Забытый геноцид в Монголии. Как истребляли буддийских лам в 1930-х гг, - Массимо Интровинье 11:52 07.09.2021
Чтобы понять, что коммунизм делает с независимыми буддийскими обществами, мы должны вспомнить, что он сделал с монгольским буддизмом в 1930-х годах.
Несколько дней назад я нашел то, что, как мне казалось, я потерял, - портрет 8-го Богд-хана из Монголии, который родился в 1869 году и умер в 1924 году. Богд-хан, или Жавзандамба хутагт, является главой буддийской линии передачи гелуг. в Монголии. Линия гелуг - та же, что и у Далай-ламы, а Богд-хан занимает третье место в иерархии тибетского буддизма после Далай-ламы и Панчен-ламы.
Восьмой Богд-хан, как и Далай-лама в Тибете, был в то же время политическим правителем Монголии. Он потерял свою власть из-за коммунизма, и после его смерти ни один Богд-хан не был возведен на престол до падения Советской Империи. На этом этапе Далай-лама объявил, что в 1936 году он признал в четырехлетнем мальчике реинкарнацию Богд-хана, но сохранил свое имя в секрете по соображениям безопасности. Девятый Жавзандамба хутагт был возведен на трон в частном порядке в Дхарамсале в 1992 году и публично в Монголии в 2011 году, за год до своей смерти в 2012 году в возрасте 80 лет. Bitter Winter сообщал о политическом давлении, которое оказывает Китай, чтобы не допустить официального признания десятого Жавзандамба хутагт, хотя многие считают, что он перевоплотился, и Далай-лама знает его имя.
Я купил портрет 8-го Жавзандамба хутагта в Монголии в 2005 году как символ глубокой печали и свидетельство волшебного мира, которого больше не было. Я счастлив, что нашел его, в частности, по одной причине. Если мы хотим понять глубокую ненависть китайских коммунистов к монашескому буддийскому обществу Тибета и кочевому или посткочевому буддийскому обществу Внутренней Монголии, хорошей отправной точкой будет изучение того, что коммунизм сделал с (Внешней) Монголией во времена Сталина.
В Монголии, где до сих пор жива память об этих трагедиях, я также посетил в 2005 году в столице Улан-Батор Мемориальный музей жертв политических репрессий. Это было частное предприятие, которое, к большому сожалению, было закрыто в 2016 году. Хотя есть некоторые надежды, что оно может быть открыто в будущем, здание, в котором он жил, бывший премьер-министр Генден, был снесен в 2019 году, и другие пессимистично смотрят на будущее коллекций.
Чтобы понять ужасные события 1930-х годов в Монголии, необходимы некоторые исторические элементы.
Монголия имеет очень древнюю традицию шаманской религиозности, которая сохранилась до сих пор. Когда Хубилай-хан (внук Чингисхана и сын матери-несторианской христианки) обратился в буддизм в 1242 году, пришедшие из Тибета монахи подавили некоторые шаманские элементы, но в значительной степени включили шаманизм в буддизм, придав монгольскому буддизму его уникальный колорит.
Несмотря на обращение Хубилай-хана, буддизм не стал большинством в Монголии до шестнадцатого века, когда именно монгольская армия обеспечила победу "системы" гелуг, одной из нескольких конкурирующих буддийских "систем", в Тибете и дала ее лидеру власть. титул и власть Далай-ламы.
Между семнадцатым и восемнадцатым веками Занабазар - философ, скульптор среди величайших в истории буддизма, политик и потомок Чингисхана - и первый Жавзандамба хутагт укрепили гегемонию тибетского буддизма гелуг в Монголии. Занабазар, великая фигура в истории Монголии, вызывает споры, потому что он вызвал за военной помощью китайскую армию, что в конечном итоге сделало Монголию провинцией маньчжурской Цинь, статус которой она сохраняла до 1911 года.
Занабазар дал большой толчок монашеской жизни, особенно в большом монастыре Эрдэнэ Зуу, основанном его дедом в Каракоруме. Между восемнадцатым и началом двадцатого века мужское население Монголии составляло более трети монахов, что не слишком раздражало китайцев, потому что монахи не воевали, не восставали и не сопротивлялись. просить независимости.
В декабре 1911 г., воспользовавшись ситуацией в маньчжурской Цинь (в Китае), Монголия провозгласила независимость. Восьмой Богд-хан стал Хааном Монголии и поселился в королевском дворце в Өргөө, современный Улан-Батор. Но Китай, Россия и Япония угрожали независимости нового государства. В 1920 году в крайне запутанной ситуации русский аристократ-антикоммунист барон Роман фон Унгерн-Штернберг оккупировал Монголию во главе личной армии. Терпимый Богд-ханом, он оказался своенравным и жестоким диктатором.
Две ранее существовавшие группы монгольских независимцев, одна некоммунистическая, а другая возглавляемая бывшим ламой, ставшим марксистом Чойбалсаном, боролись против режима барона. В 1921 году они вторично провозгласили независимость, а на престоле остался Богд-хан. Но на этот раз они призвали на помощь советские войска, которые останутся в Монголии семьдесят лет. В 1924 году умер последний Богд-хан; Советы заявили, что у него нет реинкарнации, и провозгласили коммунистическую республику.
Мало кто мог предсказать ужасы следующего десятилетия, которое станет свидетелем одного из самых кровавых антирелигиозных геноцидов в истории человечества. Мы рассмотрим эти разработки в нашей следующей статье из этой серии. 6.09.21
-------------------------------------
Забытый геноцид в Монголии: Часть II
Необходимо помнить и изучать ужасающее истребление буддийских монахов в Монголии, чтобы понять другие попытки коммунистов искоренить религию.
Документы, появившиеся за последние несколько лет, доказывают, что Сталин считал обезлюдевшую Монголию лабораторией социальных экспериментов, которые в случае успеха в России следует повторить. Сталин экспериментировал в Монголии, пытаясь достичь утопической фазы коммунизма, о которой мечтал Карл Маркс, минуя промежуточную фазу социализма.
Эта попытка потребовала - к сожалению для монголов - физического подавления представителей социальных классов, которые считались структурно несовместимыми с коммунизмом. Были расстреляны аристократы, богатейшие кочевники, и представители бурятского этнического меньшинства, знать и значительная часть буддийских монахов.
Человеческая цена эксперимента оценивается от 60 000 до 70 000 человеческих жизней, что составляет одну десятую часть населения Монголии того времени. Это как если бы в сегодняшней Италии режим решил застрелить шесть миллионов человек.
Борьба с религией была не единственной движущей силой этого геноцида. Личное недоверие Сталина к бурятам, большинство из которых проживало в русской Сибири, и внутренняя борьба внутри монгольского коммунистического движения, фракции которого пытались истребить друг друга, также сыграли свою роль.
Но несомненно, что антирелигиозный элемент был решающим и что пропорционально буддийские монахи заплатили самую высокую цену.
В 2014 году я прочитал книгу The Lama Question (Гавайский университет, Гонолулу, 2014) социального антрополога Кембриджского университета Кристофера Каплонски, а в 2015 году я присутствовал на дискуссии по этому исследованию на ежегодном собрании Американской академии религии в Атланте. Джорджиа.
Каплонски пытается понять мотивы коммунистов. Его отправной точкой является то, что резня такого масштаба - Каплонский имеет дело почти исключительно с периодом 1937–1939, худшим, "оргией почти невообразимого насилия", когда было расстреляно тридцать шесть тысяч человек, - не может быть результатом одного только иррационального зла. Он пытается объяснить логику монгольских коммунистов, которые пытались искоренить буддизм сначала с помощью пропаганды, а затем с помощью правовой и финансовой дискриминации. Безрезультатно, учитывая чрезвычайно глубокие корни религии в стране. Лишь на третьем этапе они решили прибегнуть к истреблению, которое было не иррациональным и спорадическим, а спланированным, когда каждый застреленный был подвергнут суду, пусть даже поспешному, и приговорен.
Согласно Каплонски, сила буддизма в Монголии была такова, что, если бы коммунизм не уничтожил религию, религия уничтожила бы коммунизм.
В последних строчках книги антрополог показывает, как он внезапно осознал, что его антропология зашла слишком далеко, и он оказался в том же положении, что и человек, который "пытался понять, почему для нацистов Холокост был разумным решением". Каплонски сообщает, что писал своим коллегам обеспокоенные электронные письма, задавался вопросом, что с ним происходит, и изо всех сил пытался вернуть себе перспективу, в которой ужас можно осудить, не отвергая его как просто иррационального.
Тем не менее описание трехэтапного перехода режима от одной антирелигиозной "технологии" к другой остается интересным и напоминает мне "Римскую модель", принятую, по моему предложению, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе ( ОБСЕ) на Римской конференции по дискриминации христиан в 2011 году, когда я работал представителем ОБСЕ по борьбе с расизмом, ксенофобией и религиозной дискриминацией. Согласно римской модели, борьба с религией движется вниз по наклонной плоскости, начиная с (культурной) нетерпимости, проходя через (юридическую) дискриминацию и неумолимо доходя до преследований.
Важным аспектом работы Каплонского является критика мифа, с которым я также столкнулся в Монголии, о том, что все было решено и спланировано Сталиным и что коммунистические власти Монголии пытались остановить или хотя бы смягчить репрессии. Антрополог утверждает, что это не так. Сталин дал противоречивые указания, и некоторые из самых ужасных массовых убийств были решены монгольскими коммунистами, которые ни в коем случае не были простыми марионетками в руках Советов. Монгольские историки ответили, что это из архивов, которые исследовал Каплонски, но этими архивами манипулировали Советы, которые также включали фальшивые документы.
Если не брать в расчет заговоры, обсуждение важно и напоминает аналогичные дискуссии в других странах. Слишком удобно приписывать всю вину одному человеку - Сталину. Коммунистическая идеологическая ненависть заразила и местных иерархов, и они были не менее виноваты, чем Советы.
Когда я посетил Мемориальный музей жертв политических репрессий в 2005 году, мне рассказали там историю его основателя Цэрэндулам Гэндэн, который умер в 2003 году. Врач, получивший высшее образование в Москве, она была дочерью Пэлжидийна Гэндэна, первого президента коммунистической Монголии с 1924 по 1927 год, а затем ее премьер-министра с 1932 по 1936 год. Конечно, Гэндэн имел свои обязанности по сотрудничеству со Сталиным, в первую очередь в преследовании бурят. Однако он пытался сопротивляться приказу Сталина об истреблении буддийских монахов, что привело к концу его политической карьеры и его жизни. Гид по музею, родственник Цэрэндулама, рассказал мне семейную историю о том, что, когда Пэлжидийн Гэндэн в третий раз отказался продолжать истребление монахов, Сталин типично ответил, что он "беспокоится о своем здоровье" и его привезли в Москву для лечения, щедро предложенного Советским Союзом. Вместо этого он был казнен в 1937 году и заменен в Монголии Чойбалсаном, бывшим монахом, который яростно ненавидел религию. Результаты вскоре стали очевидны.
В Монголии в сентябре 1937 года насчитывалось 83 000 буддийских монахов, и их число уже значительно сократилось после революции 1921 года. К концу 1938 года их было менее пятисот. Некоторые бежали или сами себя перешли в светское государство, но многие были убиты. Только в Улан-Баторе в 1937 году действовало шестьдесят монастырей, в 1939 - ни одного.
Карта монастырей, подготовленная режимом для организации репрессий, была утеряна, но в 1937 году выжило более шестисот, а в 1939 году их количество сократилось до двух, которые в основном оставались живыми, чтобы показывать их иностранным посетителям как свидетельство предполагаемой религиозной свободы в Монголии.
Несмотря на протесты интеллигенции, в том числе местных и даже советских коммунистов, многие произведения искусства были сожжены, а большинство монастырей разрушено, часто их использовали в качестве целей для бомбардировок или артиллерийских подготовки.
Культурный геноцид определенно был частью более крупного физического геноцида. Цифры полностью оправдывают такое название.
После 2005 года у меня была переписка с музеем, но недавно я потерял связь. Я надеюсь, что сын Цэрэндулама, которого критиковали за то, что он позволил разрушить историческое здание, сдержит свое обещание открыть новый музей с коллекцией своей матери ... Мы можем извлечь так много уроков из геноцида монгольских монахов.
автор: главный редактор журнала о религиозной свободе и правах человека Bitter Winter Массимо Интровинье (родился 14 июня 1955 года в Риме).
|