Как Китай заходит в Европу, не желая прощать долги, - Мих.Морозов 08:33 21.07.2021
В отличие от России, Пекин привык считать народные деньги Михаил Морозов
21.07.21 "Черногория может лишиться части своей территории. - Надрывно вещает европейский корреспондент НТВ, пытаясь пробудить в аудитории некие эмоции. - Страна задолжала огромную сумму денег Китаю и сейчас отчаянно ищет способ их вернуть". Эмоции, возможно, и появились. Особенно у состоятельных россиян, которые в огромном количестве скупали недвижимость в небольшой европейской республике, славящейся своими курортами. По некоторым данным, в Черногорскую недвижимость вложено от 10 до 15 млрд долларов российских денег. Наплыв русских даже вызвал у черногорской правящей элиты опасения за суверенитет страны, побудил в 2017 году срочно вступить в НАТО и также рьяно стремиться в ЕС. И вот новая напасть.
Что же так обеспокоило корреспондента НТВ, который очень долго работает в Европе и далек от проблем России, где некоторые отрасли экономики контролируются иностранным капиталом, скупавшим за бесценок жемчужины советской индустрии? Действительно, 7 лет тому назад руководство Черногории задумало "проект века", который бы остался, так сказать потомкам. Те бы с благодарностью вспоминали правителей, облагодетельствовавших страну и ее народ. Решено было построить 170-киломтровую автомагистраль, пронизывающую территорию республики от побережья Адриатики до границы с Сербией. Евросоюз проектом не заинтересовался. Учитывая ограниченные возможности страны, население которой составляет всего 600 тыс. человек, проект изначально был утопичен с точки зрения его окупаемости. Расчет черногорцев был на то, что из Сербии и из Европы хлынет поток туристов и грузов, и за счет сбора платы за проезд удастся компенсировать часть затрат, которые на старте строительства исчислялись примерно в 1 млрд евро.
Таких денег в казне Черногории найти было невозможно, поэтому страна обратилась за кредитами в Европу. Но там отказали. На помощь пришел Китай, который, как известно, располагает определенными финансовыми возможностями. Кредит был выдан Китайским экспортно-импортном банком.
Но китайцы тоже хорошо умеют считать деньги и учитывать риски. Поэтому в контракт были включены пункты, гарантирующие интересы кредитора. В случае неплатежеспособности заемщика он должен будет расплатиться территорией и объектами на ней за исключением дипломатических и военных. Так написано в контракте.
Сейчас новое руководство Черногории заявляет, что контракт был изначально кабальный и подписывать его было нельзя. "Я не понимаю, кем были те люди, которые подписывали это соглашение. О какой их ответственности можно говорить, если в его условиях указано, что при определенных обстоятельствах вашу землю могут изъять в счет финансового долга", - заявил Дритан Абазович, вице-премьер Черногории.
Многие европейские политики и комментаторы лицемерно всплескивают руками: мол, это же изначально была продажа страны. Хочется надеяться, что черногорское руководство удосужилось прочитать кредитный договор перед подписанием. Не зная Китай, комментаторы бездоказательно пишут о якобы коррупционной составляющей. Хотя за такие дела, особенно на международном уровне китаец может лишиться не только работы, имущества, свободы, но и жизни. При этом факт остается фактом: контракт был подписан совершенно добровольно и расплачиваться по нему придется.
Тучные годы Черногории быстро закончились, а пандемия подкосила главный источник доходов - туризм. Поэтому шансов платить проценты по кредиту и тем более сам кредит практически не остается. И вот теперь обозреватели и так называемые эксперты с некоторым налетом негатива в отношении Китая пишут от том, что Черногории, скорее всего придется лишиться порта Бар на Адриатике. Или же передать недостроенную трассу и объекты вокруг в оплату заемных средств. Распространяются также слухи о том, что зловредные китайцы заберут за долги все адриатическое побережье Черногории.
Не так давно руководство Черногории (уже новое, бывшее оппозиционное) сделало еще одну глупость, которую можно объяснить лишь последним жестом отчаяния. Вице-премьер правительства Черногории Дритан Абазович лично отправился в Брюссель и там публично запросил 1 млрд евро, чтобы расплатиться со "сковредными" китайцами и не потерять суверенитет над своей территорией. После публичного же отказа ЕС руководство республики утратило какие-либо шансы на переговорах с кредитором.
В России, где принято дарить десятки и сотни миллиардов долларов другим странам, поведение китайского банка многими будет воспринято негативно. Алчный ростовщик, дескать, отбирает у нищего последнюю рубаху. Но в Китае, который много и тяжело работает, и где руководство блюдет прежде всего интересы своего народа и своей страны, это видится иначе. С какой стати китайский банк должен изменять контракт, отказываться от заработанного? СССР раздавал заведомо невозвратные кредиты в надежде на то, чтобы расширить сообщество так называемого социалистического лагеря. Россия также прощает миллиардные долги СССР и свои собственные по политическим расчетам. Расчеты эти, как видим, в большинстве случаев не оправдываются. Даже получившая от нас немало Белоруссия, не желает за это сделать такую малость: признать Крым российским. Не говоря уже об остальном. Явных союзников у России тоже нет, хотя нашими народными деньгами проплачены многочисленные стройки века по всему миру и невозвратные кредиты.
В отличие от СССР, Китай официально и на деле не навязывает никому ни своего образа жизни, ни идеологию. Но китайцы прагматики по жизни и не разбрасываются деньгами, которые даются к тому же тяжелым трудом. При этом для руководства КНР национальные интересы и интересы собственного народа - превыше всего. Пекин это не скрывает, это всем в мире известно, и те, кто рассчитывают на сердобольность Китая, просто наивные люди. К тому же в данном случае Китай вместе с кредитом даже не навязывал Черногории своего подрядчика. Опытная китайская строительная компания China Road and Bridge Corporation (CRBC) лишь пришла на помощь не справившемуся со столь сложным проектом европейскому исполнителю. И опять же по взаимному согласию.
О чем думало черногорское руководство можно только догадываться. Вероятно их избаловал СССР с его широкими жестами? На начало 2021 года общий госдолг 600-тысячной Черногории составил € 4,33 млрд, или 103% от ВВП. 14,5% из этой суммы приходится на Китай. В результате каждый гражданин страны должен китайской экономике свыше € 1 тыс. И это не тот случай, когда "братушкам" все простят. Китай, который производит половину промышленной продукции мира и сам нуждается в высококачественном импорте, многие годы налаживает свои надежные логистические цепочки по всему миру. Работа идет в рамках глобальных проектов "Морской шелковый путь" и "Один пояс - один путь". В 2016 году Китай приобрел за 365 млн долларов крупнейший в Греции морской порт Пирей. В Алжире китайская компания построила морской порт в местечке Шаршал на Средиземном море. В Пакистане китайская компания построила и контролирует морской порт Гвадар, в Австралии китайцы арендуют порт Дарвин, на Шри-Ланке - порт Хамбантота.
Шесть из десяти крупнейших в мире морских портов принадлежит Китаю. Почему бы ему не стремиться контролировать и конечные и промежуточные пункты своих транспортных коридоров? Порт Бар в Черногории мог бы стать еще одним таким объектом. Правда он требует серьезной реконструкции, но это будет уже забота вероятного нового владельца.
Впрочем, в европейской прессе пишут о том, что долг Черногории могла бы выкупить Сербия и получить таким образом выход к морю, реконструировав железную дорогу от Белграда до Адриатики и морской порт Бар. Китайцы пока хранят молчание и ожидают погашения процентов по кредиту. Но если Черногория нарушит контракт, встанет вопрос о том, как выходить из ситуации.
Впрочем, в подобном положении находится не одна Черногория. Некоторые страны, некогда входившие в сферу влияния СССР и даже республики бывшего СССР, избалованные "безвозмездной братской помощью", нередко подписывают с Китаем подобные контракты, рассчитывая в случае невыплат, решить вопрос по старинке - политическими методами. Но для Китая, здесь нет ничего личного, только бизнес. Например, долг Китаю со стороны Киргизии составляет 1,8 млрд долларов США, что примерно равно годовому бюджету этой страны. В отличие от России, в Пекине так просто "за красивые глаза" не спишут эту сумму, хотя она для Китая не является сколь-нибудь существенной. Но это деньги китайского народа, которые Киргизии придется так или иначе вернуть. Китай реализует огромные программы помощи развивающимся странам, делает это безвозмездно, заранее ставя в известность объект благотворительности. Но это не те случаи.
Об авторе: Михаил Морозов, обозреватель газеты "Труд"
|