Опасные виражи Эрдогана, - Г.Лисицкий 20:36 27.07.2016
Внутренняя и внешняя политика президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, проводимая им в последнее время привела к тому, что в стране стали снежным комом нарастать внутриполитические противоречия, а на мировой арене Турция рассорилась практически со всеми недавними друзьями и союзниками. Эрдоган столкнулся с реальной возможностью утери властных рычагов, да и самой власти. В этой ситуации турецкий лидер лихорадочно стал искать пути разрешения. При этом его шаги по примирению с Израилем и Россией должны были снять напряженность во внешнеполитической и экономической сферах.
Вместе с тем, внутри страны процессы становились все более турбулентными. Активизировались политические партии, власть же в свою очередь начала вводить репрессивные санкции против несогласных с политикой Эрдогана, сажать журналистов и ограничивать свободу слова. Больным для Эрдогана остается и курдский вопрос, перешедший снова в горячее противостояние в провинциях на юго-востоке страны.
Также острой темой оставалось взаимоотношение Эрдогана с армией, которая всегда позиционировалась как гарант светского развития Турецкой республики. Опасения эти были не напрасны. Активное вмешательство армии в политические процессы, происходящие внутри страны - одна из особенностей истории современной Турции. Вооруженные силы Турции организовывали перевороты трижды - в 1960, 1971 и 1980 годах, а также в 1997 году вмешались с помощью военного меморандума. Военные исторически рассматривают себя в качестве гаранта развития турецкого государства в соответствии с заветами Мустафы Кемаля Ататюрка. При этом, придя к власти, Реджеп Тайип Эрдоган начал открыто проводить курс переформатирования военно-гражданских отношений, в ходе которого военные отстранялись от участия в политической жизни страны.
По завершению так называемого "мирного процесса" с тогдашними лидерами турецких курдов Реджеп Тайип Эрдоган был вынужден пойти на создание тактического союза с "армейской элитой", которую он активно вытеснял из политической жизни страны на протяжении 2007-2008 годов.
Осенью 2015 года во время проведения "зачисток" на территории юго-восточных регионов Турции, населенных преимущественно курдами, правительство дало разрешение военному командованию на проведение военных операций внутри страны. Для создания т.н. союза с военным генералитетом, Эрдоган признал ошибочность своего прежнего курса на вытеснение военных из политических событий Турции.
13 июля 2016 года, менее чем за два дня до попытки госпереворота, президент Турции подписал законопроект, предоставляющий турецким военнослужащим иммунитет от судебного преследования во время участия во внутренних операциях по обеспечению безопасности. Возбуждение уголовных дел против командиров утверждается премьер-министром, а в отношении солдат младшего ранга могут быть подписаны губернаторами. Законопроект иммунитета был попыткой наладить взаимоотношения между правительством и вооруженными силами, которые все чаще принимают участие в военных операциях в курдских районах.
Но, как выяснилось, в стратегических планах Эрдогана было другое решение проблем - переворот. Реализовать план, по которому, якобы, недовольные армейские слои неудачно попытаются свергнуть президента, настоящая находка для Эрдогана. Весьма хитрый ход. Это позволит ему легитимировать политические репрессии, одномоментно расправиться со всей возможной оппозицией и укрепить свою власть.
Именно такой сценарий сегодня мы видим в Турции. После подавления военного мятежа начались массовые аресты армейских и полицейских чинов, в судебной системе и образовательной системе, простых граждан, так или иначе высказывавшихся против Эрдогана. Турецкие власти даже подготовили запрос на выдачу давнего противника Эрдогана - Ф.Гюлена, проживающего в США. Поднят вопрос о возобновлении смертной казни в Турции. В общем, налицо все признаки готовящейся массовой расправы над недовольными и неугодными.
Вот только приведет ли укрепление властных рычагов Эрдогана к урегулированию внутренней обстановки в стране и повышению авторитета Турции на международной арене. Поживем - увидим.
Геннадий Лисицкий
|