Запад нашел способы, как выдавить "Газпром" из Европы 19:43 16.04.2019
Страны ЕС задумали строить обходные газопроводы, которые позволят обойтись без России
Анна Седова Материал комментируют: Алексей Калачев Сергей Пикин
Начало недели определенно не задалось для "Газпрома". В понедельник, 15 апреля стало известно, что Совет министров ЕС одобрил поправки к газовой директиве, которые потенциально могут оставить газопровод "Северный поток-2" наполовину пустым.
Вскоре после этого появились новости о том, что Европейский Союз выделит 215 миллионов евро на строительство газопровода Baltic Pipe ("Балтийская труба"), который должен связать Польшу и Данию и снизить зависимость Варшавы от российского газа, чего давно добивались поляки (переговоры с ЕС о финансировании длились три года). Выделенных средств хватит на покрытие 13% общей стоимости газопровода, которая ориентировочно составит 1,7 млрд евро.
Польские власти давно говорят о своем желании добиться полной энергетической независимости от Москвы. В Варшаве уже заявили, что не планируют продлевать контракт с "Газпромом", который истекает в 2022 году. В рамках диверсификации поставок осенью 2018 года Польша подписала долгосрочное соглашение на поставку сжиженного природного газа (СПГ) c американской Venture Global LNG.
Контракт предусматривает поставку 2 млн т/год СПГ в Польшу в течение 20 лет. При этом Варшава может как сама использовать СПГ, так и перепродавать его. Отгружаться газ будет из американских СПГ-терминалов на побережье Мексиканского залива, которые будут построены в 2022 и 2023 годах.
Baltic Pipe - это еще одна долгоиграющая идея Варшавы. Труба должна будет соединить Польшу и Данию с подключением к норвежской ГТС, что упростит импорт газа из Норвегии. Ожидается, что газопровод заработает уже в 2022 году.
Дания чинит преграды "Газпрому" и в том, что касается "Северного потока-2". Помимо того, что он теперь попадает под действие Третьего энергопакета, Дания затягивает выдачу разрешения на прокладку морского участка газопровода в своих территориальных водах или исключительной экономической зоне. Копенгаген предложил альтернативный маршрут и отказывается рассматривать заявки Nord Stream 2, пока компания не изучит этот вариант.
Это тормозит сроки реализации проекта и, в итоге, он может быть не достроен в 2019 году, как планировали в "Газпроме". Наряду с задержками со строительством наземной инфраструктуры в странах ЕС, это приведет к тому, что российской компании придется договариваться с Украиной о транзите и после 2019 года, когда истекает срок нынешнего контракта.
И хотя это было понятно и раньше, объем прокачки может оказаться существенно выше, чем планировалось ранее, и остаться примерно на уровне 68 миллиардов кубометров в год в 2020, что всего на 20 миллиардов меньше нынешнего объема, в основном за счет того, что будет запущена первая нитка "Турецкого потока" в Турцию мощностью 15,75 млрд. куб. в год.
Однако и над "Турецким потоком" нависла угроза. Как известно, возле берегов Израиля, Греции и Кипра обнаружены крупные запасы газа, и страны уже не один год обсуждают их совместную разработку. Участие госсекретаря Майка Помпео в саммите лидеров трех стран, состоявшемся в прошлом месяце, продемонстрировало, как сказали в Вашингтоне, "американскую поддержку проекта экспорта средиземноморского газа в Европу".
Центральной темой саммита стало строительство трубопровода EastMed, который должен обеспечить поставки сырья с месторождений Израиля и Кипра в газотранспортную систему Евросоюза. Этот проект обретает все более реальные черты и в перспективе может снизить значимость "Турецкого потока", а, возможно даже, вообще повлиять на его дальнейшее строительство в Европу, сделав не нужным.
Как считают "СП" эксперты, это далеко не все альтернативные проекты, которые могут составить конкуренцию "Газпрому" в Европе. Директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин считает, что балтийский трубопровод не гарантирует полный отказ Польши от российского газа. Однако это не единственный энергетический проект, который хотят осуществить польские власти.
- В принципе, Польша уже могла бы быть энергонезависимой. Они построили терминал по приему сжиженного газа и заключили контракт с американцами на поставку СПГ. Вопрос только в условиях этих поставок. Оказалось, что трубопроводный газ из России все равно значительно дешевле, чем сжиженный из-за океана.
Можно много говорить о том, что Варшава не собирается продлевать контракт с Россией и делать другие громкие заявления. Но на деле политика Польши заключается в том, что чем больше у нее будет источников поставок газа, тем больше будет диверсификация и она сможет выбирать поставщика по принципу "чем дешевле, тем лучше".
Да, у них будет "Балтийская труба" и СПГ. Но это вовсе не значит, что они полностью прекратят покупать российский газ. Все будет зависеть только от цены. А все остальное - красивые слова.
"СП": - Может ли Польша продлить этот газопровод в другие страны?
- Это не продление Baltic Pipe, а другой проект "Север-Юг", который тоже достаточно давно обсуждается и может связать трубой север и юг Европы и поставлять сжиженный из терминалов Польши и Хорватии в другие страны. Но пока что этот проект не получил своего финансирования и говорить о том, когда он будет реализован и будет ли преждевременно.
Аналитик группы компаний "Финам" Алексей Калачев считает, что с учетом потенциальных газопроводов мощности российской компании, поставляющие газ в ЕС, будут избыточными, о чем было известно заранее.
- В Европе формируется единый общий газовый рынок, поэтому такое развитие событий вполне естественно. Особенно в свете того, что у Польши в 2022 году истекает контракт с "Газпромом" и неизвестно, станет ли она его продлевать.
Конечно, для "Газпрома" потеря Польши - это потеря части рынка. Но дело в том, что уже со следующего года продажи компании должны резко подскочить, потому что уже с конца этого года должен заработать газопровод "Сила Сибири" в Китай. Поэтому потеря будет компенсирована выходом на другой рынок. А на европейском рынке конкуренция будет ужесточаться, и это нормально.
"СП": - Это, например, работа над трубопроводом EastMed?
- Да, и не только. Еще раз повторю, что в Европе идет формирование единого рынка. Они серьезно занялись вопросом обеспечения независимости от одного доминирующего поставщика и развития альтернативных источников энергоресурсов.
Помимо проекта по поставкам израильского газа есть, например, трансанатолийский газопровод TANAP, который уже строится. Он идет из Азербайджана через Грузию и Турцию к греческой границе.
Все это значит, что через какое-то время в Европе будет множество разных газовых потоков. Кроме того, везде строят СПГ-терминалы, которые позволят принимать сжиженный газ, в том числе из США.
То есть Европа превратится в большой конкурентный рынок, и "Газпрому" нужно готовиться к тому, чтобы соперничать с другими поставщиками. Если он сможет конкурировать с ними в цене, он удержит свои позиции. Думаю, ему удастся удержать ту долю, которая у него есть на европейском рынке сейчас, а это около 30%. Возможно, она опустится до 25%, но не больше. Удерживать эти позиции удастся за счет роста потребления Евросоюза и ценовой конкуренции.
"СП": - А не получится ли так, что когда все эти альтернативные газопроводы будут построены, российские "Потоки" окажутся невостребованными?
- Об этом "Газпрому" было известно заранее и неоднократно озвучивалось в экспертных кругах. По текущему спросу у него и без того избыточные мощности в европейском направлении, и понятно, что "Северный поток-2" и "Турецкий поток" во многом имели политический характер, чтобы снизить транзитное значение украинской территории и ее ГТС.
Поэтому да, эти мощности будут избыточными. Зато подрядчики хорошо заработали на строительстве. А они, можно предположить, там оказались неслучайно.
"СП": - Кстати о "Северном потоке-2", Дания затягивает выдачу разрешения на строительство трубы. Это может сорвать сроки выполнения проекта?
- По плану строительство морской части "Северного потока-2" должны завершить уже в этом году. Но согласование с Данией может занять довольно много времени. Не сказать, что это критично, так как есть альтернативный маршрут с обходом вод Дании вообще. Проблема в том, что Копенгаген не отказывает сразу, а затягивает процесс. Например, прошлую заявку они рассматривали 7 месяцев. Это неприятный момент, поэтому теоретически сроки могут быть сорваны.
"СП": - И тогда придется договариваться с Украиной о новом транзитном контракте?
- Последние годы через Украину проходили немаленькие объемы прокачки на уровне 80?90 млрд. кубометров в год. Полностью прекращать транзит через эту страну в любом случае было бы неразумно.
Во-первых, это резервные мощности. Во-вторых, не до всех стран дотягиваются альтернативные потоки. Как, например, без Украины поставлять газ в Молдавию, в обход? Это возможно, но не очень рационально. Думаю, как минимум на 30 миллиардов кубометров в год украинская ГТС нужна будет "Газпрому" хотя бы как резервный маршрут на случай ремонта или повышенного спроса, поэтому договариваться придется. Тут больше политического торга, чем практических соображений.
|