КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Пятница, 29.10.2021
21:06  Казахский танец келинчек в гениальном исполнении Шара-ханум (подлинное искусство), - Н.Нуртазина
19:02  Скончался кыргызский литератор , кинематографист и политик Мар Байджиев
15:50  Эрдоган способен сменить власть в Европе, - К.Гасанов
13:54  Пряли в пряхи. В Туркменистане соткут новый ковер-гигант (размером 210 кв. метров) для "Белой Юрты"
13:52  Уйгурами выбесили. Зачем Китай напал на Турцию в Совбезе ООН
13:47  Искурил учебники? КырПрез Жапаров мелет чушь про передачу киргизского Мургаба Таджикистану в 1924 году
13:44  Партизанский "Фронт национального сопротивления Афганистана" открыл свое представительство (блиндаж) в США

13:21  В бой на Приднестровье и Донбасс пойдут американские морпехи
13:18  Суэцкий кризис. Как СССР давал по зубам коллективному Западу (история), - М.Борисов
13:12  Мажоры протестуют или кривляются? В Алма-Ате мальчики "Назарбаев интеллектуальной школы" пришли в школу в юбках после гибели восьмиклассника
12:55  КырКумовщина. Сват премьера Жапарова стал начальником Северо-восточной таможни
12:09  Разворовавшие "Астана LRT" Ардан (турок, "инвестор") и Султанбеков (казах, экс-замакима) объявлены в розыск Интерпола
11:15  Интриги, провалы и утечки Центральной Азии, - И.Джорбенадзе
11:12  Секта "Лев Тахор": Евреи рвутся эмигрировать в мусульманский Иран
11:08  Талибы не могут остановить джихад в Афганистане, - А.Серенко
11:05  Главред "Кыргызфильма" Бирназаров обвинил "русских колонизаторов" - научили пить водку, материться, не уважать старших, драться и скандалить
10:56  В Алматы поставят памятник Святому Благоверному князю Александру Невскому
10:51  РосДепутат-коммуняка Рашкин задержан на браконьерской охоте с убитым лосем. Жаль, что не наоборот...
10:02  Монголия впервые назначила посла в Кыргызстане. Им стал Ганхуяг Содном
08:01  Настоящий ад. Рассказ укро-кыргызстанки, сбежавшей из "салона красоты" в Ираке
01:52  В Термезе открывают "Институт агротехнологий и инновационного развития". Очередная УзбКишлакАкыдемина
01:47  Елбасы вручил "Назарбаевскую премию" страшному как черт крон-принцу Абу-Даби
01:07  Досье "Фейсбука" и политическая власть в Америке, - В.Прохватилов
01:05  Авгиевы конюшни РосВласти, - Михаил Делягин
00:24  Три поднебесные армады. Китай формирует авианосные группы, - "НВО"
00:21  Индия и Китай могут обменяться "минимальными" ядерными ударами, - В.Скосырев
00:16  Ливан балансирует на грани гражданской войны, - Ришар Куюмджян
00:14  4 узбекских хокима умудрились созвать сессии райсоветов на... прошедшие числа
00:11  Украина - ржавый нож, которым непременно ударят, - Игорь Стрелков
Четверг, 28.10.2021
23:42  Ни "М" ни Ж". В США выдан первый американский паспорт с отметкой о гендере "X"
23:13  Украина вернется к воровству транзитного газа. Иначе никак, - О.Самофалова
21:02  Россуд отменил оправдательный приговор дагестанскому мажору за убийство казахской студентки МГИМО
18:40  У кырдепутата Ирсалиева угнали 615 яков и 90 лошадей. Из жизни кыр-ковбоев...
17:32  Так и лезут... Саида Мирзиеева крепко озаботилась харассментом в Узбе
13:56  Популярную кыр-блогершу Мамытбек (женщина) - закрыли в СИЗО. Оказалась мошенницей
13:53  Расшифрован геном загадочных Таримских мумий - это коренные синьцзянцы!
13:50  Замдекана Ташкентского педа пытался изнасиловать и выкинул из окна студентку
13:48  В Узбекистане создали дистанционно управляемый пулемет (видео)
11:57  "ТаджВласти боятся освобождения журналиста Исмоилова, потому что он пообещал и далее вскрывать недостатки"
09:13  Цены в России скачут к революции. А правительство в домике. В Белом..., - А.Гришин
08:34  Пиджим. Массовые беспорядки молодежи (казахо-уйгурские драки) в Алматинской области
08:15  Займы по-кыргызски. Как система быстрых кредитов загоняет население в тупик, - 24.kg
08:12  Год правления Садыра Жапарова: грабли и... вилы, - Т.Ибраимов
08:06  "Казахстан - дезориентированное государство", - Данияр Ашимбаев
08:02  Китай продавил Рахмона на строительство военной базы в Горном Бадахшане
07:59  Российский "Газпром" продолжит рыть узбекский песок в рамках нового договора о "стратегическом партнерстве"
06:47  Грузию основательно затрясло перед вторым туром выборов, - Ю.Рокс
01:27  Языковая политика в Казахстане: миф о Вавилонской башне в действии, - Петр Своик
01:18  Армения и Азербайджан будут искать мир по российской карте, - И.Джорбенадзе
01:14  Газовая ОПЕК. Проект реален? - И.Валентинов
01:03  Китайский транзит в Европу застопорился, - "НГ"
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    Казахстан   | 
Казахский танец келинчек в гениальном исполнении Шара-ханум (подлинное искусство), - Н.Нуртазина
21:06 29.10.2021

ОБСУЖДАЕМ КИНО-ФОТО-ФОНО-ВИДЕО-ДОКУМЕНТЫ…
ТАНЕЦ КАЗАХСКОЙ КЕЛИНЧЕК ИЗ ФИЛЬМА "АМАНГЕЛЬДЫ" (1938 Г.)

В первом звуковом казахском художественном фильме "Амангельды" есть эпизод, когда жена батыра по имени Балым (ее сыграла знаменитая танцовщина Шара Жиенкулова) исполняет под домбру танец казахской молодухи. Конечно, в фильмах советской эпохи, тем более сталинского периода, много тошнотворно-лживого в плане идеологии (прежде всего идей "классовой борьбы" и "дружбы народов"), с лихвой хватает в них фальсификации национальной истории. Это все мы знаем. Да и возможности кинематографа, материальное положение сферы искусства и культуры по сравнению с сегодняшними условиями были тогда ужасными, нищенскими. Но бывает, что изучая эти кинофильмы, мы находим интересные детали, касающиеся изображения казахского быта, костюмов, танцев, обрядов и т.п.



Дело в том, что определенные стороны казахской жизни и традиции в 20-30-е гг. власть еще не успела вогнать в прокрустово ложе поздних советизированных штампов и моделей "казахской советской культуры". Так, одним из трендов в республиках Советского Востока уже позже станет негласное противопоставление тюркских народов друг другу, особенно установка на отрыв казахов от общетюркского культурного пространства и мусульманского мира ("благо", они стали к 40-50е гг. в республике меньшинством, и можно было смело диктовать им сверху нужные модели).

Можно было любому заезжему хореографу, "знатоку" казахской культуры из Москвы и Ленинграда начать бесцеремонно учить нас, каким должен быть танец, какие костюмы следует шить, какая песня лучше подойдет для всесоюзного фестиваля и пр. Конечно, бывало, что приезжали оттуда настоящие знатоки, мэтры тюркологии, этнографии, сердобольные любители казахских древностей, и порой именно их и возмущала чрезмерная идеологизация культуры. Речь не о них. А о тех чиновниках и "сусловцах" в центре и на местах, которым везде мерещился пантюркизм, и были они озабочены максимальной демусульманизацией казахов, чтобы ничего им больше не напоминало о связях с Востоком, их древних корнях, связях с Золотой Ордой.

Итак, если взять старый фильм "Амангельды", то прекрасным в нем является еще неиспорченный вмешательством советских горе-хореографов казахский аульный танец молодухи, исполненный знаменитой Шара-ханум (народная артистка КазССР Гульшаһра Жиенкулова, 1912-1991).Дело в том, что Шара-апа сама была хореографом-постановщиком, удивительно талантливым человеком, можно сказать, гением танца (в ее репертуаре были танцы народов мира). Часто ошибочно пишут, что будто бы Шара-ханум сама создавала казахские танцы. На самом деле (мне приходилось читать книгу ее воспоминаний, другие исследования) гениальная танцовщица просто сохранила и передавала народные традиции своего народа; вживаясь в эту стихию, она могла порой из "коллективного бессознательного" получить подсказку, тот важный последний искомый штрих. А это не "придумывание" или пустая фантазия. Ведь прекрасно видно, что в казахском женском танце Шары-ханум присутствует именно национальная "изюминка".

Конечно, определенный элемент творческой фантазии всегда будет, это же искусство. Между прочим, во многих этнических танцах народов мира, которые мы сегодня наблюдаем, наряду с базовыми танцевальными движениями была доля фантазии, привнесенной хореографом. Да и вообще, например, лезгинку никогда не танцевала женщины, но мы давно видим ее модернизацию. Туркмены, как и казахи были большей частью кочевники-воины, и вместо танцев их "танцами" были войны и поединки, конечно. Тем не менее в этой стране удалось создать различные красивые коллективные и сольные танцы, где хорошо передается их национальный характер.

Также туркмены, казахи, кыргызы испытывали определенное влияние танцевальных традиций соседних стран, в том числе Ирана, Кавказа, Бухары, Хивы, Кашгара. В этом ничего плохого нет. Главное - почувствовать дух культуры, понять индивидуальную народную душу. Ведь что такое танец вообще? Это язык тела, это - искусство пластических и ритмических движений, через которые передаются особенности и переживания национальной души. А у казахов душа была тюркская, мусульманская, одновременно широкая, степная, гордая ….Надо тут знать меру, чутко улавливать разницу и переходы…

И вот, самое главное, мы видим из кадров фильма "Амангельды", что в казахских танцевальных движениях а-ля Шара-ханум есть много того, что было позже запрещено кем-то как якобы "узбекское" или "уйгурское" (кокетливые движения головы, шеи, плеч или щелчки пальцами и пр.). Установка была такая: дескать, казахи пусть останутся с примитивным маханием рук и кистей, их национальная хореография не должна быть яркой и экспрессивной, вдохновляющей, то есть их искусство не должно поднимать национальный дух народа, а существовать так, для отвода глаз. Вот такая злая установка.

Тут можно также вспомнить, что еще после падения Золотой Орды, а затем и Казахского ханства, беспрецедентного хаоса, войн, подчинения Московии и т.д., мы вскоре потеряли многие музыкальные инструменты, в том числе барабаны и флейту зурну, "сырнай". Сказались века войн, бедность, горе, скитания; также слишком громкая зурна и барабаны как поднимающие дух народа инструменты могли быть официально или неофициально запрещены царизмом (сейчас вместо того, чтобы восстановить большую тюркскую флейту, которая, к счастью, сохранилась у наших кыпчакских этносов-братьев Северного Кавказа, наши манкурты смотрят в сторону Арктики и Нарьян-Мара, желая возрождать канувшее в лету звериное горловое пенье или какие-то "лесные" традиции у "братьев"- якутов и чукчей с индейцами).

Итак, в советском Казахстане была идеологическая установка усыпить национальный дух, вытравить историческую память. А как же иначе объяснить то, что знаменитый танец казахской келинчек (молодухи) в блестящем исполнении великой Шары-ханум не нашел своего продолжения? Он и поныне не востребован. Сольный танец великой Шары гнусно и бессовестно замолчали, запретили, возможно, была еще и личная зависть чья-то. В целом, необходимо провести специальное исследование о судьбах казахской хореографии. Почему в ней так много непонятных поворотов и экспериментов, а после 1991 года в нашей культуре и традиционной музыке пошла нахальная непомерная архаизация, нездоровое увлечение шаманской музыкой?!

На наши кровные народные деньги создаются какие-то "медвежьи" и "волчьи" этногруппы, одетые в костюмы сибирских шаманов; самодовольно разъезжая по миру, они исполняют перед арабскими шейхами в Дубае, в Нью-Йорке и Стамбуле невесть какую музыку, от которой хочется провалиться сквозь землю от стыда….Зато все, что было наработано великой Шарой, этнографом У. Джанибековым и прекрасным московским хореографом Ольгой Всеволодской-Галушкевич (которую специально пригласил из Москвы Узбекали Джанибеков, большой ревнитель казахской культуры, тогда,в 80-90- годы бывший замминистра, министром культуры КазССР, секретарем ЦК КП Казахстана, они вместе создали хороший ансамбль народного танца "Алтынай") - все это не находит своего логического продолжения и бережного сохранения?!

Все так называемое "независимое" духовное возрождение культуры и искусства РК проходит под флагом негласного противопоставления культуры казахов мусульманскому миру и Центральной Азии, истошным желанием чиновников от культуры доказать миру, что "пожалуйста, не бойтесь: мы - не мусульмане! Мы - всего лишь номады, нам ближе и роднее чукчи, монголы и индейцы, а не узбеки и туркмены!"… Непонятно, что за логика? Разве мусульман не уважает сама Великобритания, США, Япония и Франция, Германия?! Там к пакистанцам или арабам относятся лучше, чем к казахам (пусть последние и из кожи вон лезут, чтобы понравиться). В самой России, в Москве мусульмане - кавказцы, азербайджанцы, татары - весьма уважаемы, и более авторитетны, чем якуты и ненцы….

Также мы видим из "исторического" танца Шары-ханум, что при этом ее казахский костюм не имеет никаких лишних прибамбасов, узоров, мехов, перьев. То есть выдержаны все основные каноны. Несмотря на то, что казахская танцовщица демонстрирует простой деревенский танец молодухи, она производит впечатление восточной красавицы, ее движения грациозны, женственны, на голове ее прекрасная шелковая шаль, поверх традиционного платья светлого цвета она надела темный длинный восточный (он же: казахский) камзол (можем предполагать, что это цвет темно-бордовый или изумрудный)…Надо помнить, что это 1938 год, и фильм черно-белый…При современной, зрелищной постановке, в более богатом национальном наряде данный "танец казахской келинчек" великой Шары, несомненно, вызвал бы овации зарубежной публики, если бы его танцевали на знаменитых сценах мира.

Автор: Назира Нуртазина

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1635530760


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Инициированный депутатами закон по вопросам науки и образования одобрили сенаторы
- Олжас Бектенов и Глава Республики Саха Айсен Николаев обсудили вопросы торгово-экономического сотрудничества
- Олжас Бектенов с главами дипмиссий стран Европейского Союза обсудил вопросы управления водными ресурсами
- Госсоветник принял участие в Форуме представителей интеллигенции и творчества Казахстана и Кыргызстана
- Кадровые перестановки
- Казахстан готов провести торгово-экономическую миссию в Якутии
- О заседании Совета министров иностранных дел Казахстана и Кыргызстана в Астане
- КазМунайГаз, Сибур и Sinopec обсудили реализацию проекта строительства завода по производству полиэтилена
- Вопросы мониторинга распределения бюджетных средств по ликвидации паводков обсудили в Антикоре
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх