Будущего - нет? Cейчас историками стали все - и это ужасно? - Галина Иванкина 08:42 02.03.2020
1 марта 2020
Стоит лишь войти в социальные сети, включить любую программу ТВ, заскочить на кинопремьеру или же увидеть бывшего коллегу, нас тут же погружают в прошлое. В разговоры о прошлом. В полемику о прошлом. "Как дела?" - это неактуально, ибо озвучивает и подразумевает жизнь-в-настоящем. "А не зря ли мы разрушили СССР? А можно ли было избежать стрельбы 90-х? Да и вообще - не явилась ли ошибкой война с Наполеоном-то?" Не так важно, кто задает подобные вопросы. Важно - почему. В блогах любимая тема для споров и - взаимной ненависти: война за "правильное" понимание советской и до-советской истории. Эссе на тему "Самое вкусное в мире мороженое" или риторическое жевание "Советская школьная программа - лучше или хуже нынешней?" соберет больше восторженных и гневных комментариев, чем любая злободневная статья. Дискуссии о том, кто предал, продал, убил царя-мученика Николая II тоже привлечет грозные полчища диванных аналитиков.
Чуть меньше будут ругаться насчет Ивана Грозного, Петра Великого, Николая I и декабристов. Меньше. Но - будут. Люди на полном серьезе обрушивают тонны "словесной руды" (о, нет, Маяковский тут не годится, ибо субстрат абсолютно другой) на оппонентов, полагающих, что до Революции рабочим жилось отвратительно / хорошо. Замечу, что позицию никто не проговаривает до конца - все перебивают. Главное - это поругаться о великом / гадком / темном / скучном / отличном / обалденном СССР / Империи/ 1990-х. "Без прошлого нет будущего!" - заученно твердят "свидетели пломбира за 48 копеек", равно как и их враги, полагающие, что хомо-советикус просто не знал ничего вкуснее.
Но пока выходит, что прошлого-то - навалом. Граждане гораздо лучше знают, как правильнее было проводить европеизацию в XVIII столетии; когда следовало отменить крепостное право и кого надо бы расстрелять товарищу Сталину, чтоб ...в 1980-х не случилась клятая Перестройка. Даже на тему поправок в Конституцию почти все смыслообразующие идеи - из около-исторической области. Слышится беспрестанное "Возродить!" Зачерпнуть из Леты. Жизнь с повернутой назад головой. Поиски гармонии - там. Выбор - велик: от славянского язычества до "социализма с человеческим лицом". Впрочем оно так во всем мире - со своими вариациями, и усталый Голливуд выдает ремейки и прочих "Рембо на пенсии". Во фразе Дональда Трампа насчет great again ведущим словом является этот самый again. Опять, снова. Не как нонеча, а как - давеча. Получается, что никому не интересно ...будущее. При серо-тоскливом настоящем и тотальном равнодушии к завтрашнему дню (точней - в состоянии страха перед ним) остается лишь спорить о том, сколько мяса клали в советскую котлету и сколь выгодно отличалась политика Александра III от его европейских коллег.
А будущее как-то заблудилось. Где-то увязло. Сгинуло. Поэтому детский фильм "Гостья из будущего" сделался ностальгически-надрывным. Всем хочется пересматривать ленту тридцатипятилетней давности, когда у нас то будущее было открытым. "Прекрасное далеко", мне страшно одиноко! И затем плакать со взрыдом: "Какую страну про**али!" Есть снобское мнение, что No future – это для дядек-теток от 40+, а младые да рьяные в своих коворкингах очень даже в курсе, "что день грядущий нам готовит..." и чем порадует старина-Apple. Не соглашусь! Не бывает отдельного будущего для юношей - оно считывается всеми слоями и категориями социума. Футуризму все возрасты покорны, если он есть. В 1960-х годах, например, старики ощущали свежий ветер новизны, а недоучившиеся отцы шли в институт, чтобы не отставать от интеллектуально-развитых отпрысков. Все грезили космосом. Все читали фантастику. Никто не стонал по поводу и без повода насчет "циркуляра о кухаркиных детях", кроме профессиональных историков. При всем уважении к этой науке, тогда все козыри были на руках физиков и лириков - созидателей и певцов Грядущего.
Сейчас историками стали ВСЕ. И это ужасно. Когда физика-и-лирика уходят в тень, отдавая первенство музе Клио - наступает No future. Вернее, она - Клио - безраздельно воцаряется там, где неинтересно, что будет дальше. А сейчас именно такое время - у человечества какой-то "возраст дожития".
|