США договорились с талибами: Что это даст Таджикистану? 00:34 06.03.2020
Хайдар Шодиев, Asia-Plus
На прошлой неделе в Дохе США и представители группировки "Талибан" подписали соглашение о выводе американских войск из Афганистана и запуске в стране мирного процесса.
Принесет ли данный договор долгожданный мир афганскому народу и как может отразиться выполнение этого соглашения на Таджикистане?
Сделка предполагает:
- полный вывод войск США и НАТО из Афганистана в течение 14 месяцев после подписания документа;
- отказ "Талибан" от использования афганской территории для нападений;
- сокращение в течение 135 дней, если талибы будут выполнять свои обязательства по соглашению, американского контингента с 13 тыс. до 8,6 тыс.;
- проведение правительством Афганистана переговоров с Совбезом ООН по исключению членов "Талибан" из санкционного списка к 29 мая, Вашингтон намерен исключить группировку из своего списка санкций к 27 августа;
- США воздерживаются от применения силы против территориальной целостности ИРА, обязуются не вмешиваться во внутреннюю политику страны, и ежегодно будут направлять средства для обучения и оснащения сил безопасности;
- афганское правительство освобождает до 5 тыс. заключенных талибов в знак доброй воли в обмен на 1 тыс. сотрудников сил безопасности, удерживаемых талибами.
Стоит ли верить Трампу?
Станет ли мирный договор в Дохе началом прекращения войны в Афганистане и что думают об этом эксперты?
- На мой взгляд, президент Дональд Трамп сделал очередной необдуманный шаг, - считает журналист – историк Нурали Давлатов. - Этот шаг, вероятно, связан с президентскими выборами в США. Потерпев фиаско в иранском направлении, Белый дом переключился на Афганистан, где несколько месяцев назад США прекратили переговоры с талибами после убийства американского солдата. Трамп тогда заявил, что переговоры умерли, но, тем не менее, его спецпредставитель Залмай Халилзод продолжил переговоры с талибами.
Во время последних переговоров США, по мнению эксперта, де факто проигнорировали мнение правительства Ашрафа Гани, особенно в части освобождения 5 тысяч пленных талибов. Разумеется, афганский президент во многом зависит от Белого дома, особенно сейчас, когда политические оппоненты Гани, не признали его победу на последних президентских выборах.
- Трамп непредсказуемый политик, поэтому вряд ли стоит верить его обещаниям. Но если США покинут Афганистан, ситуация в стране обострится, потому что Белый дом проигнорировал не только интересы афганского правительства, но и многих других народов Афганистана, - говорит Давлатов.
Найдут ли талибы место в мирной жизни?
Даже при гипотетическом максимально успешном продолжении переговорного мирного процесса, общая конфликтогенность в Афганистане сейчас возрастет, считает эксперт по вопросам Центральной Азии и Афганистана Александр Князев.
По его словам, в каждой из талибских группировок уже происходят непростые внутренние процессы переструктурирования, смены лидеров, нормой является отсутствие четких вертикальных связей, которые могли бы заставить отдельные группы боевиков безукоризненно выполнять приказы на местах.
- Часть талибов сможет найти свое место в афганском обществе, но огромная часть боевиков окажется в маргинальном положении, не найдя себе места в реинтеграционном процессе, даже если он будет позитивно развиваться, что само по себе вызывает большие сомнения. Эта часть боевиков станет огромным мобилизационным потенциалом для всех сохраняющихся террористических групп и просто для роста криминализации в стране, - говорит Александр Князев.
- Вызывает пока сомнения и тактика США, связанная с выводом их контингента: слишком уж сроки выполнения их обещаний коррелируются с этапами американской избирательной кампании, - напомнил политолог.
Контрабанда – суть пограничной нестабильности. Все остальное – фантазии пропаганды
Касаясь влияния талибов на ситуации на границе с Таджикистаном, Князев напомнил, что они мало когда серьезно влияли на нее, отметив, что в последние годы эту ситуацию больше определяют небольшие, часто сугубо криминальные группировки, нередко связанные через коррупционные механизмы с местными силовыми структурами.
- Именно они контролируют основные потоки контрабанды на границе ИРА с РТ, и в общей хаотизации, которая сейчас ожидает Афганистан, их активность может значительно возрасти. В условиях общего кризиса вряд ли афганскому государству будет до охраны границы, оно и в лучшие времена последних десятилетий выполняло эту функцию, мягко говоря, не идеально. Контрабанда – это суть пограничной нестабильности, все остальное – это или малозначительные эпизоды, или фантазии пропагандистских структур, - считает эксперт.
По его словам, важную роль в вопросе приграничной безопасности на таджикско-афганской границе играет этнический фактор.
- К примеру, в районе Имамсахиба живут большими анклавами пуштуны, среди которых талибы могут теоретически получить поддержку, - говорит Князев. - В приграничном уезде Калаи-Зол живут в основном туркмены, которые в последние десятилетия взаимодействовали с талибами.
А, вот, в приграничных районах, где живут одни таджики, талибы поддержку получат вряд ли. Маловероятна и такая поддержка на большинстве участков границы в Бадахшане. Попытки переделов зон влияния – это уже само по себе основание для дестабилизации тех или иных участков.
Мир в Афганистане – новые возможности для Таджикистана
Мир в Афганистан принесет покой и новые возможности для развития не только для самой страны, но и соседних государств.
- В 2019 году Таджикистан экспортировал товаров и услуг в Афганистан на сумму почти 100 миллионов долларов, в Пакистан более чем на 10 миллионов. Из Афганистана Таджикистан импортировал всего лишь на 224 тысячи долларов, из Пакистана - более чем на 45 миллионов долларов.
Но если ситуация в Афганистане стабилизируется, то Таджикистан сможет заметно увеличить товарооборот с этими странами, напоминает экономический обозреватель Нур Сафаров.
По его словам, у Таджикистана есть возможность также заработать большие средства при продаже своей электроэнергии по проекту CASA-1000 в случае успешной ее реализации.
- Восстановление спокойствия в Афганистане позволит нашей стране обрести дополнительный железнодорожный и автомобильный выходы во внешний мир. Также у нас появятся большие возможности с выходом на морские порты Пакистана, - говорит политолог Рашид Гани Абдулло.
По словам эксперта, Афганистан развивался даже в условиях войны. Предпринимательское сообщество этой страны, никогда не знавшего избыточного вмешательства государства в сферу экономики, всегда было активным, умеющим успешно адаптироваться к любым изменениям. А в условиях мира он обретет больше возможностей для реализации своего потенциала.
Политолог считает, что прекращение военных действий в обозримом будущем даст мощный импульс процессу восстановления страны. Мирный, восстанавливающийся Афганистан будет притягивать мощные инвестиционные потоки. Ему будет нужно больше цемента, больше электроэнергии, больше угля, и многое другое.
- Все это может обернуться для Таджикистана приличными бенефициями. При условии, что республика сумеет должным образом ими воспользоваться, в частности, определиться со своим дальнейшим отношением к движению "Талибан", - говорит эксперт. - В прежние времена оно определялось не столько реальными политическими причинами, сколько факторами идеологического и этнического свойства.
Теперь, когда США легитимировали движение для международного сообщества самим фактом своих переговоров и достижением договоренностей с ним, а затем обратились в ООН с предложением исключить его из списка террористических организаций, актуализируется необходимость переосмысления нашей республикой своего отношения к талибам. Тем более, что возможность их повторного вхождения во власть в стране, в той или иной пропорции, исключать теперь не приходится.
|