Центральная Азия и антироссийские санкции: первые реакции и последствия 12:08 24.06.2024
В 2022 году против России началась беспрецедентная широкомасштабная санкционная кампания со стороны стран Запада. Кроме того, западные страны регулярно угрожают вторичными санкциями за несоблюдение антироссийских. Перед странами ЦА возникла сложная дилемма: с одной стороны, вторичные санкции в случае их реализации могут нанести сильный урон их экономикам, но, с другой стороны, экономическое взаимодействие с Россией имеет для них стратегически важное значение. О реакции стран ЦА на антироссийские санкции и первых последствиях читайте в статье доктора политических наук Елены Гарбузаровой. Подробнее - в материале ia-centr.ru.
Как страны ЦА отреагировали на антироссийские санкции?
Страны ЦА с самого начала держат нейтралитет в отношении специальной военной операции России. При этом все без исключения имеют тесные экономические связи с Россией. Поэтому антироссийские санкции поставили их в трудное положение.
С одной стороны, вторичные санкции за несоблюдение могут серьезно ударить по экономикам стран ЦА, но при этом страны региона никак не могут полностью отказаться от связей с Россией.
Казахстан одним из первых официально обозначил свою позицию по данному вопросу. Летом 2022 года президент республики К.-Ж. Токаев заявил, что Казахстан будет соблюдать санкции, но при этом будет следовать своим обязательствам в отношениях с Россией. Россия является стратегически важным союзником и экономическим партнером республики. В то же время западные страны являются крупными импортерами казахстанских энергоресурсов и источником внешних инвестиций. Поэтому Казахстан стремится сохранить нормальные отношения и с теми, и с другими.
Позиции других стран региона еще менее однозначны. Весной 2022 года во время заседания Российско-Узбекского делового совета стороны договорились минимизировать негативный эффект от западных санкций. При этом Узбекистан, не отказываясь от расширения взаимодействия с Россией, все же учитывает риски, связанные со вторичными санкциями, и действует с оглядкой на Запад.
В Таджикистане стараются никак не комментировать свое отношение к СВО и санкциям. Однако примечательным является то, что с 2022 года Россия и Таджикистан обсуждают переход к национальным валютам в расчетах при торговле товарами и услугами.
Киргизия также старается не комментировать СВО и санкции. Почти треть внешнеторгового оборота республики приходится на взаимодействие с Россией, которое имеет прямое отношение к обеспечению продовольственной и энергетической безопасности республики. В связи с этим Киргизия также работает с Россией по вопросу нейтрализации негативных последствий санкций.
Необходимо также отметить, что с самого начала страны ЦА находятся под сильным политическим и экономическим давлением стран Запада, которые требуют от республик соблюдать экономические ограничения. Например, с начала СВО участились визиты официальных представителей западных стран в столицы республик ЦА и активизировалась поддержка антироссийских элит в странах региона.
Читайте также: Могут ли рубль и юань заменить доллар в Центральной Азии?
Негативные эффекты от санкций
Наиболее тяжелые последствия от антироссийских санкций для стран ЦА пришлись на самое начало кампании, и со временем большинство рисков удалось в целом купировать. Хотя прогнозы многих экспертов и СМИ в начале были неутешительными.
Одним из таких последствий стала волатильность курса рубля, что также отразилось на национальных валютах стран региона. Со временем ситуацию с курсом удалось взять под контроль. Ожидалось, что ситуация с курсом может сильно ударить по трудовой миграции. Трудовая миграция все еще играет важную роль в экономике Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Колебание курса в начале сократило денежные переводы трудовых мигрантов из России в эти страны. Однако все было восстановлено довольно быстро.
Санкции также серьезно ударили по функционированию некоторых важных евразийских логистических маршрутов. Во многом этому способствовало приостановление маршрутов, связывающих Россию и Европу. Это заставляет республики ЦА искать альтернативные маршруты для доступа к европейскому рынку. Например, Узбекистан делает практические шаги для выхода к южным портам в Азии (Индийский океан). Казахстан, в свою очередь, ищет альтернативные пути доступа к европейскому рынку сбыта энергоресурсов. В частности, Казахстан стремится активнее использовать Транскаспийский маршрут.
Читайте также: Есть ли будущее у Среднего торгово-транспортного коридора?
Позитивные эффекты от санкций
При этом существуют некоторые очевидные позитивные последствия антироссийских санкций для стран региона. Например, изоляция может привести к наращиванию товарообмена между Россией и странами ЦА. Несмотря на тяжелое начало, 2022 год завершился на положительной ноте в вопросе взаимной торговли России и стран ЦА. Товарооборот между странами продолжает расти. Наращивание экономического взаимодействия в рамках региона может помочь в балансировании растущего экономического влияния Китая.
Дополнительным эффектом санкций стало расширение планов по снижению доли доллара в международных расчетах.
Страны уже более активно используют национальные валюты в расчетах, чем раньше. Санкции способствовали развитию национальных платежных систем в постсоветских странах.
А также стали одной из причин резкого увеличения притока человеческого капитала из России в страны ЦА. Например, только за первые месяцы СВО в Узбекистан прибыли около 6000 программистов из России. Многие компании перенесли свои офисы в города ЦА. Это создает для стран региона уникальные возможности.
И наконец, страны ЦА получили возможность зарабатывать на реэкспорте товаров в Россию. Преимущественно это реэкспорт продукции электроники и бытовой техники. С самого начала наиболее активной в этом направлении была Киргизия. По данным Европейского банка реконструкции и развития, реэкспорт китайских товаров в Россию стал основной сферой деятельности некрупных киргизских компаний.
Антироссийские санкции поставили страны ЦА в сложное положение. Теперь при принятии внешнеполитических решений руководствам стран региона придется учитывать еще несколько дополнительных переменных, а также искать пути купирования негативных последствий санкций. Страны региона не смогут отказаться от нынешнего уровня взаимодействия с Россией, и, как показали первые месяцы после СВО, они не планируют это делать. Взаимодействие с Россией в некоторых направлениях, наоборот, увеличилось. При этом странам региона приходится учитывать то давление, которое оказывается на них со стороны стран Запада. Тем не менее страны региона не упускают возможности использовать некоторые положительные последствия от санкций, в том числе во взаимодействии с Россией, например в вопросе торговли.
Полную версию статьи "Страны Центральной Азии в условиях антироссийских санкций" читайте в журнале "Вестник Дипломатической академии МИД России" (стр. 92–104). https://www.dipacademy.ru/documents/6918/2Вестник_3_2023_постр.pdf
|