Зачем православная Россия обратила казахов в ислам? (уроки истории) 16:33 06.03.2020
Почему православная Россия обратила казахов в ислам?
Восточная часть Золотой Орды, включая нынешние казахские степи, в этой стране всегда стояла наособицу. Она фактически не подчинялась великим ханам, кочевавшим на Волге, и долгое время жила собственной жизнью. Указы, которые касались всего государства, тут проводились со скрипом. Верховные правители были рады, если им направят солдат в войско, но на большее не претендовали.
Поэтому, когда в 1320-х годах при хане Узбеке был принят ислам, в новую веру обратились лишь знатные люди. А простые кочевники остались язычниками-тенгрианами. Еще сильнее влиянию мусульманской религии нанес удар распад Золотой Орды и выделение из ее восточной части Казахского ханства.
После этого фактически мусульманами оставались лишь ханы и их придворные.
Такая ситуация длилась более трех столетий. Узбекские оседлые государства на юге периодически пытались отправлять в казахские степи миссионеров, но пользы от этого было немного. Как и веками ранее, кочевники вели долгую войну с земледельцами, а потому их культуру принимать не желали. Как писал иранский путешественник 15-16-х веков Рузбихан, поклонение солнцу является доказательством вероотступничества казахов, как и обращение ими в рабство свободных мусульман. Правда, он пишет, что отдельные правила ислама имеют некоторое распространение.
Но в середине 18-о столетия сюда пришла империя, которая изменила все.
Казахи уже фактически самостоятельно отбились от своего главного врага – Джунгарского ханства, созданного западными монголами (вскоре его окончательно добьют китайцы). Но процесс перехода под российский протекторат, что начался из-за желания получить защиту от джунгар, уже шел вовсю и прекращаться не собирался. При Екатерине II большая часть казахов признала власть Петербурга.
Настало время перемен. Чтобы лучше контролировать своих кочевых подданных, было принято решение приобщить их к одной из религий, которые были приняты в империи.
Выбор был не так велик – православное христианство, ислам и буддизм. Последний исключался сразу, ведь эта вера не имела крепкой организационной структуры и не могла обеспечить властям надлежащее управление степняками.
С остальным было сложнее. С одной стороны, для православной державы было бы логичным приобщить казахов к христианству. С другой, как писал Чокан Валиханов, "… преобразования, проектированные для христианского и оседлого русского населения, не принесут никакой пользы и будут бессмысленны, если будут всецело применены к кочевым и бродячим инородцам Европейской и Азиатской России".
Выбор был сделан. Правительство в Петербурге решило обратить казахов в ислам. Это не представляло особого труда – мусульманство уже имело среди них некоторое влияние. К тому же, в империи было немало образованных мусульман, желавших помочь стране в таком деле.
С того времени казанские и уфимские муллы стали частыми гостями в степи. Многие из них навечно поселялись среди казахов, женились на девушках из этого народа и становились первыми представителями мусульманского духовенства на этих землях.
В течение 19-о века свое дело, они, в целом, сделали. с легкой руки православной матушки-России, казахи приняли ислам окончательно и бесповоротно и на равных вошли в большую семью тюркских мусульманских народов.
Но и тогда оставались противники этой веры. Тот же Валиханов считал, что его нации куда больше подходит буддизм.
|