КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Среда, 27.09.2023
14:03  Иран сообщает об успешном запуске военного спутника "Нур-3"
13:19  Почему страны Персидского залива предпочитают БРИКС? - Неджметтин Аджар
13:17  Российская доля на рынке нефти и газа ЕС уходит другим поставщикам
13:14  Совладелец фармкомпании Samo, препаратом которой в Узбекистане отравились дети, разыскивается Интерполом
13:12  Как человечество залезло в "бутылку", но смогло вылезти из нее
13:09  Выборы Сената Франции: ожидаемо, но не сокрушительно победили "правые"
13:07  США фальсифицируют экономическую статистику, - В.Прохватилов

13:06  Спикер палаты общин Канады подал в отставку из-за скандала с эсэсовцем
13:04  Больше мигрантов - выше доходы бизнеса. Вот и вся политика РФ, - Е.Берсенев
13:03  От лозы до пиалы. Профессор виноделия и Самаркандская школа садоводства
13:00  Новые подробности подрыва ЦРУ "Северных потоков", - Сеймур Херш продолжает расследование
12:58  Казахстан. Портрет верующего горожанина
12:54  США во Вьетнаме - на тех же граблях, что и в Китае, - Дм.Минин
12:53  Эрдоган продиктует Армении и России свою султанскую волю?
12:48  "Узбекконцерт" предупредил актрису Нилуфар Хамидову за платье с высоким разрезом
10:56  Блеск и ржавчина казахстанского спорта, - А.Бектенова
10:45  Транскаспийский газопровод: Чем больше богатство, тем больше забот, - Нургозель Байрамова
10:35  Азербайджан отвоевал Карабах потеряв всего: 192 солдат погибшими и 511 - ранеными
10:27  "Махалля - главная опора нашей страны" - президент Мирзиеев
09:40  "Вагнер" возвращается не только на СВО, - НГ
07:59  МИД Казахстана опроверг инфу о планах по выходу страны из ОДКБ
07:48  Путин заявил о стратегическом партнерстве с Туркменией. Каракум-союзник
07:40  Трудовых мигрантов в Казахстане стало меньше
07:36  Лидеров стран Центральной Азии собирают на саммит "5+1" в Берлине
07:01  Успех Трампа бесспорен. Предвыборные дебаты в США: республиканцы будут бороться с отсутствующим кандидатом, - МК
06:17  Третья Мировая, которая идет.., - Е.Пустовойтова
02:31  Узкие места вертикали власти: какие просчеты сделали возможной попытку госпереворота в России, - М.Ростовский
02:12  Таты – это персы, которые стали азербайджанцами, армянами, евреями (история+этнография), - М.Бисенгалиев
01:07  Консервы из мяса сайгаков: в Западном Казахстане готовятся истреблять краснокнижных антилоп
00:59  Asia Times: Байден ведет мир к катастрофе
00:53  Разбит параличом и отправлен на пенсию "серый кардинал" туркменской политики Виктор Храмов
00:44  Ташкентский суд осудил, но не посадил администраторов тelegram-канала Kompromatuzb
00:42  В Казахстане учреждена компания по управлению возвращенными активами
00:41  Суд Алматы запретил казахскому нацику Жанболату Мамаю писать книги и давать интервью
00:08  Белый дом обещает Китаю пряник, а России – кнут, - В.Скосырев
00:01  Карабахская "армия трясогузок" сдает оружие
Вторник, 26.09.2023
17:13  Президенты ЦентрАзии в США: Дружным маршем в пасть хищнику, - Сергей Кожемякин
16:45  Туркменских студентов в Беларуси уличили в незаконной переправке мигрантов через границу
16:40  Бывший замминистра экономики Казахстана Усеров осужден по делу о распиле имущества Храпуновых
14:05  Мирзиеев реорганизовал Узбекские ЖелДороги в холдинг
13:47  Распад Америки неизбежен? - В.Прохватилов
13:36  Японский нацизм времен войны мало в чем уступает германскому, - А.Кошкин
13:03  Что получит Запад, когда России и Китаю нечего будет терять, - Горан Николич
13:02  Вкладываются в развитие. Почему российский бизнес так отстал от китайского
13:00  Ода к зрадности: канадский парламент овацией встретил нацистского ветерана
12:54  Содержание школьного учебника взорвало Казнет. "Весенний верблюд нюхал рельсы и линял"
09:51  Начался большой передел Кавказа: Россия уходит в глухую оборону, - Мих.Ростовский
09:31  Парламент Киргизии снял с повестки законопроект "О НКО". Иноагенты ликуют
08:12  США хотят сделать из Туркмении "запасной аэродром"? - Дина Малышева
07:14  Загадочно умер очередной депутат БандерУкрРады Иванчук (правая рука Яценюка)
07:09  Куют ли саудиты "ядерный меч Аллаха"? Политика США не оставляет иного выхода как расширять ядерный клуб, - Валерий Ильин
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   | 
Таты – это персы, которые стали азербайджанцами, армянами, евреями (история+этнография), - М.Бисенгалиев
02:12 27.09.2023

История языковой этнолингвистической группы, которая так и не превратилась в самостоятельный народ

Марат Кабдушевич Бисенгалиев – историк, публицист.
26.09.2023

По итогам переписи населения Российской империи 1896 года таты концентрировались в нескольких частях Бакинской губернии – собственно в Баку и окрестностях и в бывшем Кубинском ханстве. Географическая карта, 1813 г.
Первая серьезная информация об этой, если говорить формально, языковой группе стала обсуждаться по итогам переписи населения Российской империи 1896 года. В тогдашней Бакинской губернии (примерно восточная половина нынешнего Азербайджана) татами по языку оказалось 100 с лишним тысяч человек, практически 10% населения.
Языковой "Татистан"

Российские лингвисты без труда установили, что "татским" называют язык фарси, то есть основной язык соседней Персии, который в Передней Азии считался уже давно языком культурных групп населения. Как в той же царской России в начале XIX века был французский.

Таты концентрировались в нескольких частях Бакинской губернии – собственно в Баку и окрестностях и в бывшем Кубинском ханстве (север Бакинской губернии, или северо-восток собственно Азербайджана), а также в соседних уездах и примыкающем к Бакинской губернии с севера городе Дербенте и его окрестностях. Кстати, в географическом плане эта территория отделена от основной части Азербайджана горным хребтом. Они принадлежали к трем разным конфессиям – мусульмане с преобладающим процентом суннитов (основное население Бакинской губернии составляли шииты), армяно-григориане, иудеи.

Кроме татов, обитателей предгорий, на той же территории проживали в горах лезгины и родственные им более мелкие этнические группы. А на побережье – тюркоязычные группы различного происхождения.

Общего национального самосознания у татов не было – они чаще всего определяли себя как жители того или иного населенного пункта и языкового единства с жителями других поселений не ощущали. Зато у них были сильно развиты семейные связи и понимание большого землячества ("кубинцы", апшеронцы и т.д.), в которое входили не только родственные им по языку группы, но и другие соседи.

Следующая перепись прошла через 30 лет – в 1926 году и показала, насколько сильно те события, которые потрясли Российскую империю, повлияли и на эту неоформившуюся этническую группу.

Людей с родным татским языком оказалось примерно столько же, сколько и 30 лет назад – около 100 тыс. Армяно-григориан почти не осталось, а процент иудеев вырос. Но национального самосознания как минимум на официальном уровне войны и революции татам не прибавили – в национальную группу советские переписчики выделили только иудеев, назвав их "горскими евреями". В принципе в царское время такой термин тоже был в ходу.

За последующие почти 100 лет, с 1926 года, тенденция к "детатизации" этой территории пришла к логическому завершению. Татский язык как единственный и родной для кого бы то ни было практически исчез, армяно-григориан, знающих его хотя бы как второй, уже нет, таты-мусульмане слились с азербайджанцами, а таты-иудеи – единственные, кому советская власть позволила иметь (не в Азербайджане, а в Дагестане) официальный языковый статус, в значительной мере покинули регион. Те из них, кто остался, перешли на русский и азербайджанский языки. Отождествляют же они себя в первую очередь с общемировой еврейской диаспорой, безусловно, осознавая свое этнокультурное своеобразие.

Сразу нужно заметить, что ареал татского языка на Восточном Кавказе – треугольник с вершинами в Дербенте, Баку и в стыке горных хребтов – всегда был обособлен от территорий южнее. Этот "Татистан" не входил ни в Великую Армению, ни в кавказскую Албанию, чье население говорило в основном на языках, близких к современному удинскому, то есть лезгинской языковой группы.

И если лезгины жили в тех горах с незапамятных времен, то третья группа населения – тюрки – переселялась уже значительно позднее. Кстати, в переписи 1926 года будущие "азербайджанцы Дагестана" названы пока именно "тюрками", азербайджанцами их объявят позже.

Армяно-таты

История каждой из трех этноконфессиональных групп татской языково-географической общности сама по себе крайне интересна. Имеющаяся информация позволяет предположить, что история происхождения татов – иудеев, мусульман и григориан была разной.

Начать удобнее всего с армяно-татов, которых всегда было относительно немного. Появились они в регионе скорее всего в момент активизации торговли между арабами/персами и хазарами, то есть в VII–VIII веках. Это были в первую очередь переселенцы из персидских городов, где религиозные общины армяно-григориан существовали давным-давно и процветали благодаря успешным занятиям торговлей.

Вполне вероятно, что на новом месте они встретились с какими-то местными единоверцами, переселенцами из Закавказья или с теми татами по языку, которые успели принять религию могущественных южных соседей во времена Тиграна Великого. В любом случае именно фарси в его татском варианте и был тем самым языком, который позволял прихожанам Армянской апостольской церкви на территории кубинско-дербентско-бакинской агломерации общаться друг с другом и вести бизнес с хазарами и теми, кто жил севернее и западнее каганата. Позднее этот торговый путь частично пришел в упадок, а частично контроль над ним перехватила другая религиозная группа. Григорианская община стала терять свое влияние.

Переломным моментом истории армяно-татов стала русско-персидская война 1796 года. По ее итогам армяно-григориане "Татистана" в большинстве своем ушли вместе с дружественной им русской армией в пределы Российской империи. И именно они, а не переселенцы из собственно Армении, основали такие существующие и сегодня населенные пункты, как Кизляр, Буденновск (тогда город носил другое название – Сурб Хач, то есть город Святого Креста), а также сельское поселение Эдиссия в Курском районе Ставропольского края на самой границе с Чечней. Это, кстати, в настоящее время единственный населенный пункт, который сохранил свое этническое своеобразие в том регионе, хотя татским языком уже никто из местных жителей давно не пользуется.

"Кавказский календарь на 1849 год" сообщал, что "В Кизляре… армян, со старинною привилегией, 1799 года, 98 человек, а тезиков, вошедших в народную перепись, мужского пола 755, женского 637 – из общего количества мещан в 3037 человек". То есть в этом тексте таты-григориане прямо названы таджиками и видно их соотношение с единоверцами-армянами с родным армянским языком.

Позднее бывшие дербентские, а теперь уже кизлярские армяно-григориане стали основой армянских общин Моздока, некоторых причерноморских территорий и даже города Константиновка в Донецком регионе.

К концу XIX века на малой родине осталось всего три армяно-татских поселения, одно из которых, Хачмас, было полностью разорено и потеряло свой этнический облик еще в 1918 году. Два других – Кильвар и Матраса – не пережили крушение СССР и последующее за ним противостояние Армении и Азербайджана. Горские евреи из Баку, которые в советское время использовали татский язык, утверждали, что "паспортные" армяне из этих двух сел все-таки понимали кое-что по-татски, но в быту уже язык предков не использовали, предпочитая русский и армянский.

Интересно, что в XIX веке в Кизляре и Сурб-Хаче григориане-соседи, еще плохо знающие русский язык, без проблем общались между собой на языке, близком к турецкому. И таты из Дербента, и армяне из Османской империи им достаточно сносно владели.

Интересная комбинация

Иудейско-татская община имеет куда более бурную и по сей день не завершенную историю.

Согласно общепринятой теории, таты появились в этом уголке Прикаспия в III веке, переселившись из Персии. Шах Шахпур II, в III веке захватив территорию нынешней Нахичевани, обнаружил там мощную иудейскую общину, а затем переселил в окрестности Дербента 16 тыс. иудейских семей. Вполне возможно, что нахичеванские иудеи были прямыми потомками тех "колен Израилевых", которых за несколько сотен лет до Шахпура увели с собой завоевавшие Палестину ассирийцы.

Но золотой век иудеев в "Татистане" наступил в момент окончания хазарско-арабских войн, когда через Дербент началась активная торговля. Хазарская элита весьма благоволила к иудаизму как таковому, и к купцам-иудеям ("рахдонитам") в частности. Купцы активно стекались в Дербент отовсюду – в первую очередь, конечно, из Персии. Но и из Византии, Вавилонии и других ближневосточных и центральноазиатских государств. Отношение к ним было крайне благожелательное. Кто-то из иудеев, естественно, переезжал в Дербент и из Хазарии, и скорее всего из Западной Европы.

После разорения Хазарского каганата Святославом торговля захирела. Но иудеи в этой местности с хорошим климатом и богатыми почвами прижились. Кроме коммерческих успехов они имели и еще одно достижение: обратили в иудаизм многих аборигенов – как татов, так и лезгин. Получилась очень интересная комбинация из языка фарси, иудаизма и обычаев северокавказских горцев.

Все это и обусловило сильное отличие "горских евреев" от любых других. Естественно, и фенотип у них был весьма разный – тут и семитская, и кавкасионская, и переднеазиатская, и арменоидная составляющие.

В силу весьма высокой конфликтности в пределах этого микрорегиона – большие войны там сменяли войны малые и просто разбойничьи набеги – сильной зажиточностью местные иудеи не отличались. Но могли за себя постоять. Вот как выглядит их описание человеком, максимально к иудеям не расположенным, черносотенцем и антисемитом Паволакием Крушеваном:

"На вокзале группа кабардинцев и еще каких-то горцев. Офицер указывает на последних:

– Узнаете?

На вид – черкесы или чеченцы. Папахи, газыри на черкесках, кинжалы, черные бороды, острый, воинственный взгляд.

– Лезгины? Ингуши? – пытаюсь я угадать.

Он смеется:

– Евреи.

Не верится просто! Совсем молодцы. Какой-то странный и непонятный каприз ассимиляции. С христианами они не пошли дальше сюртука европейского покроя, а здесь, говорят, совсем слились с горцами, переняв не только их костюмы, но и обычаи, и мужество".

Но это уже ХХ век. А до присоединения к Российской империи таты-иудаисты были в мусульманском окружении дискриминируемой группой и именно поэтому в целом поддержали Российскую армию в ее долгой войне за Кавказ. По итогам этой войны горские евреи благодаря протекции армейских генералов были избавлены от податей и получили разрешение беспрепятственно расселяться по всему Северному Кавказу. И уже тогда стали значимой этнической группой в таких далеких от Дербента городах, как Махачкала (тогда Петровск-порт), Грозный и Нальчик, уже в советское время – в Моздоке и Орджоникидзе.

Советская власть разделила ареал расселения горских евреев на дагестанский и азербайджанский. В Азербайджане – и особенно в Баку – татам-иудаистам жилось достаточно комфортно. Их, правда, в анкетах не отделяли от просто евреев, но как минимум на официальном уровне не дискриминировали.

В Дагестане ситуация была иной. С одной стороны, и сами горские евреи, и татский язык получили законный статус, став теоретически равными с другими народностями республики, а с другой – видимо, из всех частей СССР только в Дагестане в 20-е и 30-е годы прошлого века практически легально существовал весьма ощутимый антисемитизм. Спасаясь от него, горские евреи организовывали различные переселенческие колхозы на Северном Кавказе и даже в Крыму. Но при этом в Дербенте горско-еврейская община до 70-х годов была одной из трех главных (наряду с лезгинской и азербайджанской). А до Великой Отечественной войны – и самой относительно многочисленной.

С началом перестройки часть горских евреев переехала в Москву, а другая часть эмигрировала в США и Израиль. То есть повторила, хотя и со значительным опозданием, судьбу евреев-ашкенази с родным языком идиш, испытав три волны превращения в этнорелигиозную основу новых больших групп: советской русскоязычной, американской англоязычной и палестинской ивритоязычной.

В состав этих больших групп постепенно вливаются и горские евреи, по-прежнему сохраняя свое культурное своеобразие, но постепенно утрачивая татский язык. Азербайджанская ветвь горских евреев пока сохраняется лучше, особенно это относится к жителям поселка Красная Слобода к северу от Баку.

Универсальный термин "тат"

Теперь о самой крупной общине татов – мусульманской. Именно она дала название всему сообществу, так как термин "тат" универсален на всем тюркоязычном пространстве и обозначает земледельца, исповедующего ислам, но говорящего на фарси. "Тезками" татов являются таджики, "тати" из иранского Азербайжана – не ассимилированное в языковом отношении население равнин на северо-востоке страны, говорящее на языке, близком к талышскому, тоже иранскому, но другой группы – северо-западной. Именно к этой группе, кстати, относился и мертвый ныне язык "азери", на котором разговаривали в Иранском Азербайджане до прихода тюрок-огузов в Средние века.

Более того, те крымские татары, которые до сталинского выселения в 1944 году тоже назывались "таты" (жители крымских гор), носили это имя неспроста. Хотя уже с момента создания Крымского ханства они говорили на одном из кыпчакских диалектов, но этнически оставались близки к прежнему населению Крыма. В первую очередь – к восточноиранским племенам типа скифов, чьими родственниками официально можно считать только сегодняшних осетин.

Родственные осетинский, талышский и фарси взаимонепонимаемы. Но для тюркских беков и ханов, которые правили всеми этими территориями много сотен лет, они звучали на один лад. Оседлое же тюркоязычное население – в Ферганской долине, например, – тюрки-кочевники называли уже не татами (таджиками), а сартами.

Идея с переселением из Персии в случае с татами-мусульманами возникла вынужденно: население равнин и к северу, и к югу от региона изначально было яфетическим, то есть родственным современным лезгинам. Это относится и к жителям кавказской Албании, и к догуннским жителям дагестанских равнин, территори, которую сейчас занимает кумыкский этнос. Таты же как до персов, так и при них выпадали из общей картины даже типичной для Кавказа этнической пестроты.

Но наступил ХХ век, и на территориях с европейским культурным влиянием – а царская Россия, безусловно, была таковой – стал набирать силу национализм. В 1918 году большая часть территории татского языкового ареала стала севером провозгласившего независимость нового государства Азербайджан, в тот момент очень тесно связанного с младотурецким руководством Османской империи. Но таты-мусульмане поддержали азербайджанскую национальную идею и в последующий год наравне с другими мусульманами молодого азербайджанского государства вели вооруженную борьбу за спорные территории с соседней дашнакской Арменией.

Не изменилась ситуация с татским статусом и с установлением в Азербайджане советской власти. Никакой автономии таты не получили (впрочем, и не просили). Их даже перестали учитывать как языковое меньшинство. Но при этом они приобрели непропорционально значимое влияние в административном аппарате уже советского Азербайджана. Отчасти это объяснялось тем, что именно таты составляли изначально основное население крошечного Бакинского ханства, занимавшего всего лишь Апшеронский полуостров. Но именно этот полуостров и стал крупнейшим в мире источником черного золота – нефти.

Нефтью дорожили и в царской России, и в СССР. Поэтому клановая система, принятая в руководстве Азербайджана и в советское время, предусматривала значительные преференции и апшеронцам, и связанным с ними родовыми узами "кубинцам". Позднее, правда, апшеронцев сменили вполне дружественные им нахичеванцы. Но в экономике и культуре позиции жителей северо-востока Азербайджана не ослабли. Традиционно теплые отношения между Азербайджаном и Израилем без влияния татов также были бы, пожалуй, невозможны.

По, возможно, пристрастным данным от представителей конкурирующих кланов, именно татами были такие видные азербайджанские партбоссы, как Нариман Нариманов, Мир-Джафар Багиров, Рухулла Ахундов (антигерой стихотворения Маяковского про "помпадуров"), бакинский комиссар Азизбеков, композитор Кара Караев, художник Тимур Салахов и многие другие знаменитые советские азербайджанцы.

Интересно, что, несмотря на отказ азербайджанских татов от своего этнического своеобразия в пользу единой азербайджанской нации, отдельные отголоски их подлинного происхождения проследить можно. Например, в Ашхабаде царских времен проживала большая группа неких "персов", которым, по идее, взяться там было неоткуда. То же касалось и Красноводска.

Можно, конечно, пофантазировать о переезде в пределы царской России жителей соседнего государства. Но в автобиографической книге советского писателя Юрия Додолева, который после Великой Отечественной войны какое-то время жил в Ашхабаде и застал печально знаменитое землетрясение, читаем, что и тогда в городе старожилы определяли национальный состав так: "На одного русского четыре туркмена, два перса и один армянин". Поясняя для чужаков, каковым был Додолев, что под термином "перс" подразумевается азербайджанец. Можно примерно представить, из какой именно части Азербайджана было удобнее всего переселяться в Красноводск и Ашхабад, и тогда становится ясно, что в языковом отношении эти самые "персы" скорее всего должны были оказаться татами, то есть – персами по языку.

В зависимости от религии

Татская этнолингвистическая общность в процессе своего многовекового существования в составе различных государств претерпевала различные трансформации в административном и религиозном плане. В итоге в зависимости от принятой религии стала частью соответственно азербайджанского, армянского и (этот процесс пока не завершен, хотя уже и необратим) еврейского этносов.

Если бы по какой-то случайности азербайджанские лидеры в начальный период советской власти оказались не настолько авторитетными, как Нариман Нариманов, и бывшее Кубинское ханство объединилось бы не с Бакинским, а с Дербентским и стало бы частью Дагестана, то, вполне вероятно, сегодня мы имели бы поликонфессиональную в прошлом татскую народность в несколько сотен тысяч человек. Что-то вроде современных балканских албанцев.

Но в данном случае история не потерпит сослагательного наклонения. Происшедшее не хорошо и не плохо – так получилось.

Источник - НГ
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1695769920


Новости Казахстана
- Указ Президента Республики Казахстан от 23 января 2025 года №768
- Бюджетный кодекс рассмотрят сенаторы на заседании Палаты
- В партии "AMANAT" высказались против дополнительной финансовой нагрузки на таксистов
- Инфляция в Республике Казахстан
- Олжас Бектенов и его правительство: удержали и удержались (по итогам экспертной оценки деятельности)
- Информационное сообщение по валютному рынку
- Почетный гражданин СКО Жаксылык Искаков ушел из жизни
- Коррупция в социальной сфере
- Генпрокуратура экстрадировала руководителя финпирамиды "QI-Trade Kazakhstan"
- Коррупция в сфере экологии
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх