КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Вторник, 24.01.2023
22:37  Саакашвили в тюрьме заразили КОВИДом - теряет сознание
22:18  Главный обвиняемый в январском казахском восстании Дикий Арман запускает свой сайт
21:18  В доме экс-президента США Пенса также найдены "забытые" совсекретные доки и файлы
20:32  "Кучка клоунов": Пригожин ("Вагнер") ответил генералам из Госдумы на призыв "брить бороды" солдатам
19:56  Казвласти продали недополоманную РиддерскуюТЭЦ, но... скрывают кому
19:50  Вышел труд А. Мустояповой "Деколонизация Казахстана"
19:48  Кремль повторяет ошибки Николая Второго, - Сергей Удальцов

19:36  Скончался казахстанский композитор Арман Дуйсенов
19:33  Таможенники ЕАЭС договариваются о контроле доплаты пошлин за казахстанский импорт
17:33  Действующая глава КазМинздрава Ажар Гиният написала заявление в полицию на... экс-замминистра Олжаса Абишева
17:14  Токаев перепрошил Казахский Сенат: уволил 10 сенаторов, 6 назначил и 4-х... - уволил и назначил обратно
15:36  Понятие Турана в геополитических концепциях евразийцев 1920-х годов, - Максим Медоваров
15:32  Есть ли у Европы "прививка от 1917 года"?
15:16  В Иране пообещали ответные санкции Великобритании и Евросоюзу
14:59  Казахстанцы установили вна Украине третью "юрту несокрушимости" - в Харькове
14:41  Арестован за аферы с землей глава Раштского района Таджикистана Набизода (Мукими)
14:26  Вопреки указу Рахмона. В Таджикистане вновь ограничивают подачу электроэнергии
14:23  Почему Росчиновники откровенно саботируют возвращение соотечественников на Родину? - Владимир Малышев
12:27  Коран теперь публично жгут и в Гааге. Демократия, однако...
12:16  Многополярные цели: смогут ли страны ЕАЭС снизить валютные риски
12:13  Еще недавно один из самых лояльных партнеров США может стать членом БРИКС
12:10  Китай укрепляется в Средней Азии с помощью новой магистрали, - И.Журенков
11:42  Война цивилизаций. Западная цивилизация против Русской, - "Завтра"
11:29  США: новое оружие для мирового лидерства. Бесконечная гонка
10:16  Франция крепко бурлит. 200 городов в протесте, - В.Прохватилов
10:14  Китай готовится к ускорению в экономике, - В.Пироженко
09:43  Туркменистан возобновил поставки природного газа в Узбекистан
09:21  "Последовательницы Тумарис". В Узбекистане появилась новая структура, которая будет отслеживать поведение девушек
09:07  "Новый Казахстан"... Бла-бла-буль, - Р.Рысмамбетов
08:55  Казнефтяники "Каражанбаса" и "Каламкаса" опять бурлят и бунтуют
08:51  Вырвется ли европейская корова из американского намордника? - СП
00:44  Иран шантажирует Европу отказом от "ядерных" правил, - Игорь Субботин
00:29  Туркменское двоевластие выглядит по-домашнему, - А.Дубнов
00:11  Американцы хотят вытеснить Россию и Катар с газовых рынков, - А.Комраков
00:03  Украина в центре спекулятивной горячки. - В.Катасонов
Понедельник, 23.01.2023
23:23  Путин снова перетасовал военное командование
20:15  В Восточном Казахстане запущен новый урановый проект - аффинаж закиси-окиси
19:16  В поисках смыслов. Казахстан готов к очередным внеочередным выборам, - Данияр Ашимбаев
18:11  БандерАрмия откатывается к Запорожью
17:39  Американские корпорации требуют войны в Европе
17:14  Партия власти проиграла выборы на Тайване. Почему это произошло и что это означает для Китая?
17:03  Россия планирует построить в Кыргызстане 9 школ... кому, зачем?!
17:02  Как Таджикистан теряет каждый пятый киловатт-час
17:00  Водоснабжение Душанбе: почему трубы разрываются?
14:45  Алишер Усманов объявил об "уходе на пенсию" в РФ
14:05  ЭкономБум. Казахстанские нечитаемые газеты слиты в единый блок-бренд
13:22  Без послов. Россия понижает уровень дипотношений с Эстонией
13:04  "Милли Лидер". Новый закон "О Национальном лидере Туркменистана" (текст)
12:36  Весь Пакистан сегодня с утра сидит без света. Сбой в системе
12:35  FT: многополярный мир ставит под угрозу непомерное преимущество доллара
12:34  Минкульт Кыргызстана обратился в суд с иском о закрытии радио "Азаттык"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Понятие Турана в геополитических концепциях евразийцев 1920-х годов, - Максим Медоваров
15:36 24.01.2023

ПОНЯТИЕ ТУРАНА В ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЯХ ЕВРАЗИЙЦЕВ 1920-Х ГОДОВ

24.01.2023
Максим Медоваров
Парное понятие Ирана и Турана претерпело множество модификаций в истории. Его классическое употребление связано со средневековым персидским эпосом, в частности, у Фирдоуси. В этом случае Иран понимается как государство оседлых земледельцев, а Туран – как мир кочевников Средней Азии (в древности – ираноязычных, а начиная с VI в. н.э. – тюркоязычных и монголоязычных). Применительно к древности речь идет, таким образом, о противостоянии западноиранского и восточноиранского (в языковом смысле) миров.

В начале XX века смысл термина "Туран" был радикально изменен такими пантюркистами, как Юсуф Акчурин и Зия Гекальп. Начиная с 1911–1912 гг. на волне младотурецкой революции они стали понимать под Тураном совокупность тюркоязычных народов далеко за пределами исторического Турана (Средней Азии). В 1923 г. Гекальп издал книгу "Основные принципы тюркизма", завершив тем самым процесс создания мифа о Туране, противостоящем как арийскому, так и арабскому миру.

К этому времени в русской эмиграции возникло и набирало силу движение евразийцев, лидеры которого Н.С. Трубецкой и П.Н. Савицкий выступили против пантюркизма, противопоставив ему идею историко-географического единства народов России-Евразии. При таком подходе кочевники степей (казахи) и оседлые тюрки Поволжья (татары) оказывались неразрывно связанными с русским миром[1], а турки Анатолии – с греческим, балканским, средиземноморским миром.

Однако промежуточное положение Средней Азии в такой схеме оставалось неопределенным и вызывало у евразийцев чувство дискомфорта. На фоне создания в 1924 г. союзных советских республик, прежде всего, Туркмении и Узбекистана, было необходимо определиться с принадлежностью этого региона как месторазвития к России-Евразии, Турану или Ирану. Между тем поначалу среди евразийцев не было специалистов по Ирану и Средней Азии. Они могли полагаться на старые труды В.И. Ламанского о границах "среднего мира Азийско-Европейского материка", но и в них южная граница русского, евразийского мира определялась крайне расплывчато, в основном по границе Российской империи с Афганистаном, по хребтам Гиндукуша и Тибета[2].

Поэтому счастливым приобретением для евразийцев стало присоединение к ним опытного востоковеда, дипломата, ираниста Василия Петровича Никитина (1885–1960). С 1912 по 1919 гг. он работал в русских консульствах в Персии, даже возглавлял их, тесно познакомился с жизнью курдов и ассирийцев и их вождями, участвовал в событиях Первой мировой войны на этом фронте. После революции он эмигрировал в Париж и на родину больше не вернулся. Работая на протяжении тридцати лет во французском банке, он свободное время посвящал написанию научных трудов по востоковедению, получил признание среди французских ориенталистов, стал членом различных академий и научных обществ. Еще в России он женился на француженке, что позволило ему легко войти в круг общения французских ультраправых и традиционалистов, первому среди русских эмигрантов читать и популяризировать труды Рене Генона.

Никитину иногда приходилось писать работы об Индии, Китае, Японии, даже Польше, но все-таки в центре его внимания всегда были народы Ирана. После его кончины в Советском Союзе вышел его фундаментальный труд о курдах[3]. Поэтому евразийцев он сразу заинтересовал как иранист. При первой же встрече с Никитиным 24 сентября 1925 г. лидер евразийского движения Н.С. Трубецкой заказал ему написание большой статьи о России, Иране и Туране с целью определения границ между ними. Никитин записал тезис своего разговора с Трубецким: "Наш туранизм мешает иранизму и пугает его (большой и малый Туран)"[4]. Евразийцы нуждались в прояснении вопроса о понятии Турана, чтобы он позволял распространять их идеологию среди тюркоязычных народов СССР. Никитин активно принялся за работу, к концу года окончил статью и 4 января 1926 г. удостоился визита П.П. Сувчинского, который высоко оценил ее[5]. Вызывала интерес эта тема интерес и других евразийцев: в частности, Л.П. Карсавин спрашивал Никитина: "Может ли перс обрусеть? Что было бы с христианством, если бы его приняли персы? Ведь от зороастрийства недаром уклонились в "сатанинское" манихейство"[6].

С января 1926 по сентябрь 1929 гг. Никитин опубликовал в евразийских изданиях 24 своих статьи. Среди них многие были посвящены общему обоснованию необходимости активизации политики Советской России в странах Азии, но ряд работ касался специально Персии, ее взаимоотношений с Россией до революции, в годы Первой мировой войны и в текущий момент при режиме Реза-шаха Пехлеви[7]. Кроме того, Никитин выступал на иранские темы с устными докладами на парижских семинарах евразийцев[8].

На фоне этих сочинений выделяется своей концептуальностью вышеупомянутая статья "Иран, Туран и Россия", предисловие к которой написал П.Н. Савицкий[9]. Она завоевала такую популярность, что даже более тридцати лет спустя пользовалась успехом. Никитин к тому времени раздал все ее оттиски и радовался, когда П.Н. Савицкий в ноябре 1959 г. послал ее экземпляры студентам в СССР[10].

Как же ставилась проблема определения Турана в данной работе? Савицкий вспоминал о сотрудничестве России и Ирана в средние века, но в то же время отказывался включать Иран в месторазвитие России-Евразии. По его мнению, "внутренний Иран" является азиатской страной и веками воевал с скифо-сарматскими кочевниками евразийских степей как представителями "внешнего Ирана". Признавая определенный иранский вклад в формирование русского народа, Савицкий все же считал его небольшим[11].

Совсем иначе смотрел на проблему Никитин. По его убеждению, Россия и Иран находятся в схожем положении на перекрестке цивилизаций, а русский национальный характер сочетает в себе туранские и иранские черты. Туранский характер известен по работам Н.С. Трубецкого (это воин, чуждый отвлеченной философии, выносливый, преданный, пассивный), но Никитин указывал и на другой полюс русской души – иранский, представленный в индивидуализме и мистике старообрядцев, сектантов, хлыстов, вообще проповедников[12]. Историю Евразии ученый рассматривал как диалектику борьбы Ирана и Турана, их приливов и отливов. Он снабдил свою статью нарисованными позднее от руки тремя картами, показывающими, как с течением веков расширялось понятие Турана, пока не охватило собой и степную зону, и земледельческую Среднюю Азию (Мавераннахр)[13]. Никитин ссылался на работы другого евразийца П.М. Бицилли о попытке союза Византии с Тюркским каганатом против Сасанидского Ирана как типичном проявлении борьбы двух евразийских начал[14]. Рассматривая историю войн Ирана с кочевниками на протяжении многих веков, исследователь обращал внимание на малоизученность русско-иранских связей и взаимовлияний[15]. "В этой ирано-русской канве есть и туранская пряжа", – заключал он[16].

Особое внимание Никитин обращал на легкость взаимопонимания русских и персидских крестьян и купцов, на "осмос" между ними, быстроту расселения русских в Иране.

Он подводил итог: "Место России между Ираном и Тураном нами тоже было указано. […] Под монгольским игом и Русь, и Иран были на одинаковом положении подчиненных Турану улусов; после освобождения от ига Русь и Иран пошли своими путями, в результате чего Русь заняла в отношении Ирана географическое положение Турана, когда как на Босфоре укрепилась государственность туранского корня"[17]. Этот политический вывод Никитин подкреплял размышлением о необходимости самопознания русского характера с его двойственностью туранских и иранских черт: "Туран в нашем душевном складе – это артельное, "кошевое" начало, тогда как Иран – индивидуализм, в форме, доходящей до бунтарства, анархии"[18].

Марлен Ларюэль, анализируя причины заказа Трубецким и Савицким Никитину детального исследования об Иране и Туране, полагает, что "оседлая Средняя Азия… представляла проблему для евразийской мысли", что "границы с Азией оставались… размытыми, и движению не удалось охватить весь самобытный и воображаемый потенциал, который несли в себе притязания на наследие Тимуридов и монголов"[19]. Поэтому, по мнению Ларюэль, "евразийство будет все время пребывать в нерешительности по отношению к оседлым народам Средней Азии"[20]. Эти выводы с учетом сказанного выше представляются не вполне точными, и вряд ли из проанализированных работ Никитина, Савицкого, Трубецкого и Бицилли может напрямую следовать предложенная Ларюэль формула: "Китай воплощает Азию, Персия – внешний Восток по отношению к России, Туран – ее внутренний Восток"[21]. Сам Никитин нигде не различал "Восток" и "Азию", а всегда ставил Иран в один ряд с Индией, Китаем и "средиземноморской Турцией" как цивилизации азиатские, а не евразийские.

В самой последней из своих евразийских статей "Персидское возрождение" (1929 г.)[22] Никитин выдвигал тезис о том, что, вопреки мнимой апатии, культурная жизнь в Иране никогда не умирала, с середины XIX в. начала быстро возрождаться и вышла на новый уровень после 1925 г. при Реза-шахе Пехлеви. Ученый говорил об общем ритме истории России и Ирана от падения Сефевидов и Персидского похода Петра I до революционных событий первой четверти XX в. в обеих странах. Никитин выражал надежду, что петербургский период русской истории с ее западнической интеллигенцией, не желавшей понимать Азию, окончен. Обязанности человека перед Богом вместо прав, коллективизм народа вместо демократии и гражданства – вот что, по мысли Никитина, объединяло Россию с исламским миром. Исследователь уповал, что "совместными усилиями евразийских и персидских народностей и московской и тегеранской власти будут найдены пути к новой политике и культуре вне подражательства и зависимости от империализма и капитализма Запада и Америки"[23]. При этом Никитин не отказывался от евразийских лозунгов "о демотизме, об идеократии, о трудовом государстве и "общем деле""[24]. Ученый прозорливо предвосхищал будущие идеи Хомейни и исламской революции, указывая на необходимость для Ирана выработки нового государственного строя: не парламентаризма и не абсолютизма, а сочетания шиитского принципа "светоносного" имамата и современных условий[25].

Никитин предсказывал "подъем национальной энергии" Персии, выразившийся уже к концу 20-х годов в обретении страной полной политической независимости, активном строительстве железных дорог, улучшениях в сельском хозяйстве, разработке новых месторождений – все это при немецкой и советской поддержке. В области религии и культуры ученый отмечал в современном ему Иране "лихорадочный" всплеск увлечений зороастризмом, неоязыческой реконструкцией сасанидской эпохи, бабизмом, обновленным шиизмом. Он отмечал тяготение иранской мысли к самобытности в противовес подражательному характеру Турана, описанному ранее Н.С. Трубецким[26].

Таким образом, по мнению евразийцев 20-х годов, Иран (западноиранские народы) противостоял степному, кочевому Турану (восточноиранским, а позже тюркским народам). Россия является прямым наследником Турана, но должна избрать путь не конфронтации с Ираном (равно как с Индией и Китаем), как это было во времена кочевых набегов, а путь активной внешней политики и сотрудничества на равноправной основе, гармонизации ритмов развития и революционного возрождения России и Ирана.

Что касается Турана, то при такой интерпретации он, охватывая не только казахские степи, но и оседлую Среднюю Азию, оказывался включен в евразийское месторазвитие, становился интегральной частью России.

Тем самым евразийцы своими историко-географическими доводами выбивали всякую почву из-под пантюркистского понимания мифа о Туране как совокупности только тюркоязычных "потомков волчицы", противопоставленных всем остальным народам Евразии. Никитин специально оговаривался, что "пантуранская идея" в Турции и Венгрии была "явлениями интеллигентской кружковщины и некоторой литературной моды"[27]. Такая постановка вопроса не только представляет академический интерес, но звучит весьма актуально и в наши дни, когда идеология пантюркизма получила поддержку со стороны элит Турции и Великобритании, а сближение Евразийского союза во главе с Россией и Исламской Республики Иран вышло на качественно новую ступень.

Список литературы

Бицилли П.М. Восток и Запад в истории Старого Света // На путях: Утверждение евразийцев. Книга 2. Берлин, 1922. С. 317–340.
Ламанский В.И. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе // Ламанский В.И. Геополитика панславизма. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 42–183.
Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. М.: Наталис, 2004. 287 с.
Никитин В.П. Иран, Туран и Россия // Евразийский временник. Книга пятая. Париж: Евразийское книгоиздательство, 1927. С. 75–120.
Никитин В.П. Курды. М.: Прогресс, 1964. 432 с.
Никитин В.П. Персидское возрождение // Евразия. 1929. 29 июня. № 30. С. 5–6; 10 августа. № 33. С. 6; 7 сентября. № 35. С. 6–7.
Никитин В.П. Персия в проблеме Среднего Востока // Евразийская хроника. Вып. 5. Париж, 1926. С. 1–15.
Никитин В.П. По Азии. Сегодняшняя Персия // Евразийская хроника. Вып. 9. Париж, 1927. С. 55–60.
Никитин В.П. По Азии (Факты и мысли) // Версты: Вып. 1. Париж, 1926. С. 237–269.
Никитин В.П. Ритмы Евразии // Евразийская хроника. Вып. 9. Париж, 1927. С. 46–48.
Никитин В.П. [Рец.:] Свентицкий А.С. Персия. РИОБ НКВТ. М., 1925; Корецкий А. Торговый Восток и СССР. Прометей, 1925 // Евразийская хроника. Вып. 10. Париж, 1928. С. 86–88.
Никитин В.П. Россия и Персия. Очерки 1914–1918 гг. // Евразия. 1929. 6 апреля. № 20. С. 5–6; 13 апреля. № 21. С. 5; 20 апреля. № 22. С. 5; 27 апреля. № 23. С. 6–7; 4 мая. № 24. С. 6; 1 июня. № 28. С. 7–8.
Сорокина М.Ю. Василий Никитин: Свидетельские показания в деле о русской эмиграции // Диаспора: новые материалы. Вып. 1. Париж – СПб.: Athenaeum-Феникс, 2001. С. 587–644.
Татищев Н. Евразийский семинар в Париже // Евразийская хроника. Вып. 7. Париж, 1927. С. 43–45.
Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С. 141–161.

[1] Трубецкой Н.С. О туранском элементе в русской культуре // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М.: Прогресс, 1995. С. 141–161.

[2] Ламанский В.И. Об историческом изучении греко-славянского мира в Европе // Ламанский В.И. Геополитика панславизма. М.: Институт русской цивилизации, 2010. С. 86.

[3] Никитин В.П. Курды. М.: Прогресс, 1964.

[4] Сорокина М.Ю. Василий Никитин: Свидетельские показания в деле о русской эмиграции // Диаспора: новые материалы. Вып. 1. Париж – СПб.: Athenaeum-Феникс, 2001. С. 603.

[5] Там же. С. 606.

[6] Там же. С. 602.

[7] Никитин В.П. 1) Персия в проблеме Среднего Востока // Евразийская хроника. Вып. 5. Париж, 1926. С. 1–15; 2) Ритмы Евразии // Евразийская хроника. Вып. 9. Париж, 1927. С. 46–48; 3) По Азии. Сегодняшняя Персия // Евразийская хроника. Вып. 9. Париж, 1927. С. 55–60; 4) [Рец.:] Свентицкий А.С. Персия. РИОБ НКВТ. М., 1925; Корецкий А. Торговый Восток и СССР. Прометей, 1925 // Евразийская хроника. Вып. 10. Париж, 1928. С. 86–88; 5) Россия и Персия. Очерки 1914–1918 гг. // Евразия. 1929. 6 апреля. № 20. С. 5–6; 13 апреля. № 21. С. 5; 20 апреля. № 22. С. 5; 27 апреля. № 23. С. 6–7; 4 мая. № 24. С. 6; 1 июня. № 28. С. 7–8; 6) Персидское возрождение // Евразия. 1929. 29 июня. № 30. С. 5–6; 10 августа. № 33. С. 6; 7 сентября. № 35. С. 6–7.

[8] Татищев Н. Евразийский семинар в Париже // Евразийская хроника. Вып. 7. Париж, 1927. С. 44.

[9] Никитин В.П. Иран, Туран и Россия // Евразийский временник. Книга пятая. Париж: Евразийское книгоиздательство, 1927. С. 75–120.

[10] Сорокина М.Ю. Указ. соч. С. 643.

[11] Редакционное примечание П.Н. Савицкого. См.: Никитин В.П. Иран, Туран и Россия. С. 75–78.

[12] Никитин В.П. Иран, Туран и Россия. С. 79–80.

[13] Там же. С. 118–120.

[14] Бицилли П.М. Восток и Запад в истории Старого Света // На путях: Утверждение евразийцев. Книга 2. Берлин, 1922. С. 320–321.

[15] Никитин В.П. Иран, Туран и Россия. С. 103–115.

[16] Там же. С. 113.

[17] Там же. С. 115.

[18] Там же. С. 116.

[19] Ларюэль М. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи. М.: Наталис, 2004. С. 172–173.

[20] Там же. С. 173.

[21] Там же. С. 177.

[22] Никитин В.П. Персидское возрождение // Евразия. 1929. 29 июня. № 30. С. 5–6; 10 августа. № 33. С. 6; 7 сентября. № 35. С. 6–7.

[23] Там же. № 30. С. 5.

[24] Там же. С. 6.

[25] Там же. № 33. С. 6.

[26] Там же. № 35. С. 7.

[27] Никитин В.П. По Азии (Факты и мысли) // Версты: Вып. 1. Париж, 1926. С. 241.

Источник - katehon.com
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1674563760


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Указ Президента Республики Казахстан от 27 января 2023 года №116
- Маулен Ашимбаев: "Необходимо установить тесное взаимодействие с регионами"
- О ситуации на финансовом рынке в декабре 2022 года
- Овощи в межсезонье, запасы риса и помощь тепличникам
- Кадровые перестановки
- Работают ли партии с избирателями?
- Серик Жумангарин посетил крупные предприятия Акмолинской области
- Пресечена преступная деятельность юриста казино "Cash Ville"
- Досудебное расследование по факту создания и руководства финансовой пирамидой "LV FORCE" в отношении гражданки Лишко Е.Е. окончено департаментом АФМ по Акмолинской области
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх