КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 28.10.2021
23:42  Ни "М" ни Ж". В США выдан первый американский паспорт с отметкой о гендере "X"
23:13  Украина вернется к воровству транзитного газа. Иначе никак, - О.Самофалова
21:02  Россуд отменил оправдательный приговор дагестанскому мажору за убийство казахской студентки МГИМО
18:40  У кырдепутата Ирсалиева угнали 615 яков и 90 лошадей. Из жизни кыр-ковбоев...
17:32  Так и лезут... Саида Мирзиеева крепко озаботилась харассментом в Узбе
13:56  Популярную кыр-блогершу Мамытбек (женщина) - закрыли в СИЗО. Оказалась мошенницей
13:53  Расшифрован геном загадочных Таримских мумий - это коренные синьцзянцы!

13:50  Замдекана Ташкентского педа пытался изнасиловать и выкинул из окна студентку
13:48  В Узбекистане создали дистанционно управляемый пулемет (видео)
11:57  "ТаджВласти боятся освобождения журналиста Исмоилова, потому что он пообещал и далее вскрывать недостатки"
09:13  Цены в России скачут к революции. А правительство в домике. В Белом..., - А.Гришин
08:34  Пиджим. Массовые беспорядки молодежи (казахо-уйгурские драки) в Алматинской области
08:15  Займы по-кыргызски. Как система быстрых кредитов загоняет население в тупик, - 24.kg
08:12  Год правления Садыра Жапарова: грабли и... вилы, - Т.Ибраимов
08:06  "Казахстан - дезориентированное государство", - Данияр Ашимбаев
08:02  Китай продавил Рахмона на строительство военной базы в Горном Бадахшане
07:59  Российский "Газпром" продолжит рыть узбекский песок в рамках нового договора о "стратегическом партнерстве"
06:47  Грузию основательно затрясло перед вторым туром выборов, - Ю.Рокс
01:27  Языковая политика в Казахстане: миф о Вавилонской башне в действии, - Петр Своик
01:18  Армения и Азербайджан будут искать мир по российской карте, - И.Джорбенадзе
01:14  Газовая ОПЕК. Проект реален? - И.Валентинов
01:03  Китайский транзит в Европу застопорился, - "НГ"
01:02  Дожили. Москвичи создают отряды самообороны для защиты от мигрантов, - "СП"
00:55  Туркмения превратилась в антисоветскую сказку, - Дм.Бавырин
00:51  Тайваньская карта становится козырем, - Е.Пустовойтова
00:19  L"Express: "Небольшой всплеск" или волна, почти повсюду в Европе растет число случаев Covid-19
00:18  Отсутствие Си Цзиньпина и Путина на саммитах в Риме и Глазго на руку Байдену, - "НГ"
00:17  США, Китай и Тайвань: тень военного конфликта, - В.Овчинский
00:16  Сексизм, расизм, капитализм: кто кого эксплуатирует в XXI веке? Читая Хайди Хартманн
00:14  Как Китай восстановил свои законные права и статус в ООН
00:13  Посольский скандал едва не обезглавил турецкую дипломатию, - И.Субботин
00:04  Франция 60 лет контролировала бывшие колонии в Африке. Как ее потеснили российские наемники?
00:03  Отчалят в родную гавань! Россия продолжает подстрекать сепаров Шотландии, - The Times
00:00  Китайская месть: в Европе остановятся тысячи предприятий
Среда, 27.10.2021
20:08  КазПрез Токаев разнес "цифровизаторов" Казахстана
19:32  КазКНБ издает "Хроники отечественной спецслужбы. Истории о людях, событиях, фактах" и "Государственная граница"
17:54  Туркменский посол в Казахстане Реджепов стал, одновременно, и послом в... ЮАР. Однохренственно..
17:35  Казахстан впал в зависимость от импортного картофеля
17:15  Без работы могут остаться 300 тысяч казахстанцев. Цена "рисовой" воды, - "Э-К"
17:07  Война с хохло-"байрактарами" неизбежна, - "СП"
17:06  Смогут ли США избежать войны с Китаем? - Джон Феффер
17:05  "В Сибири шла ядерная война". Как взрывы на Семипалатинском полигоне разрушали жизни тысяч советских людей
16:10  Таджикистан не намерен признавать новое афганское правительство
16:01  Все китайное становится явным, - "Къ"
15:12  Афганистан и Центральная Азия: Кыргызстан превратился в нового геополитического "игрока"? - Э.Осмонбетов
15:05  В Москве прикончили (вместе с семьей) банкира Яхонтова, размотавшего "Смоленский банк"
14:11  Засуженная, но не сломленная рос-гимнастка Дина Аверина в 14-й раз выиграла ЧМ
14:00  Россию вынуждают окончательно решить украинский вопрос, - Д.Стешин
13:57  Звереем. Массовые драки студенток в Атырау (видео)
13:50  Криво, дорого, но патриотично. Молдова начала закупку российского газа у Польши
13:48  Туркмены могут помочь казахам в деле реконструкции этнокостюма, в особенности тюбетейки, - Н.Нуртазина
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Сексизм, расизм, капитализм: кто кого эксплуатирует в XXI веке? Читая Хайди Хартманн
00:16 28.10.2021

Простота схемы эксплуатации (капиталисты против наемных работников) скрывает разнообразие реальных форм угнетения в капиталистической системе. Даже в среде фабричных рабочих нашлась целая категория "подкупленных капиталом", получающих выгоду из своего места в иерархии. Так кому, с кем и за что стоит бороться? И стоит ли цепляться за идею эксплуатации?

Хайди Хартманн. Несчастливый брак марксизма с феминизмом: путь к более прогрессивному союзу. М: Свободное марксистское издательство, 2016

Простота схемы эксплуатации (владельцы средств производства против наемных работников) скрывает разнообразие реальных форм угнетения в капиталистической системе. В эпоху индустриализации левые могли надеяться, что обобщенная идея все равно наберет достаточно сторонников; однако даже в среде рабочих нашлась целая категория "подкупленных капиталом", получающих относительную выгоду из своего места в иерархии.

Хуже того, авангардом пролетариата оказалась привилегированная интеллигенция; передовыми рабочими - самые квалифицированные. В результате профсоюзы нередко ущемляли в трудовых правах женщин и низкоквалифицированных работников вместо того, чтобы повышать организованность и силу рабочего движения. Революция же постепенно трансформировалась в умеренное социальное государство (хотя сложно отрицать, что это был прорыв, давший некоторым народам невиданное процветание) или власть номенклатуры.

Предупреждения Маркса об опасности государства как механизма воспроизводства господства остались не услышаны. Ленин, писавший про возможность перерождения партии, на практике "отложил" развитие низовой организации. Мыслители, присягнувшие протестам "долгого 68-го" (по крайней мере, студенческой их части), умудрились свести проблему угнетения к монополии государства, удачно забыв про экономическую власть. Современные теоретики элит и вовсе разделяют виды власти (культурную, политическую, военную и пр.) между элитными группами, контролирующими соответствующие ресурсы, инструменты, способности… Разные авторы справедливо указывают на различные формы угнетения, но мало говорят про их взаимодействие.

Так кому, с кем и за что стоит бороться? Следует ли сосредоточиться на эксплуатации, надеясь, что остальные проблемы решатся потом, при "коммунизме" (несмотря на опыт СССР)? Или нужно избегать каждой обязывающей связи как потенциального господства, подобно некоторым крайним анархистам? Можно ли вообще оставаться на территории общих понятий, не связывая их с предельно конкретными отношениями и проблемами людей, и при этом вдохновить массы на изменения?

Эти вопросы рассматриваются в книге "экономистки" из США Хайди Хартманн "Несчастливый брак марксизма с феминизмом" с комментариями феминистской активистки Чинции Арруцца. По мнению Хартманн, марксисты описывают капиталистическое общество как иерархическую структуру, в которой существует ограниченное число "свободных мест" (кто-то должен быть капиталистом, а кто-то рабочим; одни страны составляют центр, другие - периферию, и т.п.). Однако недостаточно внимания уделяется вопросу, почему конкретные люди (этносы, полы) оказываются в определенных "лунках".

Впрочем, большая часть книги также посвящена структуре "свободных мест" и логике их появления. Хартманн указывает, что и марксисты, и идеологи капитализма концентрируют внимания на производстве меновой стоимости (области товаров на продажу, способной к расширению и накоплению богатства), забывая про менее "динамичный" сектор простого воспроизводства (производства необходимых благ, не выходящих на рынок, т. е. остающихся лишь потребительной стоимостью). Работа по дому, уход за детьми (иными словами, воспроизводство рабочей силы), социально значимый труд полностью или частично обесцениваются, несмотря на их необходимость. Как показывала исследовательница Арли Хокшилд, "по умолчанию" ложащаяся на женщину нагрузка недооценивается даже в "прогрессивных" семьях; работодатели и вовсе рассматривают ее как помеху, чистый убыток. Хартманн замечает, что это же относится и к государству, якобы растрачивающему ресурсы (которые можно было задействовать в "доходном" производстве) на маловажную, "неэффективную" социалку.

В книге утверждается, что такое обесценивание (и основанные на нем господство мужчины и частного капитала) являлось частью соглашения между (организованными) рабочими-мужчинами и капиталистами где-то на рубеже XIX и XX веков. Коротко говоря, рабочим повысили зарплаты до уровня, обеспечивающего семью, и дали им ощутить господство над женами и детьми, ущемленными или исключенными с рынка труда.

Однако далее в книге упоминается несколько важных дополнений к этой картине. Так, сегрегация рынка труда капиталом ради поддержания контроля - давнее и разнообразное явление. Особые ниши создавались для мигрантов (характерно, что "старые" волны миграции, например из Ирландии, как бы поднимались в иерархии, "уступая" маргинальную роль условным итальянцам или полякам), для людей с другим цветом кожи, даже для конкретных родов (касты). С течением времени эти границы изменяются. Уже к концу ХХ века экономисты заговорили про "феминизацию" рынка труда, и в сносках к книге указывается, что женщины все чаще становятся главными добытчиками в семье. По крайней мере, реалии "отца семейства" с неработающей женой-домохозяйкой остались где-то в среднем классе США 1950-х годов. Можно добавить, что радикально поменялось и отношение к сфере услуг: работать консультантом или "менеджером" сегодня явно почетнее, чем трудиться на заводе.

Тем не менее Хартманн отбрасывает страдания расовых, национальных и иных групп ради смелого вывода: мол, капитализм (как и предшествующие ему формации) соединился с некоей древней системой угнетения - патриархатом. В своем комментарии Арруцца спрашивает: если речь зашла о феномене, более устойчивом, чем капитализм или феодализм, - как выглядит и на чем держится его особая структура? Что есть "патриархат", независимый от капитализма или феодализма, с которым формации в какой-то момент выстраивают отношения? И почему нам не стоит и классовое деление выделить в отдельный от формаций феномен, раз уж оно существует столько столетий?

Собственно, в книге "материальной базой" патриархата считается разделение труда - но разве это не более широкое и сложное явление, чем различие полов (или даже "гендеров" как культурных моделей поведения)? Классические марксисты уделяли ему огромное внимание, в том числе в контексте объединения рабочего движения или возможности прямой демократии (и Богданов, и Ильенков видели в нем источник неравенства, создающего условия для господства слоя "управленцев"). В любом случае совершенно не очевидно, как прогрессирующее, зависящее от страны и эпохи разделение труда само по себе производит устойчивую структуру господства (патриархат).

Хартманн неожиданно заявляет, что женщины должны отделиться в особое левое движение, направленное против мужчин как угнетателей. Мол, даже после социалистической революции мужчины не дадут женщинам свободы и равенства (фигурой умолчания является СССР с его образом сильной женщины-работницы). Арруцца оставляет подвешенным вопрос об основаниях столь радикальной программы, отмечая лишь следующий отсюда абсурдный вывод, что женщинам разных классов (связанных отношением господства!) почему-то следует объединяться против господства над ними якобы уже объединенных (?) мужчин.

Но сама идея "войны женщин против мужчин", не зависящей от политических и экономических формаций (!), может иметь лишь одно основание: биологический пол. Из книги несложно заключить, что мужчины - угнетатели от природы. На это указывает, в частности, отнесение Хартманн созидательных качеств (творчество, сопереживание) к женскому началу (не ясно, гендеру или полу); или утверждение, что позитивная программа общественных преобразований есть только у женщин (правда, борьба с иерархией и признание нерыночных ценностей - мягко говоря, не только феминистские идеи). Понятно, что приписывание мужчинам фундаментального зла - крайняя форма сексизма. К тому же в таком случае реальной позитивной программой должно быть господство женщин, а не "равенство". Поэтому Хартманн оставляет неопределенность в том, как связан пол и гендер (культура) мужчин с патриархатом. Но даже если проблема в гендере, его предполагаемая устойчивость (издревле - и вплоть до грядущего социализма) мало что меняет на практике.

Здесь стоит вспомнить, что марксизм представляет капитализм как структуру "свободных мест". Если женщины будут бороться против мужчин, а не против капитала - не значит ли это, что они просто разменяют свои места в неизменной иерархии? Сегодняшние дискуссии вокруг "радикального феминизма" интуитивно крутятся вокруг этого опасения. Арруцца указывает на теорию "интерсекциональности" как на альтернативу хартманновскому патриархату. Но в этом случае мы вовсе отказываемся от рассмотрения структур угнетения и "свободных мест" в пользу "уникального опыта" людей, сгруппированных на основе всех возможных комбинаций признаков (темнокожие, женщины, лесбиянки, из провинции, среднего класса, 30−55 лет, подвергавшиеся в школе издевательствам…). Дело сводится к психологическим проблемам, "признанию" или любому возможному улучшению положения данного подмножества, при принципиальном отказе от поиска общих интересов или рассмотрения проблемы распределения в масштабе всей системы. При этом Арруцца прямо требует трансформации структуры, порождающей неравенства, то есть общих системных изменений.

Пожалуй, теория Хартманн и теория интерсекциональности представляют собой два пути редукции реальной структуры угнетения: либо мы берем один аспект системного угнетения, сводя к нему все остальные аспекты; либо мы работаем с текущими проблемами максимально узкой и конкретной группы людей, не думая обо всех других (вероятно, надеясь, что такие группы станут "коммунами" в анархистской сети? Но кажется, что практика сводится к требованиям "позитивной дискриминации" от государства и квотам, а не к автономной самоорганизации a la Кропоткин или Алинский). Первый вариант позволяет мыслить на "федеральном" уровне, но рискует оказаться слишком далеким от опыта конкретных угнетенных; второй актуальнее для "целевой аудитории", но слишком узка и сама эта "аудитория", и ее перспективы (не говоря уже о том, что в рамках "свободных мест" она легко запутывается в конфликте с другими аналогичными подмножествами).

Впрочем, возможно, что проблема лежит вовсе не в теоретической, а в организационно-практической плоскости. Философы и социологи не первое десятилетие разрабатывают методы и логические системы, удерживающие и части (факты конкретных угнетений), и целое (их место в общей структуре), так что признание принципа эксплуатации не должно означать невозможности более широких конкретных его "приложений". Совершенно не понятно, почему социалисты не могут сочетать требования отмены эксплуатации рабочих с требованиями отмены эксплуатации жен; на деле левая мысль все больше делает акцент на ценности социально значимого и творческого труда, не поощряемые рынком и капитализмом. Однако теоретики по факту оторваны от низовых проблем, занимаясь узкими в рамках академической карьеры. Активисты на местах также замыкаются на "предметной области" и текущих проблемах. Наиболее успешные из них подвергаются искушению присоединиться к системе лоббизма, особенно при сильном государстве. Между двумя этими категориями возникает на удивление мало перемычек. Естественно, что "сознание" активистов и теоретиков подстраивается под узость их "бытия". Посредником могла бы стать партия, но в большинстве демократий политическая система слишком консервативна и закрыта ("проверенные" политики со связями занимаются карьерой, новые же лица могут появиться только в результате отбора внутри старых парламентских партий).

Хочется верить, что даже теоретическая работа, просто задействующая скопленный отдельными авторами и направлениями материал про различные виды угнетения с целью интегрировать его в "капиталистическую эксплуатацию", не отбрасывая, а включая частные требования, сможет сдвинуть дело с мертвой точки. В коммерческой сфере давно существует роль консультанта, объединяющего разрозненные области. Популярные сегодня разговоры про возрождение "публичных интеллектуалов" можно развернуть в эту сторону: наряду с теоретиками и активистами требуются люди, направляющие усилия на установление связей (не путать с консультантами для парламентских партий, к чему обычно все сводится!). Эта идея также не нова, но до сих пор разбивается о то, что одни активисты предлагают другим активистам стать их подчиненными (эвфемизм - "присоединиться к их общей площадке") или же исследователь предлагает активистам стать его аспирантами. Ясно, что роль консультанта требует особых коммуникативных навыков. Можно было бы начать со сбора, обобщения и трансляции знаний, достижений и проблем.

По крайней мере, тексты про формы угнетения оставляют впечатление даже не какой-то фундаментальной ошибки, а простой скудности материала (и кругозора), в каком-то смысле "разделения труда" (и профессионального кретинизма) внутри левого движения, порождающего ревность и недопонимание. Если предположить, что заниматься борьбой всех категорий угнетенных разом действительно трудно, логично предложить следовать логике разделения до конца, до выделения посредников. Иными словами, реальный вопрос не в совместимости угнетаемых в рамках левого движения, а в способности левого движения адаптироваться к работе в мире, становящемся слишком сложным и отчужденным. Общие концепции вроде эксплуатации сохраняют свое значение и правдивость; однако стало слишком ясным, что они не исчерпывают своих частей. Не только наша мысль, но и наша практика должна научиться с этим жить (тем более что, по марксизму, они внутренне связаны).

Источник - Регнум
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1635369360


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх