А.Гударзи - Преследование мирных мусульман Узбекистана: мифы и реальность. Часть 2-я 13:01 02.08.2004
А.Гударзи Фрагменты из книги "Хизб ат-тахрир аль-исламия" - мифы и реальность. 2 августа 2004 г.
Начало - ЦентрАзия, 27.07.2004, А.Гударзи - Преследование мирных мусульман Узбекистана: мифы и реальность. Часть 1-я
Знакомясь в 2003 году с материалами о деятельности Хизб ат-тахрир в Узбекистане и беседуя с активистами этого движения, мне невольно вспомнились слова одного из боевиков банды радикальных фундаменталистов действующих в Таджикистане в период 1993 - 1996 г.г.:
"У каждого кто готов назвать себя моджахедом на случай его пленения, есть возможность отказаться от своих идеалов, не входя в грех перед Богом".
Эти слова невольно наталкивают на предположение - Набхани приверженец суннитского течения в исламе, изначально не сомневался в гонении Хизб ат-тахрир и не изобретая нового черпал практику выживания Исмаилитов - последователей одной из крупнейших сект шиитского ислама возникшей после раскола шиитов в середине 8 века.
Характерная особенность фатимидских исмаилитов того периода - в силу политических интересов их деятельность внешне себя не проявлялась, всегда тайно влияя на общественное положение. Организовав в разветвленную тайную сеть, исмаилитские миссионеры сумели развернуть широкую пропаганду своего учения, ссылаясь на имя скрытого имама, возвращение которого ожидали с фанатичным упорством долгие годы. И как знать, не коснулось ли влияние этого течения на предка Набхани уже упоминаемого выше - "славного араба Абу Ганим "Абд ал-Хамйд ибн Риб"и ат-Та"й". Но это только гипотеза. Сегодня от нее сложно отказаться в силу многих взаимосвязей. В настоящее время общины мусталитов существуют в ряде стран Азии и Африки - в Индии, Пакистане, Иране, Кении, Танзании и Йемене.
Рядовые члены Хизбий подчиняются "местному аппарату управления". Пирамида состоит из семи уровней иерархии. Мутъамад-масъули-ом - руководитель определенного региона (вилоят) назначается Всемирным руководителем. Его избрание возможно и путем общего голосования местными руководителями "Регионального совета", "Ответственного по финансовому управлению" и "Ответственного за литературу и издательскую деятельность".
Каждый из трех управленцев курирует одного Масъула (мусаид) - руководителя городского или областного уровня назначаемого Мутъамад-масъули-ом.
Масъула руководит "Накибом" - руководителем районного уровня. У "Накиба" в подчинении несколько его "помощников" ведущих изучение каждого кандидата, его вербовку и отвечающего за организацию принятия им клятвы-присяги.
"Мушрифы" - преподаватели в халка (ячейка из пяти человек) занимающийся и распространением литературы и призывами к построению Халифата. "Мушрифы" основная движущая сила Хизб ат-тахрир.
Существуют и отдельные халка для повышения квалификации "руководящих работников", которым мечтает стать каждый рядовой хизбий.
В структуру халка не входят те, кто не является членами Хизбий, даже при условии, что они оказывают серьезные услуги, подбирая конспиративные квартиры или дома, транспорт и финансовые средства для деятельности Хизб ат-тахрир.
Период формирования религиозного мировоззрения Набхани в конце двадцатых годов совпал с волной образующихся и исчезающих с политической арены Египта политических партий и движений разных идеологических, национально-патриотических и религиозных направлений одним, из которых было движение "Братьев мусульман" (Аль-Ихван аль-муслимун).
Организовал движение в 1928 году двадцатидвухлетний школьный учитель Хасан ал-Банна(1906 - 1949г.г.). Устойчивая популярность организации среди арабской молодежи, объясняется удачным сочетанием национально-освободительных настроений с идеями объединения мусульман в едином и независимом арабском государстве Египет, управляемом по законам шариата.
"В исламе - писал ал-Банна - религия неотделима от государства и от политики. Истинный мусульманин не тот, кто только молится Аллаху. Он должен жить проблемами всего мусульманства и бороться за то, чтобы окружающее общество жило по шариату, а единственной конституцией государства был Коран".
Что касается самого Набхани, то он осознал простую политическую истину - революции совершаются массами, но начинают и координирую их действия интеллектуалы и не обязательно выходцы из буржуазных или аристократических семей. Возможно, Набхани понял и то, что революциям предшествуют долгие подготовительные этапы, исчисляемые годами и десятилетиями. Каждый этап по представлению Набхани имел свою задачу. Но на первом этапе всегда должны появиться интеллектуалы, обнажающие недостатки и критикующие существующий порядок вещей и восхваляющие структуру нового общества.
Трудно сказать, читал ли Набхани историю Французской революции, и представлял ли роль Вольтера, Руссо, Монтескье влиявших на формирование общественного сознания французов-революционеров. Можно предположить, что читал, как читал труды и английских философов. На этом настаивал один из членов Хизб ат-тахрир в многочасовой беседе со мной, утверждая и то, что Набхани был знаком и с философией Локка, Гоббса, Бэкона, и Бэрка, подготовивших сознание общественности к Американской революции. Впрочем, мой собеседник из Хизб ат-тахрир убеждал меня и в том, что Набхани был знаком с трудами ненавистного ему (Набхани) еврея Карла Маркса.
Но в высокий образовательный уровень Набхани можно поверить, если исходить из информации закрытых зарубежных источников, не отрицающих, что Набхани учился в Англии и США, но не уточнивших мне, когда это происходило - до или после 1953 года. Лишь добавивших, что Набхани после образования Хизб ат-тахрир имел несколько паспортов на чужие фамилии, позволяющие ему достаточно спокойно перемещаться по делам своей секты не только по Ближнему Востоку.
Возможно, общее представление о мировых революциях и участия в них общественных масс подпитывало его собственное видение мусульман, которых необходимо интеллектуально готовить к вооруженной борьбе за восстановление мирового Халифата.
"Тот факт, что партия не использует материальную силу, чтобы защитить себя, или оружие против правителей, не имеет близкого отношения к предмету джихада, потому что джихад будет продолжаться до Судного дня. Так как только неверующие враги нападут на исламскую страну, становится обязательным для всех граждан-мусульман ответить врагу. Члены "Хизб ут-Тахрир" в той стране являются частью мусульман, и это обязательно для них, как для всех других мусульман, - сражаться с врагом и отбросить его. Каждый раз, когда мусульманский амир объявляет джихад, чтобы усилить слово Аллаха, и мобилизует людей для этого, члены "Хизб ут-Тахрир" будут соответствовать своему качеству мусульман и ответят на призыв в стране, где был провозглашен призыв к оружию".
Но это понимание пришло намного позже и только после 8 декабря 1948 года, когда властями Египта были запрещена политическая деятельность партии "Братства мусульман", членом которой Набхани был долгое время, приняв в тридцатых годах соответствующий своим представлениям религиозный и национально-патриотический лозунг выдвинутый Хсаном аль Бана:
"Джихад - наш путь, смерть ради Аллаха - наше высшее стремление".
Шли годы, ознаменованные многими политическими событиями судьбоносными для арабов Ближнего Востока, но никогда не описанные в ракурсе полноценного политического анализа самим Набхани. Этот пробел восполнил еще при жизни учителя Абдулкадим Заллум написавший книгу "Как завершился Халифат", изложенную в контексте авторского представления о причинах завершении существования Халифата в начале 20 века.
В идеологии Хизбий изложение исторических события всегда преследуют цель воспитания в членах секты отрицательного отношения ко всему, что связанно с Израилем, США, Великобританией, Францией и Россией отчасти и Италией. Германия из этого ряда изредка выпадает - Набхани питал национально-патриотическую признательность за патологическое гонение фашистами евреев в годы второй мировой войны.
Достаточно интересно выглядит тактика воспитания ненависти через понятие "ягуди", принятая в ячейках Хизбий действующих в подполье Узбекистана. Совершенно безосновательно связав образ первого президента независимой республики с термином "ягуди", идеологи секты годами вырабатывали устойчивую ненависть к нему со стороны молодых хизбуттахрировцев. В ходе моих бесед с заключенным из числа хизбуттахрировцев (Зангиатинская зона), они, не вдаваясь в подробности, заявляли, что президент республики в их представлении ассоциируется с "ягуди" с того периода как они стали членами Хизб ат-тахрир и начали читать книги движения и листовки. Как правило, собеседники уточняли, что питают ненависть к президенту, только из-за хороших отношений государства Узбекистана с государством Израиль и США. Кстати среднестатистический сектант даже с помощью лупы не находит по карте эти страны, не знает их истории не говоря уже о новейшей истории Египта, Палестины или Ближнего Востока в целом.
Не знали мои собеседники и о том, что ненависть их идола Набхани к мировому сообществу усилилась после 14 мая 1948 года, когда Израиль под эгидой Организации Объединенных Наций провозгласил свою независимость. Уже 15 мая 1948 г. армии пяти арабских государств - Египта, Иордании, Сирии, Ирака и Ливана - вторглись на территорию Израиля с целью уничтожения нового государства. В этой войне 1948 года принимали самое активное участие и боевики движения "Братьев мусульман".
Военные действия завершились 7 января 1949 года. По завершении войны "Братья" обвинили руководство Египта и других арабских стран в "позорном поражением мусульман" подписавших 12 февраля того же года соглашение о перемирии с Израилем. Результатом этих событий стал террор, развернутый боевиками движения. Первой их жертвой стал премьер-министр Египта Махмуд Нукраши. Его убийство стало началом жестких репрессий против самих активистов движения и физической ликвидации их верховного наставника Хасан аль-Банна исполненной спецслужбой Египта 12 февраля 1949 года.
В Египте, было введено военное положение и отменены демократические свободы. Но Набхани арестован не был, перебравшись из Египта в сектор Иерусалима подконтрольный Иордании. Он не принимал прямого участия и в более поздних беспорядках происшедших в Каире 26 января 1952 года вошедших в историю страны, как "черная суббота". В этот день не без участия членов "Братства" в центре города было подожжено свыше 700 зданий; погибло 26 иностранцев. Воспользовавшись ситуацией, новое "беспартийное правительство" ввело чрезвычайное положение и начало репрессии против религиозных радикалистов воспитывающих партизан, профсоюзов, демократических организаций, коммунистов и социалистов. 9 сентября 1952 был издан закон о реорганизации политических партий, на основании, которого все партии были подвергнуты "чистке".
К 17 января 1953 года в Египте были распущенны все политические партии с конфискацией их имущества. Решение о роспуске непосредственно движения "Братья-мусульмане", в тот год было отменено, благодаря вмешательству короля Саудовской Аравии.
Не столько факт роспуска всех политических партий и движений сколько общая политическая обстановка в Египте и окончательное неверие в возможность построения теократического Халифата силами движения "Братьев-мусульман" стали главными для Набхани в принятии его окончательного решения организовать Хизб ат-тахрир аль исламия. Но для Набхани это не означало разрыва отношений с "Братьями". На это решение не повлияли и события 1964 года, о которых будет сказано позже.
Организационный процесс формирования первой ячейки Хизб ат-тахрир совпал с провозглашением Египта республикой. 17-18 июня 1953 года в стране был ликвидирован Регентский совет и объявлено о свержении королевской династии Мухаммеда Али, правившей Египтом на протяжении многие десятилетия. 29 марта 1954 года в ходе политической борьбы Гамаль Абдель Насер ( Г.А.Насер) стал главой старого правительства переформированного им 18 апреля 1954, которое объявило своего нового лидера военным губернатором Египта.
Знал ли Набхани в 1954 о намеченной "Братством" на 26 октября попытке покушении на нового прозападного лидера Египта Гамаль Абдель Насера устраивающего в Александрии народные торжества по случаю эвакуации английских войск из Египта? Положительно или отрицательно на этот вопрос сегодня ответить никто не решится.
В тот год это покушение послужило началу очередных репрессий развернутых против движения "Братьев-мусульман". Несколько тысяч членов движения были заключены в тюрьмы. Шесть человек казнены, восемь приговорены к пожизненной каторге. К октябрю 1955 года число заключенных в тюрьмы членов движения достигло 3 тысяч человек.
К 1955 году, Набхани как вдохновитель Хизб ат-тахрир уже обладал практикой политического лидера, научившись многому, как член движения "Братьев мусульман". Но, используя определение "политический лидер" все же следует сделать оговорку - Набхани подвергался репрессиям, но не за деятельность в движении "Братьев". Этот факт из политической биографии Набхани редко комментируются, невольно затушевывая и то, что Набхани являясь идеологом "Братства" из соображения собственной безопасности исключительно редко выступал на собраниях даже перед руководящим составом движения. Объясняется это особенностями его характера, склонного к подражанию скрытной формы миссионерства практикуемого его религиозными кумирами из прошлой истории ислама.
Не меньшее влияние на религиозное мировоззрение Набхани имел второй и не менее яркий чем Хасан аль-Банна теоретик движения "Братьев мусульман" Сайид Кутб. Интеллектуал, получивший образование в США, одно время увлекающийся социалистическими идеями, Кутб никогда не отрывался от фундаменталистских представлений об Исламе. Его взгляды были более радикальными в отношении методов искоренения "языческого невежества", которое, по его мнению, разъедало сознание современников мусульман попавших под влияние прозападного курса государственной политики Египта. И единственным методом государственного восстановления чистого Ислама, по его мнению, мог быть "военный джихад как против самих кяфиров, так и против руководителей Египта - вероотступников" в списке которых первым числился Гамаль Абдель Насер.
В 1964 году после очередного заговора против Гамаль Абдель Насера, Сайид Кутб по приговору суда как главный вдохновитель заговора был приговорен к казни через повешение.
Многие идеологические тезисы Набхани написанные для "Братства" после 1953 года перекочевали в его обращения к членам созданного им движения Хизб ат-тахрир: "Политическая борьба подразумевает противостояние кафирскому колониализму, борьбу за освобождение уммы от их господства и авторитета. Необходимо искоренить их влияние в идеологической, политической, экономической и военной сферах".
После всех происшедших на его глазах репрессий против членов движения "Братства" Набхани в одной из своих статей написал следующее - "Основная цель движения "Братьев мусульман" посвященная единению мусульман в одном государстве, не достигнута. Необходимо чтобы каждый считающий себя мусульманином стал борцом в преобразовании общества, направляя заблудших к Общине добра. Община добра - это Государство добра - Халифат. Важна более интенсивная пропаганда и безостановочное привлечение новых и новых соратников, их подготовка к протестными акциям политического и морального характера против действующих режимов".
Этот был не единственный тезис "великого конспиратора" Набхани в те годы провозгласившего призыв о восстановлении былой славы Халифата. "Поскольку халифат был разрушен после первой мировой войны - записал Набхани для текста "Программы партии Хизб ут-Тахрир аль-исламия", - мусульмане жили без исламского государства и без исламских правил. Поэтому работа по восстановлению халифата является решающим обязательством, которое ислам возлагает на всех мусульман. Это обязательство, которое невозможно избежать или заменить. Любое пренебрежение в исполнении этого долга является великим грехом, за совершение которого Аллах сурово карает. Посланник Аллаха сказал: "Любой, кто умрет без обета верности халифату, умрет смертью язычника". О том, что Пророк имел ввиду период правления ближайших лет Набхани в очередной раз не уточнил.
Сегодня повторяя практику, заложенную в лице тайно провозглашенного в 1953 году Амир-киедат ул азам в лице Набхани, каждый вступающий в партию Хизб ут-Тахрир аль - исламия, дает присягу на верность восстановления Халифата уже существующему халифу. И как при этом можно исключить, что Набхани не надеялся обрести посмертный статус очередного "посланника Аллаха"? Этот версия в ходе исследования литературы Хизб ат-тахрир и биографии ее основателя, возникла не случайно. После смерти Набхани текст "Программы партии" редактировался несколько раз, сохраняя основу концепции Хизбий - объявление новой эпохи Халифата. Если исходить из редакции Программы подписанной 9 мая 1985 г. главные идеологи Хизб ат-тахрир уже подразумевали под прижизненной партийной деятельностью Набхани, "миссию посланца".
|