"Талибан" стал полупризнанной организацией, - Г.Петров 00:09 17.08.2021
Победители войны в Афганистане пребывают в неопределенном международном статусе Геннадий Петров 16 авг. 21
афганистан, гани, талибан, внешняя политика Желающих попасть в Кабул мало, зато стремящихся его покинуть – тысячи. Первые сутки после победы "Талибана" (организация, запрещенная в РФ) мировое сообщество решало задачу – что делать с новой властью Афганистана. О ее признании не заявило ни одно государство, однако готовность сотрудничать с ней проявили многие. В том числе Россия. Афганский вопрос также был обсужден на Совете Безопасности ООН. В ночь на понедельник новости из Афганистана поступали главным образом из аэропорта Кабула. Там под охраной тысяч американских солдат началась эвакуация иностранцев и тех афганцев, кто сотрудничал с силами НАТО.
Коммерческие авиарейсы из Афганистана прерваны. Последние из них попытались взять штурмом собравшиеся в аэропорту тысячи афганцев. Был открыт огонь, погибли люди. Весь понедельник из аэропорта продолжалась эвакуация. По-видимому, обещаниям политического крыла "Талибана" не преследовать сторонников свергнутого режима в Афганистане не сильно верят.
Около 60 стран, в числе которых США, Канада, Франция, Германия, Италия, Япония, Великобритания, выпустили заявление с призывом не препятствовать отъезду всех, кто желает покинуть страну, – как иностранцев, так и местных жителей. Призыв адресован не только талибам, но и сопредельным с Афганистаном государствам.
Явно неудачное для США окончание самой долгой в их истории войны в Америке вызвало большой резонанс. Белый дом критикуют. Дональд Трамп даже призвал Джозефа Байдена подать в отставку. Критики президента часто вспоминают его июльское уверенное заявление, что по вьетнамскому сценарию американские войска Афганистан не покинут. Байден говорил, что у талибов не хватит сил взять Кабул. Однако произошло иначе.
Тем не менее едва ли афганское поражение скажется на рейтинге Байдена. Во-первых, рядовые американцы традиционно не уделяют большого внимания внешней политике. Во-вторых, действия Байдена не расходятся с мнением его избирателей. В американском обществе по отношению к Афганистану давно сложился консенсус: войска оттуда надо выводить. По всем опросам, выступающих за вывод войск респондентов вот уже несколько лет не менее 70%.
До падения Кабула и ООН, и ЕС, и США заявляли, что не признают режим талибов, если они свергнут правительство Афганистана вооруженным путем. Теперь именно это и произошло. На момент подписания номера не закончился Совет Безопасности ООН, где обсуждался афганский вопрос. В целом реакция мировых лидеров на события в стране определилась ранее.
"Ситуация в Афганистане уже претерпела серьезные изменения, и мы уважаем пожелания и выбор афганского народа", – заявила официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин. Это похоже на выражение готовности Китая сотрудничать с талибами. Аналогичное желание, по существу, выразила Россия. Складывается парадоксальная ситуация: запрещенная в РФ группировка охраняет посольство РФ в Кабуле, и это воспринимается в российском МИДе как должное. Директор второго департамента Азии МИД РФ Замир Кабулов в эфире телеканала "Россия 24" заявил, что ему талибы "давно показались гораздо более договороспособными, чем марионеточное кабульское правительство". Российские дипломаты в Кабуле ведут переговоры с представителями движения и утверждают, что ситуация в городе спокойная.
С весьма комплементарным для "Талибана" заявлением по пакистанскому телевидению выступил премьер-министр Пакистана Имран Хан. По его словам, талибы "сбросили оковы ментального рабства в Афганистане".
Эксперты считают, что именно Пакистан заинтересован в налаживании отношений с новой властью в первую очередь. Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сотников в беседе с "НГ" обращает внимание на то, что граница между двумя государствами, проходящая по так называемой линии Дюранда, до сих пор официально не признана Кабулом. Пойти на такое признание американцы не смогли уговорить даже лояльное к ним правительство Афганистана. С учетом того, что значительная часть населения двух стран – этнические пуштуны, у Пакистана всегда есть основания опасаться, что нелояльное к нему афганское правительство может разыграть пуштунскую карту. Уже только поэтому в Исламабаде заинтересованы в хороших отношениях с новой властью в Кабуле. К тому же ее лояльность нужна для беспрепятственного транзита товаров через афганскую территорию. Сотников даже предположил, что именно Пакистан будет первой страной, которая признает правительство талибов.
Между тем каким будет это правительство, пока непонятно. Непонятно вообще, кто руководит "Талибаном" и представляет ли это движение единое целое. Формальный лидер талибов с 2016 года – Хайбатулла Ахундзада. Однако фактическими командующими вооруженными формированиями движения эксперты называют Сиражуддина Хакани и Мохаммеда Якуба. Последний – сын создателя "Таллибана", муллы Омара, убитого американцами в 2013 году. Есть еще политический офис движения, с которым вели переговоры США в столице Катара, Дохе. Там главную роль играет мулла Абдул-Гани Барадар. От него исходит большая часть обещаний, касающихся внешней политики и соблюдений прав человека, данных талибами Западу. Однако насколько мулла Барадар реально может влиять на обстановку в Афганистане, по-прежнему остается вопросом открытым.
|