КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 11.06.2020
22:59  Пекин ускоряет китаизацию ислама. Мусульманам Поднебесной обещают безбедную жизнь, - В.Скосырев
17:48  Мировой рынок газа входит в штопор, - С.Гомзикова
17:46  "Усовершенствованная бойня" за нефть в Ливии, - С.Кожемякин
17:45  Бишкек избавляется от памятников культуры. Под снос попадает ипподром
17:38  Современная рос-"элитка" - похоронить их за плинтусом.., - М.Хазин
17:09  Черный рецидивист в позолоченном гробу как символ Америки, - Д.Седов
17:06  США и КНР конкурируют за Таиланд, - В.Гулевич

16:55  Статью о клевете декриминализируют в Казахстане
15:57  В Таджикистане милиция ловит и забирает с улицы безмасочных детей и подростков
15:27  КырПравительство пытается придумать и ввести "налог на роскошь"
11:48  "Жил в отеле без горячей воды". Как будущий президент США агитировал перед чабанами в Алма-Ате
09:29  Проблемы на кыр-границе. ЕЭК признала действия Казахстана барьером для рынка ЕАЭС
09:07  Казахский султан Суюк Аблайханов - джалаирский коллаборант или степной батыр? Перечитывая Аткинсонов
08:36  Нил делят на троих. Египет, Судан и Эфиопия пытаются не начать войну из-за плотины, - М.Беленькая
08:29  "Единый оператор жилищного строительства" создан в Казахстане. На место Кулибаева-старшего?
08:20  Россия уступит Америке первенство в поставках газа. Восстановление глобального спроса на топливо зависит от Китая, - "НГ"
08:17  В Туркмении вспышка атипичной пневмонии. Власти отрицают, но врачи уверены - это COVID-19
08:13  Саудовская Аравия намерена ограничить количество паломников на 80%
07:34  Елбасы и бизнес-элита: на заре Независимости. Ч. 1, - Д.Ашимбаев
07:28  У талибов появилась иранская "пятая колонна". Группа боевиков ушла в раскол из-за сделки с США
07:26  Казахстанцы "проедают" свои доходы
00:48  25-летнего "звезду" тадж-кино Бехруза Саида посадили на 15 лет за вымогательство
00:40  Узбекистанцы... Век воли не видать (послесловие), - Б.Мусаев
00:39  Eurasianet: Загадочная "победа" Таджикистана над коронавирусом
00:23  Многоженство в Татарстане перестает быть редкостью, - Раис Сулейманов
00:22  Франция вынуждена перетасовывать карты в Ливии, - Изабель Лассер
00:14  Первый восточный экспресс прибывает из Китая в Узбекистан. Киргизия пока - тормозит, - "НГ"
00:09  Сближение Турции и Израиля - новая конфигурация на Ближнем Востоке? - Д.Юрганов
00:03  Афганистан – на грани возвращения к сценарию 1992 года, - Аманулла Гильзай
00:02  Иранский фактор в Центральной Азии, - Гузель Майтдинова
00:00  РосПсаки Д.Песков отрицает, что в России вообще есть олигархи
Среда, 10.06.2020
22:55  Пропавший неизвестно куда экс-1-й-вице-премьер Киргизии Шадиев заочно осужден на 13 лет
21:18  Расовые противоречия в центре президентских выборов в США, - Адриан Жольмес
21:13  Вирус убил российского писателя-сатирика Трушкина
21:08  Коня в овраге доедая... КырПрез Жээнбеков провел совещание с ошмякским басмач-активом
16:31  Парадокс настоящего момента в том, что капитализм сдох, а капиталисты остались, - Г.Садулаев
15:57  Нефтяной сектор в условиях пандемии. Ситуация в мире и Казахстане, - Л.Пархомчик
15:53  Опубликован Глобальный индекс миролюбия
15:49  Не нравятся мини-юбки? Иди к психотерапевту и лечи отклонения! - Аружан Джазильбекова
15:45  Против Асада и Москвы в Сирии развязана шпионская война, - В.Мухин
15:39  Убили негра, убили… "Институциональный" расизм в США, - В.Овчинский
15:36  Митинги в Казахстане: десятки задержанных, оцепленные "для дезинфекции" площади
15:35  США рассматривают Россию как цель, которую необходимо подчинить, а Европу – как слугу , - Дун Инфань
14:56  Умер 15 лет правившей "по воле Бога" президент-вождь (елбасы) Бурунди Пьер Нкурунзиза
14:51  ТаджСуд признал имам-хотиба Восейской соборной мечети Акрамова "братом-мусульманином", но не посадил...
14:02  Тень Наджибуллы преследует талибов
10:40  Политическая нефть. О нефтяных кризисах 1973 и 2020 годов, - Борис Марцинкевич
10:38  Игра пошла по крупному: Катар создает огромный флот танкеров – газовозов
10:10  Возможна ли война в Азиатско-Тихоокеанском регионе? - И.Ходаков
10:01  Майдан индепендента. Поможет ли РФ гипотетическая гражданская война в Америке? - ВПК
09:30  Иран умывает руки. Исламская Республика нашла свой ответ пандемии
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Многоженство в Татарстане перестает быть редкостью, - Раис Сулейманов
00:23 11.06.2020

Институт брака у поволжских мусульман может трансформироваться

Об авторе: Раис Равкатович Сулейманов – религиовед, эксперт Института национальной стратегии.

До создания гаремов дело не дойдет, но полигамия может стать нормой семейно-брачных отношений. Кадр из фильма "Белое солнце пустыни". 1970
Исторически практика многоженства среди татар и башкир была редкой. Сохранившиеся в трудах дореволюционных этнографов описания семейно-брачных отношений у татар хоть и сообщают о фактах полигамии среди зажиточных слоев мусульман Поволжья, однако явление это было малораспространенным в широких слоях населения. В советское время случаев и без того непопулярного среди татар многоженства не было зафиксировано: и дело не только в том, что государство это запрещало, но и сама полигамия воспринималась ими как нечто противоестественное: семейная этика татар была такова, что только моногамия виделась нормой.
Постсоветский период исламского возрождения у татар привел постепенно к изменению отношения к браку мужчины с двумя и более женщинами одновременно. Тем более что ислам разрешает мусульманину иметь до четырех жен при условии равного материального обеспечения последних со стороны супруга.
Несмотря на допустимость полигамии в исламе, эта форма семейно-брачных отношений первые два десятилетия постсоветской эпохи не встречала массового распространения даже среди верующих татар. "У нас это широко не распространено. Почему? Потому что у нас условия жизни сложные. В Аравии, к примеру, взял двух жен, поставил две палатки, дал им по одному платью, накормил – этого достаточно. А здесь ведь у нас каждой надо построить теплый дом, купить шубу", – объяснял непопулярность многоженства главный казый (духовный судья) Татарстана Джалиль Фазлыев.
В представлении татарских женщин идеальный брак должен быть моногамным, а появление второй жены трактуется как узаконенная религиозными предписаниями измена первой жене. Не только светская, но и активно верующая татарка или башкирка желает быть не первой, второй или какой-нибудь по счету женой, а единственной. Характерен в этой связи скандал, который произошел в 2009 году в Казани, когда на исламском интернет-сайте знакомств www.nikahrt.ru, который должен был содействовать созданию мусульманских семей, стали регистрироваться женатые мужчины. Именно это и возмутило татарских мусульманок, которые увидели в происходящем легализацию многоженства. Тогда председатель Союза мусульманок Татарстана Наиля Зиганшина гневно заявила, что "наши традиции не могут принять полигамию. Наш менталитет не готов его принять. Это и не нужно". Администрации сайта пришлось оправдываться, в конечном счете сайт перестал функционировать.
В 2010-е годы примеров многоженства становилось все больше, о чем периодически сообщали казанские СМИ: постепенно члены полигамных семей не стеснялись рассказывать о своем опыте жизни.
По мере распространения практики многоженства в Татарстане вторые жены сталкивались с ситуацией, когда они, заключая никах (религиозный обряд бракосочетания, совершаемый имамом), были обмануты супругом, поскольку он оказывался уже женатым, а о наличии первой жены не сообщал. А та тоже была не в курсе, что муж заводит себе вторую жену. Нетрудно догадаться, что это приводило к трагическим последствиям для таких женщин. Решить эту проблему попытались в Духовном управлении мусульман Татарстана в 2014 году, в муфтияте инициировали введение строгого учета всех заключаемых в регионе религиозных браков среди исповедующих ислам. Для этого в каждой мечети должны были заводиться метрические книги для фиксации всех проводимых духовенством браков. Причем декларировалось, что сделано это специально, чтобы обезопасить женщин от заключения брака с теми мужчинами, которые не предупредили их о том, что уже женаты. Записи о религиозном браке должны были заноситься не только в метрические книги, планировалось создать электронную базу всех, кто прошел религиозный обряд бракосочетания.

Эта в целом позитивная мера на практике не заработала. Ярче всего это проиллюстрировал имам казанской мечети "Туган авылым" Ильнар Зиннатуллин, которому не раз приходилось проводить никах, где мужчина женился на второй жене при наличии первой, о чем он сам поведал журналистам. При заключении таких браков бывает, что мужчина скрывает от первой жены, что заключает брак с другой женщиной, рассчитывая либо вообще не рассказывать первой жене о наличии второй жены, либо намереваясь после поставить ее перед фактом, полагая, что первой жене придется смириться с этим.
Во всех случаях многоженства мужчина живет на две семьи: жены живут в отдельных квартирах, а не вместе. Первой жене, если она, после того как узнала, что муж женился еще на второй женщине, не подала на развод, приходится принять такую ситуацию как данность. Как правило, нежелание разводиться с мужем у первой жены продиктовано тем, что она не хочет разваливать семью и материально не готова растить одна детей. А потому вынуждена терпеть. В идеале по закону шариата мужчина должен предупредить первую жену о своем намерении завести вторую жену и получить ее согласие, но, поскольку на это он рассчитывать не может, заключает никах со второй женой и без одобрения первой супруги. Такой никах даже при отсутствии согласия первой жены считается действительным с точки зрения норм мусульманского права. Вторые жены – это либо молодые и влюбчивые девушки, либо одинокие многодетные женщины за 40 лет, которые согласны на такой статус из-за нежелания оставаться одинокими или по материальным причинам. Их мотивация – найти финансовую поддержку для себя и своих детей (нередко это дети от предыдущего мужа).
Многоженство остается одним из вопросов внутренней жизни мусульманской уммы Татарстана, о чем ярко свидетельствует специально проведенная в марте этого года в казанской мечети "Марджани" ее имамом Мансуром Залялетдиновым встреча с татарской молодежью на тему религиозного брака, где имам привел следующий пример: "В последнее время ко мне приходит много молодых людей и мужчин постарше. Они ищут себе вторую жену. Те, кто ищет третью, встречаются реже. В то же время есть много девушек, которые готовы стать вторыми женами. Есть и такие, у которых умерли мужья и они остались одни с детьми на руках. Выхода не остается, да и детям нужен отец. Что же этой женщине остается делать?"
С точки зрения российского государства, религиозный брак не имеет юридической силы, тем более когда мужчина заводит себе вторую жену. Однако это и существующее негативное отношение татарского общества к полигамии не останавливают верующих мусульман. О многоженстве приходится говорить вслух даже в высших эшелонах светской и духовной власти Татарстана. Президент Татарстана Рустам Минниханов выступил против практики многоженства, а муфтий Татарстана Камиль Самигуллин пусть и уклончиво, но также не рекомендовал такую форму семейно-брачных отношений. В этой истории любопытно не то, что оба не поддержали полигамию, а то, что такие вопросы вообще задаются. Это говорит о том, что есть определенное лоббирование многоженства со стороны тех мусульман, которые рассчитывают получить одобрение полигамии у светской и религиозной элиты Татарстана.

Их цель заключается в том, чтобы сделать полигамию такой же нормой для семейно-брачных отношений в обществе, как и моногамия. И если сегодня татарское население в своей широкой массе не приемлет многоженство, осуждая его, и разговоры о легализации полигамии воспринимает как потворство нафсу (похотливым чувствам) некоторых мужчин, которые используют религию для его прикрытия, а моногамия видится как естественная и допустимая с точки зрения доминирующей сегодня в обществе морали форма брака, это не означает, что институт брака не может трансформироваться со временем.

По нашим оценкам, численность полигамных семей среди активно верующих мусульман в Татарстане составляет не больше 1% общего количества. Цифра крайне незначительная на первый взгляд, однако число случаев многоженства будет постепенно возрастать по мере усиления исламизации в регионе.

Источник - ng.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1591824180


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Олжас Бектенов проверил берегоукрепление жилых массивов Атырауской области в преддверии второго пика паводков
- Реализацию важных инвестиционных проектов обсудили в Правительстве
- Кадровые перестановки
- Какую социальную поддержку получают граждане в пострадавших от паводков регионах РК
- Разведка и сверка позиций: политолог Ашимбаев о визите главы МИД Британии в Казахстан
- Депутатам презентовали законопроект по декриминализации экономических правонарушений
- Заявление по соглашению ОПЕК+
- Новая страница казахско-британских отношений: в Астане подписано Соглашение о стратегическом партнерстве и сотрудничестве
- В Алматинской области судья и пристав осуждены за коррупцию
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх