КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 30.05.2019
22:29  "Кыргызтелеком" возглавил гульчинский ошмяк Эшмамбет Аматов
22:04  КазПевец Димаш Кудайберген плюнул в рот 6-месячной девочке. Обычай, однако
21:44  Китайцы готовы таранить американские корабли, - В.Скосырев
21:12  УкрРада сохранила Гройсману кресло премьер-министра
21:10  К.Токаев не пришел на теле-дебаты кандидатов в президенты Казахстана
19:10  США объявили Китай врагом, - А.Безруков
15:05  Американский кибертерроризм это джин, вырвавшийся из бутылки

15:02  Россия в мультиглобальности. Норы и люди, - Глеб Павловский
15:00  Зачем Коломойскому дефолт Украины? - А.Дубровский
14:58  Bloomberg: Какую сделку могли бы заключить Трамп и Хаменеи?
14:56  В Москву вновь приехали на переговоры талибы
14:55  В ЦентрАзии наблюдается откат к "традиционным ценностям", - С.Дзарданова
14:52  Моди победил Моди. Почему премьер Индии смог поставить исторический рекорд популярности, - Е.Пахомов
14:51  "Вечеринка в мечети и непристойные предложения": скандалы, в которых были замешаны казахстанские имамы
14:49  В Душанбе за долларом выстраиваются огромные очереди
14:46  Судьба мира решится в ближайшие годы, - Далай-лама
13:42  Индия рвется в Евразию, - "Къ"
13:15  Новая "первая дочка" Узбекистана Саида Мирзиеева озабочена информационным вакуумом в стране
13:12  Великая стройка и другие отрасли Узбекистана, - Рифат Гумеров
09:06  В память "героев Казахской Республики". Каз-псевдо-оппо-партия "Ак жол" смело проведет "запрещенный" марш
08:58  Именно вода станет главным инструментом в решении других проблем ЦА, - У.Асаналиев
08:55  Война США с Китаем в пятом поколении. Casus belli найдется всегда, - К.Геращенко
08:32  КырФинпол объявил войну кладбищенской мафии? "ВечБишкек"
08:20  Эй, как там тебя. Кырпремьер Абылгазиев рассказал, как он выбирает кандидатов в министры
08:10  В Украине разбился военный вертолет с комбригом на борту
07:39  Завершение Хитрого Плана Путина по Украине, - Д.Дзыговбродский
07:35  Повторит ли Иран судьбу Ирака в противостоянии с США?
07:22  Лукашенко увидел прорехи в евразийской интеграции, - А.Ходасевич
00:47  Анархия без берегов. От поиска лучшей власти - к идее безвластия, - Амедео Бартело
00:43  Георгий Маленков - от руководителя СССР до директора Экибастузской ТЭЦ (история), - Л.Млечин
00:42  Заставят ли США Турцию отказаться от приобретения российских С-400? - В.Прохватилов
00:41  США идут на экономическое удушение Ирана, - В.Васильев
00:38  Постиндустриальный мир на пути к технологическому феодализму, - А.Запольскис
00:06  В ЕАЭС из Назарбаева надеются "выжать" еще много положительного, - В.Панфилова
00:04  Си Цзиньпин едет в Россию дружить против США
00:02  Морские мины могут стать поводом для войны с Ираном, - И.Субботин
Среда, 29.05.2019
22:56  Скандально известного ошмякого раздолбая Алимбекова пропихнули в главу Сельхозкомитета КырПарламента
22:14  Речь господина Назарбаева была, как обычно, исторической, - репортаж из Нур-Султана А.Колесникова
19:52  В семье президента Таджикистана родился еще один Эмомали Рахмон
19:44  В Иссык-Куль планируют спустить... плавучую пирамиду (видео)
19:34  Генпрокуратура Афганистана займется расследованием "секс-скандала" в окружении президента Гани
19:14  Казахстанский профессор Виктор Инюшин научился получать "живую" воду
19:10  На Европу сброшена политическая осколочная бомба. 9-е выборы в Европарламент, - Le Monde
19:00  Российского политтехнолога П.Милосердова моссуд приговорил к 2,5 г. за подготовку путча в Казахстане
17:48  Карлсон вернулся! Саакашвили вновь в Украине
17:05  Амер-прокурор Мюллер ушел в отставку и заявил о закрытии "российского дела"
16:39  Львов. Протестующая бандерня ворвалсь в ГорРаду и бьет чиновников
16:27  Экс-мэр Тегерана Наджафи сознался в убийстве жены. Жужжала, старая...
15:30  В США умер основатель Human Rights Watch 95-летний Бернштейн
15:19  Программы кандидатов в Каз-президенты: мало слов и еще меньше смысла, - С.Исабаева
14:51  В кыргызском Оше объявили забастовку протеста... мясники
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Анархия без берегов. От поиска лучшей власти - к идее безвластия, - Амедео Бартело
00:47 30.05.2019

Анархия без берегов. От поиска лучшей власти - к идее безвластия

Амедео Бертоло. Оставим пессимизм до лучших времен. Переосмысляя анархизм. М.: Черный квадрат. 2018

Идея, что власть должна находиться в руках лучших, достойнейших, - кажется очевидной. Так или иначе она заложена во все "традиционные" политические системы: вопрос лишь в том, каков критерий оценки кандидатов. Монархия подразумевает, что царь - априори лучший человек (если не божество), избранный Богом. Демократия - что народ выбирает лучших депутатов и президентов.

Кризис этих систем протекает, в общем-то, по их правилам: оказывается, что король - голый, а выборы фальсифицируются (либо на этапе подсчета голосов, либо еще раньше - на этапе подбора и выдвижения кандидатов). Аналитики провозглашают "кризис политического меню" и призывают составить правительство из "хороших людей", экспертов и/или популистов.

Немногие "радикалы", зрящие в корень, предлагают немного видоизменить саму систему - создав "социальные лифты", наладив "справедливый отбор" в стан господ, наконец - выстроив систему "сдержек и противовесов", которая должна предотвратить узурпацию власти отдельными негодяями или даже целыми классами.

К сожалению, если что-то и объединяет все "традиционные" государства, от Французской республики до СССР, - так это исторический опыт их перерождения, превращения в инструмент господства закрытых элитных групп.

Этот печальный опыт породил смелый вопрос: если любая власть ведет к господству элиты, то можно ли создать общество вообще без власти (или с ее минимизацией)? Эту тему исследовал (в теории и на практике) итальянский анархист Амедео Бертоло, идеологические статьи которого вошли в сборник "Оставим пессимизм для лучших времен".

Для Бертоло важно разделить четыре категории: власть, господство, авторитет и влияние. Поскольку человек - существо социальное, у которого отсутствуют (или слабы) природные инстинкты, для развития ему требуется создавать и обеспечивать выполнение норм. Нормы как бы "структурируют" человека: не дают ему "расплыться" на случайности, формируют психику и интеллект (т.е. создают основу для высшей психической функции - сознания и осознанного выбора), создают в реальности те "альтернативы", между которыми выбор и происходит. Хотя необходимость норм заложена в человеке, их конкретное содержание - не предопределено, оно вырабатывается и изменяется самими людьми.

Если же создание и обеспечение выполнения норм становится привилегией не всего общества, а какой-то его части (в пределе - закрытой элитной группы), то Бертоло предлагает говорить о "господстве". Анархист не берется объяснить, как именно господство стало ведущей формой власти. Он лишь предполагает, что это стало результатом "культурной мутации" в каких-то отдельных сообществах, которые на определенном историческом этапе смогли подчинить себе других людей. Однако господство никогда не было единой формой власти: так, ряд примитивных племен до сих пор не знает таких отношений.

Наконец, авторитет для Бертоло - это власть, возникающая из социальных ролей (например, профессии или родственных отношений), а влияние - из личных особенностей. Оба вида по своей природе временны и локальны: в одной ситуации человек А будет авторитетом (будет определять поведение) человека Б, в другой - наоборот.

В целом рецепт Бертоло ясен: власть без господства, т. е. без монополизации какой-либо группой функций создания и обеспечения соблюдения норм. Иными словами - борьба с иерархией во всех ее проявлениях (даже в собственной партии). При этом вопрос для анархиста лежит не только в политической и экономический сфере, но и в культуре (и, хотя этот тезис не раскрывается, даже в экологии, во взаимоотношениях с природой). Бертоло резонно замечает, что люди с иерархическим сознанием и при прямой демократии восстановят деспота. А влияние "господствующей" политики и экономической системы не позволят создать "островок анархизма" в частной жизни, для себя или для отдельной коммуны.

Внешняя свобода для Бертоло вообще неотделима от внутренней: если люди не контролируют общественные и государственные силы, то они вторгнутся в их жизнь, даже в их психику. Более того, анархист оспаривает идею либералов о том, что твоя свобода ограничивается свободой других. Наоборот, для Бертоло освобождение окружающих людей - основание твоей собственной свободы: рабовладелец, окруженный рабами, в полном смысле не свободен.

Поскольку свобода подразумевает такое "внешнее" измерение, анархизм включает коллективность. Она же невозможна без равенства (качественного, но лучше - и количественного, пусть не абсолютного в материальном плане), "интеграции" ручного и интеллектуального труда. При этом равенство не должно убивать разнообразие: даже касательно анархической доктрины Бертоло хотел, чтобы были сформулировано лишь ее "ядро", а все остальное отдавалось на откуп творчеству на местах.

Последнее стоит отметить особо. С годами партийные организации анархистов переживали спад, и сам Бертоло признавал, что на революцию рассчитывать не стоит. Запал активистов снижался, и Амедео предложил сделать ставку не на немногочисленный партийный актив, а на вовлечение более-менее пассивных сторонников и сочувствующих. Если партия подразумевала конкретную доктрину и программу, то на новом этапе движение анархистов должно было объединить множество людей и групп на местах, взгляды которых в деталях различались, но в "ядре" совпадали. Открытость к критике и готовность принять взгляд "низового актива", даже народа на проблемы - положительная сторона Амедео.

Похоже, однако, Бертоло планировал также больше сосредоточиться на культурных и идейных преобразованиях, нежели на актуальной политике. Он называл анархизм "культурной мутацией", которую следует распространять во всех сферах жизни - не столько через разовую революцию, сколько через пропаганду и построение различных сообществ и коммун. А также отстаивал необходимость построения утопий - как вдохновляющих и красивых образов, которые должны напоминать людям, что есть возможности и за границей наличной реальности.

Во всем этом чувствуется разочарование и желание отложить дело преобразования общества в "долгий ящик" - особенно в противоречии описанного с рассуждениями самого Бертоло о невозможности провести существенные изменения в "частной жизни", не касаясь политической власти.

Негативная сторона Амедео, соответственно, - излишняя размытость рамок, желание затянуть в анархизм все слои общества - а значит, и никакие конкретно. Бертоло критиковал "дуалистичный" подход к анализу общества: так, по его мнению, даже марксисты на практике пришли к грубому делению "буржуазия-пролетариат", не учитывающему всего сложного переплетения интересов классов. Тем не менее сам анархист повторил приписываемую другим ошибку.

Главную опасность Бертоло видел в "технократии" - нарождающемся слое специалистов-управленцев, менеджеров, которые вместо капиталистов распоряжаются компаниями. Анархисту казалось, что в СССР пришли к власти именно они: как бы "нейтральные" люди, "просто" знающие, как наладить производство или общественную жизнь. Естественно, вскоре они выделились в особую касту "обладающих компетенцией", которые по факту начали господствовать над остальными советскими гражданами.

То же самое, говорил Бертоло, происходит и с капитализмом: на первую роль выходят не держатели акций, а управляющие компаниями. Они занимают важные государственные посты, зачастую сохраняя место и в частных структурах. В результате, господство переходит в руки новой "технобюрократии" - поначалу как бы ничем не владеющей (ни частной, ни госсобственностью), но всем управляющей (в своих интересах). Этим Бертоло объяснял и явное повсеместное сращивание государства и капитала: якобы не крупный бизнес захватывает чиновничьи посты, а чиновники (управленцы) проникают в обе структуры. К ним присоединяются также люди, добившиеся высоких постов в партиях и профсоюзах. Хотя эта тенденция и кажется логичной, до сих пор основным выгодополучателем корпораций являются именно держатели акций. Управленцы же скорее довольствуются подачками "сверху" (и зависят от них), чем осознают себя как отдельный класс.

В то же время анархист все более считал различия в среде "управляемых" несущественными: он утверждал, что основное противоречие эпохи - политическое, а не экономическое. Позднее Бертоло даже заявил (на основании статистики по использованию велосипедов), что рабочие Италии стали уже не такими бедными, как раньше - а значит, обращаться нужно не к ним, или, по крайней мере, не только к ним. Тем более, что "синих воротничков" среди анархистов становилось все меньше.

Как и большинство анархистов с самого появления этой философии, Бертоло не смог определить, чьи же интересы он выражает, на кого именно опирается - и почему. Он больше говорил о некоем "поэтическом" стремлении людей к свободе, нежели о материальных предпосылках и возможностях этого (хотя и считал себя материалистом). Трансформация народных активистов в бюрократов для него загадочна; понимание, что бюрократии (в том же СССР) опираются не сами на себя, а на какие-то слои общества, также отсутствует. Несмотря на разговоры о "мутациях" и постепенный захват, Бертоло не хочет рассматривать борьбу противоположных тенденций в едином целом.

Стоит ли удивляться, что загадку перерождения КПСС Амедео решает просто: приписыванием марксистам изначально "иерархических" взглядов, желания построить сильное государство. При этом анархисту приходится прямо перевирать и Маркса, и Ленина, и даже (зачем-то) Троцкого. "Плюрализм" взглядов Бертоло на марксистов почему-то не распространяется.

Все это отражается и на предлагаемой Амедео схеме нового общества. Поскольку единодушное принятие решений возможно только в небольших гомогенных группах, "прямая демократия" у него - это достояние самого низового уровня. Далее эти "ячейки" выбирают много уровней делегатов, причем чем выше - тем больше система прибегает к голосованию и победе простым большинством. Так, хотя Бертоло сохраняет за ячейками право отзыва делегата, он выступает против "императивного" мандата (когда на решения делегата накладываются некие рамки или ему вовсе дают конкретные указания). Ведь, замечает Бертоло, чем выше уровень - тем больше разных интересов нужно учитывать; речь теперь идет не о консенсусе, а о компромиссе. Иными словами, если марксистская система Советов опирается сначала на единство интересов передового класса, а зачем - на устранение принципиальных противоречий в бесклассовом обществе, то Амедео рассчитывает построить самоуправление с сохранением классов. Т. е. с потенциалом внутреннего взрыва и борьбы за господство между, по факту, по экономической необходимости враждующими слоями.

Делегатов у Бертоло ограничивает то, что власть при анархии уменьшается от периферии к центру системы (у низов ее больше, чем у верхов); хотя почему это должно быть так - не поясняется (как же объективная роль управленцев, описанная самим Амедео?). Наконец, анархист допускает, что делегатов можно было бы выбирать по жребию.

В итоге Бертоло уточнил термины и некоторые взгляды своих анархических предшественников, а также уловил ставшую сегодня явной тенденцию на замену "иерархических" партий сетью низовых активистов, в которой взгляды людей "на местах" не подавляются, а включаются в общедвиженческую повестку. Однако, как и анархисты прошлого, Амедео не прислушался к марксистской идее поиска в обществе базы опоры, класса, чьи интересы выражал и оформлял бы анархизм (что и привело к утере связи с любыми массами). Хотя Бертоло и готов бунтовать против "господ", идея разделения (и, в известной мере, противопоставления) угнетенных кажется ему слишком негуманной, как и стремление к резким радикальным преобразованиям.

В век, когда мир действительно поляризуется на господ и наемных работников; когда жесткое иерархическое управление в ряде сфер вступает в противоречие с прогрессом и эффективностью - идеи анархистов кажутся не такими уж идеалистическими, как раньше. Тем важнее анархизму преодолеть свои "родовые травмы" и не прятаться в занятия культурой от проблем актуальной политики, с ее столкновением интересов и отсутствием прямого пути к "всеобщему единению".

Дмитрий Буянов

Источник - REGNUM
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1559166420


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 19 апреля 2024 года №523
- Олжас Бектенов поручил оказать пострадавшим от паводков семьям дополнительную помощь
- Презентация новых исторических книг состоялась в столице
- Олжас Бектенов поручил до конца полугодия сделать списки очередников на жилье прозрачными и понятными
- Без партийного акцента
- В Правительстве обсудили ход реализации проекта "Қарызсыз қоғам"
- Рейтинг управленческой элиты за I квартал 2024 года
- Об официальном визите Министра иностранных дел Казахстана в Таиланд
- Кадровые перестановки
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх