Обращение Председателя СДПТ Р.Зойирова к Маджлиси Оли Республики Таджикистан 20:58 02.11.2004
ВЕРХОВЕНСТВО КОНСТИТУЦИИ И ВЫБОРЫ ПРЕЗИДЕНТА ТАДЖИКИСТАНА: проблемы применения и толкования на 6 ноября 2004 года
Обращение Председателя СДПТ Р. Зойирова к Маджлиси Оли Республики Таджикистан
Таджикистан накануне судьбоносных выборов. И уже полтора года в таджикском обществе, в том числе в СМИ, проходят оживленные дискуссии и обсуждения о том: будут ли в Таджикистане свободные и честные выборы? Каким и насколько демократичным будет новый парламент? Найдется ли конкурент действующему Президенту Э.Ш. Рахмонову? Смогут ли лидеры новых оппозиционных партий пройти в Маджлиси намояндагон и т.д.?
Судя по выступлениям и публикациям, и, особенно, после проведенного 22 июня 2003 года референдума по изменениям и дополнениям в Конституцию Республики Таджикистан, в общественном сознании уже "устоялась" мысль, что еще на два срока по 7 лет Президентом страны будет ныне действующий президент, ему в обществе просто нет альтернативы, а парламент будет таким, каким его захочет видеть Президент Э.Ш. Рахмонов и т.д.
Я не против Президента Э.Ш. Рахмонова, но, против любого культа личности. Президент любой страны должен быть достойной личностью, но, он не может быть безальтернативным. Народ, который не имеет 30, 40 или 50 личностей, способных стать Президентом, не может себя называть уважаемым народом. И только в этом смысле нужно толковать статью 6 действующей Конституции, что "народ является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти, которую осуществляет непосредственно или через своих представителей". И каждый из этих представителей народа также должны быть личностью. Из совокупности их качеств, мужества, чести и достоинства, делают вывод о чести и достоинстве конкретного народа.
Главный атрибут правового государства это верховенство Конституции, а демократического государства - свободные и прозрачные выборы. 6 ноября 2004 года отмечаем 10 - летие Конституции страны, верховенство которой заявлено на всех уровнях таджикского общества и государства, где государство, в свою очередь, провозглашено в статье 1 Конституции - правовым и демократическим. Но, правовое хозяйство страны, хаотично и бессистемно, экономика раздета, голодна и больна, власть коррумпирована, о выборах приходится говорить только с сожалением…
Поэтому, в данном обращении, я остановлюсь только на одном аспекте соблюдения Конституции. Действующая Конституция, принципы ее верховенства и безусловного соблюдения, ставят ряд вопросов, в частности, о верховенстве Конституции и выборах Президента страны, на которые, почему-то "государева" юристы, работающие в структурах власти, не хотят ни отвечать, ни слышать, ни слушать других. Наши обращения остаются без ответа.
Поэтому, есть необходимость публично поставить ряд вопросов, прежде всего, перед депутатами Маджлиси намояндагон, так как именно Маджлиси Оли, в соответствии со статьей 61 Конституции обладает правом толкования Конституции, и ответить на них, чтобы воочию поставить проблемы, чтобы их цивилизованно обсуждать и решать.
Вопрос первый: "Когда истекает срок полномочий действующего Президента?".
Отмечу, что данный вопрос не является риторическим. Ответ на него открывает завесу для ответа на вопрос: будет ли действующий президент страны, еще выставлять свою кандидатуру на пост Президента? По действующей Конституции ответ является однозначным: нет, не может. Почему? Давайте проанализируем текст Конституции.
Итак, часть четвертая статьи 65 действующей Конституции, которая в новой редакции, была вынесена 22 июня 2003 года на референдум, гласит: "Одно и то же лицо не может быть Президентом более двух сроков подряд". Но данная статья еще не вступила в силу.
Дело в том, что на референдум были вынесены под пунктом № 56 "Переходные положения", которые также были утверждены всенародным голосованием. В пункте 3 "Переходных положений" закреплено, что "Выборы Президента подряд на два срока, предусмотренные частью четвертой статьи 65, начинаются по окончании полномочий действующего Президента". Отсюда и возникает этот не риторический вопрос: когда истекает срок полномочий действующего Президента?
Теперь, обратимся к статье 67 действующей Конституции, которая в части первой гласит: "Президент перед вступлением в должность принимает на совместном заседании Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон присягу:
"Я, в качестве Президента, клянусь защищать Конституцию и законы республики, гарантировать обеспечение прав, свобод, чести и достоинства граждан, защищать территориальную целостность, политическую, экономическую и культурную независимость Таджикистана, преданно служить народу". А часть вторая данной статьи устанавливает, что "Полномочия Президента прекращаются после принятия присяги вновь избранным Президентом".
Это означает, что: а) часть четвертая статьи 65 Конституции о выборах Президента на два срока подряд вступает в силу, то есть, будет действовать, после окончания полномочий действующего Президента; б) а это произойдет не ранее, чем будет избран новый Президент страны и после того, как он принесет присягу на совместном заседании Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон и вступить в должность Президента Республики Таджикистан; в) Часть четвертая статьи 65 Конституции вступит в силу и, в соответствии с ней будет избран не очередной, а следующий Президент, например, в 2013 году. Так гласит буква и дух действующей Конституции Республики Таджикистан.
Вопрос второй: "На какой срок избран Президент Рахмонов?".
Вопрос также не риторический. Многие, вспомнив дебаты и референдум 26 сентября 1999 года, когда та же часть четвертая статьи 65 была дана в новой редакции, что " Одно и то же лицо не может быть Президентом более одного срока подряд", сразу ответят: Президент Э.Ш. Рахмонов избран на 7 лет в один срок", то есть, до ноября 2006 года. Но, в действительности, действующий Президент был избран всего на 5 лет и срок его полномочий должен закончиться в ноябре 2004 года.
Дело в том, что, во-первых, выборы Президента Республики Таджикистан 1999 года были объявлены 3 сентября 1999 года и проходили на основе Конституции Республики Таджикистан редакции 1994 года, где предусматривался 5-летний срок избрания Президента, и конституционного Закона Республики Таджикистан "О выборах Президента Республики Таджикистан", тогда как референдум по изменениям и дополнениям в Конституцию Республики Таджикистан, в том числе, по части четвертой статьи 65, состоялся 26 сентября 1999 года.
Во-вторых, новая редакция Конституции Республики Таджикистан вступила в силу после объявления результатов всенародного голосования и официального опубликования текста Конституции, что произошло значительно позже 26 сентября 1999 года. Таким образом, данная норма обратной силы не имела и не могла иметь. Об этом приходилось писать еще в ходе обсуждения изменений и дополнений в Конституцию и выборов Президента Республики Таджикистан в ноябре 1999 года, но, увы, они не были услышаны, точнее, и слышать не хотели.
Если исходить и согласиться с изложенным, выборы Президента Республики Таджикистан необходимо было объявлять, самое позднее, в начале сентября 2004 года и на день Конституции - 6 ноября - эти выборы провести. Теперь получается так, что именно Маджлиси Оли Республики Таджикистан допустил срыв периодичности выборов Президента в Таджикистане, т.к. Президент сам выборы Президента Республики Таджикистан не назначает. В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 55 Конституции страны выборы Президента Республики Таджикистан назначает Маджлиси Оли Республики Таджикистан на совместном заседании Маджлиси Милли и Маджлиси намояндагон.
Отсюда, третий вопрос: "насколько будет легитимен с ноября 2004 года действующий Президент?".
В постановке данного вопроса нет ни драмы, ни трагедии. Нужна только правовая культура. Необходимо признать одну истину: легко объявлять верховенство Конституции, а государство правовым и демократическим. Во сто крат тяжелее соблюдать Конституцию, быть правовым и демократическим государством. Поэтому, признание срока полномочий действующего Президента страны, исчерпанным или неисчерпанным, со стороны Маджлиси намояндагон в качестве единственного субъекта нормативного толкования Конституции в Таджикистане, несомненно, потребует не только мужества или, наоборот, приспособленчества, но и покажет степень уважения и признания верховенства Конституции со стороны законодательного органа.
Правда, в действующей Конституции страны нет прямого ответа на подобную ситуацию, но, конституционное судопроизводство, в том числе и толкование Конституции, может исходить и применять аналогию закона и аналогию права. При этом, безусловно, надо иметь в виду то, что срыв срока периодичности выборов, например, выборов Президента в данном конкретном случае, безусловно, создаст массу коллизий, особенно в связи с поиском ответа на вопросы: как организовать и провести новые выборы, кто и как будет осуществлять полномочия Президента и.д.? Но, это нам даст возможность приобрести опыт конституционализма и парламентаризма.
Не забудем и того, что этот вопрос, имеет непосредственное отношение и к выборам Маджлиси Оли и местных Маджлисов народных депутатов. Так, в соответствии со статьей 69 Конституции Республики Таджикистан "Полномочия Президента", п. 14 предусматривает, что Президент "Назначает референдум, выборы в Маджлиси милли и Маджлиси намояндагон, в местные представительные органы". А, например, в соответствии с Конституцией и конституционным Законом "О выборах Маджлиси Оли Республики Таджикистан" Президент страны должен назначить выборы в Маджлиси Оли Республики Таджикистан не позднее 75 дней до выборов, т.е., не позднее 11 декабря 2004 года. А это уже через месяц. Или после объявления выборов, спустя три дня по представлению Президента должен быть избран новый Центризбирком. Таких вопросов возникает более полусотни. Во всех этих случаях возникает вопрос: насколько будет легитимен соответствующий Указ или иное решение Президента, если срок его полномочий уже истек?
Самое главное, все эти вопросы связаны с личностью одного человека - Президента, что еще раз показывает зависимость конституционной системы Таджикистана от одного человека, чего нельзя допускать в демократическом государстве. Решение этих вопросов потребует от парламента соблюдения правовых принципов, точности формулировок, законности, легитимности, чтобы организовать и провести прозрачные и свободные периодические выборы, которые составляют незыблемую основу демократического общества. Таким образом, от быстрого и юридически точного, правового решения вышеотмеченных вопросов со стороны, прежде всего, Маджлиси намояндагон, от конституционности этих решений, зависит правовое будущее конституционного строя страны.
Резюмируя, хочу особо подчеркнуть, что вопросы права и соблюдения Конституции, многим в Таджикистане, не представляются важными. Наша страна уже сегодня находится на стадии кризиса конституционной законности, и, с 6 ноября 2004 года, вопрос о лимите легитимности государственной власти, встанет ребром. И это надо воспринимать весьма и весьма серьезно. И если, Президент, Парламент и Конституционный суд не пойдут по пути конституционного нигилизма, а будут поступать в соответствии с Конституцией, у Таджикистана будет уникальная возможность показать правовую зрелость и потенциал в создании своей истории и школы парламентаризма и конституционализма. Если нет, если снова будет игнорирована Конституция, то мы надолго отбросим правовое и демократическое будущее Таджикистана.
С уважением, Председатель СДПТ Р. Зойиров 1 ноября 2004 года
|