Мемориал - В Туркмении по делу о заговоре уже арестовано до 67 человек (подробности) 03:13 24.01.2003
Не менее 28 человек были осуждены за последние три недели за "участие в заговоре" против президента Туркменистана. В ближайшие дни ожидаются новые судебные процессы над "заговорщиками". Общее число арестованных по этому делу оценивается различными источниками от 61 до 67 чел.
Многие обвиняемые подвергались жестоким пыткам в ходе следствия. Например, Аманмухамет Ыклымов открыто заявил на суде, что его избивали, надев на голову целлофановый пакет, одевали противогаз и подвешивали за руки, перекрывая доступ воздуха. Вследствие жестоких пыток, которым его подвергли в городском департаменте полиции, он с трудом передвигается, его левая рука перебита, левый глаз и левое ухо практически не функционируют. Это заявление, однако, было полностью проигнорировано судом.
Поступает информация о том, что многие осужденные не были ознакомлены с материалами уголовного дела, им было отказано даже в получении копии обвинительного заключения, однако всех их под угрозой применения насилия заставили дать расписки о завершении ознакомления с делом. Адвокаты, в большинстве случаев назначенные МНБ, начинали встречи с подзащитными словами о том, что им "стыдно защищать таких людей". В ряде случаев перед началом судебного процесса адвокаты заменялись, и на суде в качестве "защитников" выступали люди, с которыми подсудимые вообще не были знакомы. Все осужденные до вступления приговора в силу пока содержатся в СИЗО МНБ в Ашхабаде.
Репрессии не ограничиваются только теми, кого секретная полиция обвиняет в причастности к заговору. Как свидетельствуют поступающие из Туркменистана сообщения, власти используют ситуацию для расправы также с родственниками и друзьями инакомыслящих, фабрикуя против них уголовные дела.
Проживающий в Норвегии политэмигрант Гулгельды Аннаниязов сообщил ПЦ "Мемориал", что после его интервью Туркменской службе Радио "Свобода", переданного в эфир 28 декабря, его братья Чарыгельды и Давлетгельды Аннаниязовы и соседи по имени Ата и Гарягды были вновь задержаны полицией. Братьям Аннаниязова было предъявлено обвинение в совершении уголовного преступления, а их родственникам сотрудники полиции предложили "искать адвоката". В декабре за контакты с Аннаниязовым были арестованы Сердар Атаев и бывший участник антиправительственной демонстрации 1995 г. Какамурат Назаров (подробнее см. пресс-релизы ПЦ "Мемориал" от 1 и 29 декабря 2002 г.).
Спецслужбы оказывают давление на проживающих в Ашхабаде родственников бывшего депутата Меджлиса Туркменистана Айгуль Таджиевой, подозревая, что она под чужим именем дала интервью Туркменской службе Радио "Свобода" о наркомании и социальных проблемах туркменского общества. Таджиева находится в Москве с октября 2002 г.
Сотрудники МНБ также угрожали арестом Чарымухамеду Хаджиеву, требуя, чтобы его старший брат Аннадурды Хаджиев, проживающий в Болгарии, "замолчал" (т.е. перестал давать интервью).
Продолжается преследование родственников проживающего в Швеции Сапармурада Ыклымова, который в декабре был заочно приговорен в Туркменистане к пожизненному заключению за участие в "заговоре" против Ниязова.
После событий 25 ноября десятки родственников Ыклымова были задержаны в Ашхабаде. Многие из них позднее были освобождены, и им не были предъявлены какие-либо обвинения. Тем не менее согласно информации, полученной ПЦ "Мемориал", в декабре "почти все взрослые члены семьи Ыклымовых подвергались избиениям и жестоким пыткам с целью выяснения местонахождения Ыклыма Ыклымова" (брата Сапармурада). Среди подвергшихся пыткам был 72-летний Ата Ыклымов (дядя Сапармурада). Сейчас он находится дома в крайне тяжелом состоянии. Его сыну Кемалу Ыклымову, 1957 г.р., предъявлено обвинение по нескольким статьям УК.
Продолжает оставаться под стражей 27-летняя Ольга Прокофьева (гражданская жена Ы.Ыклымова). Ольгу, ее мать и сестру сотрудники МНБ подвергали пытке электрическим током, а также избивали резиновыми дубинками и пластиковыми бутылками, наполненными водой.
13 января 2003 г. проживавший в Ашхабаде Эсенаман Ыклымов, 1969 г.р., был приговорен Верховным Судом Туркменистана за "незаконное хранение боеприпасов" к 5 годам лишения свободы с отбытием наказания в колонии общего режима. У брата Эсенамана - 20-летнего Айли Ыклымова, студента одного из московских вузов, прилетевшего в Туркменистан в середине ноября, сотрудники МНБ изъяли паспорт, и он не может покинуть страну. Имеются достоверные сведения, что Эсенаман Ыклымов в ходе следствия подвергался жестоким пыткам, вследствие чего почти потерял слух. После суда туркменское ТВ показало фрагмент "покаяния Эсенамана", когда он перед камерой отрекся от своих родственников, якобы "замешанных в особо тяжких преступлениях".
15 января внештатный сотрудник московского бюро Туркменской службы Радио "Свобода" Оразмухамед Ыклымов (отец Эсенамана и Айли) обратился к австрийским властям с просьбой о предоставлении ему политического убежища. Ранее сообщалось, что туркменские власти готовили запрос в Генеральную прокуратуру РФ об экстрадиции Оразмухамеда Ыклымова.
13 января в Ашхабаде была изъята и вывезена на грузовиках мебель и другое личное имущество из домов братьев Сапармурада Ыклымова - Аманмухамеда, Оразмамеда и Ыклыма и их матери Эджебай. Утром 14-го января 75-летняя Эджебай и более 20 других родственников Ыклымовых, в основном женщины и дети, которые после ноябрьских арестов жили в однокомнатной квартире (ул.Шота Руставели дом 11 кв.7), принадлежащей одной из родственниц, были выселены на улицу, а находящееся в квартире имущество конфисковано.
Конфисковано имущество и у родственников Гуванча Джумаева, проживавших в Ашхабаде. Помимо 4 человек, арестованных в ноябре в Ашхабаде, за последние 2 месяца были арестованы еще 8 родственников Джумаева, проживавших в Лебапском велаяте. Из 12 арестованных 7 обвинены в причастности к заговору против Ниязова.
Различные источники сообщают, что членам семей осужденных угрожает принудительная депортация в пустынные районы на северо-западе Туркменистана вблизи границы с Казахстаном. 6 января 2003 года президент Ниязов, выступая на заседании Кабинета Министров, подверг критике силовые ведомства за то, что его распоряжение от 18 ноября 2002 г. "о переселении недостойных жителей Дашховузского, Лебапского и Ахальского регионов на северо-запад страны до сих пор не выполнено". По его словам, "нынешняя политическая ситуация в Туркменистане требует скорейшей нейтрализации этих вредных элементов".
По данным Сапармурада Ыклымова, 13 января его родственникам было заявлено, что в ближайшие дни они будут депортированы на Мангышлак. Другой источник сообщил, что проживающие в Ашхабаде члены семей Джумаевых также опасаются, что будут депортированы на север Туркменистана. 19 января проживающий в Австрии политэмигрант Махмут Курбангельдыев получил информацию о том, что вдова его брата и 5 ее детей, живущие в Тахтинском районе Дашогузского велаята вблизи границы с Узбекистаном, будут подвергнуты принудительному переселению. На момент составления пресс-релиза ПЦ "Мемориал" не располагал информацией о начале принудительных переселений, однако их угроза представляется вполне реальной.
Один из источников сообщает, что "детей семьи Ыклымовых исключили из детских садов и школ". По другим данным, дети большинства арестованных "врагов народа" не посещают школ, поскольку подвергаются там травле. Семьи многих репрессированных лишены средств к существованию, их члены не могут получить работу. Некоторые политэмигранты сообщили ПЦ "Мемориал", что им не удается переслать деньги родственникам, поскольку многие жители Туркменистана опасаются поддерживать контакты с семьями "врагов народа".
Примерно 13 января была осуждена Акджагуль Какаева - мать Арслана Какаева, разыскиваемого по подозрению в хищении валютных средств из Центрального банка Туркменистана. Ашхабадский городской суд приговорил Акджагуль, работавшую до ареста учительницей средней школы, к 8 годам лишения свободы за сопротивление представителям власти при обыске ее дома в Дашогузе в сентябре 2002 г.
Мурад Гарабаев, незаконно выданный в октябре 2002 г. из России, содержится в СИЗО МНБ в Ашхабаде. Его сестра Майя с 28 сентября находится под следствием по обвинению в хищении в особо крупных размерах средств возглавляемой ею небольшой частной фирмы. В настоящее время она содержится в СИЗО в г.Теджене.
18 декабря 2002 г. Копетдагский этрапский (районный) суд г.Ашхабада приговорил к 7 годам лишения свободы мать Мурада Гарабаева - Софию и брата его покойного отца - Халбая. София и Халбай обвинялись в незаконной приватизации и последующей продаже в конце 1997 г. за 2800 USD квартиры, в которой был прописан отец Мурада. Эти действия были квалифицированы судом как мошенничество в особо крупных размерах. К такому же сроку заключения были приговорены нотариус и работник ЗАГСА, помогавшие им в оформлении соответствующих документов.
С середины января в ПЦ "Мемориал" стали поступать сообщения о начавшихся арестах в Дашогузском велаяте.
Виталий Пономарев
|