КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 17.02.2021
20:24  Битва языков на Украине, - Le Monde
20:04  Третий лишний. Президент Египта Сиси призвал ограничить число детей в семьях
19:23  КазПарламент продолжает теребить тему Ашаршылыка - Голодомора
19:20  РосГосдума вводит уголовную ответственность за реабилитацию нацизма в сети
16:09  "Утечка мозгов": сколько специалистов уехало из Казахстана в 2020 году
14:12  Способен ли американский флот противостоять китайско-российскому? - Кристофер Вуди
13:31  Корень солодки + шкурка граната + лапка... УзбУченые создали собственную анти-КОВИ-вакцину - ZF-2001

12:11  Земельный протест в Казахстане: реальные причины и интересанты, - В.Щекунских
12:09  Кыргызстан под угрозой исламизации: исламская идентичность "перебивает" гражданскую? - Д.Сапрынская
11:58  Печальная история гибели королевской династии Непала
11:57  Как Турция пытается "втянуть" Казахстан в новую Османскую империю, - Б.Имангалиев
11:53  Китай захватывает украинский рынок: нынешнее состояние и перспективы, - Юлия Проценко
11:51  В Кабуле обсуждено укрепление сотрудничества между Таджикистаном и Афганистаном в вопросах безопасности
11:48  Волки, капуста и китайский джингоизм, - Питер Чарльз
11:43  Кризис американской власти, - И.Крастев, М.Леонард
11:42  Как очистить Россию от авторов ее "оптимизации"? - А.Маленький
11:41  Постыдные мутации: из-за пандемии возможен всплеск устойчивых половых инфекций
11:37  Приобрести, чтобы не потерять: Узбекистан на пороге ЕАЭС , - М.Жиенбаев, Ю.Белоус
11:31  Задержан экс-председатель правления казахского Tengri Bank Ержан Шайкенов
11:08  Выборы в местные кенеши Кыргызстана. Генеральная репетиция осени, - Д.Подольская
11:07  Уздечка для радикалов. Французский парламент принял закон о борьбе с экстремизмом
10:46  "Здесь идет война со всем русским". Латвийский опыт этноунификации, - А.Терентьев
10:09  Вынужденная или намеренная бюрократия? Регулирование гражданского общества в Узбекистане, - Д.Юсупов
10:08  Пентагон признал, что хранит обломки НЛО и проводит над ними испытания, - The Sun
10:05  Украина после распада. Соединенное королевство Великой Галиции и Северной Буковины, - О.Хавич
09:00  Узбекистан – это то государство, которое с большой вероятностью будет прирастать территориями и населением, - А.Говендяев
08:34  Скончался известный казахский телеведущий Нуртилеу Имангалиулы
08:13  Китайский демографический крест, - Д.Перетолчин
01:06  Йога вместо Бога. Почему иранцы, рискуя жизнью, уходят из ислама?
01:03  Аристократы степи. Что вредит визуальному имиджу казахской нации и отечественной киноиндустрии, - Н.Даутбеккызы
00:20  Таджикская террористическая сеть в Северном Рейне-Вестфалии, - Frankfurter Allgemeine
Вторник, 16.02.2021
23:39  Что опять делят кыргызы и таджики в Кок-Сереке и Ак-Сае? - ВВС
23:25  Держи Ухань востро. Миссия ВОЗ задает новые вопросы Китаю, - С.Строкань
22:30  Уволен главред "Кыргыз Туусу" Эрнис Балбаков
22:04  "Враги народа" в… ФРГ. В демократической Германии сегодня не церемонятся с инакомыслящими, - А.Соколов
21:23  Китай может сорвать выпуск амеровских супер-истребителей F-35
21:11  Сардобинское водохранилище восстановят. УзбПравительство приняло решение
20:29  Любовь и сексуальность во времена Covid-19, - Le Monde
20:25  Неправильные примеры: известные люди вакцинируются в обход очереди, - Der Spiegel
19:00  Ахеджаковщина. Нисхождение в мерзость. О морали подлецов, - К.Кеворкян
18:12  Земля за кредиты: что Зеленский продал арабским шейхам, - Д.Ковалевич
18:03  Решение о строительстве АЭС в Казахстане не принято - КазМинэнерго
15:40  Запад превратился в ГУЛАГ? Отлично. Давайте примем 50 млн белых американских мужиков у себя
15:01  Бердымухамедов отважно бросил перчатку Америке
14:58  Омур Текебаев пытается возглавить скрытую Кыроппозицию?
14:28  Примет ли Россия "лишних таджиков", - И.Джорбенадзе
13:25  Казахстан разрешил студентам выезжать на учебу в Россию, но та их не впускает
13:24  Борьба за достоинство Латинской Америки, - С.Кожемякин
13:17  Путч или революция: что снесет Путина?
13:10  Пир во время чумы, или о резиденциях президента Узбекистана
09:59  "То, что сейчас ходит по Франции, это не французы", - В.Прохватилов
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Кыргызстан   | 
Кыргызстан под угрозой исламизации: исламская идентичность "перебивает" гражданскую? - Д.Сапрынская
12:09 17.02.2021

