КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 22.07.2023
21:45  Десятки тысяч злых иудеев осадили Иерусалим, требуя отставки ненавистного премьера Нетаньягу
20:39  КырВорье. Турки оперативно нашли и схватили беглого сына экс-министрессы Кутмановой, будут выдавать
20:12  В Южной Корее задержали тещу президента. Женщина заявила в суде о своей невиновности и потеряла сознание
14:28  Бедный Рюрик! Почему исконно русские земли заселяются мигрантами
14:25  Платье как паспорт. Этнографический женский костюм юга Узбекистана
14:14  "Клаузевиц и пустота". Вышла честная книга об Украинской войне 2022-2? гг.
13:24  Дурной пример... Сегодня Коран жгут в Дании

10:02  КирГКНБ громит клан Кутмановых, схомячивших все что можно в Минприроды страны
09:18  Казахстан совместно с Узбекистаном хотят подать заявку на проведение ЧМ по футболу
08:08  Мы не отдаем воду Казахстану - только согласно внутреннему потреблению, - министр Кирэнергетики Ибраев
07:37  Sabah: Главная цель НАТО – прибыли американского ВПК
07:34  Генпрокуратура Таджикистана объявила веб-журнал Pamir Daily News экстремистской организацией
07:30  В Казахстане посадили на 1,5 года представителя узб-клана олигархов Шодиевых. Нонсенс!
07:28  Турции отказали в поставке истребителей вопреки сделке по Швеции, - НГ
07:18  В Казахстане в очередной (пятый?) раз создана "Партия зеленых"
07:10  Засевшие в РосПарламенте клишасы не дали в обиду "беженцев" галко-пугачевых
06:58  В России нужны массовые проверки мигрантов и наведение порядка, - Сергей Козлов
00:53  По следам Мирзозавров и Регарозавров. Кто обитал на территории западного Таджикистана миллионы лет назад?
00:45  Гидроэнергетика Таджикистана балансирует между большими возможностями и острыми проблемами
00:41  О центральноазиатско-арабском форуме: очень вкусный туризм
00:32  Пекин и Москва разгадали тайны реальной политики Киссинджера? - Антуан Роша
00:30  Давно пора анафематствовать. Почему Кирилл не проклянет Варфоломея?
00:03  Джо Байден заснул во время встречи с президентом Израиля
Пятница, 21.07.2023
20:30  Жак Аттали - маленький негодяй Западного мира, - В.Катасонов
19:15  США ввели санкции против четырех компаний из Кыргызстана
19:12  О новых и старых академикахKZ, - Д.Ашимбаев
19:03  5 колонна ликует. В Москве задержан "за экстремизм" Игорь Стрелков
13:03  Око за око. В Швеции опять сожгли коран, в Багдаде сожгли посольство Швеции
12:58  Какие месторождения в Узбекистане и Казахстане интересны Китаю? - Мария Хвостова
12:28  В Узбекистане варварски уничтожен археологический памятник "Марказтепа"
12:24  Ошские нравы. Руководитель ОАО "Ошэлектро" забил битой (насмерть) адвоката
11:26  Воды в Казахстане станет еще меньше. Астана ищет выход и виноватых
11:24  Бери шинель... В России упростили получение ВНЖ взамен на контракт с ВС РФ
11:17  В Кыргызстане введут режим ЧС в энергетике сразу аж до 2026 года. Это как?
10:56  Почему глобализм провалился? - Джоэл Коткин
10:02  "Русский" банкир Тиньков - анатомия предательства
09:51  Решится ли НАТО на прямую войну с Россией, - Вадим Трухачев
09:48  Эрдоган сделал России несерьезное предложение по закупу самолетов-амфибий Бе-200
09:36  ТуркмВласти созывают 24/09 свой чудный гос-орган "Халк Маслахаты", теперь в нем есть еще и "Совет старейшин"
09:32  Миграционную службу Туркменистана возглавил подполковник Аманмухаммет Сазаков
08:56  Под "крышей" зерновой сделки, - Юрий Борисов
08:33  VIP-отдых сына Камчыбека Ташиева и племянницы Садыра Жапарова взбудоражил кыр-общественность
08:31  Кыргызский дуумвир (младший хан) Ташиев запретил министрам отдыхать на Иссык-Куле и брать отпуска
02:03  Снявшаяся для журнала Playboy госсекретарь Франции Шьяппа ушла в отставку (фото)
01:24  Прозападный поворот - самоубийство для Турции, - адмирал Джем Гюрдениз
01:00  Киев втягивает Исламабад в схватку с Москвой,- НГ
00:43  Хватит ли у Швеции посольств на все сожженные Кораны? - СП
00:27  Притоны Ташкента. В тихом омуте махаллей...
00:24  Ургенч. Зав узбдетдомом продавала воспитанниц чиновникам для сексуальных утех: Число фигурантов дела может увеличиться
00:11  Центральная Азия нашла выход в Залив. Лидеры пяти республик встретились в Саудовской Аравии с арабскими коллегами
00:09  Между Россией и Ираном пробежали три острова. Тегеран ждет от Москвы моральной компенсации, - "Къ"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Узбекистан   | 
Платье как паспорт. Этнографический женский костюм юга Узбекистана
14:25 22.07.2023

Сурхандарьинская область - самая южная в Узбекистане, отличается от остальных регионов страны особенным колоритом, привлекающим внимание туристов и серьезных исследователей. Здесь не так много известных архитектурных памятников, как в Бухаре или в Самарканде. Но удивительный край обладает не менее древней и сложной историей, дошедшей до наших дней в уникальных археологических находках, поэтическом эпосе и артефактах повседневного быта, традиционной одежде.



В Сурхандарье по труднодоступным горным долинам разбросано множество островков этнографической подлинности. Здесь до сих пор сохранилось четкое и социально значимое деление узбекского этноса на племена и роды. У каждого из них свой узнаваемый традиционный костюм с характерным подбором тканей, цветов и орнаментов, наборами украшений. Еще 20-30 лет назад на улицах таких районных центров, как Байсун или Шерабад, можно было встретить немало живых носителей этой уходящей культуры. По одежде можно было узнать очень многое о ее владелице: из какой женщина местности, к какому племени принадлежит ее род и насколько он многочислен, ее семейное положение и социальный статус, и даже иногда - количество детей.

Развитие транспортной инфраструктуры и современные коммуникации, высокотехнологичное массовое производство и разветвленная торговля во всем мире стирают региональные различия, унифицируют не только моду, но и бытовые привычки. Современный дизайн одежды в Узбекистане, конечно же, плодотворно питается национальными традициями, но неизбежно утрачивает те исторические нюансы, которые были присущи штучным изделиям прошлых времен. Неповторимые по своей красоте и самобытности традиционные женские костюмы из бабушкиных сундуков в лучшем случае попадают в музейные экспозиции или к энтузиастам-коллекционерам.

Один из таких коллекционеров - дизайнер одежды Дмитрий Инюшев, известный в социальных сетях как Димас Сармангани. Его мастерскую, расположенную в районном центре Джаркурган, часто посещают любители этнографического туризма, а также искусствоведы и модельеры из Ташкента. Инюшев работает этнографом в местном музее и руководит фольклорно-этнографической группой "Сарманган" (средневековое название Джаркургана). Также обучает национальной вышивке и лоскутному шитью безработных женщин из сельской местности.

Но главное его увлечение - обширная коллекция традиционной женской одежды, головных уборов и украшений, которую он собирает больше 15 лет. Некоторые экспонаты из этой коллекции были показаны в конце июня в ташкентском творческом дворике Human House Gallery, где Дмитрий выступил с лекцией "Традиционный костюм юга Узбекистана. Сурхандарья". Лекция была рассчитана на подготовленную аудиторию (Human House - тусовка столичных стилистов и краеведов) и посвящена подробному рассказу о женских костюмах племен кунгирот, локай, чакан, каратегин, хатак, зарбаг и бойсун. Корреспондент ИА "Фергана" рискнул предложить читателям некоторые тезисы полевых наблюдений коллекционера без претензий на академическую точность и научные обобщения.

***

Горные регионы Сурхандарьи, особенно Байсунский район, - уникальная территория, где кочевые узбекские племена постепенно переходили к полуоседлому и оседлому укладу быта - вплоть до середины XX века. Шло активное взаимовлияние культур кочевых и оседлых племен, но сохранялась и ярко выраженная самобытность.

В Средние века текстильное производство в регионе особенно не развивалось. Хотя в Байсуне появилось и сохранилось до наших дней собственное производство алачи - полосатой полушелковой ткани. Местные скотоводы обменивали шерсть и шерстяные изделия на недорогие хлопчатобумажные ткани, в основном на бязь и сатин. Шелк получил более широкое распространение только в XX веке.

Традиционные цвета национальных женских костюмов в Сурхандарье очень яркие. Красный цвет символизирует жизненную силу и здоровье, прямо указывая на фертильность. Более спокойные, приглушенные цвета использовались для одежды только в пожилом возрасте, но не везде и не всегда.

В традиционных орнаментах часто встречаются стилизованные изображении животных и растений, а также солярные знаки, которые могут быть истолкованы как племенные тотемы или пережитки зороастрийских символов - некоторые кочевые племена приняли ислам значительно позже оседлого населения.

Обилие украшений в женском костюме выполняло явную функцию оберега. Когда женщина появляется на людях, "дурной глаз" завистников и недоброжелателей должен быть отвлечен от ее внешности - лица, глаз, фигуры, - на яркие украшения. Одно из распространенных украшений - гулбанд, что буквально значит "преграда для демона" (гула).

По функции гулбанд аналогичен распространенному в других регионах Центральной Азии тумару - инкрустированному футляру из ценного металла (золота, но чаще серебра), внутри которого помещен листочек со строками из Корана. Но у тумара форма обычно треугольная, а у гулбанда может быть какая угодно.

Другое популярное украшение называется хайкал. Его могут носить только замужние женщины.

У племени кунгирот и некоторых других племен распространено украшение хапамат, призванное отводить обиду и печаль. Это своеобразное плетение из ниток бисера. Вообще, плетение из бисера распространено в традиционных костюмах в основном на юге Узбекистана. Это может объясняться тем, что в XVIII-XIX веке купцы из Афганистана завозили индийский бисер в Сурхандарью и на юг Таджикистана - на относительно близкое расстояние. В украшениях также часто используются серебряные монеты, перламутровые пуговицы и раковины каури. Раковины у кочевых племен должны были обещать достаток воды. По некоторым изделиям можно даже судить о количестве детей у женщины: к примеру, есть специальное украшение, символизирующее рождение двойни.

До последнего времени женщина в Сурхандарье старалась носить все имеющиеся у нее украшения на себе. В необходимых ситуациях они могли превратиться в доступное средство наличных расчетов. И даже в случае развода по мусульманскому обряду талак, после которого разведенная жена уже не могла вернуться в юрту, важные ценности оставались при ней.

Головной убор кунгиротских женщин - бош (или салла бош) - не встречается в других регионах Узбекистана. Хотя похожие головные уборы можно было отметить у других кочевых народов Центральной Азии – например, у казахов, в этногенезе которых участвовало монгольское племя конграт.

Бош представляет собой сложную и многосоставную конструкцию. В основе его - небольшая круглая шапочка, украшенная вышитой тесьмой. Вышивку делали из разноцветных шелковых или бумажных нитей специальным швом. В орнаменте тесьмы часто вышивали узор тамги - племенного символа.

Второй частью боша является твердая основа, на которую наматывали красную ткань длиной 3-5 метров. Поверх этого повязывались несколько цветных платков. Их количество могло составлять от 4-7 до 25-30 - в зависимости от числа платков, подаренных невесте перед свадьбой ее родственниками. Таким образом по размеру и богатству головного убора можно было судить о многочисленности рода его владелицы или о богатстве ее семьи. То и другое у кочевых племен равно означает высокий социальный статус.

Наконец, чтобы вся конструкция не распалась, сверху накидывался самый большой платок, который крепко завязывался под подбородком. Некоторые конструкции были так сложны, что владелицы предпочитали не снимать их лишний раз даже на ночь - спали в головных уборах, используя специальные подушки.

Дмитрий Инюшев отметил и значение белого платка в бош среди ярких и пестрых. Белый - цвет траура в исламе. После похорон мужа женщина 40 дней носила бош только из белых платков. В дальнейшем один белый платок среди ярких обозначал, что эта женщина - вдова.

Выходя на улицу, женщина поверх бош накидывала еще и длиннополый халат - курта, заменяющий паранджу. У кочевых и полукочевых узбекских племен паранджа, чачван или никаб не были распространены из-за особенностей бытового уклада и окружающих природных условий на горных стойбищах. Но нормы шариата соблюдались, не говоря уже о практических соображениях. Функции халата наглядно демонстрирует то, что один или оба рукава у него зашивались на длинном конце. Имея полноценную форму халата, курта использовалась только как накидка на голову. Ложные рукава при этом часто выполняли роль больших карманов - в них можно было прятать различную бытовую утварь или съестные припасы, даже маленькую дыню.

Андрей Кудряшов

Источник - fergana.media
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1690025100


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Важно внедрять зеленые технологии: Спикер Сената о развитии туризма
- Олжас Бектенов о приоритетах в геологоразведке: Для роста доходов исследовать наши недра в первую очередь должны государственные компании
- Олжас Бектенов: Школы на селе выполняют исключительную роль – служат центрами знаний, культуры и досуга. До 2027 года в Казахстане построят 180 новых сельских школ
- Государственный советник принял участие в работе научно-редакционного совета академического многотомника по истории Казахстана
- Кадровые перестановки
- Главы МИД Казахстана и Ирана обсудили состояние и перспективы развития двусторонних отношений
- Высшая аудиторская палата подвела итоги аудита деятельности Комитета казначейства
- Новая система уборки в Алматы: многолетние контракты, современная техника и инновации
- Рейтинги АО "Батыс транзит" по международной и национальной шкале подтверждены на уровне "B/B" и "kzBBB-"; прогноз – "Стабильный"
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх