Центр мусульман Северного Кавказа оценил религиозный нейтралитет школ города Владимира 13:32 29.10.2024
Мусульмане не признают нейтралитет города Владимира Муфтияты объявили деструктивным приказ о хиджабах
Андрей Мельников Заместитель главного редактора "Независимой газеты", ответственный редактор приложения "НГ-Религии"
В то время как российские законодатели выдвигают инициативы в сфере борьбы с деструктивной идеологией, мусульмане Северного Кавказа обнаружили деструктивные проявления в приказе Минобразования Владимирской области. Объединению муфтиятов не понравилось, что в регионе школьникам запретили с 22 октября посещать образовательные учреждения в религиозной одежде. Ранее это решение раскритиковали в Духовном управлении мусульман (ДУМ) РФ.
Министерство образования и молодежной политики Владимирской области 25 октября опубликовало приказ, который начал действовать тремя днями ранее. Согласно новой норме, в образовательных учреждениях нельзя носить "одежду и ее элементы, демонстрирующие религиозную принадлежность обучающегося".
Отдельно выделены такие предметы женского мусульманского гардероба, как хиджаб и никаб. Все остальное подразумевается под сокращением "и т.д.". "Установленные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся независимо от их вероисповедания обеспечивают светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений и поддержание в них религиозного нейтралитета", – пояснили позже в ведомстве.
28 октября Координационный центр мусульман Северного Кавказа (КЦМСК) обнародовал заявление, в котором подверг критике Минобразования Владимирщины. Совсем недавно религиозное объединение возглавил муфтий Чеченской Республики Салах Межиев. Несмотря на то что муфтият Чечни и в целом КЦМСК поддержали решения властей многих регионов РФ о недопустимости ношения никаба, закрывающего лицо, во время весенне-летней дискуссии о ношении этого традиционного для Ближнего Востока одеяния в российских городах, нынешний владимирский приказ кавказские мусульмане осудили, выделив в своей критике запрет хиджаба. Такой способ целомудренного облачения не подразумевает сокрытие лица.
В КЦМСК сочли, что в "документе особо отмечается запрет именно и только исламской религиозной одежды". "Хотели бы также обратиться к "борцам с платками девочек", чтобы свои усилия все же они направили на эффективную практическую работу по формированию в образовательных организациях традиционных российских духовно-нравственных ценностей, на профилактику деструктивной идеологии, на поддержку СВО, которая действительно является сегодня важнейшей миссией нашей страны, обеспечивающей национальную безопасность (мусульмане России это делают регулярно), а не занимались популистскими незаконными запретами религиозной одежды", – требуют кавказские муфтии.
Исламское объединение просит федеральные органы власти дать правовую оценку приказу и, более того, "принять законодательные акты на государственном уровне, предусматривающие невозможность принятия органами власти субъектов РФ или иными органами нормативных актов относительно возможности запрета ношения обязательной религиозной одежды".
27 октября заместитель председателя ДУМ РФ Дамир Мухетдинов указал на то, что владимирский приказ может коснуться представителей и других религий России. "Нелепой представляется ситуация, чтобы учителя снимали с учеников нательные крестики, кипы, платки и другие частные атрибуты религиозной принадлежности", – говорится в его комментарии, опубликованном на сайте исламского объединения. Имам-мухтасиб Владимирской области Азат Мунавиров отказался от комментария для "НГ".
Если рассматривать структуру населения Владимирской области, то выраженные религиозная одежда и ее элементы присущи, кроме мусульман, только небольшому числу исповедующих иудаизм граждан. "В бытовом плане у нас нет такой проблемы, так как дети общины происходят из традиционных, но не религиозных семей, – пояснил "НГ" раввин Владимира (Федерация еврейских общин России) Гершон Гуревич. – В обычной жизни они ходят без кипы. Если община будет расти, то мы приложили бы максимум усилий для открытия еврейской школы. Обычно дети из религиозных семей в малых городах, где нет соответствующих школ, выбирают дистанционное обучение, так как встает вопрос не столько внешнего вида, сколько расписания – уроков в шабаты и праздники". "Но мы, безусловно, понимаем переживания мусульманской общины", – добавил раввин.
Напрашивается предположение, что инициатива областного Минобразования может быть связана с кампанией по противодействию нелегальной иммиграции и радикализации выходцев из сопредельных мусульманских стран. Однако Владимирская область не входит в число регионов, находящихся в авангарде процесса ограничения деятельности трудовых мигрантов. 27 августа на пресс-конференции губернатор Александр Авдеев сообщил, что область нуждается в трудовых ресурсах и подходит к вопросу ограничений для мигрантов "взвешенно". Глава региона все же анонсировал появление подобных нововведений. Межнациональную обстановку, по результатам статистики УМВД, в регионе нельзя назвать критичной, сказал тогда губернатор.
*****
Министерство образования и молодежной политики Владимирской области https://министерство.образование33.рф/pres-tsentr/news/76279/
В связи с поступлением большого количества запросов от СМИ относительно приказа Министерства образования и молодежной политики Владимирской области от 22.10.2024 №32-н, считаем необходимым дать следующие пояснения.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации Россия является светским государством. Церковь отделена от государства, в том числе от сферы светского образования. Одежда учащихся не должна содержать религиозных атрибутов. Подобное правовое регулирование полностью соответствует федеральному закону о свободе совести и религиозных объединениях и федеральному закону об образовании.
Установленные требования к школьной одежде и внешнему виду учащихся независимо от их вероисповедания обеспечивают светский характер государственных и муниципальных образовательных учреждений и поддержание в них религиозного нейтралитета.
*****
Координационный центр мусульман Северного Кавказа https://kcmsk.ru/novosti/zajavlenie-kcmsk-otnositelno-prikaza-o-zaprete-hidzhabov-v-obrazovatelnyh-organizacijah-vladimirskoj-oblasti/
Заявление Координационного центра мусульман Северного Кавказа относительно приказа о запрете хиджабов в образовательных организациях Владимирской области
В условиях, когда Президент Российской Федерации В.В. Путин прилагает максимум усилий по укреплению в нашей страны межконфессионального и межнационального согласия, в условиях, когда представители всех национальностей и религий, с оружием в руках, зачастую и ценою своей жизни, обеспечивают безопасность государства, когда, нашему обществу необходимо максимально показать единство наших народов, когда мы должны содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания, к огромному сожалению, находятся инициаторы нормативных актов, направленных на разжигание межнациональной и межрелигиозной розни в России. Как стало известно, 22 октября 2024 года, был опубликован Приказ Министерства образования и молодежной политики Владимирской области от 22.10.2024 № 32-н "О внесении изменений в постановление департамента образования администрации области от 26.01.2017 № 2" (Зарегистрирован 22.10.2024 № МОиМП2024-032) - одна из таких деструктивных инициатив.
Ничто не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать Конституции Российской Федерации и Федеральному закону "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
Хотели бы отдельно обратить внимание, что в данном документе особо отмечается запрет именно и только исламской религиозной одежды ("Не допускается ношение в образовательных организациях одежды и ее элементов, демонстрирующих религиозную принадлежность обучающегося (в том числе хиджабов, никабов и т.д.).", что вызывает не только наше недоумение, но и вопрос относительно нарушения составителями документа статьи 136 "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ. Надеемся, что это лишь по причине недостаточной его проработки составителями документа, а не целенаправленные действия против мусульман, направленные на дискриминацию, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его отношения к религии.
Важно понимать, что исламская религия предписывает закрытие частей тела за исключением лица, кистей рук и ступней ног, то есть предписывает ношение так называемого "хиджаба", где лицо остается открытым. Это не просто религиозная одежда, это не религиозный атрибут - это ежедневная традиционная одежда мусульманки - символ ее чести и достоинства. Напомним также, что законодательство Российской Федерации не ограничивает ношение хиджаба, более того разрешает фотографирование в хиджабе для получения паспорта. Любой запрет в этой сфере - это нарушение Положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ и т.д. Речи о запрете хиджаба не может идти.
Попытки в качестве доводов говорит о национальной безопасности в контексте образовательных организаций также несостоятельны… Сколько девушек мусульманок в хиджабе в образовательных организациях совершали теракты, занимались скулшутингом? Зачастую именно девочки в хиджабе (в платках) отличаются примерным поведением, хорошей учебой и не занимаются деструктивными деяниями.
Хотели бы также обратиться к "борцам с платками девочек", чтобы свои усилия все же они направили на эффективную практическую работу по формированию в образовательных организациях Российской Федерации традиционных российских духовно-нравственных ценностей, на профилактику деструктивной идеологии, на поддержку специальной военной операции, которая, действительно, является сегодня важнейшей миссией нашей страны, обеспечивающей национальную безопасность (мусульмане России это делают регулярно), а не занимались популистскими незаконными запретами религиозной одежды.
Хотели бы также напомнить, что Федеральный закон об образовании (на который ссылаются авторы Приказа Министерства образования и молодежной политики Владимирской области) запрещает использовать образовательную деятельность для принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
В этой связи Координационный центр мусульман Северного Кавказа (крупнейшая централизованная исламская религиозная организация Российской Федерации) просит ответственные органы власти:
1. Дать правовую оценку Приказу Министерства образования и молодежной политики Владимирской области от 22.10.2024 № 32-н "О внесении изменений в постановление департамента образования администрации области от 26.01.2017 № 2" (Зарегистрирован 22.10.2024 № МОиМП2024-032) в части наличия признаков явных противоречий с Конституцией Российской Федерации и Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ, "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ.
- Статья 28 Конституции Российской Федерации (Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними).
- Пунктов 1,2,3,4,6 Статьи 3 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" от 26.09.1997 N 125-ФЗ.
- Статьи 136 "Уголовного кодекса Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (Нарушение равенства прав и свобод человека и гражданина).
2. Принять законодательные акты на государственном уровне, предусматривающие невозможность принятия органами власти субъектов Российской Федерации или иными органами нормативных актов относительно возможности запрета ношения обязательной религиозной одежды в Российской Федерации, соответственно, позволяющие нарушать Положения Основного Закона Российской Федерации.
|