Дарья Сапрынская

Недавние скандалы в Кыргызстане, связанные с махинациями в Духовном управлении мусульман Кыргызской Республики (ДУМК), вышли в "топы" новостных лент не только в КР, но и по всему региону. Влияние ДУМК в стране отрицать сложно, как и растущую с годами роль ислама для самих кыргызстанцев.

Как складывалась роль ислама в Кыргызстане – от истории к современности – в материале Дарьи Сапрынской.

C конца 90-х гг. для некоторых стран Центральной Азии закрепилась тенденция роста числа мусульманских организаций и объединений. Так, в Кыргызстане, по данным Национального статистического комитета на 1 января 2020 г., действуют 2688 мечетей. Для сравнения число мечетей в 1990 году составляло всего 39.

Пока большинство исследователей заявляют о потенциальных рисках исламизации для Кыргызстана, население страны использует исламское образование как социальный лифт, а саму религию как устойчивый фундамент.

В чем же состоит причина "второго дыхания" исламской традиции в Кыргызстане и насколько она опасна?

Взгляд в прошлое

Конечно, ислам – далеко не новое явление в регионе. Он появился в VII веке вместе с арабским завоеванием под предводительством Кутейбы ибн Муслима [1]. Однако повсеместное распространение этой религии не произошло сразу: кыргызы, как и другие кочевые народы, очень долго сохраняли прерогативу номадической традиции.

При этом ислам вместе с кочевым укладом повлиял на существующую и сегодня поляризацию страны, деление ее на север и юг. Оседлая южная часть – Ферганская долина, а именно – г. Ош и сейчас является одной из наиболее исламизированных территорий республики.

Тогда как северная часть современного Кыргызстана руководствовалась долгий срок, скорее, местными верованиями, что связано с большим количеством тут кочевых хозяйств.

Ислам с VII века и до провозглашения советской власти с ее реформами практически полностью формировал "жизненный цикл" местных людей. Здесь речь не только о рождении и похоронах, но и письменности, литературе и других традициях. 

Другими словами, кыргызы понимали себя как мусульман в первую очередь, а уже потом говорили о своей этнической принадлежности. Советская власть создала новую идентификацию – гражданскую. Последующий распад создал иные пути направления развития "идентичности" и сейчас наводнение исламом – один из вариантов.

Процессы политизации ислама в Кыргызской Республике

Риски исламизации: куда смотрят власти?

Регулирование религии в КР – понятная власти необходимость. Появление Духовного управления мусульман Кыргызской Республики (ДУМК), а также принятие законов "О свободе вероисповедания и религиозных организациях в КР" от 31 декабря 2008 года № 282 и концепции по религиозному развитию страны в период с 2014-2020 годы – стали общей законодательной и административной базой для этих целей. 

Однако существование нормативов и регуляторов все же не может остановить распространение различных радикальных течений. Сегодня в стране под запретом 21 организация – они признаны экстремистскими. Одним из методов проникновения подобного типа идей – является финансирование строительства культовых объектов, через которые экстремисты осуществляют пропаганду.

В числе радикальных элементов – ваххабиты, а также влиятельные организации, такие как, например, "Хизб ут-Тахрир аль Ислами". В Кыргызстане "Хизбут ут-Тахрир" появилась в 1990-х, куда пришла из пограничного Узбекистана, а именно из его Ферганской, Намаганской, Андижанской и Ташкенсткой областей.

Особую популярность организация получила среди узбеков Кыргызстана, выражающих поддержку соплеменникам из Узбекистана – против первого президента страны И. Каримова. 

Массовую привлекательность эта организация обрела из-за своего выдвижения против существующих в мире систем государственного управления, призывая к восстановлению "справедливого исламского образа жизни" и исламского государства (халифата) и воплощения в нем исламской системы.

Организация сегодня повсеместно запрещена в СНГ, хотя в мире, к примеру, в ряде стран Западной Европы, она функционирует свободно. 

В Кыргызстане регионами распространения идей "Хизбут ут-Тахрир" является Ошская область, в частности – Кара-Суйский, Араванский, Узгенский, Ноокатский районы, г. Ош, Базар-Коргонский и Сузакский районы Джалал-Абадской области, г. Джалал-Абад.

Другой тенденцией является распространение радикальных идей и вербовка мусульман Кыргызстана, ведение недопустимого и нелегального прозелитизма с последующей дислокацией сторонников уже на Ближний Восток. Так работает ИГИЛ (Исламское государство, террористическая организация, деятельность которой запрещена на территории Кыргызстана и РФ). Большой опасностью становится возвращение боевиков на родину, или же создание постоянно действующей ячейки ИГИЛ в стране. По сообщениям СМИ, в Кыргызстане в 2019 г. присутствовало порядка 3-5 тысяч боевиков "Исламского государства". 

Исламская = кыргызская идентичность?

Возрождение исламской идентичности не является лишь следствием разрушения прежней системы управления в Кыргызстане, в ее основе лежат комплекс проблем и вопросов, с которыми сталкивается сегодня кыргызское общество.

Среди таковых: недоверие властным структурам, высокая трудовая миграция за пределы страны и безработица (по официальным данным Минсоцразвития республики на 2018 г. 183,4 тыс. человек, что составляет порядка 7,2% населения), постоянные перемены в институтах власти – смены режимов и перевороты.

Эти и ряд других проблем выступают катализаторами нарастающей роли ислама в Кыргызстане, особенно благодаря общинным понятиям, поддержке, которая исходит от мусульманской уммы. При этом помощь оказывается не только на местном уровне, когда прихожане одной мечети оказывают друг другу поддержку, что отражается в принципах закята и садака [2], но и в сотрудничестве с другими исламскими странами. Большую роль в его укреплении в странах ЦА играют спонсорские программы Королевства Саудовской Аравии, Турции и других стран. 

Исламские принципы закладываются и в экономическое сотрудничество, здесь примером служит исламский банкинг. Следуя принципам шариата, где запрещено ростовщичество, а соответственно, отсутствует процедура взимания процента с банковских операций, исламский банкинг укрепляет финансовое сотрудничество между мусульманскими странами. 

В Кыргызстане, например, функционирует ЭкоИсламикБанк, Исламский Финансовый Центр и другие организации. В дополнении к этому, Саудовская Аравия предоставляет квоты для совершения паломничества в Мекку (хадж). По сообщению ДУМК в 2019 году выделено 5510 квот, в каждой группе по 50 человек, стоимость одной поездки оценивается в 3 тысячи долларов, в 2018 г. Королевство предоставило 5485 мест, стоимостью 2890 долларов за каждое.

Культурные связи с исламским тюркоязычном миром, где основную силу представляет Турецкая Республика, также связаны с усилением роли исламской идентичности. Так, активное распространение с начала 1990-х и до переворота в Турции в 2016 г. получили гюленовские школы, все еще активны "сулеймановцы" – последователи суфийского ордена Сулеймания, "нурджулар" – сторонники классического коранического образования и другие протюркские и происламские объединения. 

Подобные институты являются центрами притяжения кыргызской молодежи, так как предоставляют большой спектр для самореализации, возможность переехать в Турцию. Конечно, для государства такие школы могут потенциально являться центрами распространения радикальных идей. Однако часто гарант т.н. "лучшей" жизни, различные квоты, чувство принадлежности к "чему-то большему" придают исламу в его современном положении больше привлекательности.

Оформление исламской идентичности наравне с гражданской все чаще создает принципиально новое понимание того, кем сегодня являются часть жителей Кыргызстана.

[1] Кутейб ибн Муслим – наместник Хорасана в период правления династии Омейядов (704-715 г.); осуществил завоевательные походы в Средней Азии, следствием которых стало распространение ислама в регионе. В пределах современного Кыргызстана арабские завоевания при Омейядах доходили до Тараса и на востоке – до Кашгара.

[2] Закят – один из столпов ислама, обязательное пожертвование в пользу исламской общины, уммы. Садака – добровольное пожертвование, рассматривается, как проявление щедрости и нацелено на будущее укрепление дел внутри общины.

Источник - ia-centr.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1613552940


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх