КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 17.12.2019
23:19  В афганском Мазари-Шарифе подавляют мятеж узбекского племенного вождя Кайсари
21:22  Жалкие фашики. В Германии суд оправдал 9 мигрантов, изнасиловавших 14-летнюю девочку
19:40  Внук Аркадага Керим продолжает карьеру музыканта-оранжировщика
19:37  "Не забудем, не простим". Выступления и задержания в Алматы и Нур-Султане (видео)
19:06  Учреждена новая туркменская медаль "Turkmen edermen" (Отважный туркмен)
13:33  Сбежавший в Германию инвалид уверяет, что работал киллером-ликвидатором у батьки Лукашенко
13:30  Папа дочку не обидит. Официально закрытая Тадж-корпорация "Фороз"... продолжает работать

13:29  О девальвации понятия "патриотизм". Почему казашкам, уехавшим за границу, не следует играть со словом "Родина". Ч. 2, - Н.Нуртазина
13:07  Мао Цзэдун в гостях у Сталина, - В.Бурт
12:08  Сотрудник посольства Казахстана в Египте Жолдасов найден загадочно убитым на улице - руки связаны, на шее - веревка...
12:04  Пакистанский суд заочно приговорил прячущегося в ОАЭ 72-летнего президента-диктатора Мушаррафа к ВМН
11:16  КиноБабуся Бриджит Бардо требует от Казпреза Токаева прекратить заживо сжигать кошек и собак "в Атырау и Уральске". Гав-Мяу-геноцид
11:11  Бишкекские лесбо-пидары опровергают, что их новый "мирный митинг" проспонсировали Госдеп США и Британское посольство
10:49  "Воспитание" (и в нем - "Чувство Родины") - новый обязательный предмет всех узбекских школ с 1 по 9 классы
10:17  Аркадаг - не дурак! Туркменистан застрахует свой газ для Пакистана на случай подрыва ТАПИ
10:10  УзбАскеры - победители конкурса "Лучший воин" в США
10:07  Идите... Лесом засадят еще 700 тысяч га дна Арала
10:02  Казахи: возможно ли "возрождение нации" на основе прежних ценностей и обычаев?
10:00  Шьют дело. Задержан полицией главред "Уральской недели" Л.Ахмедьяров
09:59  Нужна ли Каз-акимам "самостоятельность" и чем она чревата? - CАМ
09:55  Золотая Орда, героическая и трагическая история Евразии (продолжение), - С.Акимбеков
09:30  Экспорт революции в Иран, - С.Шакарянц
09:22  От импортозамещения в России выигрывают Индия и Китай
09:06  Индия не резиновая. Жители северных штатов не хотят принимать беженцев из трех соседних стран, - "Къ"
09:00  Эмираты тормозят межаравийское примирение. Почему катарский кризис пока не удается урегулировать, - "НГ"
08:59  Судьба автономии Гонконга висит на волоске, - В.Скосырев
08:12  Президент Мирзиеев улетел в Японию
07:34  Одиозного кыр-прокурора-"революционера" Бекназарова отправляют таки послом в Малайзию
00:05  Война за обладание беженцами: особенности африканской экономики
Понедельник, 16.12.2019
23:52  Прекращение огня на коммерческом фронте. США и Китай договорились о торговом перемирии, - "Къ"
23:47  Рабы Запада, курдские братья и месть американцам, - взрывное интервью Эрдогана
21:42  Суверенная глобализация. Как Джонсон распорядится новым большинством в парламенте, - Е.Пудовкин
21:39  Раскрытие убийства Шеремета – пролог новых Укр-полит-потрясений, - Д.Минин
21:32  Свободу эндам! Актив УзбЭкопартии привяжет себя к деревьям в знак рубки-протеста
21:00  Закон о мигрантах в Индии: протесты не утихают пятый день
20:59  Остановить утечку капитала из Турции никак не получается
20:57  Англия – для англичан, Шотландия – для шотландцев?
20:54  Час пробил. США разваливают ВТО как тухлый орех
20:53  Узбекистан идет к "новой эре" Мирзиеева, - Б.Мусаев
20:40  В Кыргызстане запретили разведку и добычу урана и тория. А как же углий и нефтяний?..
20:29  Мирзиеев поручил "усилить систему защиты журналистов"
18:16  Эрдоган готов признать геноцид индейцев. И выгнать из Турции военные базы США, - "КП"
16:26  Союз добровольцев Донбасса трансформируется в российскую политическую партию
15:53  Умер экс-глава Союза художников Таджикистана Фаррух Ходжаев
14:23  "Она кусала, но себя не давала": Юлдуз Усманова о Гульнаре Каримовой (видео)
14:18  Казахстанская нефть в "белорусском чучхе", - С.Артеменко
14:16  Таджикистан: вода не только великий созидатель, но и страшный/грозный разрушитель, - К.Сирожидинов
14:14  Усилия и проблемы Сооронбая Жээнбекова. Главные кыргызские события впереди, - С.Чериков
13:52  В КырПарламенте пытаются организовать импичмент спикеру Джумабекову
12:19  Китай создал еще одну гос-нефтяную компанию - отдельную трубопроводную
11:10  Глава "силового" комитета УзбСената Дадаходжаев обозвал УзбППС - "криминальной кормушкой". Вырвалось
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Казахи: возможно ли "возрождение нации" на основе прежних ценностей и обычаев?
10:02 17.12.2019

Мы продолжаем дискуссию на тему "Состоялось ли нравственное возрождение нации?". Мнение по поводу того, как рост религиозности в Казахстане повлиял на морально-этические установки наших граждан, мы попросили высказать одного из наших постоянных экспертов - историка, кандидата философских наук Сейткасыма Ауелбекова.
- Позвольте начать с уточнения использованных вами понятий. Есть два смысла слова "возрождение". В религиозных текстах оно означает веру в возрождение духа умершего. Обращаю ваше внимание на это значение, поскольку оно имеет к нашему разговору прямое отношение.
Второй смысл слова отсылает нас к культурному феномену, имевшему место в Западной Европе в XV-XVI веках, когда произошел переход от Средних веков к эпохе Просвещения. Его идейное содержание можно резюмировать одной фразой – возрождение канонов греческой культуры: интерес к человеку и его духу, к политической свободе. Неслучайно его еще называют периодом Гуманизма – это когда обо всем судят, исходя из свободы человека и его ценностей, а не из канонов религии. Таков идеал Возрождения.
Именно это содержание вы вкладываете, когда говорите о "возрождении нации". Однако опыт последних 30 лет показывает, что ничего общего с такой концепцией возрождения наша реальность не имеет. Мы восприняли и воплотили в жизнь первое, то есть религиозное, понимание термина, дав плоть и кровь всему, что так или иначе ассоциировалось с национальными традициями, с обычаями предков, с прошлым. Эти слова, как вы знаете, произносятся с определением "священный", что указывает на их сакральный статус. А сакральное, как известно, не принято подвергать экзамену разума. Его предназначение – служить предметом поклонения.
Парадокс заключается в том, что проводниками этого проекта стали не только политики, которым манипуляция религиозными символами всегда приносила большие выгоды, но и абсолютное большинство казахской интеллигенции.
- В чем конкретна была роль казахской интеллигенции?
- С самого начала политической независимости наша интеллигенция отодвинула на второй план дух критики. Не то чтобы забыла об относительной самостоятельности науки и научной мысли, нет. Думаю, что она даже не подозревала о существовании самой проблемы. Ведь не секрет, что мы, казахи, все еще ждали ритуала нашего "посвящения в науку". В науку, которая характеризуется не только наличием специальных структур и особой формой труда, но и этикой поведения.
Понятно, что был всеобщий эмоциональный порыв, было желание не подвергать сомнению первые неуверенные шаги к политической свободе. Что любопытно, в результате получили не то, что хотели. А именно уникальную мутацию: симбиоз политики, науки и религии. Доктор наук, совершающий хадж – типичный пример.
- Какими оказались последствия этой политики для народа, для "духовного возрождения нации"?
- Отвечу на примере морали, о которой вы спрашиваете. В широком смысле слова это совокупность правил и предписаний, касающихся добра и зла, позволенного и запретного. Когда вы говорите о морали, то придаете ей это значение. То есть подразумеваете универсальный принцип, обязательный для всех. Но мораль родоплеменного общества – нечто совсем другое.
Под "родоплеменным" я имею в виду социальный строй, в котором одна группа родственников расположена "ближе" или "дальше" к другой, чем третья. По самой структуре своей, то есть по "скелету" своего телесного сложения, такой тип общества отторгает принцип универсальности, будь то принцип морали, права или закона, ибо индивид в нем обязан поступать согласно своему социальному статусу. Обращаю внимание на эту фундаментальную черту личности в родовом обществе. У него есть определенный статус. И он обязан поступать по статусу.
- Что это означает? Какая разница между статусом и моралью или правом?
- Предположим, что человек работает на государственной службе. К нему обращается родственник. Не просто анонимный родственник, но аға, іні, нағашы, жиен, құда…Допустим, он отказал в "просьбе", что мы с вами, безусловно, одобрили бы. Но на языке обычаев это означает, что он пренебрег статусом, а, следовательно, своим родственным кругом. Следствием этого будет ряд санкций – моральных, сатирических, ритуальных: "орыс боп кетті", "ағайынды ұмытты", "менсінбей кетті", "өлсем де жаназама келмей-ақ қойсын" и так далее. Хотя вне этой логики "все знают", что он обязан был поступить как субъект права, то есть по закону... В этой полярности между статусом и правом, традицией и современностью вырабатывается та энергия, которая создает коррупцию, рост преступности, самоубийств…
Для меня очевидно, что возврат к обычаям предков стал социальным тормозом. Обычаи в том виде, в каком они были интегрированы в общественную жизнь, мешают налаживанию как внешних условий нашего существования (обеспечение законности и порядка), так и внутренней жизни (мораль и нравственность). Само общество стало заложником этих обычаев.
- Задумывая эту дискуссию, мы хотели в том числе сравнить морально-нравственные ценности советской системы, которые ушли в прошлое, с нынешними. Да, казахстанцы, особенно молодые, стали меньше употреблять алкоголь, табак и больше следовать казахским обычаям, но при этом вырос уровень преступности, коррупции, разводов, увеличилось количество сирот и брошенных стариков. Как это можно объяснить?
- Я думаю, что они никуда не ушли, а лишь видоизменились. Давайте разбираться. Дело в том, что ту мораль, которая культивировалась в СССР, и наши представления о морали объединяет многое. Во-первых, их партикуляризм. Как и при родовом строе, Советы создали этико-правовую систему предпочтения одних за счет исключения других. У "сознательных" было больше прав, чем у "несознательных"; у рабочего класса больше прав, чем у интеллигенции; у номенклатуры несравненно больше прав, чем у народа, и т.д.
Во-вторых, их объединяет равнодушие к человеку. Ведь метод "исключения" на советский манер и иерархизация общества по патриархальной модели имеют общую цель – установление тотального порядка. Обществом легко управлять тогда, когда контроль осуществляется изнутри и чужими руками, - когда "сознательный" указывает "несознательному", старший "дает по шапке" младшему и т.д. Власть предержащим остается лишь следить за "вождями" большого и малого масштаба.
Этим, кстати, объясняется общность эстетического вкуса идеологов соцреализма и нынешних "властителей дум". Тех и других интересовало и интересует не индивидуальность человека, который в силу личностного выбора мог противопоставить себя обществу, государству, а идеальный "герой" на советский манер, или "батыр" на наш художественный вкус, с односложной внутренней природой. В том и ином случае – идеал моногенной всеобщности: "массы", "народа".
Если вы готовы принять эти доводы, то, на мой взгляд, нужно говорить не о разрыве с ценностями советского строя, но о их преемственности. Можно вспомнить определенные нюансы в этом вопросе, но с фундаментальной точки зрения все видится мне именно в таком ключе.
- Вернемся к роли религии. Как вы считаете, улучшила ли она нравственную атмосферу в нашем обществе?
- Я убежден, что религия никоим образом ее не улучшила. Эксперты, которым ваше издание ранее предоставила слово, уже высказались по этому вопросу. И я всецело с ними согласен.
Я за то, чтобы функция религии ограничивалась обрядным комплексом: похороны, пятикратный намаз в мечети – пусть муллы выполняют там свои обязанности. Но они никаким образом не должны вмешиваться в процесс конституирования моральной концепции светского государства, каковым является Казахстан. Здесь должна быть проведена четкая и ясная грань между религией и государством. И каждая сторона обязана неукоснительно соблюдать пределы этой границы.
- И все-таки, как нам встать на тот самый путь духовного возрождения?
- На этот вопрос я, в принципе, уже ответил. Хочу еще раз повторить: невозможно достичь духовного возрождения на основе ценностей, норм и правил, доставшихся нам от прошлого. Должно быть четкое понимание того, что за последний век произошли кардинальные изменения в экономике, в образе жизни и труда. Следовательно, нравственные нормы общества тоже должны кардинально измениться. Если так, то отныне речь нужно вести не о возрождении обычаев, но о создании новой системы ценностей, которая поставит во главу угла человека – человека XXI века.

Я вижу здесь необходимость реализации двух взаимодополняющих шагов. Во-первых, решительно отказаться ото всех околонаучных идей относительно традиций, обычаев прошлого, прошлой истории. Во-вторых, создать новую парадигму, сутью которой должен стать интерес к человеку: к женщине и мужчине, к ребенку и пожилым людям, чтобы нас перестали считать биологической массой, носящей этническую этикетку – "казах". Это и будет возрождением во втором, гуманистическом, смысле слова.
Автор: Сауле Исабаева
10.12.19

Источник - camonitor.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1576566120


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о защите прав потребителей в рамках ЕАЭС одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов проверил состояние Петропавловского и Сергеевского гидроузлов в СКО
- В Правительстве состоялось заседание Совета по привлечению инвестиций
- Нефтяные игры
- В Правительстве рассмотрели ход подготовки к Олимпийским играм
- В Мажилисе рассмотрели вопросы поддержки региональных СМИ
- Кадровые перестановки
- Определены города и населенные пункты для пилотного проекта по сельскохозяйственной переписи
- Уголовное дело в отношении военнослужащего Ж. пересмотрено
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх