защитил обе свои диссертации, кандидатскую и докторскую. В последние четверть века к нему добавился в качестве профессионального языка и английский, на котором я читаю, пишу и преподаю. Но и его я освоил через русский. Одним словом, если я чего-то добился в этой жизни, то во многом благодаря русскому языку.

Признавая его значение, я тем не менее все больше утверждаюсь во мнении, что главным для казахов должен быть родной язык. Он должен быть в приоритете, а русский и английский – на втором и третьем местах. Казахский язык призван формировать внутренний мир казаха, его индивидуальное и национальное "Я". С ним казах должен войти в этот мир и уйти из него. Русский и английский тоже нужно знать, но их значение инструментальное: знание этих языков поможет человеку в профессиональном плане и в социальном общении как внутри, так и за пределами Казахстана.

Поэтому формула "Казахский – первый, главный язык, язык идентичности, а русский и английский – вторые, инструментальные языки" применима к казахам как к основному этносу страны. Представители других национальностей вольны сами выбирать язык обучения и общения, исходя из своих потребностей. Считаю, что это положение должно лечь в основу языковой политики государства.

Однако реализовать эту формулу на практике очень сложно. Да, применительно к сельскому населению РК здесь нет особых проблем. Для аульного казаха, приехавшего в город, чтобы получить образование, а затем остаться в нем жить, казахский язык - родной на всю жизнь, а русский помогает ему овладеть профессией и общаться с людьми других национальностей на работе и в быту. Гораздо сложнее ситуация с городскими казахами. Уже с детского сада они погружаются в русскоязычную среду и пребывают в ней на протяжении всей жизни. Для большинства из них русский язык становится родным, на нем они учатся, читают газеты и смотрят телевизор, на нем они думают. Многие из них не знают казахского и не испытывают в нем большой потребности. Те же, кто знает, владеют им в очень ограниченном объеме, мало задумываясь о том, что это их национальный родной язык.

Формируемый в таких условиях русифицированный казах – человек с сильной русской идентичностью. Он смотрит на мир русскими глазами, ему интересно все русское. Он смотрит только российские телевизионные каналы, а в Интернете ищет российские сайты. В спорте он болеет за российские команды, в политике поддерживает идеологию и действия РФ. Он любит и напевает песни российской эстрады. Как правило, в смешанные браки с русскими вступают русифицированные казахи и казашки. Дети, рожденные в таких браках, в большинстве случаев считают себя русскими и идентифицируют себя именно с русской культурой.

Казахская идентичность городского казаха ослабленная, но будет неправильно сказать, что она полностью отсутствует или исчезает. Как бы ни была сильна его русская идентичность, он понимает, что ни один русский не признает его за своего. Городской казах сохраняет свою казахскую идентичность. Он осознает, что эта идентичность связана с языком. Поэтому во время переписи населения он указывает своим родным языком казахский, хотя в душе понимает, что плохо его знает или вовсе не владеет им. Он осознает, что ему нужно улучшить свое знание казахского, но не видит для этого практических стимулов. Русский язык нужен мне в жизни, рассуждает русифицированный городской казах, а казахский зачем? Только затем, чтобы на свадьбе или юбилее произнести на нем тост? Стоит ли ради этого прилагать усилия, тратить время, а, может быть, еще и деньги?

Обрисованная здесь картина дает представление о том, насколько разорван казахский социум в своей же стране. Городские казахи живут в модернизированном русифицированном мире. Сельские же казахи живут в своей реальности с сильными элементами традиционной жизни. Между этими двумя мирами огромный разрыв. Он сложился еще в советское время, а в постсоветское селяне стали в больших количествах мигрировать в города, перенося туда свои порядки. Но это не привело к сближению двух миров казахской жизни. Они стали пространственно ближе, но в социальном и культурном отношении остаются столь же далекими друг от друга.

Эта разорванность, на мой взгляд, подтверждается тем фактом, что почти за сто лет не произошло модернизации казахского этноса. В самом широком смысле модернизация определяется в социальной литературе как переход от традиционного общества к современному индустриальному. Традиционное общество – аграрное, основанное на натуральном хозяйстве. А применительно к казахам это кочевой скотоводческий образ жизни. Что касается индустриального общества, то в Казахстане оно представлено добывающей и металлургической промышленностью, созданной руками русских и представителей других славянских народов. В этом модернизированном русифицированном мире казахи были меньшинством. Живя в нем, они сами русифицировались, все больше отдаляясь от традиционного, во многом аграрного мира и теряя связь с корнями своей культуры.

Один из классиков теории нации и национализма Эрнест Геллнер связывал их появление с процессами модернизации в Европе в XIX-XX веках. Традиционное общество с его многообразием языков и культурных традиций населения, проживающего на определенной территории, не может создать нацию. Нация создается тогда, когда мощные процессы индустриализации унифицируют в языковом и культурном отношении этот разнородный конгломерат в однородное культурно-языковое сообщество. В данном случае традиционная культура трансформируется в высокую культуру нации, и происходит процесс формирования самой нации.

Советский модернизационный проект в Казахстане, как я уже сказал, разделил казахов на два не связанных между собой мира. В одном из них осталась традиционная казахская культура, а в другом возникла русифицированная культура советского индустриального города. В последней существовала "высокая" казахская культура, созданная по схеме советского национального строительства, согласно которой у каждой нации были свои опера, балет, литература, академия наук и т.д. В советском Казахстане возникла профессиональная казахская культура, которая для обретения национального колорита опиралась на традиционные культурные образцы и жанры.

Ее произведения создавались, как правило, казахскоязычными выходцами из сельской среды. Среди них было немало талантливых людей, которые дали народу прекрасные произведения музыки, литературы, театра, кино и других видов искусства, нашедшие отклик в душах казахов. Объективности ради следует сказать, что высокая казахская культура имела в городах очень узкую аудиторию, состоявшую в основном из малочисленной казахскоязычной публики. Более широкий круг городских русскоязычных казахов, воспринимавших мир через призму русской культуры, не проявлял интереса к этим произведениям. Им гораздо интереснее были образцы русской культуры - русские эстрадные песни, театральные постановки, фильмы и т.д.

Раскол казахского мира на традиционный и во многом сельский, с одной стороны, и на русифицированный модернизированный городской, с другой, пагубно отразился на развитии культуры казахов, поскольку из сферы культурного творчества выпал большой социальный пласт в виде казахского городского населения – он оказался вне сферы казахской культуры и языка. Эта часть казахов могла дать, но не дала творцов казахской культуры, точно так же, как она могла дать, но не дала благодарную аудиторию, которая внимала бы произведениям творцов и воспитывалась на них.

Говоря о потерях казахской культуры от процесса русификации, остается только сожалеть о том, сколько романов, повестей, поэм, пьес, фильмов на казахском языке не написано и не создано. А ведь они могли бы обогатить казахский язык крылатыми словами и фразами, речевыми оборотами, идиомами. В этой литературе могли быть смыслы, которые вошли бы в казахский дискурс и вывели бы казахский язык на новый уровень. Нет сомнения в том, что утвердилась бы терминология на казахском языке, в том числе и в сфере науки. Можно только догадываться, сколько произведений для детей и юношества могло увидеть свет и помочь молодому поколению войти в казахскую культуру, в казахский мир. Конечно, и без того было создано немало, но это духовная сфера, в которой ничего не может быть много. Ведь если это талантливое, созданное от души творение, то оно всегда найдет своего адресата. В итоге отключение русифицированного города от казахского мира имело своим тяжелым последствием то, что не была создана органичная, непрерывная, самовоспроизводящаяся система казахской культуры, уходящей своими корнями в традиционную культуру.

Разорванный казахский мир породил и разорванную казахскую нацию, глубоко разделенную на две части - традиционную сельскую и русифицированную городскую. В результате советской модернизации казахи вошли в число наиболее русифицированных наций СССР. Без всякого риска преувеличения можно утверждать, что они на сегодняшний день являются самой большой неславянской русскоязычной нацией. Русификация настолько глубоко укоренилась в ней, что сегодня, почти через тридцать лет после обретения независимости, казахи по-прежнему остаются русифицированной нацией. Из-за чего собственно казахский мир все остается расколотым.

Кенже Татиля

Источник - Camonitor.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1552815360


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх