КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Понедельник, 18.07.2022
18:00  Армия Z освободила от бандер-оккупации Северск
16:18  Секс, соцдемы, клофелин: Кто "сливает" компромат на Шольца
16:11  Казахстан может повторить судьбу Украины, – Р.Ищенко
15:56  "Газпром" сообщил о новом рекорде объема поставок газа в Китай по "Силе Сибири"
15:52  Предстоит битва – за обновление государства Российского, - Виталий Аверьянов
15:49  Некоторые актуальные вопросы Рогунской ГЭС, - К.Сирожидинов
14:39  Поколение инфантилов. Америка стремительно теряет взрослость, - The American Mind

14:38  Над мольбой Джо Байдена качать побольше нефти арабы лишь посмеялись, - American Thinker
13:57  КазКабмин достойно наработал на жесткую отставку, - Д.Ашимбаев
13:38  Об инсценировках как методе политики Запада. Статья министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова
13:31  Имущество бизнесмена из списка ForbesКЗ Балушкина намерены конфисковать
13:29  Клешни отвалились. В Донбассе уничтожена первая польская самоходная гаубица Krab
13:14  Американцы удивлены успехами русских. Раньше HIMARS не убивал никто
13:11  Массовое увольнение директоров школ в Кыргызстане. Кто может претендовать на должность
13:09  Бишкек. Дело главы Next TV. Суд оставил Таалая Дуйшенбиева под стражей
12:50  545 человек ("международных террористов"?) осуждены в Казахстане после январских беспорядков
12:44  От Сталинграда - до Берлина. Куда дойдем из Донбасса? - Евгений Цоц
11:42  "Россия свергла правительство Италии, потому что США делали так же"
10:55  Между Старым и Новым Казахстаном: водки больше чем варенья? Обзор казахской прессы
10:51  Системно... О президенте и тугом Казправительстве, - Данияр Ашимбаев
08:52  Почему "Байрактар" полностью сдулся в украинском небе, - СП
08:24  Зеленский уволил генпрокурора (Венедиктову) и главу СБУ (Баканова)
08:12  Перманентный закат западного мира. Все, как предсказал Шпенглер? - Р.Трунов
08:07  Тайные войны Пентагона. О военных операциях за рубежом чужими руками, - В.Малышев
02:16  Реализация Основных ориентиров макроэкономической политики государств-членов ЕАЭС, - В.Чушкин
02:15  Можно ли быть одновременно казахским националистом и либералом?
02:11  Forbes: Германия может остаться без промышленности из-за "Северного потока - 1"
00:25  Пекин делает ставку на китаизацию ислама, - Владимир Скосырев
00:22  Резкое замедление экономического роста в Поднебесной удвоит российские проблемы, - Анатолий Комраков
00:01  Восторг - дело тонкое. Как президента США принимали в Палестине и Саудовской Аравии, - "Къ"
Воскресенье, 17.07.2022
16:29  Древние минареты Айни. В Таджикистане сохранилась история lX века
14:40  ТуркмПарламент узаконил электронное правительство и генофонд алабаев
12:11  Пал в бою с турками известный командир Рабочей партии Курдистана Иззеттин Инан
11:56  Вышел русский перевод труда П.Коззенса "И будет рыдать земля: Как у индейцев отняли Америку"
11:45  Калининградский шторм. России придется разбираться с Литвой по-взрослому, - А.Паулаускас
11:22  Санкционная война: кто кого больше заморозит? - В.Катасонов
10:51  В Греции упал и взорвался украинский Ан-12, груженый оружием
10:45  Талибы уверяют, что поймали плохих талибов, обстрелявших ракетами узбекский Термез
10:01  Как Запад проигрывает Ближний Восток Путину, - Die Welt
09:29  Foreign Affairs: Соперничество с Китаем и Россией ведет к упадку Америки
09:11  Европа возмущена контрабандой западного оружия. Зеленский лихорадочно прячет концы в воду
00:59  Энергетический Перл-Харбор пятьдесят лет спустя, - А.Кренгель
00:28  Госпереворот: Америка тактику не изменит
00:22  Выявлен тайный смысл визита Байдена в Саудовскую Аравию: "Постыдный удар"
00:17  Глобальный энергетический кризис? - Эрдал Карагель
00:12  Лайфхаки Центральной Азии: для души, тела и денег, - Ирина Джорбенадзе
00:05  "Тегеран колеблется между Западом и Россией", - Александр Шумилин
00:04  Главари Федерации каратэ Узбекистана оказались опасными преступниками
00:03  Эпоха "галактик-обманщиц" подошла к концу. Новый телескоп "Уэбб" дарит первые открытия
Суббота, 16.07.2022
23:12  Для расследования событий в Каракалпакии УзбПарламент создал особую комиссию
23:08  Администрацию президента Узбекистана возглавил бывший вице-премьер по инвестициям С. Умурзаков
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Можно ли быть одновременно казахским националистом и либералом?
02:15 18.07.2022

Можно ли быть одновременно казахским националистом и либералом?

В Казахстане стало модно называться либералом. Самое интересное, что зачастую так позиционируют себя национал-патриоты, в том числе радикального толка. Но нет ли здесь противоречия? Насколько совместимы либерализм с его ценностями (включая в том числе уважение прав этнических меньшинств, мультикультурализм, глобализацию, феминизм, терпимость к проявлениям нетрадиционной сексуальной ориентации и т.д.) и национализм, тем более казахский, проповедующий, главным образом, традиционные ценности, ставящий интересы одного этноса выше, чем интересы других? Или в казахстанских условиях удалось породить особый симбиоз этих идеологий?

Ранее мы неоднократно поднимали этот вопрос в формате дискуссии на страницах нашего издания. И если обобщить уже прозвучавшие мнения экспертов, то теоретически либерализм и национализм противоречат друг другу, поскольку первая из этих идеологий выступает за права индивида, то есть защищает интересы каждого члена общества, а вторая, являясь коллективной, выступает за права нации, то есть отстаивает интересы определенной части общества, игнорируя интересы другой.

Впрочем, на практике конкретно казахский национализм можно условно разделить на здоровый (умеренный) и маргинальный (радикальный). Как охарактеризовал их один из наших собеседников, сторонники первого – в большинстве своем интеллектуалы с как раз таки либеральным мышлением, представители среднего класса, претензии которых адресованы не к другим этносам, а к власти. Они на самом деле желают демократических изменений именно в части государственного переустройства, создания эффективных и сбалансированных институтов, либерализации общественно-политических отношений.

Тогда как сторонники радикального национализма, являясь по большей части популистами, культивируют именно превосходство одного этноса над остальными, которое в основном выражается посредством агрессии в языковом вопросе. Да, на этой теме можно быстро нарастить собственную популярность, но в то же время такие шаги граничат с деструктивными последствиями, а поползновения в сторону крайнего этнического национализма – это действия против интересов государства. Вот из-за таких людей многие и начинают ассоциировать национализм с нетерпимостью...

Попробуем разобраться, какая из сил на данный момент перевешивает. И насколько те национал-патриоты, которые сегодня называют себя либералами, на самом деле являются таковыми? Слово экспертам.

Марат Толибаев, общественный деятель, бизнесмен, инвестор:

"Между националистом-либералом и националистом-традиционалистом большая разница"

- Мне кажется, в нашем обществе происходит путаница понятий. Лично я понимаю казахский национал-патриотизм как идеологию, в основе которой лежит укрепление и развитие этнической идентичности казахов без унижения и притеснения других этносов, живущих в стране. Собственно, этим националисты, к коим я и себя причисляю, отличаются от шовинистов, провозглашающих превосходство своей нации над остальными. Что касается либерализма, то это идеология свободы и уважения интересов всех членов общества не в ущерб другим.

Как видим, национализм не противоречит либерализму. Националист-либерал размышляет так: я горжусь, люблю и всячески пропагандирую казахскую нацию, ее язык и культуру, но при этом уважительно отношусь к ценностям других народов и ни в коем случае не притесняю их. Точно так же националист, если он либерал, проецирует свое толерантное отношение и на другие различия между людьми: гендерные, расовые, религиозные, сексуальные и прочие.

Однако националист не всегда либерал. Зачастую люди, продвигающие казахскую историю, культуру, язык, придерживаются традиционалистских, патриархальных взглядов – скажем, таких, как превосходство мужчины над женщиной, слепое почитание старших, бесправность невесток в семье и т.д. Было бы ошибкой приписывать эти черты всем националистам подряд. Словом, между националистом-либералом и националистом-традиционалистом существует большая разница.

Газиз Абишев, политолог:

"Таковыми является лишь тонкая прослойка городских интеллигентов"

- С теоретической точки зрения, эти понятия не пересекаются. Однако на практике человек вполне может быть либералом, но при этом националистом. К примеру, найдите самого отъявленного либерала в Германии и предложите ему предоставить турецкому языку официальный статус в местах компактного проживания людей, которые на нем говорят, и он, конечно же, выступит против этого...

Столкновение культур порождает в том числе дрейф от чистого либерализма в сторону умеренного национализма. Человек может быть либералом во всем, но требовать, чтобы либерализм исповедовался исключительно на его языке. Этот принцип во многом реализован в Японии. Но для нас ссылаться на него нерелевантно, потому что моноэтнической и моноязычной японской истории тысячи лет.

Конечно, такой взгляд не до конца укладывается в истинно мировые либеральные идеи. Тем не менее, есть либералы, считающие язык просто инструментом, а проблемная компонента решается современными цифровыми решениями, например, переводчиком в сети Facebook.

На деле в Казахстане одновременно либералами и националистами, объективно разделяя "белое и острое", является лишь тонкая прослойка городских интеллигентов среднего возраста и моложе. Зачастую же казахский национализм тяготеет к консерватизму, а либерализм - к этнотолерантности.

Асель Тутумлу, доцент Ближневосточного университета, эксперт по Центральной Азии:

"Наши национал-патриоты весьма далеки от либерализма"

- Классический либерализм имеет три базовых постулата. Первый – каждый индивид обладает разумом, и в этом его абсолютная ценность. Соответственно никто не может ограничить человека в свободе мыслей и принятии решений. Те политические режимы и социальные течения, которые запрещают людям выражать свои личные взгляды, по сути, обесценивают их до уровня животных, не обладающих разумом.

Второй постулат вытекает из первого и заключается в том, что государству и его институтам необходимо обеспечивать неприкосновенность личностных свобод. То есть при любых условиях они должны защищать права гражданина автономно мыслить и выстраивать свою жизнь в соответствии со своими собственными ценностями. Причем государству важно защищать права индивидуального гражданина, а не коллективных сообществ, и тогда участие в этнических, религиозных, языковых практиках будет относиться к частному выбору, а не ответственности перед кем-то или чем-то. При таком подходе все люди автоматически становятся равноправными гражданами своей страны.

И третий постулат – соблюдение принципа верховенства закона. Это тот главный инструмент, который позволяет избегать конфликтов между людьми, регламентирует их отношения, определяет нормы и правила поведения в обществе, коллективе, семье. Когда все граждане равны перед законом, независимо от их национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений, то закон становится общепринятой процедурой в интересах всех и каждого.

Я не утверждаю, что в Казахстане должно быть именно так. Но если эти главные постулаты не соблюдаются, то о либерализме не может быть и речи. Тем более далеки от этой идеологии наши национал-патриоты со своими традиционными ценностями, поскольку, во-первых, они ставят интересы сообщества выше интересов индивида, пытаясь загнать его в свои рамки, условия и правила поведения. Во-вторых, к государству они относятся как к ситу, которое, по их мнению, должно обеспечивать гомогенность казахской нации, допустим, через внедрение языковых институтов. В-третьих, они нарушают принцип верховенства закона, не уважая права граждан на свободу мысли и свободу выбора.

И потом, эти люди пытаются формировать казахскую общность на определенных исторических ценностях и традициях, произвольно решая, какие из них стоит восстановить, чтобы передать в будущее, а какие нет. Тем самым они селективно подходят к нашей истории, фактически переписывая ее в соответствии со своими личными предпочтениями и мотивами.

В либерализме гражданам достаточно легко решить, в какую общность они могут войти, а из какой выйти. В нашем же случае националисты, как я уже говорила, защищают не личность и ее интересы, а свое сообщество, которое основано на "истинах" и обязательстве их соблюдать. Причем государство в этом плане уже не нейтрально, поскольку автоматически позволяет титульной нации диктовать, кого в нее принимать, а кого оставлять за пределами, да и вообще как внутри нее себя вести. То есть понятие "нация" трактуют определенные люди, у которых есть власть и возможности это делать - законно или незаконно. А это в буквальном смысле пример насилия, при котором ни о каком либерализме, равноправии, соблюдении прав и свобод говорить не приходится.

Талгат Исмагамбетов, политолог:

"Либеральная риторика для них всего лишь средство, но не цель"

- Смешение ценностей от разных идей и мировоззрений вполне возможно. В нашем случае сходство национализма с классическим либерализмом заключается в том, что он требует больше свободы от власти. Хотя при решении конкретных проблем интерес так называемых национал-патриотов к этой свободе пропадает...

Конечно, любая политическая группа хочет и должна иметь политические права и свободы для выражения своих взглядов и продвижения своих интересов. И здесь национал-патриоты не уникальны. Особенно это удобно делать сейчас, когда объявлена новая идеологема "Жаңа Қазақстан" - грех не воспользоваться такой возможностью. Другое дело, что у казахского национализма на первом месте стоит не гражданство, а этничность. А это уже противоречит основополагающим либеральным идеям.

Отсюда вывод: для национал-патриотов либеральная риторика – только инструмент для расширения своих возможностей в политической сфере, продвижения своих взглядов и интересов. То есть всего лишь средство, но не цель.

Автор статьи: Сауле Исабаева

Источник - qmonitor.kz
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1658099700


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх