Кто есть кто на партийном поле Узбекистана: партии и их кандидаты, - А.Перминова 00:40 05.08.2021
КТО ЕСТЬ КТО НА ПАРТИЙНОМ ПОЛЕ УЗБЕКИСТАНА: ПАРТИИ И ИХ КАНДИДАТЫ Накануне президентских выборов в Узбекистане, которые пройдут 24 октября 2021 года, пробуем разобраться, а кто же стоит за кандидатами в президенты страны? Обзор политических партий и их потенциальных кандидатов на Ia-centr.ru.Кто есть кто на партийном поле Узбекистана: партии и их кандидаты В Республике Узбекистан только политические партии могут выдвигать кандидата в президенты, хотя в публичном поле представители властей не раз намекали – вопрос о самовыдвиженцах в стране тоже обсуждался, но, видимо, пока безуспешно.
Завязка этого жесткого политического лифта "от партии – к президенту", без возможности появления каких-то отдельных самостоятельных кандидатов, довольно просто обосновывается в Узбекистане. Основная мысль – партиям и так дано достаточно полномочий, они абсорбируют всевозможные мнения и течения в обществе, так что именно они и должны быть активными участниками политической гонки, а их самые яркие представители – такой же гонки, но уже на самом высшем уровне.
Своих кандидатов, согласно законодательству Узбекистана, партии будут официально выдвигать с августа и по 9 сентября 2021 г. Уже с 20-х чисел сентября начнется агитационная кампания, который закончится, как обычно, за день до самих выборов.
Базовыми документами, регламентирующими процесс выборов главы Узбекистана, являются Конституция РУз, избирательный кодекс страны, Закон РУз "О политических партиях" и постановления местной ЦИК.
Однако несмотря на то, что быть активными депутатов Узбекистана постоянно призывает сам глава государства, на которого политики должны равняться, очень немногих парламентариев народ "знает в лицо". Такое положение дел актуально не только по отношению к деятельности депутатов, сенаторов, но и представителей местных кенгашей (местных органов власти). С другой стороны, важно понимать, что публичным как процесс законотворчества, так и сами фигуры парламентариев стали только после 2016 г., и как такового опыта в т.н. "связях с общественностью" у подавляющего большинства политиков ранее не было. У внешних наблюдателей, как и у экспертов в самом Узбекистане, мало сомнений, что на нынешних президентских выборах победу одержит действующий глава Республики. Выборы-2021 даже называют своеобразным референдумом по курсу реформ Шавката Мирзиеева – как его правление оценило население. Изменения, которые охватили все сферы жизни узбекистанцев, фактически заново "открыли" страну миру и стали фундаментом к развитию уже нового Узбекистана. Поэтому в данном случае внимание мирового сообщества к электоральным процессам в Узбекистане будет приковано к самой процедуре выборов: насколько упорядоченной и прозрачной она будет. Сегодня же намного интереснее рассмотреть кандидатуры конкурентов Шавката Мирзиеева в выборной кампании и разобраться с особенностями партийного устройства в стране. Если партия УзЛиДеп воспринимается в основном как президентская партия, то вот прогнозировать результаты других кандидатов на выборах-2021 нужно, исходя из идеологии и авторитета партий.
В целом же на данный момент количество голосов за кандидатов от оставшихся четырех партий (кроме президентской) математически определяется рейтингом самой партии (ее идей, работы с населением) "минус" антирейтинг соответствующего партии кандидата в президенты.
УзЛиДеп (53 места в законодательной палате Олий Мажлиса)
Либерально-демократическая партия Узбекистана – партия действующего главы государства Шавката Мирзиеева, которого она, вероятнее всего, и представит в качестве кандидата на выборах. Сегодня членами этой правоцентристкой партии являются около 1 млн. узбекистанцев, она же – самая многочисленная во власти. Дублирующее название партии – "Движение предпринимателей и деловых людей" фактически упоминает основной электорат "УзЛиДеп" – класс предпринимателей и, шире, собственников в Узбекистане. Деятельность современного правительства и самого лидера государства отражает ценности партии: либерализация политического поля, экономические реформы с большим задействованием рынка, работа с правами и свободами граждан.
Останавливаться на оценке деятельности этой партии не будем, так как на сегодняшний день основной фактор голосования "за" кандидата УзЛиДеп – полностью завязан не на самой партии, а на ее действующем лидере, чей персональный уровень поддержки выше, чем уровень поддержки партии.
"Миллий тикланиш" (36 мест в законодательной палате Олий Мажлиса)
Вторая по численности и политическому весу в нижней палате парламента РУз – Демократическая партия "Миллий тикланиш" ("Национальное возрождение"). Она также позиционирует себя как правоцентристская партия, но в целом многие годы выступает как партия политического консерватизма. Отсюда и целевая аудитория "Миллий тикланиш" – это не люди определенного типа занятости, а, скорее, население, разделяющее ценности партии. Таковыми для "Миллий тикланиш" являются: пробуждение национального самосознания, традиционные ценности (семья, религия), эволюционное (постепенное) развитие страны путем реформ. Одна из немногих, эта партия высказывает свои внешнеполитические предпочтения, и расположена к тюркскому миру (с протурецким вектором), крайне скептична к сближению с Россией.
"Миллий тикланиш" была основана еще в 1995 году, и фактически все это время шаг за шагом наращивала свое присутствие в парламенте. Партия появилась в современном ее виде в 2008 году путем слияния "Миллий тикланиш" и партии "Фидокорлар" (Самоотверженные) – также правоцентристской.
Успехи "Миллий тикланиш" во многом связаны с персоной ее лидера – Алишером Кадыровом, который стал депутатом от партии в 2015 году, а уже в 2019 ее возглавил. Сегодня "Миллий тикланиш" – харизматическая партия, которая завязана на Кадырове, который, возможно, и станет кандидатом на выборах-2021. В последнем интервью QALAMPIR.UZ Кадыров рассказывает: "Узбекистан действительно сегодня и завтра ждут очень сложные угрозы. У партии есть свои предложения по решению этого вопроса, и кандидат, которого мы выдвинем, представит эти решения общественности".
Обратная сторона медали харизматического типа партии заключается в том, что с последними выступлениями Кадырова – "против" советской символики, "за" притеснение русского языка в Узбекистане и т.д. – вслед за Кадыровым сама партия приобретает репутацию национал-популистской. Нужно учитывать, что за последний год таких "выступлений" Кадырова по разным вопросам становится только больше, что не может не замечаться городской интеллигенцией – важной частью электората "Миллий тикланиш". Хотя популистский и в чем-то даже негативный образ Кадырова, который он за последний год нарабатывает, только положительно оттеняет лидера гонки.
Кадыров, при его выдвижении, рискует стать с большим разрывом от лидера – вторым фаворитом в президентской гонке в Узбекистане. Несмотря на его сегодняшний неоднозначный образ, у партии есть и ресурсы, и накопленный потенциал доверия электората, к тому же ценности "Миллий тикланиш" остаются важными как для многих взрослых, так и большого числа молодых узбекистанцев.
"Адолат" (24 места в законодательной палате Олий Мажлиса)
Партия "Адолат" (Справедливость) провозглашает себя социально-демократической партией и считается "левой" на политическом небосклоне Узбекистана. Одним из преимуществ, и в то же время определенным ограничением, для партии является факт неменяющейся долгие годы довольно узкой целевой аудитории. Как высказывался не так давно бывший лидер "Адолат" Нариман Умаров: "Наша партия определила свой электорат 20 лет назад". Лозунги партии, которая по логике своего названия направлена на достижение "справедливости в обществе", работают именно на городскую и сельскую интеллигенцию, учителей, врачей, людей из научной сферы и т.д.
В числе своих заслуг партия называет реформы последних лет в стране, которые были направлены на улучшение качества образования. Среди приоритетных направлений в повестке партии: нацпрограмма в области медицины, реформы высшего, среднего и дошкольного образования. Ранее партийцы уже заявляли – они "за" преобразования в Узбекистане, но при учете того, что роль государства в этих процессах будет сохраняться главенствующей.
В законодательной палате Олий Мажлиса у партии "Адолат" – женское лицо, из 24 депутатов – 13 женщин и 9 мужчин. Тем не менее главой "Адолат" сегодня является мужчина. В октябре 2020 г. место председателя политического совета партии занял Бахром Абдухалимов. Абдухалимов – доктор исторических наук и востоковед. Ранее лидером партии являлся Нариман Умаров, фигура известная в политических кругах. Сегодня Умаров, много лет проработавший в правительственных органах, общественных и политических организациях Узбекистане, трудится в Сенате (верхней палате) Олий Мажлиса.
Если оценивать шансы лидера "Адолат" на выборах, тут важно понимать, что несмотря на то, что руководитель партии сменился еще в 2020 году, Абдухалимов пока не пользуется столько же широким доверием электората, как набиравший долгие годы политические очки Наримон Умаров. Тем не менее параллельно этому процессу обновления руководства сама партия за последние годы только набирала поддержку узбекистанцев, и в 2019 году на выборах увеличила количество депутатских мест с 20 до 24 мандатов.
НДПУ (22 места в законодательной палате Олий Мажлиса)
Народно-демократическая партия – первая и старейшая партия Республики Узбекистан, ставшая в 1991 г. правопреемницей бывшей Коммунистической партии Республики Узбекистан. Именно как кандидат НДПУ выдвигался в президенты в 1991 году Ислам Каримов. Сегодня от своей прародительницы у партии осталась направленность на решение социальных проблем населения. Ключевой электорат партии – лица наемного труда, социально-незащищенные группы населения. Партия позиционирует себя как партия системной оппозиции. На фоне либерализации экономической и политической системы в Узбекистане, запуск которых двигает УзЛиДеп, партия выбрала стратегию защиты населения от "крайностей реформ". Однако эти лозунги редко выходит в законодательное поле страны.
Основный посыл партии, которая называет себя близкой к народу, защита уязвимых групп населения: пенсионеров, людей с инвалидностью, малообеспеченных. С точки зрения идейной основы, предложения НДПУ мало чем отличаются от таковых у "Адолат", это вновь: достижение благосостояния каждой семьи, справедливость в распределении доходов в государстве. Кроме того, НДПУ по своему составу – в сравнении с другими в парламенте – довольно молодая партия. Так, права молодежи органично также включены в декларируемую повестку "народных демократов".
Кандидатом от НДПУ на нынешних президентских выборах может стать председатель Центрального совета партии Улугбек Иноятов. Иноятов больше всего запомнился узбекистанцам как министр народного образования республики, пост которого он занимал с 2013 по 2018 гг.. С этого поста он был уволен, как тогда заявлял сам глава государства, за нежелание менять старую систему – коррупцию, содействие практикам принудительного труда. Поэтому нельзя назвать Иноятова популярным кандидатом на выборах, и показатели самой НДПУ на последних парламентских выборах также просели: от 27 до 22 депутатских кресел. Так что во многом голоса электората НДПУ, как это было и на примере парламентских выборов, может "съесть" представитель от "Адолат", предлагающей той же целевой аудитории более привлекательную картинку.
Экологическая партия (15 мест в законодательной палате Олий Мажлиса)
Экологическая партия – самая молодая "звездочка" на партийном поле Узбекистана, она появилась в 2019 году на базе экологического движения, существовавшего в стране еще с 2008 года. Само движение в выборах не участвовало, а просто имело квоту в законодательной палате в 15 депутатских мест. Интересно, что на парламентских выборах 2019 года, только уже по итогам голосования избирателей, партия получила все те же – 15 мест в нижней палате.
У "экологов" вполне понятные задачи по защите окружающей среды. В Узбекистане, и в особенно активном с точки зрения гражданских инициатив Ташкенте, запрос на экологическую повестку – огромный. Вопрос вырубки деревьев – один из самых обсуждаемых не только в городских, но и республиканских СМИ. Потому, казалось бы, экологическая партия должна зарабатывать очки на инициативах по данной тематике, но вот ее упоминаний в социальных сетях и в СМИ по факту реальной отработки этой проблемы – мало. Ситуация может объясняться тем, что не всю свою активность "экологи" отрабатывают или же тем, как пишут многие ташкентские блогеры, – что "партия оживляется только перед выборами".
Экологическая партия первая назвала своего кандидата на внеочередном пленуме Центрального совета – это председатель Исполкома Центрального Совета партии Нарзулло Обломуродов. Обломуродов ранее работал первым заместителем председателя Государственного комитета по экологии и охране окружающей среды, свой пост в Экопартии он получил только в начале 2021 года. Потому, так и не стал пока "лицом" партии для электората. У населения "экологи" все же всегда ассоциировались с фигурой Бория Алиханова – ныне сенатора, который с 2009 года руководил экодвижением, а потом и самой "Экологической партией".
Экопартия впервые будет выдвигать своего кандидата в президенты, так что говорить о каком-то большом (больше 3-5%) проценте голосов – очень сложно, но и эти цифры будут зависеть от информационного сопровождения работы самой партии.
***
Подводя итоги реальных конкурентов действующему главе Республики Узбекистан в списках возможных кандидатов от политических партий – нет. И здесь дело в доверии населения к существующему курсу реформ Шавката Мирзиеева, которые, что необходимо для дальнейшего развития Узбекистана, еще требуется продолжить и завершить. Важно, что срез по второму и третьему месту в условиях легитимных и прозрачных выборов в стране может стать компасом общественных настроений общества Узбекистана, отразить ценности и ориентиры. Именно поэтому сегодня особое внимание нужно уделить посылам, которые несут сами политические партии и их представители – будущие кандидаты в президенты.
Таким образом можно прогнозировать два сценария развития выборной кампании: консервативный и неожиданный. Первый – очень понятный – может быть реализован как раз по схеме избрания существующих лидеров партий, которые будут отстаивать повестки, утвержденные еще программами партий к парламентским выборам 2019 года.
Второй – менее очевидный – будет возможен при выдвижении альтернативных кандидатов от партий, не являющихся "лицами" партий, и в таком случае посылы и повестка кандидатов могут серьезно отличаться от привычных и отработанных на парламентской кампании два года назад.
Александра Перминова 4 авг. 21
|