Индия: между США и Россией, - Илья Максименко 07:44 19.06.2024
В стране прошли всеобщие выборы в Нижнюю палату парламента Илья Максименко 18.06.2024 Индия: между США и Россией Выборы в аналог российской Государственной Думы, именуемый в Индии Лок Сабха, начались 19 апреля и закончились лишь 1 июня, еще 3 дня ушло на подсчет и обработку голосов. Они являются одними из самых длительных в мире по времени из-за количества населения в 1,5 млрд человек, а также географического и логистического факторов.
Индия считается крупнейшей демократией мира. Парламент состоит из нижней палаты ( Лок Сабха) и верхней (Раджья Сабха). Из 552 мест нижней палаты два места отдаются президентом Индии представителям англо-индийского населения, 84 места резервируются за гражданами, чьи предки принадлежали к угнетенным "неприкасаемым" кастам, 47 мест закреплено за племенами, которые также исторически подвергались притеснению. В современной Индии на законодательном уровне запрещена сегрегация по половому и кастовому признаку, хотя на практике такие притеснения встречаются до сих пор и практикуются в различных сферах. Страна делится на избирательные округа из-за непропорционального заселения штатов.
На политической арене Индии основное противостояние происходит между двумя центральными крупнейшими партиями - БДП (Бхаратия Джаната Парти) и ИНК ( Индийский Национальный Конгресс). Победившая партия получает большинство мест в парламенте и кресло премьер-министра. Кроме этого, в Индии насчитывается 6 партий национального масштаба, но фактически какой-либо силы против БДП и ИНК они не имеют. Единственный шанс удержаться на плаву - это вступить в коалицию с одной из двух лидирующих партий. В свою очередь ИНК и БДП заинтересованы в создании союзов с малочисленными партиями для получения большего количества мандатов. Фактически парламентские выборы проходят не как выборы депутатов от партии, а депутатов от коалиции. Партия гигант при содействии региональной партии получает голоса в округе, где наблюдается ее низкая популярность. В свою очередь региональная партия получает больше возможностей для получения места в парламенте.
Со стороны правящей партии БДП выступает альянс NDA – Национальный демократический альянс. Со стороны оппозиционного ИНК выступает I.N.D.I.A. - Индийский Национальный Альянс Инклюзивного Развития. Так во втором по значимости в плане избирательных округов штате Махараштра Партия Националистического Конгресса является лидером. После раскола она вступила в коалицию с БДП, получив таким образом 40 мест в парламенте.
В течение десятилетнего правления Бхаратия Джаната Парти во главе с лидером, премьер-министром Нарендра Моди, Индия продолжила курс на высокие темпы экономического роста. Сейчас это пятая экономика мира с перспективой к 2030 году выйти на третье место.
Рост экономики составляет 7,8% ВВП. Основными программными пунктами БДП в предвыборной борьбе, помимо превращения Индии в одно их самых экономических мощных государств и политического тяжеловеса в мире, стали конкретные вопросы развитие сельского хозяйства, защита прав женщин, и поддержка бедных слоев населения. Последние два пункта, несмотря на предпринимаемые усилия правительства, по-прежнему остаются болевыми точками для страны. Индуистская традиция отношения к женщине как к слабому полу, еще сильна, не решена пока и проблема бедности. Население, занятое в сельскохозяйственной сфере, считается электоральной базой БДП.
В предвыборной программе есть интересный пункт о защите прав религиозных меньшинств, рассчитанный на привлечение мусульманского электората. Дело в том, что изначально и всегда БДП была националистической индуисткой партией, программные установки которой, базируются на идеологии столетней организации "Раштрия Сваямсевак Сангх (RSS) крайне правого индуистского толка.
Правительству Моди ставят в вину нарушение индо-мусульманского баланса, отход от принципов построения светского государства, которые заложил один из основателей современной Индии и первый премьер-министр Джавахарлала Неру.
Так правительство Моди отменило особый статус штатов Джамму и Кашмир, которые считаются мусульманскими. Был освящен индуистский храм в Айодхья, где еще в 1992 году из-за разрушения мечети, построенной на месте индуистского храма, произошли массовые столкновения между индусами и мусульманами и как результат - гибель около 2000 человек.
Еще за год до выборов БДП начала проводить агитацию среди мусульманского населения. Использовались всем привычные баннеры и билборды. Партия привлекала для агитации сторонников, которых называют "Моди Митра" что, в дословном переводе значит "друзья Моди". Активно привлекались люди из сферы образования, медицины и медиа. Их целью была популяризация БДП среди мусульманского населения. Такой предвыборный ход был обусловлен рядом причин. Во-первых, защита от обвинений в притеснении мусульман и других меньшинств. Во-вторых, это должно было нивелировать скандалы, связанные с партией и самим Моди, имевшие националистическую подоплеку. Скандалов же с БДП, Моди и индийским национализмом немало. Например, беспорядки в штате Гуджарат в 2002 году, итогом которых стало бездействие правоохранительных органов. Приказ "на бездействие" приписывают нынешнему премьеру, который в ту пору занимал должность губернатора штата. В-третьих, БДП планировало выиграть на выборах в ряде штатов, где мусульманское население составляет порядка 30%. Это - Западная Бенгалия, Кашмир, Уттар-Прадеша и ряд других. В общей сложности насчитывается 12 штатов, которые могли дать 65 мест в нижней палате парламента. В то же время правящая партия не забывает о своем основном электорате - националистки настроенных гражданах - индуистах и сельском населении.
БДП позиционирует себя как коалиция NDA, но лицом объединения партий является только Моди. Это прекрасно просматривается в различных агитационных акциях, таких как "Виксит Бхарат Санкальп Ятра". Суть этой программы заключается в информировании населения об успехах и достижениях нынешнего правительства, а также о его планах на будущее.
Местному населению в каждом из штатов рассказывалось о различных федеральных и региональных программах, которые способствуют решению насущных социальных и экономических проблем. Продвижением занимались чиновники, состоящие в партии. Но не все прошло гладко. С подачи оппозиции, в отношении БДП было начато расследование, которым занялась избирательная комиссия. По индийскому законодательству запрещено заниматься агитацией служащим в органах исполнительной власти. Разгорелся скандал с обвинением Моди и его соратников в незаконной слежке за оппонентами с помощью израильской программы Pegasus, которая может дистанционно устанавливаться на технику с операционной системой android и IOS. Изначально данное ПО было предназначено для борьбы с терроризмом и преступностью.
Результаты выборов были опубликованы 4 июня. Они разошлись с результатами проводимых экзит-поллов, по которым партия Моди должна была получить 350-380 мест, что означает возможность БДП получить парламентское большинство, которое позволяет фактически назначать премьера. По результатам выборов правящая партия заняла только 240 в парламенте, а для парламентского большинства требуется 272 места. Поэтому сразу после оглашения результатов Моди запланировал встречу с представителями партий альянса для подтверждения его поддержки на переизбрание, чтобы перейти порог в 272 места. Как считают эксперты, такое падение рейтинга Моди и его партии БДП вызвано ростом безработицы, несмотря на рост производства, а также ростом цен на ряд товаров.
Девятого июня Нарендра Моди был приведен к присяге, вступив в должность премьер-министра на третий срок. Усилия по продвижению альянса NDA не прошли даром. Однако, после выборов придется корректировать политику из-за зависимости от коалиции, ибо не все партии полностью солидарны с действиями Моди.
Самой насущной проблемой для власти остается безработица. Это вызвано глубоким расслоением общества, географией, сказываются и отголоски кастовой системы. Все эти проблемы предстоит решать правительству Индии в ближайшее время.
В предвыборной борьбе Н. Моди и его соратник министр иностранных дел С. Джайшанкар, небезуспешно использовали внешнюю политику как элемент привлечения избирателей. Во-первых, подчеркивалось, что Индия остается верна принципам неприсоединения, установленным с первых лет независимости, но уже в новом модернизированном качестве, отвечающим на вызовы нового времени. Западный мир, и прежде всего США, очень заинтересован в привлечении на свою сторону такого мощного государства. Но правительство Индии подчеркивает, что оно ставит национальные интересы страны выше какой-либо геополитики. Во-вторых, Индия видит себя лидером стран Глобального Юга. В-третьих, надо отметить, что Дели умело лавирует между США и Россией. И с той, и с другой стороной у Индии много выгодных перспективных связей. Многие индийцы еще помнят сильную помощь СССР в национальном становлении их страны, правопреемницей которого стала Россия.
Индия не присоединилась к западным санкциям в отношении РФ и не выступила с резкой критикой военной операции, проводимой на Украине. Пожалуй, единственным раздражающим фактором в индийско-российских отношениях является близость России к Китаю, главному экономическому конкуренту Индии.
Сейчас Россия и Индии продолжают взаимовыгодно наращивать экономические связи, особенно в области энергетики и вооружения. Задачей номер один является запуск платформы трансграничных платежей BRICS Bridge. Во-первых, она позволит отойти от расчетов в долларах. Во-вторых, позволит свободно конвертировать валюты стран-участниц, решая проблему диспропорции валютной выручки. Так летом прошлого года возникла проблема использования полученных за продажу нефти индийских рупий. Россия попросту не знала, куда их девать. Только при помощи ОАЭ получилось конвертировать рупии в рубли. Полагают, что платформа значительно облегчит взаимодействие между постоянными участниками, и поможет привлечь новых. Однако инициатива пока не оправдывает ожиданий: тема создания альтернативных систем расчетов обсуждается уже 10 лет, и все никак не удается создать ее.
Участие Индии в мирной конференции в Швейцарии 15 июня вызвало вопросы. Почти все ведущие страны Глобального Юга и БРИКС проигнорировали эту встречу, считая, что она не имеет смысла из-за отсутствия России.
В своих заявлениях Моди подчеркивал, что Индия примет участие во всех важных саммитах для продвижения повестки глобального мира и безопасности. Высказывалось предположение, что Нью-Дейли выступит неким рупором Москвы, которую вопреки здравому смыслу, не пригласили. Но представителю Индии, бывшему послу в России, Паван Капуру даже не дали слово. Индия не стала подписывать коммюнике. Скорее всего, правительство Моди под видом сторонника мирного урегулирования конфликта опять успешно славировало между США и Россией.
|