А.Атоев: "Акрамисты" заблудшие "овечки" или беспощадные волки? 20:23 13.05.2010
"Акрамисты" заблудшие "овечки" или беспощадные волки?
В этом году минуло пять лет с тех пор как в узбекском Андижане банда экстремистов и уголовников попыталась совершить государственный переворот и начать строительство в Ферганской долине так называемого исламского халифата. Идея организаторов этой акции с треском провалилась, так как не нашла поддержки у населения.
"Акрамисты", вышедшие на улицы ночного города с оружием, освободившие из близлежащей тюрьмы заключенных, кои в последующем были вооружены и творили бесчинства, смогли только согнать народ на площадь и силой удерживать в основном детей, стариков и женщин перед зданием областной администрации, создавая тем самым иллюзию народной поддержки.
Переворот не удался, но практически сразу же после того как жизнь страны вошла в спокойное русло некие силы попытались пришить организаторам андижанских бесчинств ярлыки мучеников, вставших на защиту свободы демократии в Узбекистане. Однако уже совсем скоро, после того как были показаны кадры видеосъемки, произведенной самими боевиками - "акрамистами" 12-13 мая 2005 года, даже самые разухабистые правозащитники признали, что тогда официальные власти Узбекистана, его граждане столкнулись с самой настоящей бандой религиозных экстремистов, чьей единственной идеологической платформой было отрицание чего-либо цивилизованного, что сводилось к одному смерть всем, кто не с нами.
В то же время сегодня все еще раздаются иногда кликушеские голоса, пытающиеся возродить былой интерес к "акрамистам" и раскрасить их образы в геройские цвета весьма далекие от зеленого цвета знамени радикального ислама под которыми бунтовщики выступали в 2005 году. Однако домыслы и всевозможные несуразные версии происходивших пять лет назад в Андижане событий вдребезги разбиваются о свидетельства очевидцев, непосредственных участников, побывавших в лапах у "акрамистов". И, поверьте, вспоминая те роковые минуты, людей до сих пор пробивает дрожь невероятного ужаса, что никак не вяжется с добрыми образами "революционеров", в качестве которых "акрамисты" представляются некоторыми силами в глазах международного сообщества. Одним из непосредственных участников и свидетелей майских андижанских событий стал Комилжон Парпиев, директор местного независимого молодежного радиоканала. Вот какие впечатления остались у него от встречи с "акрамистами": В ночь на 13 мая 2005 года я узнал о происходящих в Андижане массовых беспорядках, поэтому наутро приехал на работу пораньше, в районе 7 часов. В офисе телеканала меня встретили сотрудники службы охраны, которые сказали мне, что меня чуть ли не с ночи дожидаются работники областного хокимията. Как выяснилось, приехавшим на телеканал людям срочно нужны были оператор и журналист, которые смогли бы подготовить репортаж. Однако, не смотря на то, что охранники объясняли им, что в данный момент никого на телевидении нет, а работа начинается с 9 утра, они настаивали на том, чтобы им предоставили руководителя канала.
Когда я вышел что бы поговорить с ними, эти люди, представившись работниками областной администрации, повторили свои требования. И это действительно звучало как требование, отрицающее саму возможность диалога цивилизованных и воспитанных людей. Тем не менее, я постарался объяснить им, что в данный момент операторы и журналисты еще не прибыли на работу, но, не слушая никаких оправданий, они насильно посадили меня в машину и привезли в здание хокимията Андижанской области. Естественно, когда мы прибыли на место, мне стало понятно, что похитившие меня люди никакого отношения к сотрудникам хокимията не имеют, а представляют совсем другие силы. В хокимияте нас встретил человек, представившийся мне "Мухаммаджоном". Он завел меня в одну из комнат, где, по всей видимости, находились руководители бандитов, и познакомил с "Абдубоситом" и "Шамсиддином".
Эти люди стали рассказывать о том, что являются сторонниками секты "акрамийлар". "Шамсиддин" прибавил, что благодаря воле Аллаха был освобожден своими сторонниками из тюрьмы и что теперь все они станут вести борьбу во имя достижения главной цели построения исламского халифата. "Во имя этого я готов лишать жизней всех представителей государственных органов, и ты мне поможешь довести мой манифест через телевидение в прямом эфире" говорил "Шамсиддин". В ответ я пытался объяснить ему, что именно в данный момент это технически невозможно. Но в ответ получил побои, пинки, оскорбления, ругань и угрозы расправы надом мной и моими близкими.
Затем меня заперли в одной комнате с неким Ахмаджоном, который, как выяснилось, оказался сотрудником городской налоговой инспекции. "Шамсиддин" и "Абдубосит" регулярно заходили к нам в комнату, чтобы избивать и унижать нас, каждый раз требуя от своих сторонников проделывать то же самое. Но больше всего злость и ярость свою бунтовщики срывали на тех, кто находился в заточении в 201 кабинете. Здесь действительно не только избивали, но и самым настоящим образом пытали сотрудников правоохранительных органов, настоящих работников хокимията.
Здесь же в качестве заложника находился и военнослужащий, которым "Шамсиддин" занимался "лично". О том, что этому парню пришлось пережить, даже вспоминать страшно. То и дело раздавались приказания об убийстве и расстреле того или иного заложника. Одним из самых ярких и в то же время страшных моментов был тот, когда "Шамсиддин" и некий "Нурилло" приказали своим псам застрелить прокурора города Андижана, также находившегося в заложниках. Это были не люди, потому что так себя вести по отношению к другим людям нормальный человек не может. Потом во время следствия мне показывали много фотографий членов этой страшной террористической организации "Акрамия", и я узнал, что фамилия у "Шамсиддина" Атаматов, а его коллега Максудов "Нурилло" и родились и выросли они в Андижане. А потом совершили эти страшные преступления в отношении своих же земляков.
Тот ужас, который мы тогда испытали, принес нам, еще молодым людям, не один седой волос. Я не понимаю тех, кто сегодня пытается обелить этих страшных людей. Мне бы не хотелось, чтобы кто-то из них испытал на себе весь пережитый нами ужас, опробовал на себе скотское, нечеловеческое отношение. Но, видимо, только после такого "личного" опыта может наступить настоящее прозрение у тех, кто все еще считает "акрамистов" невинными овечками.
Абдулла Атоев atoev.abdulla@mail.ru
|