КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDAFacebook  RSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 31.05.2021
22:32  В очередной раз отправился в СИЗО экс-премьер Киргизии и мини-олигарх Бабанов
21:57  Экс-депутаты КырПарламента Пирматов и Зулпукаров задержаны "за незаконное обогащение"
20:00  Иерусалимский харам. Можно ли из палестино-израильского конфликта убрать религиозный фактор, - А.Мельников
19:56  "Не более чем бизнес": пойдут ли Москва и Пекин на военный союз, - М.Ходаренок
19:54  Социологи России и Казахстана провели мастер-классы для будущих исследователей межнациональных отношений
18:31  Китайское политбюро согласно на троих. Демография как оружие, - "Къ"
15:51  У армии США есть секретное оружие, чтобы победить Россию, Китай и кого угодно, - Крис Осборн

15:40  Горемыку Байдена поймали на получении денег от лоббистов "Северного потока-2"
14:52  Китайским семьям разрешили заводить трех детей
14:35  В Бишкекское СИЗО "закрыли" брата экс-президента Жээнбекова. За "Кумтор" - ответит
12:40  Религиозный процесс в Казахстане в "зеркале" социологии
12:37  В Киргизии издали книжку про погибшую в "Баткенской войне" 12-летнюю Мадину
12:36  Семьи росгвардейцев космодрома Байконур объявили голодовку: на грани выживания
12:34  Драма Кыргдрамы. Когда в храме искусств завершится долгожданный ремонт?
12:28  "Это прорыв". Зачем МВД собирает ДНК казахстанцев
10:56  Подаренная Кырминздраву "мобильная клиника" ржавеет в Бишкеке. Из-за "бюрократических процедур" (на кой хрен им гумпомощь?)
10:53  КырДикоЗдрав Бейшеналиев завершил "клинические испытания" аконита (иссык-кульского корешка). На самом себе?с
10:15  Южноафриканский, бразильский и индийский варианты Covid-19 потихоньку прогрессируют, - Le Figaro
10:11  Спят курганы сакские. Алматинский акимат крадет с наследия предков
10:04  Акиматы строгого режима. Скандальные рекорды Павлодарской области
09:36  Сын офицера НКВД Токаев пытается антисоветскую виктимность всунуть в казахскую национальную идеологию (обращение)
09:31  Кто выиграл в последней палестино-израильской войне? - А.Раевский
09:28  "Голодомор" по-казахски. Теоретики "казгеноцида" пытаются доказать, что русские принесли казахам только зло
09:26  15 штатов восстали против администрации Байдена, - В.Прохватилов
08:15  Американский "Тарзан" разбился в самолете вместе с женой
08:01  В Казе издан 3-томник "уникальных документов" о Казахском Голодоморе "Ашаршылык". Голод. 1928-1934"
06:24  Вашингтонский синдром. Американское общество не может существовать без страха, - Е.Пустовойтова
01:16  "Пакистанский поток" расширит влияние России в Азии, - А.Резчиков
00:53  Пентагон намерен воевать сначала с Китаем и лишь потом – с Россией, - В.Мухин
00:51  Китай готов сместить США с мирового научного пьедестала, - В.Скосырев
00:50  В Узбе узаконили и легализовали "Госслужбу безопасности президента"
00:42  Непреодолимая воля к переменам в Латинской Америке, - С.Кожемякин
00:40  Китайский поток: как Казахстан упустил огромные возможности, - А.Чукин
Воскресенье, 30.05.2021
20:46  Дело полковника Сатвалдинова. Следы ареста офицера ведут далеко вглубь КазМинобороны
19:47  Маршал Хафтар пригрозил новой войной, если в Ливии не будут проведены всеобщие выборы
19:05  Почему уборщицы и сторожа побеждают на российских выборах
14:55  Цирк с конями. Борьба КырДепутатов против министра здравоохра Бейшеналиева
14:43  Как Ельцин выбирал Путина, - аэро-зять Дьяченко все пописывает мемуары
14:29  "Люди должны поверить, что в Узбекистане нет коррупции" - Мирзиеев веселит от души
14:27  Утверждена "Стратегия достижения гендерного равенства в Узбекистане до 2030 года". Ну как без нее?
14:24  Xiaomi и Huawei: Китай побеждает Америку в торговой войне, - А.Чаблин
14:15  Прогрессивная дегенерация или консервативная революция? - Ф.Владимиров
11:03  Потеря ориентира: COVID-19 вызывает нарушения восприятия пространства
10:22  Опасна ли Олимпиада в Токио? МОК уходит от ответственности, - А.Кошкин
09:30  The Spectator: Пора отказаться от секса. Спасибо феминизму!
00:45  Кто мешает сближению Москвы и Пекина, - Вл.Малышев
00:44  Измученные КОВИДом японцы требуют и просят отменить Олимпиаду, - Le Monde
00:40  После выборов в Шотландии будущее Великобритании тонет в тумане, - Дм.Минин
Суббота, 29.05.2021
16:44  В Киргизии переименовали 2 министерства. Теперь дела наладятся?
16:22  Турецкий беспилотник "Байрактар" - спутник неполноценных армий?
16:11  Сборная Казахстана надрала итальянцев на ЧМ по хоккею - 11:3!!!
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Религиозный процесс в Казахстане в "зеркале" социологии
12:40 31.05.2021

Группа казахстанских ученых провела большую исследовательскую работу "Светскость и религия в современном Казахстане: необходимость модернизации духовно-культурных смыслов и стратегий". Один из авторов - доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии, политологии и религиоведения МОН РК Елена Бурова прокомментировала, каков на сегодняшний день религиозный процесс в Казахстане, сообщает zakon.kz.

- Консолидация общества в условиях мировоззренческого плюрализма зависит от многих условий и факторов: эффективности социальных институтов, результативности государственной политики, общности историко-культурных основ, доминирующих ценностных парадигм, - отметила Елена Бурова. - В современных общественных процессах важным является отношение сограждан к религии, факторам ее возвращения в пространство жизни.

Говоря об этом, профессор назвала мотивы респондентов о возврате религии в личную и общественную сферу, начиная с 90-х годов и по сегодняшней день:

- понимание нравственной основы религиозной духовности,

- восстановление связи религии и истории,

- значение религии для понимания смысла жизни,

- поиск идеала в духовном вакууме современности,

- необходимость идентифицироваться со значимым целым в ситуации кризиса ценностей.

Менее значимыми мотивами выступают шаблоны и клише, которыми наделяли религию в период атеизации общества: устаревшее мировоззрение, способ манипулирования, а также новые тенденции - подражание моде не религиозность и политическая игра с использованием религиозных чувств.

Религиозное многообразие и консолидация казахстанского общества

Ценностно-нормативные функции выполняют различные институты (семья, образование, СМИ, Интернет и др.) и, как показывает практика, в условиях общественных трансформаций одни из них утрачивают, а другие, напротив, увеличивают свое воздействие. Подавляющее число казахстанцев из разных этносов отмечает первостепенность фундаментальной функции религии - духовного обогащения и объединения людей одной веры. 71,2% в среднестатистическом значении указывают на интегрирующую функцию религии для общества. Позитивные оценки влияния религии преобладают над негативными.

Функции религии в современном казахстанском обществе

Экспертное сообщество полагает, что религия преимущественно способствует консолидации общества. Если в среднем значении так считает 76,4% экспертов, то преобладающее большинство этой позиции у 93,3% представителей теологов и религиозных деятелей. У светских преподавателей и ученых о консолидирующей функции религии сообщает 73,2%, к ним близки эксперты из других сфер деятельности (государственные и общественные деятели, представители НПО, политических партий, госслужащие, журналисты) - 72,7% из них отмечают способность религии к консолидации общества.

Оценка экспертами объединительного/конфликтогенного потенциала религии

С утверждением о том, что религия противопоставляет друг другу различные слои казахстанского общества согласилось 27,3% экспертов из числа журналистов, аналитиков, блогеров, политических и общественных деятелей, 26,8% - из числа светских преподавателей и ученых и 6,7% - из числа религиозных деятелей (теологов и преподавателей). У представителей экспертного сообщества из числа теологов и священнослужителей – акцентированная точка зрения на возможности консолидирующей функции религии.

Оценка объединительного/конфликтогенного потенциала религии (эксперты по когортам, N=107, %, 2020 г.)

Эксперты отметили мотивы конфликтогенности, которые обнаруживается 1) в различных трактовках сущности Бога и его происхождения (38,1%), 2) в религиозном экстремизме (19%), 3) в деятельности радикальных религиозных течений (19%), 4) в нетерпимости к атеистам (14,3%), 5) в нетерпимости между представителями разных конфессий (4,8%), 5) в религиозной безграмотности населения (4,8%).

Средства, инструменты и механизмы консолидирующей функции религии в оценке экспертов представлены в определенной иерархии: от парадигмы всеобщего единства перед Богом (33,8%) до схожести учений в разных религиях (1,5%).

Ранжирование механизмов и инструментов реализации консолидирующей функции религии (эксперты в целом, N=107, %, 2020 г.)

Оценивая позитивно возможности религии как института консолидации, и население, и эксперты не рассматривают религиозную идентичность и мировоззренческую общность религиозного образца в качестве главного консолидирующего фактора общества в целом. В то же время настораживает стремительный рост сторонников религиозного вектора развития казахстанской государственности.

Объединяющий/конфликтогенный потенциал религии в оценке экспертов указывает на высокую критичность мнений аналитиков, преподавателей, ученых, журналистов, государственных и общественных деятелей в оценке конфликтогенного потенциала религии в обществе по сравнению с религиозными деятелями.

Экспертное сообщество отличается когнитивным диссонансом как по критерию светской/религиозной самоидентификации, так и по внутриконфессиональным разногласиям.

Религия как фактор общественной консолидации

С точки зрения экспертов, верующие и неверующие граждане Казахстана, прежде всего, могут консолидироваться на основании принадлежности к одной этнической группе (34,8%). Во вторую очередь, имеет значение принадлежность к одной языковой группе (19,3%). В третью очередь, мотивом консолидации могут быть как общенациональные культурные ценности (18,2%), так и общая история (18,2%).

Мнения респондентов о факторах внутриэтнической консолидации проявили значимость объединительного потенциала религии таким образом: от 2-3–ей позиции у представителей других этносов, 4-й позиции у респондентов-казахов до 6-й позиции у респондентов-русских.

Факторы внутриэтнической консолидации (население, этнический срез, N=1800, % (место), 2020 г.)

В поликонфессиональном обществе важно принятие/отвержение парадигм светского, многоконфессионального, религиозного (исламского) государства населением. В гражданской ментальности доминируют представления о том, что Казахстан является многоконфессиональной страной или государством с двумя основными религиями – исламом и православием. В то же время уменьшается численность приверженцев этих парадигм за счет акцентирования посылов о том, что "Казахстан в силу демографической ситуации можно отнести к странам исламского мира" и устойчивого роста сторонников превращения Казахстана в религиозное государство.

Большинство респондентов воспринимают Казахстан многоконфессиональной страной (89,3%), с преобладанием верующих, представляющих две основные религии – ислам суннитского мазхаба и православие (72,8%). Склонны относить Казахстан в силу демографических характеристик к странам исламского мира - 64,1%.

Превалирующее число респондентов полагает, что государству следует сохранить статус светского, однако, в нем должно быть преобладание исламской традиции (77,8%). Доля уверенных в том, что Казахстану стоит стать религиозным государством, где все определяется религиозными традициями, составила 22,2% от общей выборки. Абсолютное большинство респондентов во всех возрастных группах желают жить в светском государстве с преобладанием исламской традиции.

Обращают внимание возрастные когорты респондентов от 25 до 54 лет, где каждый четвертый (18-44 лет) и каждый пятый (45-54 лет) считают, что Казахстан должент стать религиозным государством с регламентацией общественной и личной жизни религиозными нормами.

Религиозная идентичность в личностном измерении

Структура религиозности и мировоззренческая самоидентификация в Казахстане имеют особенности. Они обусловлены подвижностью модели религиозности в условиях многоконфессионального светского государства. На протяжении периода суверенного развития казахстанцы переопределяют религиозные предпочтения и статусы. Тренды таковы: преобладает номинальная религиозность, стабилизируется традиционная конфессиональная и увеличивается внеконфессиональная религиозность, устойчиво воспроизводятся разные виды и типы конверсии.

Преобладание номинальной религиозности в мониторинге 2020 года выявило, что 51,7% респондентов, считая себя верующими, не участвуют в религиозной жизни. Около 17% отнесли себя к категории активно верующих, принимающих участие в деятельности религиозной общины и соблюдающих основные религиозные нормы и предписания. Почти 15% самоидентифицируются с внеконфессиональными верующими.

Религиозная самоидентификация респондентов (в целом, N=1800, %, 2020 г.)

Возрастные особенности религиозной идентификации среди респондентов, выбирающих ислам и православие, указывают на тенденцию, согласно которой с повышением возраста респондентов фиксируется спад религиозной вовлеченности (по параметру "верующий, состою в общине, следую религиозным предписаниям"). Среди 18-24-летних отпрошенных доля тех, кто состоит в религиозной общине и следует религиозным нормам составляет 23,2%, среди 25-34-летних таковых уже 19,4%, среди 35-44-летних – 15,2%, а среди 45-54-летних – 11,7%.

Тенденция воспроизводства религиозности в возрастной перспективе указывает на 1) рост религиозности исламской молодежи, 2) спад религиозной активности с ростом возраста среди адептов ислама, 3) спад религиозности у православной молодежи по сравнению с другими возрастными когортами, причисляющими себя к верующим.

Распределение респондентов, придерживающихся ислама и православия (возрастной срез, N=1800, %, 2020 г.)

Фиксируется тенденция "омоложения" номинальных верующих. Средствами интеграции молодежи и религии выступают (по степени убывания): социальное окружение (друзья, коллеги, знакомые) – 24,7%, родители и семейные традиции - 22,5%, мода на "религиозность" - 21,3%, возможность социализации – 13,5%, влияние инстранных проповедников – 3,4%, поддержка в трудных ситуациях – 2,2%.

Экспертами отмечены тренды религиозных конверсий: все больше сограждан из числа непрактикующих верующих становятся практикующими верующими (25,8%). Это мнение высказывают преимущественно аналитики, журналисты, блогеры, общественные и политические деятели (30,3%), а также преподаватели и светские ученые (29,3%). Эксперты-теологи полагают, что все больше граждан из числа атеистов становятся верующими и/или приходят к нетрадиционным религиям (по 26,7%).

Религиозная ситуация в казахстанском обществе проявляет тенденции а) превалирования номинальных верующих (не практикующих и не входящих в общины), б) увеличения удельного веса молодежи в составе верующих мусульман, в) снижения численности православной молодежи в составе верующих христиан, г) роста численности атеистов, д) роста внеконфессиональных верующих.

Ожидания родителей в отношении религиозности детей

Проективное будущее детей в их отношении к религии показывает, что установки родителей по вопросу значимости религиозности детей амбивалентны: часть респондентов одновременно заявляет как о желаемой для детей вовлеченности в религию (от 21,7% у респондентов-русских до 36,4% у респондентов-казахов) так и о дистанцировании от религиозного контекста жизни. В то же время все определеннее формулируются пожелания родителей в связи с перспективой атеистической убежденности детей (от 12,1%-12,3% у других этнических групп и респондентов-казахов до 17,3% у респондентов-русских).

- Массовое сознание по-прежнему проявляет амбивалентность в ценностных суждениях о процессах религиозного самоопределения, что связано не только с реальным мировоззренческим плюрализмом, но и сложным процессом религиолизации общества, - резюмировала Елена Бурова. - Именно поэтому исследование роли и места религии в обществе, анализ влияния религиозных и светских норм, изучение изменений в модели религиозности и другие вопросы остаются актуальными не только для казахстанских ученых.

Подготовила Торгын Нурсеитова

Источник - zakon.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1622454000
Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Рабочий график первого президента
- Сенаторы рассмотрели отчеты об исполнении бюджета в 2020 году
- "Есть факты, когда средства, подлежащие зачислению в Нацфонд, не перечисляются по назначению"
- "Правительство над этим вопросом работает..."
- Чиновники наступают на грабли общественного недовольства - Ашимбаев
- "Основной вклад в рост инфляции в 2020 году внесло ускорение цен на продовольствие на 11,3%"
- Вопросы деятельности СЭЗ обсудили в Правительстве
- О дифференциации доходов и расходов населения в Республике Казахстан в I квартале 2021 года
- В Мажилисе продолжается обсуждение законопроекта "О промышленной политике"
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх