КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Четверг, 02.05.2024
20:57  Строители обмана: мошенники стали создавать криптовалютные пирамиды
20:31  Студенческие протесты в США могут стоить Байдену победы
20:26  Казахов из Узбекистана уезжает больше русских
20:07  В Узбекистане впервые упала рождаемость
20:02  Мирзиеев получил "черную метку", - Шавкат Арипов
17:26  Пауки в банке. В Киеве запахло жареным, - А.Соколов
15:35  Макрон вновь грозится отправить войска на Украину. "Если русские прорвутся.."

15:17  Казахстан. Что показали на выставке, посвященной жертвам Кровавого января
15:16  Компартия Китая. Пленум с отсрочкой проведения, - Юрий Тавровский
14:46  Хуситы поразили судно Cyclades в Красном море
14:39  Власти Киргизии отменили проведение шествия "Бессмертный полк"
13:06  Одесская Хатынь – преступление без срока давности
12:00  Новое правительство России: будут ли изменения?
08:30  Ждут ли россияне наступления социализма после СВО?
07:59  Кыргызстан получит безвозмездную военную помощь от Китая на 50 млн юаней
07:53  Выборы президента Литвы: нацисты грозятся убить кандидата Вайткуса, - П.Игнатавичюс
07:48  РосАрмия выбила укров из Работино
00:32  Взятка в 10 миллионов: осужденный экс-аким Сатпаева обжаловал приговор
00:30  Россия - третья цивилизация, - Самих Гювен
00:28  Спецназ Грузии применил водометы и перцовый газ против митингующих. В парламенте объявлен красный уровень опасности
00:26  Казахская загадка. Часть II - Д.Ашимбаев, Д.Сулеев
00:24  "Молния не бьет дважды в одно место": Путин извлек урок из распада СССР, - Питер Ратленд
00:22  Как "кампусная интифада" перекинулась с США на Европу
00:20  Le Figaro: ряды ливанских христиан раскололись из-за "Хезболлы"
00:05  Азербайджан и Россия - союзники души? - Сергей Острына
00:03  Экс-глава полиции Талдыкоргана осужден на 11 лет за изнасилование
Среда, 01.05.2024
19:58  Фаллический символизм. На выставке трофеев в Москве демонстративно унизили немецкий танк Leopard
17:08  Хватит окопной войны! - Конст.Малофеев
17:05  Эволюция внешней политики Турции: от панисламизма – к Realpolitik, - Ю.Кузнецов
17:00  Почему быстро схлопнутся пузыри экономики США? - Е.Пустовойтова
13:37  Китайский авианосец "Фуцзянь" вышел на ходовые испытания (видео)
11:37  Трусость, пытки и загадочные смерти: за что задержали экс-министра обороны KZ Тургумбаева
11:34  Горячая степь: что посмотреть и чем заняться в Калмыкии весной, - Айгуль Хабибуллина
11:33  Как Кайрат Сатыбалды и банда салафитов захватили отель Hilton в Алматы
11:31  Токаев поздравил казахстанцев с Днем единства народа Казахстана
11:25  В самом определении "исламский терроризм" уже заложен ложный смысл, - Кирилл Семенов
11:07  Умер народный акын Кыргызстана Жолочу Рысбаев
11:02  Курбон Турсунов - новый хоким Бухары
10:54  Скончался казахстанский вакцинист доктор Кыдырбаев
10:53  5 лет зону топтать. Житель Намангана осужден за оскорбление президента Узбекистана веб-постом
09:33  ВОЗ: Операция ЦАХАЛ в Рафахе станет гуманитарной катастрофой
09:03  Молибденовые берега... Узбекистан активизирует работу с "редкоземелкой"
08:43  Человечество обмануто и заведено в гуманитарный тупик цифровой цивилизации, - Семен Борзенко
08:35  Охотники за провидением: как в Таджикистане борются с магами и колдунами, - И.Кармазин
07:40  Два стула Эрдогана. Почему сорвался визит турецкого президента в Америку, - Камран Гасанов
06:57  Казахская загадка, - Джанибек Сулеев
06:39  Вторжение: Трамп готовит войну в... Америке
06:37  РосФемида взяла за шкирку Абрамовича. Опять выкрутится?
06:34  Закат гегемонии США неизбежен – началась новая эра, - Алексей Муратов
06:29  Великое ожидание. Точечный арест Тимура Иванова ведет в преисподнюю российской коррупционной системы, - А.Проханов
05:40  Кэмерон сделал казахам предложение, от которого сложно отказаться, - Алан Пухаев
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Казахская загадка. Часть II - Д.Ашимбаев, Д.Сулеев
00:26 02.05.2024

Казахская загадка. Часть II
Д.Ашимбаев: Напомню, во второй половине XIX в. российские историки и этнографы сошлись на том, что казахи возникли в XV–XVI вв. и "составились из разных народностей, с заметным преобладанием тюркского племени, что отразилось и на чертах их лица..."

Джанибек Сулеев, dni.asia, 29 апреля

Интервью с политологом Данияром Ашимбаевым.

– Продолжим… А можно еще раз подробнее к тем исследованиям и, определенным научным спорам прошлого века, в свете поднятой темы? Они ведь буквально бушевали?
– Пожалуйста. Напомню, во второй половине XIX в. российские историки и этнографы сошлись на том, что казахи возникли в XV–XVI вв. и "составились из разных народностей, с заметным преобладанием тюркского племени, что отразилось и на чертах их лица. У них можно встретить все переходы и оттенки, начиная от чисто монгольского очертания лица калмыка до типических черт кавказского племени". Это я цитирую энциклопедию Брокгауза и Ефрона. Именно на базе этих исследований была построена первая книга по истории казахов, изданная в СССР. Речь тут снова идет об "Очерках по истории казак-киргизского народа", изданных в 1925 г. и написанных Александром Чулошниковым – первым председателем Общества изучения Киргизского края. По его мнению, казахи – это "ничто иное, как конгломерат различных тюркских монгольских племен, имевших некогда самостоятельное существование, и только каких-нибудь 350–400 лет тому назад сплотившихся в нечто однородное и цельное под объединяющим воздействием окружающей их вольной беспредельной степи". Но работа Чулошникова вызвала негативную реакцию у части национальной интеллигенции; ее (как и дореволюционные книги) объявили "проявлением тенденциозности, духа противоречия, обслуживания и обоснования преступной политики царизма".
Одним из первых ответов можно смело считать известнейший труд Мухамеджана Тынышпаева "Материалы к истории киргиз-казакского народа" (1925 г.). Так вот, его особенно возмутил тезис Чулошникова о том, что "всякие попытки искать самостоятельное существование казакской народности ранее XV века заранее обречены на неудачу". Тынышпаев методично привел всевозможные созвучия слову "казах" в исторической литературе, вплоть до античности; категорически отверг связь трактовку "беглеца"; указал на прямую преемственность казахских родов с древними племенами. Общий вывод таков: тюркское племя "алчын" вышло с Алтайских гор до V в. до н.э. Потом они стали называться "казаками", расселись по всей степной зоне, фигурировали под разными неправильными названиями, собирали в свой состав различные древние племена и были консолидированы Хак-Назаром.
– А какие еще были похожие случаи, когда историки метали в друг друга критические стрелы?
– …Их немало было. Так работа Тынышпаева, в свою очередь, вызвала негативную реакцию у другой части республиканской элиты. Ее ответом стала книга Санджара Асфендиарова "История казакского народа", вышедшая в 1935 г. Этот автор едва ли огнем и мечом прошелся по "историкам местного националистического лагеря", указав, что "исходя в принципе из той же расовой теории, они подчеркивают "великую" роль народов Азин, в частности тюрко-монгольской расы. Современные народы Востока наделяются ими "великими предками", которым нужно подражать, роль которых нужно воскресить. Так на базе прошлого, на базе истории куется националистическая буржуазная идеология – подновленный панисламизм и пантюркизм. Таков подход буржуазных историков к вопросам истории Центральной и Средней Азии". Таким образом, Асфендиаров, разбирая историю казахов уже с точки зрения марксизма, пишет: "Ряд названий племен и родов, существовавших в то отдаленное время, сохранился до настоящего времени у казаков, ногайцев, отчасти у узбеков и других тюркских н монгольских народностей в качестве родовых названий (уйсын, дулат, найман, кипчак и т.д.). Это обстоятельство давало повод историкам-националистам утверждать о древности происхождения казаков и даже о происхождении от казаков всех остальных народов". По его мнению, "эта националистическая, антимарксистская концепция должна быть разоблачена до конца".
Относительно изысканий Тынышпаева Асфендиаров был весьма ехиден: "Если искать во всех языках слова, сходные со словом "казак", то действительно можно выдумать вывод о всемирном распространении казаков. Чем, например, хуже тынышпаевских примеров было бы утверждение, что, так как в Америке есть штаты "Канзас" и "Арканзас", а в Аравии город "Каза", то несомненно там некогда жили казаки? Или догадки о том, что англичане несомненно потомки казаков, ибо английское "тори" (консерваторы) не что иное, как видоизмененное казанское "торе" (султаны)?".
Сам Асфендиаров образование казахского народа объясняет социально-политическими условиями: "О казаках, как об обособившемся народе, можно говорить лишь с того момента, когда закончился процесс прочного овладения Волгой, правым берегом Урала и Западной Сибирью Московским царством, с одной стороны, и с другой, – процесс окончательной ассимиляции узбекского союза оседлыми элементами Туркестана. Этот процесс окончательно замкнул оставшиеся кочевые тюрко-монгольские роды и племена на территории Казакстана. С завершением этого исторического процесса начинается консолидация казакской нации, происходящая в настоящее время уже в совершенно иных условиях – в обстановке диктатуры пролетариата".
– И что в итоге то?..
– Для отечественной историографии, собственно для казахов в целом, безусловно, одинаковы ценны и Тынышпаев, и Асфендияров. Но вместе с тем, рождается понимание того, почему Тынышпаева в современном Казахстане регулярно переиздают, а труд Асфендиарова последний раз издавали… 30 лет назад… Кстати, интересно, что именно Асфендиарову доверили писать очерк истории Казахстана для 1-го издания "Большой советской энциклопедии", но одновременно, теперь уже он тогда же попадает под критику сверху, как представитель "школы Покровского" – прежнего главного историка и обществоведа страны, обвиненного посмертно в "левом уклоне".
В 1936 г. вышла книга Турара Рыскулова "Казакстан", посвященная 15-летию республики, где этот видный деятель дал свою трактовку. По словам зампреда Совнаркома РСФСР, "Казахи появились на исторической арене в XI веке. До этого на территории современного Казахстана пребывали другие племена и народности. Так, например, найденные памятники старины (городища, древние могилы, орудия из камня, меди, бронзы и т.д.) говорят за то, что здесь когда-то жил довольно развитой народ. За 200 лет до Р.X. (по указанию китайских историков) в крае появилось племя усунь или уйсунь (которое по некоторым данным считается предками одноименных племен теперешней старшей орды), а в 177 г. после Р.X. страну занимали гунны, двигавшиеся на запад; в VII веке с Алтая спускаются уйгуры, образовавшие тогда свою империю, а потом появляются одно за другим различные тюркские племена… Древнее происхождение казахского народа и место, откуда он впервые вышел, не установлены Но тем не менее, о казахах известно было еще в глубокой древности. Местопребывание их указывается в разных концах пространства между Черным морем, Сибирью и Монголией. О "казахах", "асаках", "алчинах" и т.д. говорится в китайской, арабской, персидской и других летописях". Как можно заметить, тут мы уже видим, скорее, отголоски работ Тынышпаева.
Впрочем, в последующие годы и Тынышпаев, и Рыскулов, и Асфендиаров были репрессированы…
– А Чулошников?
– Умер в блокадном Ленинграде.
– И на сцену вышел Бекмаханов?
– А вот и нет. Бекмаханов был несколько позже. Потому что следующая крупная работа принадлежит Михаилу Вяткину. В 1941 г. он выпустил в Москве монографию "Очерки по истории Казахской ССР", в которую вошли первые материалы масштабных археологических работ, развернутых в регионе, а также печальный опыт предшественников. Оценивая влияние древних племен на вошедшие в состав казахов рода Вяткин дает достаточно интересную оценку: "Как ни плохо изучен до настоящего времени этногенезис казахских племен, но то, что известно, не оставляет сомнения в том, что племена и роды, населявшие степи Казахстана, – это не родовые союзы, а аймаки, т.е. соединение обломков различных родовых союзов. Не всегда ясно, обломки каких именно старинных родовых союзов образовали тот или другой аймак, но нет оснований сомневаться в смешанном характере этих родов. Такое смешение происходило еще в домонгольский период и, несомненно, было ускорено и углублено монгольским завоеванием. Процесс смешения, конечно, не означал, что не могли сохраниться обломки прежних кровно-родственных союзов, где это смешение сказалось в наименьшей степени и которые по своему составу близко стояли к прежним кровно-родственным союзам".
Вяткин продолжает: "Совершенно очевидно, что время возникновения казахской народности нельзя отожествлять со временем появления исторических сведений о- тех или других племенах, из состава которых складывалась казахская народность. Ряд этих племен имеет весьма древнюю историю (например, уйсуны, отождествляемые с древними усунями, канглы, дулаты и др.). Основное в определении народности – язык… Образование казахского языка, как языка особой национальности, отличной от других среднеазиатских пародов, могло произойти лишь в процессе формирования хозяйственных, социальных и политических особенностей быта казахов".
Эти же тезисы легли в основу изданного спустя два годы первого тома "Истории Казахской ССР" под редакцией Абдыкалыкова и Панкратовой. Но именно Вяткин является основным автором книги.
– Это та самая "История", вокруг которой разгорелся политический скандал?
– Да. И тут необходимо пояснить ряд моментов.
Во-первых, "История КазССР" была первой из готовившихся историй национальных республик. И сходу возникла проблема "приватизации" древних цивилизаций, культур и исторических деятелей, у которых даже географически было более одного наследника. Центр пытался этот процесс как-то систематизировать, но до самого последнего дня существования СССР это так и не удалось. Там, где центр вводил идеологические ограничения для историков, в дело тут же вступали писатели и поэты. Причем, ограничения обходили простым способом – приглашали писателей из центра. В частности, все знают исторический роман Сергея Бородина о Тамерлане, который по сути "закрепил" его за узбеками. Есенберлин обеспечил попытку "захвата" Золотой Орды, Сулейменов – половцев (кипчаков) и шумеров, Алимжанов – аль-Фараби, Симашко – Бейбарса, Джандарбеков – Томирис и так далее.
Во-вторых, увлечение национальным историческим строительством началось на достаточно идеалистической основе, куда входили идеализация прежнего быта и культуры, отсутствие политических оценок тех или иных исторических фигур, произведений литературы и искусства. Жесткие научные и идеологические дебаты 1940–1950-х гг. должны были придать национальным историям и культурам классовый характер и осудить те явления, которые не соответствовали советской этике и идеологии.
В-третьих, Москва с середины 30-х годов взяла курс на определенную русификацию Советского Союза и интеграцию национальных республик в один народ. Прежний курс, который можно было назвать "Россия – тюрьма народов", сменился на "Россию – собирателя народов". Если в 1920–1930-е гг. делался упор на революционные традиции всех национальных групп, в частности, на выявление национально-освободительных движений, то вскоре выяснилось, что этот "левый уклон" играет дезинтеграционную роль, стимулируя национализм и межнациональные конфликты. Поэтому была проведена ревизия движений. Скажем, Срым Датов и Исатай Тайманов остались как позитивные фигуры, а вот Кенесары был признан реакционным: ибо выступал против объединения Казахстана с Россией, воевал за восстановление ханской власти, да и к тому же был камнем преткновения в казахско-киргизских отношениях. Напомню, что последний хан восполнял свои ресурсы грабежом киргизских аулов, за что и был ими убит. Вот, собственно, тут Бекмаханов и пострадал.
Данная работа проводилась практически по всем республикам с целью выработать взаимно непротиворечивую, позитивистскую историю. В частности, под "критику" попали Золотая Орда, Хазарский каганат, эпосы об Эдиге и Коркуте. Позже, в 1950–1960-е гг. большую часть самых одиозных запретов тихо сняли.
– А как это повлияло на представления об этногенезе казахов?
– Уже во второй половине 50-х гг. выработалась точка зрения, по которой казахский этногенез спокойно себе шел на базе ранее живших на этой территории народов, включая саков (которых начали называть частично тюркоязычными). Исходили из тезиса, что в основе казахов лежали тюрки-кочевники (впрочем, не отказываясь жестко от оседлого и урбанизированного населения). Потом пришли монголы и замедлили "естественный ход казахского этногенеза", да еще и сильно повлияли на антропологический тип будущих казахов (усиление монголоидности). Но все равно растворились в тюрках, а с образованием Казахского ханства и национальная консолидация подоспела.
В школьном учебнике по истории Казахстана авторства Бекмаханова говорилось: "Образование казахской народности заняло длительный период времени. В основу казахской народности легли племена усуней, канглы, джалаиров, кипчаков, найманов, дулатов, аргынов, огузов, уаков и других. Они имели общую территорию, были близки между собой по уровню развития хозяйства и культуры и говорили на одном языке. К XIII веку сложились необходимые условия для объединения различных тюркоязычных племен в народность. Но сложение народности было задержано нашествием монголо-татар".
Аналогичное мнение указано и в вышедшем сразу после обретения независимости очерке "История Казахстана" под редакцией Манаша Козыбаева (1993 г.). Отмечалось смешение автохтонного европеоидного типа и пришлого монголоидного. Основной вывод был характер для официальной истории: "В XV–XVI вв. в основном завершился многовековой процесс формирования казахской народности и ее этнической территории. Фактически в тех же пределах, в которых размещались казахи и в последующие века. Этническую основу казахской народности… составили многочисленные разноязыкие в прошлом племенам народы, от саков, усуней, кангюев, гуннов, тюрков, тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков до найманов, аргынов, киреев, конгратов, джалаиров, дулатов и многих других, обитавших в разное время на территории Казахстана… Сложение… казахской народности органически обусловлено эволюцией и взаимосвязью хозяйственных форм кочевого скотоводства и оседлого земледелия, а также городской культуры, прогрессивными изменениями в общественных отношениях".
То есть вопрос о доминирующей роли тюрков или монголов несколько отпал, сакские и тюрко-монгольские племена были уравнены в статусе, а огромные археологические и антропологические исследования дали большой материал, объединенный порой лишь административными границами. Но в рамках принятой в СССР подхода все они стали совокупностью предков казахского народа. Напрямую так не говорилось, что логические цепочки были выстроены достаточно аккуратно.
С таким багажом история дожила до Независимости с тем дополнением, что периодически пытался доминировать та или иная родовая группа историков, которая несколько гипертрофировала роль своих потенциальных предков. В частности, можно указать на уйсуней и кипчаков. Особенно популярен "кипчакский миф". Его сторонники постулируют, что монголы растворились именно в кипчакской среде и именно она стал основой казахского этногенеза, а кипчакский диалект – основой казахского языка. С обретением Независимости история ушла в мифотворчество и идеологию, где и пребывает по сей день.

Окончание следует…

Источник - dni.asia
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1714598760


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Важно внедрять зеленые технологии: Спикер Сената о развитии туризма
- Олжас Бектенов о приоритетах в геологоразведке: Для роста доходов исследовать наши недра в первую очередь должны государственные компании
- Олжас Бектенов: Школы на селе выполняют исключительную роль – служат центрами знаний, культуры и досуга. До 2027 года в Казахстане построят 180 новых сельских школ
- Государственный советник принял участие в работе научно-редакционного совета академического многотомника по истории Казахстана
- Кадровые перестановки
- Главы МИД Казахстана и Ирана обсудили состояние и перспективы развития двусторонних отношений
- Высшая аудиторская палата подвела итоги аудита деятельности Комитета казначейства
- Новая система уборки в Алматы: многолетние контракты, современная техника и инновации
- Рейтинги АО "Батыс транзит" по международной и национальной шкале подтверждены на уровне "B/B" и "kzBBB-"; прогноз – "Стабильный"
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх