Рыцаря и любителя пива назвали главным кандидатом на пост премьер-министра Великобритании 12:06 24.06.2024
Риши Сунак и его партия разочаровали британцев
Великобритания в перерывах между демонстрацией цветущей русофобии и самозабвенным оказанием помощи Украине окунается в периоды внутренней политической нестабильности и глобальных изменений. Все совсем недавно стали свидетелями карусели премьеров (скандального Бориса Джонсона сменила Лиз Трасс, которая после почти полутора месяцев на посту сдалась, и на смену ей пришел Риши Сунак). Теперь нам предстоит новый аттракцион: 4 июля в Соединенном Королевстве состоятся парламентские выборы. И это плохая новость для Сунака, рейтинги которого (как и его партии) стали стремительно снижаться аккурат перед решающим днем. Прочат премьерское кресло лидеру Лейбористской партии Киру Стармеру.
Что важно знать о предстоящих выборах
Общенациональное голосование, объявленное на свою голову Риши Сунаком, приведет к формированию нового правительства Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии сроком до пяти лет.
Великобритания разделена на 650 округов, и партии выдвигают кандидатов, которые получат свое место и станут членами парламента простым большинством избирателей.
На всеобщих выборах не существует пропорционального представительства. Это, как правило, хорошая новость для основных партий – консерваторов и лейбористов – и ужасная для более мелких партий, которые могут набрать много голосов во многих избирательных округах, но недостаточно, чтобы сразу получить много мест. Партия, набравшая наибольшее количество депутатов, получит шанс сформировать правительство – если она это сделает, ее лидер станет премьер-министром.
Положение как правящих консерваторов в целом, так и Сунака в частности незавидно. Конечно, избирательные кампании могут принимать необычные повороты, но журнал Economist ранее назвал это сродни политическому "безумию".
Руки к такому краху приложили Джонсон и Трасс. Первый из крутого энергичного парня превратился в разгульного бунтаря, устроив разудалую пирушку в самые тяжелые для страны дни пандемии. Трасс и вовсе стала принимать настолько непопулярные решения, что ее нутро чуть ли не "железной леди" оказалось, на поверку, бесталанно сделанной безделушкой. И такой "ценный" багаж скандалов и кризисов взвалил на себя Риши Сунак.
Казалось, вот оно – спасение! Но нет. Люди оказались неудовлетворены новым лицом. Граждане стали винить партию под руководством Сунака, что она сделала кризис стоимости жизни более болезненным. А так активно продвигаемый план отправить просителей убежища в Руанду не только со скрежетом налетел на юридические проблемы, но и подвергся резким насмешкам и масштабной критике.
Главным оппонентом (и, соответственно, самым очевидным претендентом на премьерское кресло) является лидер Лейбористской партии сэр Кир Стармер. Хотя успехи его партии и самого Стармера некоторыми и характеризуются как просто демонстрация недовольства консерваторами, за последние четыре года он сделал достаточно много для возвращения своего объединения в центр политической жизни Соединенного Королевства.
В пользу лейбористов работает и то, что их традиционный соперник в Шотландии – Шотландская национальная партия (ШНП) – находится в упадке. Они, в принципе, заняты в большей степени собственными трудностями. Консерваторам же придется столкнуться с жесткой конкуренцией за некоторые места со стороны новой партии "Реформировать Великобританию". Главный сторонник этой партии – Найджел Фарадж – считается правым популистом, но бороться за место сам он не намерен. Ранее он заявил, что хочет потратить больше времени на то, чтобы помочь Дональду Трампу выиграть второй срок на посту президента США.
Но у Фараджа есть сменщик – Ричард Тайс. Он известен своим евроскептицизмом и входит с тем же Фараджем и несколькими другими политическими деятелями в своеобразный список (появившийся с легкой руки британской прессы) "плохих парней Брекзита".
Премьер хуже некуда
Теперь о частностях. Появившиеся 21 июня данные британской исследовательской компании YouGov показали удручающую для Сунака картину. Чистый рейтинг благосклонности премьер-министра Великобритании достиг очередного рекордно низкого уровня.
Опросы показали: три четверти британцев (75%) отрицательно относятся к премьер-министру, что является самым высоким показателем, который когда-либо был зафиксирован YouGov.
Положительно относятся к Сунаку всего 19% опрошенных. Констатируется, что Сунак сейчас даже менее популярен, чем Джереми Корбин в период своего упадка. Его результат также хуже, чем у Бориса Джонсона, чей худший результат за всю историю был зафиксирован в начале июля 2022 года, незадолго до его отставки. На тот момент Джонсон был непопулярен среди 72% британцев.
Но нынешнему премьеру Великобритании есть, чем гордиться! Хуже всего британцы оценивали ненадолго заскочившую в премьерское кресло Лиз Трасс (80%).
Мнение о Консервативной партии во многом совпадает с мнением о ее лидере: только 20% относятся к тори положительно, по сравнению с 73%, отрицательно оценивающими работу партии.
По данным центра Techne, консерваторы могут рассчитывать всего на 19% голосов избирателей, тогда как лейбористы во главе с Киром Стармером вполне могут заполучить 43% голосов.
Интересно, что тори могут получить наименьшее количество мест со времен основания партии в 1834 году. "Консервативную партию ждет крупнейшее поражение в ее истории. правящая партия понесет "значительные потери" на юго-западе, юго-востоке и востоке Англии", – подчеркивает YouGov. И за это сказать "спасибо" можно Сунаку.
Суммарно все оценивается так: Лейбористской партии дают примерно 41-42% поддержки, Консервативной партии – 20-21%, а вот на третьем месте наступает "сунакцам" на пятки партия "Реформировать Великобританию" (ранее она называлась "Партией Брексита") – 14-16%.
Молодые британцы с опаской смотрят на предстоящие выборы, особенно их беспокоит, кажется, неминуемо надвигающийся провал Сунака и в целом консерваторов. Некоторые называют лейбористов более правоцентристскими. Да и в целом, на взгляд молодежи, политика Великобритании смещается вправо. Казалось бы, из Евросоюза вышли, а эффект тот же.
Некоторых беспокоит усиление позиций "Реформировать Великобританию" с момента возвращения к руководству Найджела Фараджа.
Претензий ко всем достаточно. От взглядов на миграцию до сугубо бытовых: жилищный кризис, недостатки в системе образования. И в целом молодежь не видит, чтобы какая-либо партия обращалась к ним лично. Проще говоря, молодые считают себя в определенной степени оставленными. Наверное, это общее состояние британцев.
Благородный рыцарь оскорбленных и фанат Карла Маркса
Как мы уже неоднократно упоминали, Стармер считается наиболее очевидной фигурой, которая может занять пост премьер-министра Соединенного Королевства. Сам он по образованию юрист, начинал свою карьеру в качестве адвоката, специализирующегося на сфере в области прав человека. Среди многих дел, в которых участвовал Стармер, были судебные баталии за отмену смертной казни в странах Карибского бассейна и Африки.
В 2005 году Стармер убедил Палату лордов в том, что доказательства, полученные под пытками, должны быть недопустимы в суде.
В 2008 году Стармер был назначен новым главой Королевской прокуратуры и директором государственной прокуратуры. После ухода со своей должности в CPS в 2013 году Стармер отказался отрицать возможность участия в политике – и в следующем году он был выбран кандидатом от Лейбористской партии.
Сэр был посвящен в рыцари за свою предыдущую работу на посту директора государственного обвинения.
В юности будущий претендент на должность премьера был социалистом. В возрасте 32 лет он написал статью в журнале "Socialist Lawyer", в которой сказал: "Карл Маркс, конечно, был прав" относительно тщетности попыток добиться перемен посредством абстрактных деклараций фундаментальных прав.
Стармер сравнительно поздно вошел в политику, сделав это в возрасте 52 лет. После своего избрания в Палату общин он вскоре был назначен теневым министром по иммиграции, а затем ушел в отставку в 2016 году в знак протеста против руководства Корбина.
После вотума недоверия в 2016 году и победы Корбина на последующих выборах руководства Корбин назначил Стармера теневым секретарем по Брекзиту. Это поставило его на передовую скамью лейбористов в бурные годы выхода Великобритании из ЕС.
После поражения Лейбористской партии на всеобщих выборах 2019 года Джереми Корбин объявил, что уходит с поста лидера партии. Вскоре Стармер выдвинул свою кандидатуру на эту роль и быстро занял главенствующее место.
Весной 2022 года сэр Стармер находился под следствием полиции Дарема по обвинению в совсем не сэрском поведении. Его обвинили в том, что он пил пиво и присутствовал на тусовке 2021 года, которое, как утверждается, было запрещено тогдашними правилами изоляции. Политик, несомненно, отрицал такие утверждения и заявил, что уйдет в отставку, если полиция Дарема когда-либо наложит на него фиксированный штраф за нарушение правил COVID.
Вряд ли его возможный приход на пост премьера Туманного Альбиона что-либо изменит в плане геополитического курса страны. В феврале 2022 года Стармер призывал тогдашнего премьера Джонсона ввести против России жесткие санкции в свете ситуации вокруг Украины.
"Я бы хотел видеть более жесткие санкции. Я бы рекомендовал правительству пойти еще дальше в вопросе санкций. Я вам скажу следующее: Россия хочет видеть наших союзников разделенными, она хочет видеть разобщенность в Великобритании", – заявлял тогда британский рыцарь.
К слову, этот персонаж называл Россию "прямой угрозой Великобритании" и заявлял такое: "Защита Британии начинается на Украине. Мы будем стоять на стороне Киева столько, сколько потребуется для победы".
Словом, падает Великобритания все глубже. И ничего ее, кажется, уже не спасет.
Полина Коноплянко
|