КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 15.02.2023
22:46  Азамат Отеулиев - новый зампред Совета министров Каракалпакии
22:44  Двери открываются: россиян начали приглашать на Азиатские игры
22:30  Потребление газа в Европе стремительно схлопывается
22:18  Власть в США захвачена крайне опасной апокалиптической сектой (cabal) неоконов, - В.Можегов
21:53  Украину хотят вооружить отнятым у арабов конфискатом
21:51  ОДКБ готовится защитить Таджикистан от нападения боевиков, - Виктория Панфилова
21:09  Фактор землетрясения: Запад готовит массовые беспорядки в Турции и свержение Эрдогана

20:16  Сын известного каз-спортсмена-олимпионика Турлыханова воспитался диким ушлепком
18:51  Центральная Азия и сецессия: риски для территориальной целостности, - А.Токарев
18:32  На южных границах Таджикистана растет и укрепляется новое государство - "Вилаят Хорасан"
18:26  Кердык елбасы. Казахский народ окончательно осиротел без "отца народа"
17:33  Лавины снесли 22 дома в таджикском Хороге: погибли 8 человек
17:12  Расследователь Херш уточнил и дополнил картину взрыва "Северных потоков"
17:03  Дежавю... В БандерАрмии решили возродить "славную" горную дивизию "Эдельвейс"
16:45  "Нерушимое братство" ОДКБ пройдет в Киргизии. Вместо отказавшейся Армении
16:21  Бушующий Израиль, - В.Бурт
15:16  Как вор из Казахстана по кличке Красавчик украл машину у премьер-министра Узбекистана (история)
12:33  В Казахстане создадут госкомиссию "по вопросам доступа к информации"
12:01  Крушение поезда с химикатами в Огайо: амерСМИ с опозданием заметили экологическую катастрофу
11:20  Spectator: в Британии не преследуют пакистанских педофилов, чтобы не прослыть расистами
11:07  США закрыли глаза на ложь Украины о потерях ВСУ ради ослабления России, - Брэдли Девлин
11:04  Европа спокойно наблюдает, как США добивают Турцию
11:00  Таинственные объекты замечены уже по всему миру: Раскрыт секрет подозрительных шаров
10:57  Прикрыть позор: кого США спрятали за "инопланетянами"
10:45  Откуда хабы растут? О логистической политике Казахстана
10:29  Экс-президент Алмазбек Атамбаев улетел на лечение в Испанию
08:30  Турецкий разлом: контексты и странные последствия, - Илья Титов
07:15  Уроки Турции: Эрдогану надо со своими разобраться, - Игорь Моисеев
00:26  Как погибают американские наемники на Украине (видео от NYT)
00:21  Если завтра Тайвань. Война в Южно-Китайском море не за горами.., - Кирилл Бабаев
00:03  США попробуют вывести "Турецкий поток" из строя, прикрываясь землетрясением, - С.Тарасов
00:01  Буддийскую общину Калмыкии ждет перерождение
00:00  Мали как зеркало мировой антиколониальной революции, - А.Мезяев
Вторник, 14.02.2023
19:39  Англосаксы украинизируют Казахстан, - Вл.Прохватилов
16:54  Народы Горного Бадахшана, - К.Васильцов
16:40  "Вера, отраженная в камне": идеология, архитектура и религия Шейбани-хана, - А.Маликов, К.Торланбаева
15:17  В Узбекистане организуют "Общенациональное движение за правильное питание"
14:23  Численность таджиков в России растет в прогрессии
14:13  Оргнабор мардикоров. Минтруда Таджикистана не знает сколько трудовых мигрантов выехало в Россию
14:02  Почти 8 тыс. казахов переселены с юга на север и получили меры господдержки в 2022 году
13:56  "Ретроспективный анализ протестной активности в Республике Казахстан", - Алла Харсеева
13:37  Мэр Эрзина в центре землетрясения в Турции стал героем: не упал ни один дом
12:56  Назначены новые вице-министры юстиции Казахстана - Даниель Ваисов (сын замгенпрокурора) и Ботагоз Жакселекова
12:45  Президент Ирана Раиси прибыл в Китай на переговоры с Си Цзиньпином
12:33  Бишкек. Экс-президента Атамбаева суд отпустил из тюряги лечиться за границу
11:41  Западные санкции развивают экономику Таджикистана
10:35  Бахмут-Угледар. РосАрмия "варит" котлы из ВСУ, - Дм.Стешин
10:32  СВО глазами Казахстана: Астана понимает кто друг, а кто враг? - Данияр Ашимбаев
10:10  Умер экс-министр культуры, глава Комитета по культуре и спорту Сената Узбекистана Бахтиер Сайфуллаев
09:55  Афганская проблема. Вакуум силы, - М.Казначеев
09:51  Вокруг Алматы хотят построить почти миллион квадратных метров кредитного жилья
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Буддийскую общину Калмыкии ждет перерождение
00:01 15.02.2023

Степной республике предстоят выборы верховного ламы

Андрей Мельников
Заместитель главного редактора "Независимой газеты", ответственный редактор приложения "НГ-Религии"
14.02.2023

Кроме Тензина Чондака есть и другие претенденты на кресло шаджин-ламы.
После того как верховный лама (шаджин-лама) Калмыкии Тэло Тулку Ринпоче (Эрдни Омбадыков) был признан иноагентом и подал в отставку, руководство общиной перешло к временно исполняющему обязанности духовного лидера Тензину Чойдаку (Мутулу Овьянову). Этот религиозный деятель обладает монашеской ученой степенью геше и служит настоятелем центрального хурула (храма) республики "Золотая обитель Будды Шакьямуни".

В ближайшие месяцы предстоят выборы постоянного духовного лидера, и, по данным на текущий момент, они будут происходить на конкурсной основе. Кроме Тензина Чондака рассматриваются кандидатуры Лобсанга Цонду (Анджи Харцхаева) и Тензина Норзанга (Санала Мукабенова). Калмыцкая община занимает особое место в буддийском сообществе России. С одной стороны, она в наибольшей степени пострадала от антирелигиозной политики большевиков, с другой – ее воссоздание практически с нуля происходило при непосредственном участии духовного лидера тибетских буддистов Далай-ламы XIV Тензина Гьяцо. Калмыки, как и буряты и тувинцы, следуют тибетской буддийской традиции Махаяны, школы Гелуг.

Некогда Далай-лама выбрал гражданина США Омбадыкова в качестве своего представителя в России и одновременно шаджин-ламы Калмыкии, признав его воплощением индийского святого X века Тилопы. Верховного ламу будет избирать сангха (община) монахов Калмыкии, однако окончательного утверждения своего кандидата они ждут от Далай-ламы.

"Буддизм – не иерархическая система, в нем в целом нет никакой "вертикали власти" и единоначалия, – пояснил "НГР" буддолог Андрей Терентьев. – Авторитет духовных лидеров отдельных школ и регионов распространяется только на эти конкретные школы, регионы или отдельные общины или монастыри. И Далай-лама не считается административным главой ни тибетского буддизма в целом, ни даже господствующей в Тибете школы Гелуг, к которой он принадлежит (хотя и не возглавляет ее)". Поэтому, говорит эксперт, Далай не будет решать конкретные административные вопросы, в том числе вопросы о назначении региональных буддийских руководителей или настоятелей монастырей – если его об этом не попросят. "Но его громадный духовный авторитет облегчает проблемы принятия решений для буддийских руководителей меньшего ранга в тех случаях, когда выбор решения труден или спорен – и в таких случаях обращение за советом или окончательным решением к его святейшеству позволяет разрешить возникшие проблемы или споры. Вероятно, и в случае выбора нового шаджин-ламы Калмыкии местная монашеская община решила подстраховаться и переложить ответственность на Далай-ламу, который, опираясь на свое понимание обстоятельств, может утвердить или не утвердить предложенную ими кандидатуру", – сказал Терентьев.

Вместе с тем трудности неизбежны. На чисто религиозные установления накладываются различные факторы – политические, этнические, клановые. В хитросплетениях калмыцкой политики в области религии "НГР" помог разобраться политолог Андрей Серенко. Он рассказал, что в республиканской общине есть две группы духовенства – "тибетская" и местная.

"Тибетская" группа – это довольно малочисленное неформальное сообщество, состоящее из двух "фракций", – пояснил эксперт. – Эта группа проживает в Элисте, в хуруле "Золотая обитель Будды Шакьямуни", официальной европейской резиденции Далай-ламы. До появления центрального хурула "тибетцы" жили в пригороде Элисты в Аршанском хуруле "Сякюсн-Сюме" ("Геден Шеддуп Чойкорлинг" – Святая обитель теории и практики школы Гелуг). Первая "фракция" – монахи-иностранцы, выходцы из Тибета, учившиеся в Индии, в институте Чойкорлин, под духовным руководством Далай-ламы и его окружения, а затем направленные на службу в Калмыкию. Первые такие монахи появились в середине 1990-х годов по инициативе президента республики Кирсана Илюмжинова".

Тогда возрождение буддизма в Калмыкии только начиналось, своих грамотных в религиозном отношении кадров не было, и поэтому решили прибегнуть к помощи "тибетцев", которые должны были обучить местных калмыцких лам подлинному, классическому, "чистому" ламаизму. Тогда в Калмыкию приехали около 10 тибетцев, и с тех пор их численность сохраняется примерно на таком же уровне. "Хотя персоны меняются: кто-то уезжал, на его место приезжал другой. Два монаха умерли в Калмыкии – один в силу возраста, второй пару лет назад от ковида", – уточнил политолог.

Сначала к тибетцам было особое, восторженное отношение, продолжает Серенко. Но затем, когда сформировалась корпорация своих, калмыцких монахов и лам, отношение стало меняться в негативную сторону. Хотя открытых конфликтов местных лам и тибетцев не было, напряженность в отношении иностранцев сохраняется не менее пяти лет. После 2019 года эта напряженность усилилась – в немалой степени из-за того, что некоторые чиновники были сторонниками "суверенного ламаизма", с передачей контроля над общиной республики "своим" монахам.

"Вторая фракция "тибетской группы" – монахи-калмыки (их около 10), которые с 10–11 лет учились в Индии в институте Чойкорлинг и полностью сформировались под контролем "тибетцев". Любопытно, что все они принадлежат к землячеству дюрвюдов. Дети из других калмыцких улусов (торгудов и бузавов) в тибетских религиозных заведениях в Индии не учились. Трех выходцев из этой группы Тэло Тулку Ринпоче и рекомендовал на избрание на пост шаджин-ламы", – отмечает Серенко.

Политолог напомнил, что неформальным лидером "тибетской группы" был Ринпоче. "После его смещения с поста шаджин-ламы, безусловно, влияние "тибетцев" из первой "фракции" существенно снизится. Даже избрание новым шаджин-ламой одного из трех монахов-дюрвюдов, рекомендованных Ринпоче, принципиально не изменит ситуацию: Омбадыков в лучшем случае сможет пунктирно влиять на деятельность нового верховного ламы, который будет находиться в максимальной зависимости от республиканских властей и скорее всего станет постепенно избавляться от своего "полутибетского" статуса. Видимо, в ближайшей перспективе стоит ожидать усиления влияния второй "фракции" – "тибетских калмыков" – с постепенной ее интеграцией в среду калмыцких лам. А кто по итогам начавшегося "транзита власти" займет доминирующие позиции в этой новой группе влияния на буддистскую общину Калмыкии, покажет время", – говорит Серенко.

"Говоря о скрытой конкуренции между тибетскими и калмыцкими ламами, стоит упомянуть об эпизодах "борьбы за паству" в сельских поселениях республики, – отметил политолог. – Нельзя сказать, что это происходило повсеместно, однако нередко фиксировались случаи, когда одновременно в каком-то поселении в сельском районе Калмыкии принимали верующих лама-калмык и лама-тибетец. Соответственно и подношения за различные обряды верующие несли разным ламам, в итоге провоцируя между ними взаимную ревность".

Ринпоче в открытый конфликт ни с кем не входил, он был очень аккуратен в общении, считает Серенко. "Известен случай в Малых Дербетах в начале 1990-х годов, когда Ринпоче публично и довольно жестко, окриком поставил на место одного из местных лам, – рассказал эксперт. – Но это был единственный эксцесс, к тому же связанный с каким-то бытовым поводом, не религиозным". "Тибетцев", которым покровительствовал Ринпоче, конечно, будут теперь задвигать на задний план, но делать это будут не обиженные бывшим шаджин-ламой сельские ламы, а новые лидеры буддистской общины в Элисте", – уверен политолог.

По мнению Серенко, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию, в республике получат популярность альтернативные пути религиозных исканий. Политолог выделяет три возможные альтернативы для калмыцких буддистов, которые разочаруются в духовном лидерстве нового шаджин-ламы.

Первый из вариантов он называет "ламаизмом" гастролеров: "Сегодня в Калмыкию регулярно прибывают в частном порядке различные ламы из-за рубежа, прежде всего из Индии и Монголии. Они придерживаются той же версии школы Гелуг, что и ламы, проживающие в Элисте, но формально никак с ними не связаны. Уже не один год в Элисту регулярно приезжает много лам-тибетцев из Индии, они снимают квартиры на три-четыре месяца, ведут там приемы верующих, совершают популярные среди калмыков обряды (продления жизни, снятия злых языков, очищение кармы), а также делают лечебные массажи и занимаются траволечением. Тем же самым занимаются и приезжие ламы из Монголии (кстати, калмыцкие ламы лечение не практикуют, только совершают обряды). При снижении среди верующих популярности и авторитета "стационарных" лам-калмыков неизбежно будет расти интерес к гастролерам".

Кроме Гелуг среди тибетских течений еще выделяется так называемый буддизм Алмазного пути, или школа Кагью. В просторечии таких монахов называют красношапочниками в отличие от желтошапочников Гелуг – по цвету своеобразного головного убора. "В Калмыкии есть очень небольшая община красношапочников в Ики-Бурульском районе, – рассказал Серенко. – Хотя большинство верующих считает их сектантами, враждебного отношения к ним нет. Вполне возможно, что в случае усиления кризиса в калмыцкой общине у части верующих возникнет интерес к красношапочникам, особенно если те будут не просто дожидаться своего счастья, а предпримут какие-то рекламные и волонтерские усилия".

"НГ-религии" напоминают, что буддисты Алмазного пути, представленные в России, тесно связаны с "европейским ламой" Оле Нидалом. Раньше датчанин много проповедовал в регионах РФ, но теперь по известным причинам доступ ламе Оле в страну, возможно, будет затруднен.

В качестве третьей альтернативы Серенко называет традиционное тюркско-монгольское язычество. "Тенгрианство, шаманизм сохраняют довольно высокую популярность в Калмыкии, – отмечает эксперт. – Особенность калмыцкого традиционного буддизма – сильное влияние на него шаманизма. Тенгрианство активно увязывается с мифологией ранней истории ойратов, мифологией о Чингисхане и т.д., что находит заметный отклик у части молодежи. Более активное смещение интереса части верующих в сторону тенгрианства при формальном исполнении ими буддистской обрядовости – один из возможных вариантов реагирования на кризис".

"НГ-религии" задали экспертам вопрос, может ли воспользоваться сложными для калмыцких верующих временами хамбо-лама Бурятии Дамба Аюшеев. Он возглавляет Буддийскую традиционную сангху России (БТСР). Эта централизованная религиозная организация претендует на общероссийское значение и возводит свое происхождение к тем временам, когда буддизм в Российской империи легализовала Екатерина II. Готов ли Аюшеев к экспансии в ставшую "беспризорной" Калмыкию?

"Думаю, этого не произойдет – национальная гордость калмыков не меньше, чем у бурят, и они сохранят самостоятельность", – ответил на вопрос "НГР" Терентьев. Серенко, в свою очередь, считает, что такую возможность нельзя исключать. "Очень многие калмыки регулярно посещают Иволгинский дацан в Бурятии, это считается "крутым", особенно если удается встретиться с хамбо-ламой, сделать ему подношения, а также посмотреть нетленное тело ламы Итигэлова, – пояснил политолог. – В настоящее время несколько лам-калмыков живут в Иволгинском дацане, там обучаются двое детей-калмыков. Однако если бурятские буддистские лидеры будут слишком напористы в борьбе за калмыцкий "рынок", то могут получить обратный эффект. В калмыцком сегменте соцсетей уже начали появляться негативные комментарии на тему "зачем Аюшеев лезет в Калмыкию". "Так что, видимо, к возможной "бурятской экспансии" в Элисте уже кто-то готовится и собирается дать ей отпор", – резюмировал Серенко.

Ситуация в Калмыкии совпала по времени с небольшим, но досадным казусом в Туве. 21 февраля в Кызыле должна была пройти церемония открытия монастыря Тубтен Шедруб Линг (Обитель объяснения и практики учения Будды Шакьямуни). Религиозный комплекс будет крупнейшим объектом подобного рода в стране.

Однако церемония отложена – как объяснили представители общины, по техническим причинам. Возводит обитель Культурный фонд имени Кужугета Шойгу. Некоторое время назад в тувинской прессе сообщалось, что на открытие верующие ждут Далай-ламу, хотя перспективы его визита в Россию становятся все более туманными. "Видеть живого Будду – самое большое вдохновение для монахов тесно связанной с ним обители, для всех верующих людей, для развития буддизма, для земли. Этот визит точно будет способствовать процветанию Тувы и всей России. Любой визит живого Будды – это большое благословение для земли, по которой он ступал", – говорила тувинским СМИ представитель фонда Светлана Намчак.

Ждали и лам из регионов, в том числе шаджин-ламу Калмыкии. Теперь церемония планируется ближе к лету, и, вероятно, представлять Степную республику на торжествах в Кызыле будет уже новый верховный лама.

Источник - НГ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1676408460


Новости Казахстана
- Ряд международных соглашений рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- Мажилис одобрил законопроект по борьбе с лудоманией в первом чтении
- О правящей элите и бюрократии
- Снижение цен на социально значимые продукты отмечается вторую неделю подряд в РК
- Канат Бозумбаев дал ряд поручений по противопаводковым мерам в ЗКО
- О традициях
- Кадровые перестановки
- Два техрегламента ЕАЭС усовершенствованы по инициативе Казахстана
- Казахстан принял участие в 80-й сессии Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана
- Непродуктивные посредники исключаются из цепочки электроснабжения
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх