КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 08.09.2021
21:25  Салям, ИДУоты! Узбекистан, единственный из стран ЦА - "приветствует" создание правительства Талибана
21:12  Зачем китайцам Карибское море. Поднебесная устанавливает контроль над портами в Западном полушарии, - "НГ"
20:41  Талибы, жуткие приколисты, назначили дату инаугурации своего кабмина на 11 сентября
19:56  Россия втягивается в войну Ахмада Масуда с афганскими талибами *?
19:54  Кто станет новым премьером Японии - Коно, Кисида или Такаити?
19:50  В США продолжают крушить памятники генералам-конфедератам
19:12  КырКлоуны-2. За месяц до роспуска парламента Киргизии в него лезут все новые "депутаты"

18:45  КырКлоуны. Ранее разворовавший ГП "Кыргызкомур" Жакыпов вновь... возглавил ГП "Кыргызкомур"
15:56  Кто провоцирует войну в Тайваньском проливе? - В.Павленко
15:08  Скандал с "Бураном" – Россия хочет вернуть корабль себе
14:54  Глава МЧС России генерал Зиничев погиб в Норильске, пытаясь спасти упавшего с обрыва телеоператора
12:28  Пушту-пушту. Верхушка армии просто сговорилась с Талибаном, - А.Ливен
12:27  Навяжет ли Европа афганцев постсоветским странам, - И.Джорбенадзе
12:26  Казахстан и Узбекистан не дают амер-"исследователям" изучать репрессии в Синьцзяне на своей территории
12:25  Талибан следует... заветам Ильича, - И.Фабричников
12:24  Как Вашингтон стимулировал стремление Пекина к технологическому доминированию, - Дан Ван
12:23  Кто оплатит восстановление Афганистана? - И.Преображенский
12:20  Кадры для "мягкой силы". Как Запад готовит "агентов влияния", - И.Веремеев
12:18  Украина: как стать гастарбайтером, - С.Князев
12:02  Домики для бомжиков. В Кыргызстане объявили о запуске программы государственной ипотеки
11:44  РосАрхеологи продолжают раскопки крепости Узундара в Узбе: показались 13 башен III века до нашей эры
11:43  Ядром чуют. Чем грозит задержка с восстановлением иранской сделки, - Э.Байназаров
11:41  Странные награждения в Узбекистане
11:39  Прокатный Афганистан: как новые власти создали кабмин без инклюзивности
09:31  Получить гражданство Казахстана кандасам стало проще
09:20  БаскоКиркоров не прокатит. Пекин приструнивает "женоподобных кумиров", - Le Figaro
08:45  Arab News: Разорвал ли Талибан свои узы с Аль-Каидой?
08:34  Шеф военной разведки Азербайджана Ширинов разоблачен как... шантажист-вымогатель и лидер ОПГ
08:27  Лучшие люди Талибана. Коалиционное правительство боевиков и террористов, - Газета.Ру
08:18  Талибы осквернили могилу национального героя таджиков Афганистана - Ахмад Шаха Масуда
08:08  Темнокожий мир оказался глобальным ядерным котлом, - А.Неклесса
00:59  20 лет спустя... В талибское правительство идут одни старики, - К.Кривошеев
00:32  Вынесли ли США урок из терактов 11 сентября? - Project Syndicate
Вторник, 07.09.2021
21:26  Премьером Афган-Талибана стал конченый дуремар Ахунд - лично командовавший уничтожением статуй Бамианских Будд
20:53  В новое афган-талиб-правительство вошли только пуштуны. Три министра - из одной семейной банды Хаккани
18:56  "Талибан" объявил состав нового правительства Афганистана - мулла Ахун (премьер), Барадар (вице-премьер), мулла Якуб (МО)...
18:54  Нурлан Ногаев стал акимом Мангистауской области (из министров энергетики Казахстана)
18:44  Хиджаб или тюбетейка? Что к лицу казашке, - Н.Нуртазина
17:49  Эрдоган написал политологический труд "Более справедливый мир возможен"
17:18  Талибы* создают интригу вокруг будущего правительства Афганистана, - С.Тарасов
14:48  Как Панджшер переживет эту зиму? - А.Лавров
12:35  Как и кто хочет переделать биологический облик человека?
12:34  Роль стран ЦА и Кавказа в эвакуации из Афганистана
12:31  Как Россия вывозила ядерное оружие из бывших советских республик
12:21  О послании и языках. К вопросу о пользе поли-язычия в Казахстане, - Д.Ашимбаев
12:07  "Прятались в норы, а потом стреляли в спины". Как воевали панджшерцы против советской армии
12:05  Россия поддерживает каталонских сепаров. Кто бы сомневался, - Le Temps
12:04  "Больше года мы живем в ощущении легкого апокалипсиса", - фантаст Сергей Лукьяненко
12:01  Почему США не удалось возродить Афганистан, как Германию или Японию? - Марк Меировиц
11:58  Казахстан: русские классы – красная тряпка для националистов, - А.Куменов
11:56  Талибан на подходе. Узбекским школьницам срочно разрешили носить платки, Саида напяливает шальвары, Шахноза - мотает паранджу?
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Темнокожий мир оказался глобальным ядерным котлом, - А.Неклесса
08:08 08.09.2021

На планете формируется влиятельное сообщество, не укладывающееся в рамки географической локализации и национальной государственности

Об авторе: Александр Иванович Неклесса – председатель Комиссии по социокультурным проблемам глобализации, член бюро научного совета "История мировой культуры" при Президиуме РАН, руководитель группы "Север – Юг" Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН.

Сегодня политическая деколонизация вытеснена из мировой повестки сюжетами мультикультурной интеграции.
Этот третий мир – игнорируемый, эксплуатируемый, презираемый, подобно третьему сословию, теперь тоже желает стать чем-то.

Альфред Сови

(L’Observateur…, 14.08.1952)

ХХ век – время войн и революций, социального транзита и незавершенного поиска новой композиции мира. Вслед за крахом имперских грез последовали взлет и кризис национальной идеи, произведя на свет многочисленное семейство постимперских и постколониальных ситуаций. К концу столетия перестройка миропорядка и пространственное развитие цивилизации завершились глобализацией – "эффективной оккупацией" планеты Современностью.

Переосмысление глобальной постколониальности как фундаментальной проблемы ведет к перепрочтению исторических и культурных генеалогий не только Африки или Азии, но также Америки и Европы, постигая опыт людей и сообществ, завоевавших призы, осваивая тяготы личной и групповой суверенности. Сегодня политическая деколонизация вытеснена из мировой повестки сюжетами мультикультурной интеграции с привкусом постколониальной интервенции в соответствии с прогнозом: "Если Европа не идет в Африку, Африка придет в Европу".

Цивилизационный транзит

Тектоника Большого социального переворота вполне ощутима, его энергетика осязаема, контуры перемен прорисовываются все отчетливее, но подробности грядущего остаются за линией горизонта. Приоткрывающийся мир из-за неясностей с новой главой земного бытия мы лукаво определяем как Постсовременность.

Мир Современности был основан на секулярном мировидении, постулатах гуманизма, естественно-научном осмыслении жизни и рациональном подходе к практике. В его обустройстве существенную роль сыграли идеи просвещения, прогрессизма, экономического развития, политического конструктивизма, а также представление о прирожденных правах и высоком предназначении человека. События новейшего времени при всех трагических изгибах образуют вектор устремленности к универсальной суверенизации людей и народов: демократизация – деколонизация – десегрегация – легитимация инакости (persity) – утверждение достоинства личности (dignity).

Глобальная трансформация сопровождалась крушением тоталитарных, этатистских режимов, деколонизацией и контркультурной революцией. В ходе и по окончании Первой мировой войны одновременно с рудиментами феодально-классовой сословности уходили в прошлое континентальные империи, количество суверенных стран заметно возросло. Повестка того времени – обустройство модифицированного политического ландшафта, революция масс, индустриальное развитие, соперничество идеологических нуворишей, их балансирование на одной планете с метрополиями, уже обремененными движениями за независимость в управляемых извне странах и территориях.

После Второй мировой войны постепенно уходят в прошлое и морские колониальные империи. Политическое мироустройство во второй половине века представляет биполярную конструкцию, обрамленную конгломератом умножающихся государств третьего мира. В унисон с экспансией идеалов суверенности и демократии нарастает неприятие традиционализма и авторитаризма, империализма и неоколониализма.

Ближайшими целями первому постколониальному поколению представлялись модернизация, гармоничное встраивание в систему мирового разделения труда, успешность догоняющего развития, членство в ООН и других международных организациях, соучастие в коллективных акциях и процедурах.

По окончании третьей, холодной войны распался идеолого-политический imperium на востоке Европы. Возникает стратегическая неопределенность и складывается мозаичная перспектива, рождаются альтернативные сценарии судьбы людей. Глобальная просторность провоцирует массовую миграцию и продуцирует деятельную индивидуацию, смещение социальных стандартов и смешение культур. Происходит переосмысление исторической ситуации. Мир и его грядущие конфигурации видятся сквозь заметно иную интеллектуальную оптику. Исследовательская интуиция фиксирует симптомы цивилизационного транзита, используя для уяснения сути происходящего концепты постиндустриализма, постсовременности, постколониальности.

Предметное поле постколониальности

Постколониальность – фрактальный извод Постсовременности, социальное явление само по себе и одно из характерных качеств возникающего универсума. Ее кредо – колониальность продолжает существовать в постколониальном мире, а борьбу за политический суверенитет замещает изживание социокультурной и персональной ущемленности, связанной с традициями коллективного неравенства и порождаемыми ими личностными и групповыми фрустрациями при доминировании расового нарратива.

В области дисциплинированной рефлексии постколониальность позиционируется как направление исследований, академическая теория и критическая концепция, претендующая на пересмотр параметров дискурса в сфере социогуманитарного знания (деколониальность). Объект интенсивно развивающихся штудий – социокультурная деколонизация людей и сообществ, основной предмет – преодоление рассеянных в глобальном обществе практик господства, морального угнетения, маргинализации, то есть универсальной колониальности, а также обретение личной и групповой независимости, ее завоевание, удержание, развитие.

Среди приоритетных тем – мультиплицированная суверенность: природная, национальная, гражданская, социокультурная, персональная; ревизия имперских стереотипов; художественное наследие и новаторство; пути и методы реабилитации жертв угнетения, "лишавшего возможности действовать" (Гаятри Спивак). Иначе говоря, целью является не конфронтация с "классическим" колониализмом, но "темнокожее возрождение", стремление к терапии изгойства и ренессансу подавленной идентичности, связанной узами психологической подчиненности (subaltern identity).

Предметное поле постколониальных исследований, перманентно расширяясь, формирует комплексную дисциплинарность, критически исследующую:

– интеллектуальное наследие колониализма/имперскости, включая переучет "библиотеки ориентализма" и создание альтернативной "библиотеки постколониальности";

– колониальность в тексте и контексте современного мира, пути и способы ее преодоления;

– постколониальное состояние личности и общества, перспективы социальной и культурной эволюции;

– горизонты универсальной деколонизации, глобальную трансформацию, связанную с массовой миграцией из стран третьего мира и генезисом космополитичных "темнокожих интеллектуалов";

– дискурс и эпистему современности, рамки "окна Овертона" при производстве, верификации и трансляции знания в социогуманитарных дисциплинах.

Преодоление постсовременного барьера сопряжено с критическим отношением ко многим плодам эпохи, отрицанием косметически прикрытых метастаз имперскости и колониальности, избавлением от патерналистского синдрома и эскапистских грез, стремлением к реабилитации идентичностей, деформированных как внешними, так и внутренними господствами. Уже на первой, Бандунгской, конференции стран Азии и Африки наряду с осуждением "классического" колониализма звучала критика иных его версий, включая автоколониализм: "Я заклинаю вас не представлять колониализм только в той классической форме, с которой знакомы мы, индонезийцы, и наши братья в различных частях Азии и Африки. Колониализм имеет также современное обличье в виде экономического контроля, контроля над мыслями, фактически полного контроля небольшой, но чуждой интересам общества группы людей внутри страны. Это искусный и упорный враг, он появляется под многими масками" (Сукарно). Как одна из форм колониализма расценивалась на конференции и коммунистическая экспансия: "Раз мы объединились против колониализма, не следует ли нам также открыто выступить против советского колониализма, как мы выступаем против западного империализма?" (Джон Каталавала).

Колониальность истощает культурное разнообразие, политизирует и уплощает творческие ресурсы, педалируя тактические сюжеты за счет отказа от углубления онтологий, оригинальной рефлексии, персональной и групповой самореализации. Имперский спектакль с вынужденным актерством и мимикрией применительно к обстоятельствам порождал "эффект Франкенштейна" – гибридную фальсификацию индивида, чреватую социальными имитациями и личностными деформациями, неспособностью к искренности, отторжением и забвением подлинности. С регенерацией и обновлением индигентной субъектности происходит "зарождение то тут, то там нового интеллектуального и политического сознания" (Эдвард Саид). Расширяется спектр проектов, формирующих "постколониальную библиотеку", венчурную и альтернативную как колониальному супремасизму, так и академическому ориентализму.

10-12-3480.jpg
Сложившийся баланс устраняет
дискриминацию, основанную на различиях
цвета кожи, религии, пола, возраста,
физических и психологических особенностей.
"Племена людей". Гравюра из журнала
"Новый свет", 1882 г., № 18Методологические аспекты постколониальности
Открывающийся перед цивилизацией горизонт все чаще описывается на языке постсовременных прописей. Концепция постколониальности – плод усложненных взаимосвязей и смешения культур, на ее теорию и практику в той или иной степени повлияли течения мысли, связанные с деятельностным подходом к знанию, а также концепты, вскрывшие заметно более сложный характер природы, общества и человека.

Опираясь на обретаемую силу, постколониальность формирует в русле постклассического подхода оригинальный язык, эпистему, дискурс, вырабатывает собственную позицию и оптику – "способ видеть" (Джон Бергер) и влиять на положение вещей. Стратегическая позиция направления – экзистенциальная включенность и коллективный акционизм. Суть подобной философии активизма сформулировал в свое время Карл Маркс в знаменитом 11-м тезисе о Людвиге Фейербахе: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его". Иначе говоря, состояние общества не является данностью, "знание – само по себе сила" (Френсис Бэкон), социальные науки, как и естественные, чреваты технологиями, а социогуманитарная инженерия сегодня демонстрирует высокую инструментальную эффективность.

Макс Хоркхаймер, философ неомарксистской Франкфуртской школы, обосновывал релевантность критической позиции тем, что "представления не есть отраженная реальность, а производное от социокультурных норм". Деятельная ипостась постколониальности в борьбе за идеологическое/интеллектуальное лидерство в коррекции конвенций ("новая нормальность") активно использовала философию практики Антонио Грамши, создавая культурное напряжение, ведущее к социокультурному перевороту ("молекулярная агрессия контргегемонии"). Из всего этого проистекает генезис "новой этики", нормативность интенциональности (positionality) и естественность субъективизма в битве за грядущее мироустройство.

Картина мира утрачивает былую определенность. Роль сознания в механике бытия зафиксировали в свое время отцы-основатели квантовой физики, обнаружив при этом серьезные расхождения между выявляемыми закономерностями и представлениями о "должном порядке" (e.g. знаменитая "жуткая запутанность" Эйнштейна). А комплексную природу самого человека обосновали в ХХ веке Фрейд и Юнг, создав заодно предпосылки для переосмысления постулатов культурной антропологии. А столь близкая идеям негритюда в прошлом и постколониальности в наши дни критика рационализма из-за склонности к схоластическим обобщениям и оскудения жизненной энергии (elan vital) звучала в философии жизни, герменевтике, экзистенциализме (Ницше, Бергсон, Дилдей, Кьеркегор, Сартр).

Теодор Адорно в негативной диалектике критикует гегелевскую формулу как редуцирующую множественность контртезисов (разнообразие промысленных миров), растворяя их уникальность во всепоглощающей позитивной результативности. Перестройкой эпистемологии занимаются структурализм и постструктурализм, сначала обозначившие зависимость восприятия от структурности культурных форм, а затем представившие сами эти формы как сумму динамических сил. Прописывается также новое понимание режима знания (Мишель Фуко), дискурс-анализ вскрывает социальные основания нормативности эпистемы, деконструкция постулируется как перманентная норма (Жак Деррида), а событие рассматривается как сумма сингулярностей (Жиль Делез) вместо механистичной разнарядки общего, частного, особенного. В "битву между защитниками унитарной идентичности и теми, кто видит целое скорее как комплекс, нежели как редуктивное единство" (Эдвард Саид) включаются исследователи и институции, развивающие теорию сложности в диапазоне от ее фактического основоположника Эдварда Лоренца до коллективных усилий Института Санта Фе (Муррей Гелл-Манн). Уникальность же получает должную легитимацию в "доктрине одного процента" (Ричард Чейни).

Особым продуктом постколониальной мысли стала деколониальность. Атакуя "казематы культуры", она констатирует обширный кризис европейской академической традиции, указывая на квазисциентистскую мимикрию гуманитарных дисциплин и их нормативную подоплеку. Подобно критической теории рас, деколониальность не только проблематизировала нарратив аналитического подхода, но пробудила дискуссии о новой этике, социокультурном подтексте и трансляционных альтернативах в отыскании и представлении плодов социальной и гуманитарной рефлексии.

От афрополитов к декополитизму

Переход к Постсовременности – транзит к трудно достижимой динамической целостности планетарной Ойкумены. Процессы, стартовавшие на мировом Севере, постепенно захватывают население мирового Юга. Глобализация – промежуточная стадия универсальной интеракции и единения разделенных разнообразными границами людей и сообществ.

Интенсивное пространственное и технологическое развитие Universum Humanum, вселенский коммуникационный интерфейс, ускорение горизонтальной и вертикальной мобильности предопределили освоение номадического стиля бытия. Постколониальность, стимулируя трансграничность и многообразие, провоцирует миграционные инстинкты, выявляет уникальные возможности и продуцирует экзистенциальные риски. В глобальной сети антропотоков доминирует как коллективный, так и индивидуальный исход обитателей Юга на Север, порождая смешение рас, культур и народов. Переселение происходит по разным мотивам: от образовательной, карьерной, экономической эмиграции до спасающихся от голода и войн беженцев. Массовая мобильность и демографическая динамика заметно влияют на дух и содержание эпохи, теперь не только генезис суверенных стран, но сама "темнокожесть" становится вектором и символом глобальной трансформации. На планете складывается многочисленное и многомерное "не имеющее отечества" сообщество, не укладывающееся в прокрустово ложе географической локализации и национальной государственности.

История неевропейских и постимперских культур предстает россыпью сюжетов, странствующих вне прежней дисциплинарной магистрали. Новая субъектность вступает в коэволюционное сопряжение и состязание с такими историческими проектами, как формирование мультикультурной и полиэтничной Америки, глубинное преобразование Европейского союза, tour de force всемирного исламского единения, напоминая и о поглощенной историей идее сотворения советской глобальной общности. Инновационные политические, культурные, расовые ансамбли по-своему интегрируют этнические различия. А отсутствие стойкой национальной идентичности, связанное с иной, социокультурной демаркацией, проводимой поверх прежних границ и барьеров, "представляет определенное преимущество, становясь вызовом глубоко статичному понятию идентичности, когда человека определяют через нацию" (Эдвард Саид). Тайе Селаси, провозвестница идеи афрополитизма (афрокосмополитизм, то есть "чернокожие мира", активно использующие географические и социальные маршруты Постсовременности), так характеризовала свою комплексную, трансграничную идентичность: "Я не знаю, откуда я! Родилась в Лондоне. Мой отец из Ганы, но живет в Саудовской Аравии. Моя мать – из Нигерии, но живет в Гане. Я же выросла в Бостоне".

Пробуждаются грезы и о новом, иначе аранжированном витке мировой революции. Поиск отрицающего сложившийся миропорядок исключенного класса – пролетарии у Маркса, интеллектуалы у Франкфуртской школы – сегодня, кажется, опознает в качестве перспективных иных трансграничное "темнокожее сообщество". Отчуждение, расцениваемое как следствие колониального статуса ("туземцы") либо рабства ("раб не имеет отечества"), порождает резко критическое отношение к положению вещей с привкусом ресентимента и сумрачными обертонами. Уже на упомянутой выше Бандунгской конференции прозвучали предостережения и призыв "предотвратить пропаганду расового союза, который мог бы привести к гнусности, способной потрясти мир" (Карлос По Ромуло).

Социальное ядро атакующих когорт, обеспечивающее свободу действий, – распределенное по планете множество "культурных гибридов": интернациональное номадическое племя, подобное былой "невидимой коллегии", шлифовавшей интеллектуальные коды своей эпохи. Можно провести аналогию с процессом обогащения урана: масса мигрантов, будучи активированной, производит денационализированных пассионариев и афрополитов, солидарных в силу именно не национальной, а "темнокожей" (во все более широком смысле) общности. Третий мир "униженных и оскорбленных" становится глобальным ядерным котлом – суммой стратегически реактивных других: миллиарды аборигенов, населяющих десятки постколониальных стран; потоки мигрантов, перемещающихся по планете; и в качестве фермента перемен – деколонизированные политики, профессура, журналисты, писатели и т.п. (декополитизм), способные влиять на правила игры, солидарно изменяя их.

Постсовременность, осваивая языки транзита, экспериментирует с разнообразием путей самореализации. И, ценя личные качества выше национальных, расовых, прочих разделений, делает ставку на творческий потенциал, оказываясь в симбиотическом союзе с постколониальностью. Сложившийся баланс – устранение дискриминации, основанной на различиях цвета кожи, этнической принадлежности, религии, пола, возраста, физических и психологических особенностей, сексуальной ориентации или гендерной идентификации. Речь идет о форсированной коррекции взаимоотношений и утверждении достоинства посредством "нормативной эмпатии". Дальний горизонт – восстановление понесенных утрат и свобода от враждебных "престолов и господств". Физическое отторжение и диффамация призраков прошлого – универсальный феномен, не слишком отличаются волны свержения памятников генералам Конфедерации в США или причастным к торговле рабами – в Европе с рекультивацией среды и упразднением монументов, связанных с имперской колонизацией, на Северном Кавказе, в Татарстане, Центральной Азии или с восточноевропейским, балтийским, украинским "ленинопадом".

Многоликое сообщество, обращая обременение в ресурс, обретает стратегическую субъектность и перехватывает историческую инициативу. Мы видим, как сбывается предвидение Альфреда Сови о роли постколониального мира, потенции которого он почти семь десятилетий назад сравнил с преобразующей силой, некогда отправившей на свалку истории сословный порядок. Тема бремени темнокожего человека, пройдя "долгим маршем" по ступеням панафриканизма, негритюда, движения "черных пантер", афроцентризма и уже в прихожей нового века – акционизма BLM, приблизилась к воплощению симбиоза афрополитизма с рассеянной по планете Постсовременностью, укрепляя солидарные позиции деколонизирующего Современность интегрального космополитизма.

Данная статья – расширенная версия доклада "Постколониальность: предметное поле, методологические основания, социальная перспектива" на научном семинаре Центра цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН "Постколониальные исследования: основные аспекты и тенденции". Москва, 30 июня 2021 года.

7.09.21

Источник - ng.ru
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1631077680


Новости Казахстана
- Мажилис принял закон "О производстве и обороте органической продукции" во втором чтении
- Олжас Бектенов обсудил с представителями банка Société Générale вопросы привлечения частного капитала в страну
- Олжас Бектенов заслушал информацию о проводимых противопаводковых работах
- Олжас Бектенов обсудил с директором по разведке и добыче ENI Лукой Виньяти реализацию совместных проектов и наращивание казсодержания на Карачаганаке и Кашагане
- Кадровые перестановки
- Казахстан примет участие в III форуме межрегионального сотрудничества в СУАР
- Министр иностранных дел Казахстана встретился с Государственным секретарем США
- Сенаторы: Реализуемые инновационные проекты оторваны от потребностей предприятий и реального сектора экономики
- О комиссии по выборам ректоров
- Кто наживается на деле Стати и вернутся ли потраченные сотни миллионов долларов?
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх