В Москве избит неизвестными правозащитник Бахром Хамроев 22:47 07.06.2011
6 июня примерно в 18-35 Бахром позвонил мне и сообщил, что подвергся атаке в подъезде дома, где он проживает (улица 1-ая Текстильщиков дом 9 кв.55).
События развивались следующим образом.
Он возвращался домой, чтобы взять сумку и ехать в командировку в Мурманск. Возле подъезда он около 15 минут разговаривал по сотовому телефону с Астраханью (куда он недавно ездил по делам о преследованиях независимых мусульман). В это время он заметил, что на скамейке детской площадки вблизи подъезда сидит незнакомый мужчина, который стал звонить куда-то по сотовому телефону.
Окончив разговор, Бахром вошел в подъезд и стал ждать лифта, который начал спускаться с 6 этажа (квартира Бахрома находится на 5 этаже). При этом он заметил, что еще один мужчина (его лица Бахром не видел) стоит на лестничной клетке между первым и вторым этажами (у почтовых ящиков). Из подъехавшего лифта вышел человек спортивного телосложения, с короткой стрижкой, европейской внешности, который, ничего не говоря, нанес Бахрому удар кастетом в лицо. Бахром упал, нападавший стал избивать его ногами и руками. К избиению присоединился второй мужчина, стоявший между первым и вторым этажом. Он же использовал аэрозоль. Бахром кричал и звал на помощь. Все это происходило в тупичке у дверей одной из квартир, хозяйка которой, по ее словам, стала изнутри стучать по двери и кричать, чтобы прекратили драку. Вскоре нападавшие убежали. При этом они ничего не забрали и не пытались взять. Позднее выяснилось, что подъезд был оборудован камерой наблюдения, однако ее объектив был заклеен жевательной резинкой, которая изъята на экспертизу.
После избиения Бахром смог войти в лифт и подняться к себе в квартиру. Жена вызвала "скорую" и безуспешно звонила в милицию. В службе 02 не брали трубку, а один раз трубку взяли, сказали подождите и связь разъединилась. "Скорая" отвезла Бахрома в больницу, где ему оказали первую помощь, после чего он вернулся домой.
Сразу хочу сказать, что на этот раз последствия нападения не были столь ужасными, как в декабре.
Я сразу связался с Олегом и Светланой. Уже в 18-53 "Мемориалом" было разослано первое сообщение об инциденте.
Примерно в 22 часа я с женой приехал к Бахрому. Сразу стал звонить 02. Действительно гудков 20 прошло, прежде чем взяли трубку. Я сообщил о нападении, которое до этого момента не было зарегистрировано. Удивительно, что оператор службы знает слово "правозащитник". Дальше все стало раскручиваться очень стремительно. Кажется, меньше чем через полчаса помимо участкового приехала целая группа милиционеров + девушка-эксперт, к которым немного позднее присоединился начальник следственного управления УВД ЮВАО Сергей Владимирович Никонов. Документирование осуществлялось очень тщательно без обычной для таких дел небрежности
Все эти действия продолжались примерно до часа ночи, после чего Бахрома увезли в милицию для составления фоторобота нападавшего.
Думаю, однозначно будет возбуждено уголовное дело.
Теперь несколько слов об организации и причине нападения.
Прежде всего не вызывает сомнения, что это хорошо спланированная засада. Обращает внимание, что лифт с нападавшим спускался с 6 этажа (то есть "спортсмен" стоял на этаж выше квартиры Бахрома, откуда мог вести наблюдение за лестничной клеткой у его квартиры). Был заклеен глазок камеры наблюдения (жители подъезда, в отличие от нападавших, не знают, где она расположена). Второй участник нападения блокировал лестничную клетку (на случай, если бы Бахром стал подниматься на этаж пешком, или спускать из квартиры - возможно, на момент организации засады они не знали точно, дома он или на улице). Весьма вероятно, что человек на улице был еще одним участником этой "операции". Едва ли случайно, что лифт со "спортсменом" стал спускаться вниз почти сразу как только Бахром вошел в подъезд.
Трудно сказать, чем на этот раз закончится расследование. Как вы знаете, по событиям 7 декабря, когда Бахром был избит сотрудником ФСБ, входившим в группу, выехавшую для обыска у одного из подозреваемых по делу о "Хизб ут-Тахрир", дело было возбуждено, но обвинение до сих пор никому не предъявлено, а в документах говорится о нападении "неизвестного хулигана", хотя "хулиган" этот перед нападением "консультировался" с другими сотрудниками группы.
Хотелось бы отметить, что в последние месяцы Бахром активно занимался делами о преследовании независимых мусульман. Из-за резонанса, вызванного нападением на него 7 декабря, практически развалилось дело об "исламском терроризме", которое ФСБ пыталось сфабриковать в Москве. Даже не взяли под арест "подозреваемого", у которого якобы обнаружили взрывчатку. Большое число жалоб о применении пыток и других нарушениях сотрудников ФСБ поступило к нам после недавних поездок Бахрома в Уфу и Астрахань (в Астрахани, как вы знаете, сейчас расследуется громкое дело о терроризме, где один из подозреваемых был буквально расстрелян на улице сотрудниками спецслужб, его мать подала жалобу в "Мемориал"). Кроме того, в день нападения Бахром должен был выезжать в командировку в Мурманск в связи с делом гражданина Узбекистана Юсупа Касимахунова - первого осужденного в России по делу о "Хизб ут-Тахрир", жалоба которого сейчас (при участии соотвествующей программы "Мемориала") рассматривается Европейским судом по правам человека. Касимахунов, срок заключения которого истекает 9 июня, неоднократно просил Бахрома встретить его при освобождении из колонии, так как опасался, что может быть задержан и незаконно выслан в Узбекистан, где ему угрожают пытки и новое заключения по аналогичному обвинению. В ноябре 2010 г. Касимахунов обратился в "Мемориал" с просьбой обеспечить его защиту и оказать содействие в получении убежища после окончания срока заключения.
Важно отметить, что дело Касимахунова имеет широкий международный резонанс, который у нас в России не всегда осознают. "Мемориал" обсуждал возможность проведение пресс-конференции с участием Касимахунова после его возвращения в Москву.
Так что рискну относительно уверенно предположить, что нападение на Бахрома скорее всего связано с его мурманской командировкой, но также не исключено с развитием астраханского сюжета. Мурманский вариант кажется мне более вероятным.
Мне кажется, имеет смысл подготовить обращение к Медведеву или просто открытое заявление от лица нескольких организаций, потребовав эффективного расследования как нового, так и декабрьского инцидентов (виновного в декабрьском избиении найти достаточно просто, было бы желание).
Второй момент, на который хочу обратить внимание. Когда Бахром в декабре остро нуждался в материальной поддержке на медицинские и другие цели, известная американская организация, имеющая фонд для оказания такой поддержки, ответила, что не получила одобрения донора (Госдепартамент) для выделения такой поддержки. Думаю, что основная причина такого ответа - то, что официальная Америка очень не любит исламские дела и тех, кто ми занимается. Но давайте наконец пробъем эту бюрократическую стену. Сегодня я сам напишу им повторно. И если нужно будет попрошу другие организации поддержать эту просьбу.
Наконец, третье и самое важное. Подобная реакция на работу "Мемориала" по делам о преследованиях мусульманских групп вне Северного Кавказа показывает, насколько важна эта тема и что здесь есть огромное "белое пятно", которое пока, к сожалению, не заполняется работой других правозащитников. Это же показывают и результаты командировок Бахрома в Уфу и Астрахань. Нужно еще раз вернуться к этой теме, в том числе определить ее место в стретегии ПЦ. Мне кажется, мы излишне зацикливаемся на вопросах юридической помощи, в то время как в регионах Центральной России чаще всего просят об информационной поддержке. В общем, здесь есть предмет для серьезного обсуждения.
Виталий Пономарев ponvit@gmail.com,
|