Н.Пахомов: Воевать некому. НАТО по-крысиному разбегается из Афгана 22:35 10.02.2008
На встрече министров обороны государств-членов НАТО в Вильнюсе не утихают споры - сколько и откуда войск отправить в Афганистан, где до победы по-прежнему далеко. Кто-то, возможно, не без злорадства отметит, как военный союз самых развитых и могущественных государств планеты не может совладать с отрядами партизан. Однако тенденция обозначилась тревожная - в двадцать первом веке цивилизованные демократические государства не могут договориться о том, как справиться с не самой большой угрозой международной безопасности.
Еще лет десять назад среди российских политиков и экспертов оживленно велась дискуссия о том, что следует выбрать России - стремление к статусу глобальной державы, роль регионального лидера или сосредоточение на домашних проблемах. Как показывают международные события нового века, третье (и даже второе) не очень возможно хотя бы по той простой причине, что проблемы, если их не решать, стремительно пересекают границы и континенты, начинают касаться всех, даже далеко расположенные от эпицентра событий страны.
Конечно, небольшая, лишенная амбиций страна может вступить в военный союз с державами более сильными. Но и такой альянс, как показывают афганские события, не является гарантией от всех проблем. Посмотрим, например, на Нидерланды, которые уже более трехсот лет не претендуют на высокий статус в международных отношениях. Однако у руководства небольшого королевства хватает ума понять, что проблемы лучше решать до того, как они пришли к вам домой. Сегодня нидерландская армия самоотверженно воюет с талибами в Афганистане. Голландский контингент насчитывает 1650 бойцов, потери с 2001-го года - 14 человек. Кажется, что это немного. Но в королевстве уверены, что и такая война для них становится непосильным бременем.
Точку зрения Гааги полностью поддерживает Оттава. У Канады в Афганистане две с половиной тысячи военных, потери составляют почти 80 человек. Руководители североамериканского государства куда решительнее - на днях канадский министр обороны Питер МакКей пригрозил вывести своих солдат из зоны наиболее интенсивных боев, если союзники по НАТО наконец не пришлют долгожданные подкрепления. Сколько же солдат требуется для долгожданной победы?
Речь сегодня идет о семи с половиной тысячах. Казалось, бы для военной организации, еще не так давно готовившейся вести в Старом Свете масштабные сражения с Советским Союзом, число мизерное. Однако вопрос стоит очень остро - глава Пентагона Роберт Гейтс, по едкому замечанию журнала "Экономист", достойный медали за разрушение атлантического партнерства, недаром инициировал компанию давления на Германию, известную высокими уровнем подготовки своих бойцов.
Правда, к вильнюсским переговорам Гейтс ослабил напор - Америка сегодня явно не в том положении, чтобы требовать. Тем более что немецкая позиция выглядит достаточно убедительной: официальный Берлин говорит о тяжести поражений в двух мировых войнах и указывает, что и без того активно участвуют в восстановительных проектах в Афганистане. Между прочим и с восстановлением в последнее время дела идут не блестяще. До сих пор все подобные программы не направляются из единого центра, чему, учитывая традиции западного эффективного менеджмента и отчетности, можно только подивиться. Хотя при некотором размышлении удивляться нечему - чем дольше идет процесс восстановления, тем больше на нем можно заработать денег. И западным подрядчикам, и афганским властям. У последних есть и другой резон - Карзай и его люди беспокоятся об удержании своей власти. Если к процессу строительства афганской государственности привлечь (по удачному иракскому опыту) некоторых умеренных полевых командиров талибов, властью кабульским правителям придется делиться.
Впрочем, афганской внутренней политике на встрече в литовской столице внимания уделили немного. Вопрос подкреплений вроде бы решен - вызвались поляки, румыны и даже французы. Теперь остается набраться терпения и наблюдать, хватит ли семи с половиной тысяч ненемецких (вопреки чаяниям Гейтса) солдат для победы. В любом случае, это, похоже, последние не занятые службой солдаты НАТО.
Николай Пахомов 08.02.2008
|