КРАСНЫЙ ЖЕЛТЫЙ ЗЕЛЕНЫЙ СИНИЙ
 Архив | Страны | Персоны | Каталог | Новости | Дискуссии | Анекдоты | Контакты | PDARSS  
 | ЦентрАзия | Афганистан | Казахстан | Кыргызстан | Таджикистан | Туркменистан | Узбекистан |
ЦентрАзия
  Новости и события
| 
Суббота, 19.04.2003
23:10  Ташкентский авиазавод получил гранты на американо-узбекский самолет Ильюшин-114
22:09  М.Розенберг - Автор "Рухнамы" войдет в историю "зубастым, который жует пшеницу"
18:40  Сувенир со смыслом. Казахстан подарил российской партии Жизни верблюда
15:18  А.Таксанов, Т.Абдуллаева - Меркантилизм любви, или некоторые взгляды на семейную экономику
14:41  Д.Мамедов - Растет цена на "пушечное мясо". Молодежь СНГ приглашают охранять рубежи Великой Руси…
11:38  "НП" - Каспийское горе. Тайна гибели лебедей не будет разгадана?
11:34  "Панорама" - "Алюминий Казахстана" приобрела "Евразийская группа"?

11:27  В Шымкенте (Казахстан) избит редактор независимой газеты "Рабат" М.Ерохин
10:16  А.Моэвени - Разгром Саддама подтолкнет Иран к примирению с Западом?
09:40  В Киргизии объявлены сразу два конкурса для журналистов печатных и интернет СМИ
09:27  Ф.Мироглов - Все будет (не)легально. Почему так трудно получить российское гражданство в Казахстане
09:24  "Российская газета" подвела итоги конкурса журналистов из СНГ. Казахстанцы и таджикистанцы - среди победителей
01:07  А.Ким - Кто защитит безопасность Кыргызстана - США или Россия?
01:03  КСБР обретают крылья. Россия наращивает военное присутствие в ЦентрАзии
00:41  Падение Багдада было сделкой. Борьба Ирака за освобождение только начинается
00:28  М.Файзиев - Еще раз о конституции Республики Узбекистан. Полемика с У.Хакназаровым
00:15  На военном параде в Тегеране были впервые показаны новые ракеты "Шахаб" и танки "Бабр"
00:11  Они "зависли" без родины. 21 казахская семья не знает куда деться после передачи их земли Узбекистану
00:09  Руководителем Управления Туркменских речных и морских путей назначен Бегмурад Курбанмурадов
00:07  Туркменистан опровергает. Никто портретов Путина в Ашхабаде не жег
Пятница, 18.04.2003
21:06  Жители иракского города Кут считают, что Саддам Хусейн сбежал в Россию
19:00  А.Ахмедов - "Фьючерс" в Гулистане. О развитии спорта в Сырдарьинской области Узбекистана
18:20  Абдыкапарова пора сажать! Шахтеры Ак-Улака (Киргизия) требут смены руководства
18:14  Обстрелы Кара–Суу. В чем причина перестрелок на киргизо-узбекской границе
11:09  Десант на "Северный". "Лукойл" создает СП с Казахстаном на Каспии
11:02  Буш - Атилла XXI века. Утрачена неисследованная коллекция древнейшей письменности человечества
10:55  Д.Шлезингер - Пришла пора политического шока и трепета. Победа в Ираке изменит политическую и психологическую карту мира
10:47  Д.Глумсков - Русские в Ашхабаде жгут портреты Владимира Путина
10:42  А.Уранов - Почему Хатами (лидер Ирана) так агрессивен по отношению к США?
10:38  В Киргизии объявлен сбор средств на памятник "царице Алая"
10:30  "Время МН" - Нет торговым войнам. У "Союза четырех" будет "единый топливно-энергетический баланс"
10:19  "Туран" - Новые перспективы "Баку-Джейхана". В мае ожидается подключение Казахстана
10:15  Казахстан размещает в Прикаспии две военные бригады - СВО и мотострелковую
09:55  Уроженец Казахстана назначен католическим епископом в российский Иркутск
09:24  Э.Джонс - "Наши условия для ЦентрАзии" (текст выступления)
09:02  На "черный день". В Нацфонде Казахстана аккумулировано уже $2 млрд 210 млн
08:54  Отдохнем ли на Иссык-Куле? Накануне сезона киргизские чиновники разругались с туроператорами
08:40  Потоп в Западном Казахстане. На Урале рвутся дамбы
08:22  "Къ" - Вся власть шиитам. Ирак обустраивают на иранский манер
08:17  В Джелалабаде (Афган) бросили бомбу в офис Детского фонда ООН
08:01  Экс-глава железных дорог Казахстана Мырзахметов сказал суду последнее слово
01:22  В отставку Каримова! Олег Николаев провел пикет в защиту прав ветеранов-"афганцев"
01:21  ИА REGNUM - Глава "Газпрома" встретился с премьер-министром Казахстана Николаем Танаевым (?!)
01:17  М.Ошпазов - О наших желудках уже позаботились. Узбекское правительство в роли главного кулинара
00:42  ОМСТ - Арестованные в Киргизии члены "Хизб-ут-Тахрир" (в т.ч. гражданин Казахстана) могут подвергнуться пыткам
00:41  12-летний афганский мальчик из гранатомета подбил американский танк и убежал
00:32  Конец "двойному гражданству". Туркмения и Россия обнародовали протокол
00:29  В Туркмении открыто новое крупное месторождение газа - Шатут
00:28  Д.Усамов - Молодежная организация "Танлов" станет очередной жертвой репрессий в Узбекистане?
00:27  "ВН" - Отчего у Туркменбаши аллергия. Ашхабад могут лишить нейтрального статуса
00:15  С.Шерматова - Очень активный нейтралитет. Израиль может нанести удар по иранским реакторам
Архив
  © CentrAsiaВверх  
    ЦентрАзия   |   Узбекистан   | 
А.Таксанов, Т.Абдуллаева - Меркантилизм любви, или некоторые взгляды на семейную экономикуА.Таксанов, Т.Абдуллаева - Меркантилизм любви, или некоторые взгляды на семейную экономику
15:18 19.04.2003

Семью укрепляют экономические отношения, а не просто биологические чувства
Алишер ТАКСАНОВ, Ph.D. (Economics),
Центр "Азия-Монитор" (Ташкент, Узбекистан),
Тамила АБДУЛЛАЕВА, докторант
Университета г.Бордо (Франция).

Некоторые эксперты-антропологи предполагают, что основным моментом создания семьи у людей является биологический фактор, социологи - формированием общественных отношений. Между тем, они упускают тот аспект, что первым исторически сложившимся биосоциальным институтом было разделение труда. При этом в начальные этапы оно носило половозрастной характер, а затем по мере эволюционного развития общества приобрело племенной и профессиональный образ. Так формировалась семейная экономика.

ЧТО БЫЛО ПЕРВЫМ В СЕМЕЙНОЙ ЭКОНОМИКЕ?

Вспомните, что частная собственность и государство, если использовать теорию Фридриха Энгельса, возникли после появления семьи. Таким образом, именно семья является первоячейкой и основой экономических отношений, на фоне которых возникают иные, например, духовно-культурные, моральные, религиозные, традиционно-бытовые основы. Естественно, биологические факторы здесь выступают наравне с хозяйственными, поскольку основной целью в первобытные времена было обеспечение сексуального мира внутри протообщества и поддержание рождаемости, а их достижение было невозможно без создания условий экономической поддержки. Вспомните, что в те сложные времена экономика базировалась на присваивающей форме хозяйствования, что требовало особой организации труда в семье. Именно тогда необходимость социального регулирования сексуальной жизни людей возникло из-за стремления решения следующих задач:
- репродуктивной сферы деятельности семьи, иначе говоря, рождения, воспитания, поддержка потомства, которое впоследствии будет материально поддерживать старшее поколение, сохранять род, клан и племя;
- организации коммуникативных контактов между женщиной и мужчиной с целью укрепления их половых отношений;
- укрепления хозяйственного базиса - производства и распределения материальных благ, организация их потребления, передача собственности по наследству;
- создания психологического комфорта - чувства безопасности, эмоциональной поддержки и отдыха, общественного одобрения того или иного действия одного из членов семьи.
- территориальной экспансии - с одной стороны, это защита семейной (клановой, родовой, частной) собственности, а с другой - захват новых плодородных территорий, которые способны поддержать на достаточном уровне жизнедеятельность семьи.

В дальнейшем сексуально-экономические отношения стали доминировать над иными биологическими мотивами, а затем они сами превратились основой для возникновения иных форм поддержки семьи (мораль, религия, культура, традиции и пр.). В итоге сложилось понятие брака - узаконенное сожительство мужчины и женщины с целью создания союза, основанного на экономических и биологических интересах.

Казалось бы, семейная жизнь - это сугубо биологическая и психологическая сторона общества, где нет и не может быть товарно-денежным отношениям между членами семьи. Это не совсем так. Дело в том, что семья подчиняется тем же экономическим законам, что и производство, распределение, обмен и потребление. Более того, она непосредственно участвует в этих процессах, поскольку конечная цель экономики - это удовлетворение жизненных потребностей человека, а не самоцель производства ради производства. Кстати, американский ученый Гэрри С.Беккер доказал, что поведение людей в сфере личной (интимной) жизни подчиняется общим правилам экономической рациональности.

В частности, он сказал, что "люди женятся тогда, когда надеются получить больше радости от брака, чем от жизни в одиночестве и поисках более идеального спутника. Точно так же число детей в семье зависит от затрат и благ, связанных с появлением ребенка на свет. Поэтому люди стремятся иметь меньше детей, если жена работает и имеет хорошо оплачиваемую работу, когда государственные субсидии и налоговые льготы на иждивенцев уменьшаются, когда стоимость образования и получения профессии возрастает".

Благодаря использованию статистических методов, Беккер сумел решить вопрос, почему рост благосостояния ведет к сокращению числа детей в семьях. Нужно заметить, что это проблема особо остро стоит во многих европейских странах, где численность населения уменьшается в связи сокращением рождаемости и увеличением смертности при одновременном росте людей пожилого возраста (это усилило давление на пенсионное обеспечение и бюджет государств, тогда как ощущается нехватка трудовых ресурсов, обеспечивающих материальное благосостояние страны). Беккер подвел экономическое обоснование под явление, которое получило название "кризис семьи", и проявившееся в резком росте числа разводов в большинстве развитых стран. Так, он пишет: "…люди разводятся, когда они больше не верят в то, что лучше и дальше сохранять семью. В частности, уровень разводов возрастает, когда заработки женщин начинают превышать доходы мужчин; для таких женщин выигрыш от брака сокращается".

Отсюда парадоксальный вывод Беккера: чем последовательнее преодолевается дискриминация женщин, чем выше становятся их социальное положение и доходы, тем глубже кризис семьи и ниже рождаемость. По мнению ученого, причина состоит в том, что высокооплачиваемая женщина начинает рассматривать обзаведение семьей и ребенком как на передох на службу в семейную "мини-фабрику". И если блага, которые ей сулит эта новая работа, меньше, чем то, что она уже имеет, то вероятность создания семьи очень невелика.

Интересны статистические данные по различию между мужчинами и женщинами. Так, по мнению ученых, 69% семейного бюджета находится в руках женщин , однако домашние дела - это удел женщин, в том числе работающих. 86% женщин после работы принимаются за уборку в доме, 79% занимаются детьми, 96% - стиркой. Мужчины полагают, что пострадает их престиж, если они возьмутся за пылесос или станут к стиральной машине. Их достоинству не унизят разве что какие-нибудь поделки по дому. За свою жизнь мужчина поглощает 25 тонн пищи и 37 тыс. литров различных жидкостей, женщина - 22 тонны пищи и 33 тыс. литров жидкостей. 87% мужчин и лишь 52% женщин поставили счастливую семейную жизнь на первое место в своей шкале ценностей. 72% женщин считает, что от жизни надо получать как можно больше удовольствий, такой же позиции придерживается примерно 45% мужчин. Женщины чаще выступают инициаторами разводов.

Экономика потребления у людей начинается с детства, но и здесь существуют половые различия. Так, уже с колыбели девочки имеют больше всяких нарядов, чем девочки. В возрасте 17-24 лет женский гардероб насчитывает в среднем на 44 предмета больше, чем мужской. Позже мужчина начинает пристальнее следить за своей внешностью, и количественная разница в гардеробе уменьшается, но догнать женщину в этом состязании мужчине удается лишь к 75 годам.

Это также стало основой, что у экономики в процессе развития человеческого общества сформировалось два генеральных заказчика - это, прежде всего, семья и затем государство. Между тем, государство не стоит в стороне от семьи, наоборот, оно удовлетворяет ее потребности в некоторых специфических услугах, которое отошло непосредственно от семьи: в частности это оборона, общественная безопасность, здравоохранение и пр.

В различные исторические периоды семье со стороны государство уделялось в большей или меньшей степени внимания. Экономика, которая реализовывала исключительно государственные задачи, в меньшей степени удовлетворяла запросы населения (тогда считалось, что сильное государство - богатый народ, однако эта теория не всегда себя оправдывала). Стоит вспомнить недавнее социалистическое прошлое Узбекистана, когда производимой республикой валовой продукт на 3/ 4 шел на потребление государства, а жители жили в условиях полутоварного хозяйствования. Экономика тех стран, которые развивались под девизом "богатый народ - богатое государство", обеспечила не только эффективное производство, но и достаточно высокий жизненный уровень граждан.

Еще двадцать лет назад в Узбекистане экономика отражала существующие отношения, где человек был лишен собственности и жил продажей своей рабочей силы. Однако его зарплата была искусственно занижена, чтобы государство могло покрывать расходы на создание и предоставление "бесплатных" благ (жилье, образование, лечение, путевки в места отдыха и т.д.) за счет так называемых общественных фондов потребления. Подобная ситуация в большей степени устраивало командно-административную систему, поскольку все граждане полностью зависели от государства, точнее чиновников. Такое положение близко к понятию натурального хозяйства.

ЭКОНОМИКА ОТ БИОЛОГИИ

Одной из первых форм семейных отношений была организация сексуальных контактов по вертикальному образу, то есть когда брачные группы формировались по поколениям. Это была кровнородственная семья, которая исключала прямых половых отношений между прямыми предками и потомками (родителями и детьми), но, между тем, допускала сексуальное партнерство между родственниками (братьями и сестрами). Пуналуальная семья ориентировалась по горизонтальному признаку и сохраняла общность жен и мужей внутри определенного семейного круга, но исключала близкие контакты родственников (например, родные братья жен и сестры мужей). Возникновение вертикальных и горизонтальных ограничений способствовало более стабильному биологическому развитию людей, укрепляло их жизнеспособность. В свою очередь, пуналуальная семья способствовала возникновению родоплеменных отношений, что в свою очередь, способствовало активизации экономической деятельности. Теперь племя осваивала и защищала свою территорию, занималась осмысленной, а не инстинктивной формой поддержания жизни: коллективная охота, изготовление орудий труда, обработка земли, пищи, изготовление одежды, поддержание огня.

Собственность появилась значительно раньше, чем можно было предполагать. Орудия труда были жизненно необходимыми инструментами людей для поддержания уровня их материального благополучия. Но собственность здесь изначально носила личный характер (не частный): орудие принадлежало тому, кто его изготовил и умеет им пользоваться. Однако, появление более эффективных орудий труда (копье, лук и стрелы, бумеранг, каменный топор) привело к увеличению продуктов питания, которых стало хватать на всех членов семьи, клана, племени. В то же время излишек стал основой, чтобы общество вступило в новую фазу развития: появились социальные слои, которые делились на тех, кто присваивал этот излишек и тех, кто его производил. Лидеры (вожди, старейшины) стали по своему усмотрению распределять основной и прибавочный продукт.

С развитием первых форм цивилизаций институт брака и семьи получил новое динамичное развитие. Пуналуальная семья сумела обеспечить себе высокое материальное благополучие, не обращаясь за помощью к роду или общине. В то же время кровные родственники перестали допускаться к сексуально-брачному партнерству. Каждая семья стала экономически независимой друг от друга. Начался процесс обособления имущества отдельных членов клана - сначала личные вещи, орудия труда и оружие, а затем более крупная собственность - жилища, скот, земля. Мужчины и женщины получают возможность жить и вести хозяйство с одним партнером. Так формируется парный брак, но необходимо заметить, что это еще не является основанием, что сохранялась сексуальная верность партнеров. Более того, допускался новый союз (многоженство или многомужество), а также своеобразный развод со "старым" партнером. При этом женщина остается экономически защищенной, поскольку жилище, дети, стадо и значительная часть имущества мужа остается за ней. Это связано с тем, что женщина имела больше прав, поскольку являлась родительницей и воспитательницей семьи. Подобный аспект еще носил чисто биологический характер. Стоит вспомнить то, что у предков человека в отличие от крупных приматов отсутствовал так называемый эстральный период, то есть временной цикл, когда возможны сексуальные контакты. Поэтому борьба за самку могла продолжаться практически постоянно. Фактически с того времени развивался матриархат. В этом случае только женщина устанавливала отцовство, но и она регулировала все экономические и социальные отношения в обществе, формирует социальные ступени и экономическую градацию (кому сколько положено и кто сколько необходимо из произведенного продукта).

Стоит отметить и тот факт, что стремление каждой семьи экономически и социально закрепиться в обществе создает первый рынок - брачный. Между семьями, кланами и племенами начинаются устанавливаться торговые отношения с целью получения "удачных" (здоровых, умелых и подготовленных) брачных партнеров. Там, где обычаи были жестки и предписывали более близкие кровные связи, развитие товарообменных отношений было не столь активной. В более "демократических" родах хозяйственное развитие шло по восходящему вектору, поскольку члены семьи имели право выбора, распоряжались собой и имуществом по собственному усмотрению.

С увеличением семейного достатка происходит и перераспределение социального статуса мужчин и женщин. В последующем ведущая роль стала переходить мужчине, который превращается в собственника всего семейного имущества. Он стремиться передать все нажитое не детям сестры (что имеет место в кровнородственных семьях), а своим прямым потомкам. Женщинам запрещается иметь внебрачные связи, ее социальный статус начинает принижаться. Так формируется патриархальный брак, основанный на экономических интересах сильной части человечества. Между тем, патриархат узаконил многоженство, что было обосновано, как не крути, все же биологическими законами. Ведь мужчины чувствительнее на всех этапах жизни (включая эмбриональный) ко всем болезням и неблагоприятным факторам среды. Как свидетельствует статистика, если в момент оплодотворения на 100 будущих девочек приходится 120-130 будущих мальчиков, то в момент рождения на 100 девочек приходится только 106 мальчиков. К возрасту женихов и невест соотношение полов становится 1:1, а дальше все идет не в пользу мужчин, у которых продолжительность жизни значительно ниже, чем у женщин. К моменту достижения ими двадцатипятилетнего возраста данный показатель уже составляет 100:96, тридцатилетнего - 100:85, а сорокалетия - 100:59, а в группе 65-летних мужчины составляют лишь 40%. Статистика также свидетельствуют, что женщины живут дольше, и этот разрыв возрастает. А ведь еще 200 лет назад мужчины и женщины умирали примерно в одном возрасте.

Феномен объясняли самыми разными способами, в том числе и социальными, но оказалось, что аналогичные явления существуют и у животных и у растений. Все дело в хромосомах: если у женщин они две одинаковые - ХХ, то у мужчин - разные - ХУ. Наличие у мужского пола только одной Х-хромосомы приводит его к меньшей устойчивости: чаще проявляются мутации, некоторые болезни. По мнению ученых, появление двух полов - это мудрое решение природы, которое поставило им эволюционные задачи: изменение (мужской пол) и сохранение (женский) . В связи с этим высокая смертность мужчин - это итог добычи жизненно необходимой информации, когда он сталкивается со всевозможными воздействиями среды. Повышенная уязвимость мужчин - плата за новую информацию, без которой невозможно существование вида. Женский пол гораздо эластичнее в процессе индивидуального развития, легче приспосабливается к среде за счет более широких границ генотипа, за счет чего он как бы ускользает от действия естественного отбора. И на эволюционной арене главная роль принадлежит мужчинам, перед которыми постоянно стоит дилемма: или погибнуть, или найти новые пути развития, ничего другого им не остается.

Например, если наступает похолодание, вымирают растения и съедобные коренья, уходят животные в теплые края, то женщина обзаведется жировой прослойкой, мужчина или погибнет, или из шкур животных скроит шубу, откроет пещеру, разведет огонь, начнет разводить скот и выращивать злаки. Орудия труда позволят ему более эффективнее охотиться, а значит, выжить и сохранить весь род. Даже такое традиционное занятие, как вязание, изобрели мужчины. Поэтому в процессе эволюции шел независимый отбор: у мужчин - на изобретательность, сообразительность, у женщин - на лучшую приспособляемость. Отсюда вытекают многие психологические особенности полов. Женщины лучше поддаются обучению и воспитанию, но и более консервативны, осторожны - все это выражение лучшей адаптированности к среде.

Можно сказать так: функция мужского пола - пробовать и ошибаться, для того чтобы иногда находить удачные решения (например, создать орудия труда, начать активную торговлю), а функция женского пола - эти удачные решения закреплять. Говоря словами кибернетики, мужчины - временная, оперативная память вида, а женщины - постоянная память системы.

Женщины спокойнее реагирует на стрессы, выделяют меньше адреналина, и давление у них скачет не так резко, как у мужчин. Объяснение этому необходимо искать в исторически сформированных свойствах мужской психики: когда-то жизнь наших предков целиком зависела от быстроты реакции мужчин на агрессию или на возможность добыть пищу. Сегодня мужчина одерживает победу скорее благодаря интеллекту, нежели силе мускулов, но рефлекс, импульсивность подсознательно срабатывает. Однако, биологически девочки соревают примерно на три года раньше мальчиков.

Как видно из этого, ведущая роль мужчин в семье определялась не только законами биологии, но и естественно-экономическими. Полигамия позволяла подключать свободных женщин к семье, что означало, прежде всего, их материальную поддержку и выживаемость в сложных природных условиях. Поэтому мужчине в тот период (как, впрочем, и сейчас) не возбранялось иметь дополнительных сексуальных партнеров в виде младших жен, наложниц, рабынь, дети от которых имели более низкий социальный статус.

Полигамия в настоящее время распространено в Азии и Африке. В последние годы в Египте широко практикуются "временные браки", которые длятся всего несколько недель, после чего "мужья", в основном выходцы из арабских стран Персидского залива, бросают молодых жен в состоянии "ни брака, ни развода" и уезжают на родину. Заключать же такие супружеские союзы египтянок заставляет, прежде всего, алчность отцов. Временный брачный контракт заключается в присутствии адвоката, а отцу невесты выплачивается "калым" (около $3 тыс.). Но в случае исчезновения мужа супруга остается в "подвешенном состоянии" . Как видно из этого, материальные предпосылки не служат для укрепления семейных уз, а женщина предстает в качестве живого товара для удовлетворения сексуальных потребностей.

В свою очередь, патриархат в настоящее время не создает особых условий для сильной части человечества. Например, в конце 90-х годов прошлого столетия мужчины Намибии создали Союз отцов, чтобы отстаивать свои права, в частности, равное с женщиной право на воспитание детей в случае развода. "Отцы Намибии страдают от нынешних законов, - заявили представители этого общественного объединения. - Воспитание детей рассматривается сейчас как сугубо меркантильный вопрос. Отец должен платить, платить и еще раз платить, а прав от этого у него больше не становится. Это поощряет женщин на всевозможные злоупотребления своими широкими правами" .

БЫЛ ЛИ "ЗОЛОТОЙ ВЕК" БРАКА?

На бытовом уровне иногда ведутся рассуждения, что в древние времена отношения между мужчиной и женщиной были более чувственными и прекрасными, не загрязненные экономическими расчетами, стремлением к выгодности брака. Это не совсем верно. Семья в тот период, являясь экономически активной частью общества (поскольку в тот период в большей степени велось натуральное хозяйство, и все продукты изготавливались и потреблялись непосредственно в семьях, домашних хозяйствах), всячески поддерживала материальные отношения в брачном союзе. Например, в Древнем Египте девушек-крестьянок выдавали замуж с 12 лет, поскольку она рассматривалась не только как будущая родительница, но и рабочая сила. Богатые девушки вступали в брак позже - в 14-15 лет. Нужно сказать, что женихи в большей степени были геронтоманами. Но уже в то время существовали писаные и неписаные законы взаимоотношений мужа и жены. Так, брачный договор содержал подробные изложения всех финансовых условий и обязательств. Женщина имела право на определенное содержание, осуществляемое за счет мужа. Она приносила в дом имущество в качестве приданного, но в случае развода эта собственность сохранялась за нею. Позднее супруги стали формировать при заключении брака так называемый "семейный фонд", 2/3 из которого принадлежало мужу, а остальная часть - жене. Кстати, этот фонд нес и другую нагрузку - служил страховкой для детей в случае смерти родителей. В Древнем Египте женщины не занимали государственных постов, но они обладали большей личной свободой и имели те же права и обязанности перед законом, что и мужчины.

В Древней Индии около 1500 г. до н. э. стали формироваться классы-слои, основанные на административно-собственническом принципе. Затем возникла новая социальная система - касты, имевшие в большей части профессиональный характер. Люди, относящиеся к одной касте, жили сообща, помогая друг другу материально и морально, оказывая всяческую поддержку своим членам. Но им запрещалось вступать в семейные отношения с представителями другой касты, в ином случае дети от такого брака превращались в самую низшую касту.

В Древней Греции мужчины и женщины, находясь в брачном союзе, жили отдельной жизнью и имели отдельные комнаты.

В античные времена семьи имели кроме своих членов, основанных на кровных узах, еще и рабов, зачастую становившихся младшими "братьями" или "сестрами". Сексуальные контакты с ними строго не запрещались, но не везде поддерживались и допускались. В этот период патриархальный тип семейственности приобретал абсолютное значение. Власть главы семьи - мужчины - была не ограниченной и распространялась на всех членов. Он не только распоряжался имуществом и определял порядок работы, но и лично осуществлял распределение материальных благ, руководил личной жизнью домочадцев, и мог в случае их неповиновения даже казнить. Браки заключались исключительно по расчету, при этом составлялись весьма подробные брачные контракты. Но если женщины выходили замуж с 16 лет, то мужчины - после достижения экономической независимости, зачастую это был возраст около 30 лет.

Заметим тот факт, что рождаемость тогда была высокой, как, впрочем, и детская смертность. Техника предохранения от беременности и осуществления абортов была известна, но широко не применялась. Женщина рожала до 12 раз с интервалом в 2-3 года. Экономические возможности позволяли семьям жить в достатке, но постоянные войны, эпидемии зачастую оказывали решающее влияние на продолжительность жизни, которая в среднем не превышала 35-40 лет. Каков же был размер патриархальной семьи античного времени? Численность колебалась от 10 до 40 и более человек, сюда входили глава семьи - мужчина лет 40-70, его супруги, незамужних сестер и братьев, детей, их жен и детей, слуг и рабов. Такая семья владела землей (от 10 до 30 югеров - это надел малых размеров, 50-150 - средних, 300-2500 югеров - больших), стадом (5-10 головами рогатого скота - малый размер, 15-40 - средний, свыше 50 - большой), орудиями труда.

Существует версия, что одной из причин гибели античного мира является разрушение социально-семейных отношений, поскольку семья являлась базовой ячейкой общества и натуральной экономики. К концу первого тысячелетия до нашей эры патриархальная семья и основанная на ней социально-политические отношения вступили в полосу глубокого морально-экономического кризиса. В результате снизилась брачность, участились разводы, упада рождаемость, стала снижаться численность населения. Первые императоры, которые хотели укрепить шатающееся государство, предприняли отчаянные попытки укрепить экономические и моральные устои патриархальной семьи, в какой-то степени им удалось смягчить кризис. Но в долгосрочном аспекте к позитивным сдвигам это не привело. Население Римской империи, достигнув максимума в 250 г. н. э., начало стремительно сокращаться, в результате трудовые ресурсы стали не восполняться, экономика приходить в упадок.

БРАК В ЭПОХУ РЕНЕССАНСА И ПРОСВЕЩЕНИЯ

В период первоначального накопления капитала произошли глобальные экономические изменения, которые, в свою очередь, повлияли на развитие техники и орудий труда, а также на восстановление брака, как устойчивого и жизненно необходимого общественного института. Тогда это способствовало увеличению рождаемости. В целом за двести лет, с середины XV по середину XVII века, население выросло почти в 2 раза и достигло 100 млн. человек.

В третьем сословии, особенно в торгово-купеческих кругах, происходит возрождение стиля и структуры большой патриархальной семьи, состоящей из двух-трех поколений (10-20 членов). Эта семья опять становится основной производственной и распределительной ячейкой общества. Одновременно в Европе начинает развиваться специфический тип брака, который характеризуется несколькими признаками:

Во-первых, мужчины и женщины вступают в брак в более зрелом возрасте, чем это было пятьсот лет назад. Для женщин это - 21-29 лет, для мужчин - 28-39 лет. Причинами такого структурного изменения является то, что люди, являясь производителями материальных благ, стремятся создать себе экономическую основу, на которой будет базироваться семья.

Во-вторых, увеличивается доля лиц, которые к 50-ти годам так и не вступают в брак. Это около 9-15% мужчин и 11-18% женщин. Не имея материальных возможностей для создания брачного союза, они, однако, сексуальное удовлетворение находят на стороне и при этом не столь обременяют себя в финансовом плане.

В-третьих, медицина способствует увеличению продолжительности жизни и выживаемости младенцев, что в итоге приводит к уменьшению в семье числа детей (в среднем 5-7), которые рождаются с большими интервалами (2-4 года) за весь репродуктивный период. Конечно, такие изменения происходят у обеспеченных слоев населения.

В последующие столетия европейский тип брачности еще больше укрепился, причем в период Просвещения он стал обычным не только для аристократических кругов и купеческих семей, но также и для третьего сословия, в том числе крестьян. Отметим тот факт, что если в средние века для вступления в брак было достаточно достигнуть репродуктивного возраста женщинам и профессиональной зрелости мужчинам, а необходимым условием являлись политические и экономические интересы патриархальной семьи, то в эпоху Просвещения главным мотивом создания супружеского союза стало стремление к экономической независимости семьи.

В этот период патриархальная семья терпит сокрушительный удар экономического прогресса: многие ее производственные функции переходят к другим институтам: мануфактурам, фермам, акционерным обществам и коммандитным товариществам. В результате семья нуклеризуется - становится двухпоколенной (родители - дети), с небольшим числом прочих родственников, не состоящих в браке, или без таковых. Одиночки выделяются в отдельные самостоятельные домохозяйства.

Более того, происходит перераспределение функциональных обязанностей внутри семьи: мужчина занимается бизнесом, работает на поле или по найму, а женщина растит детей, выполняет домашнюю работу и работает на дому (распределенная мануфактура). Брачный контракт остается нормой, хотя еще существует ореол романтической любви. Начинает культивироваться супружеская верность, особенно у женщин. В то же время мужчины по-прежнему пользуются большей сексуальной свободой, однако, тотальное подавление сексуальности, осуществлявшееся в течение ста пятидесяти лет, принесло противоречивые плоды. Например, в буржуазных слоях укореняется асексуализм, а в аристократических кругах царит откровенный разврат.

СЕКС ТОЖЕ ПОДВЕРЖЕН ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ

Стандарты поведения людей вырабатываются в процессе исторического развития общества и формируются на базе экономических и биосоциальных механизмов. Вектором в формировании всеобщих сексуальных правил зачастую служат те или иные наиболее активные группы людей. В последние двести лет такой группой была буржуазия, чьи моральные принципы сформировались под влиянием протестантской трудовой этики. Если честно говорить, то последняя по отношению к половой сфере носила явно репрессивный характер. Такое долго, естественно, держаться не могло, поскольку крупные экономические изменения не могли не подорвать некоторые стороны подобного поведения.

Дело в том, что в середине ХХ века буржуазия как наиболее активная часть населения была потеснена технократами - менеджерами, юристами, инженерами, которые раскручивали новую технологическую волну экономического развития стран Европы и Америки, при этом занимая руководящие посты в ключевых отраслях и сферах. Эти люди более терпимее, если не сказать, лояльнее относились к различным сторонам социальной жизни, в том числе сексуальных отношений. В то же время медицина, психология и социология открыли много интересного в половых отношениях людей. Свой вклад в это внесло и искусство - кино, художественная литература, живопись, фотография. Нужно отметить также и то, что все это стало доступно не только ограниченной прослойке общества, но и всем слоям и группам населения. Люди к сексуальным отношениям подходили с точки зрения техники и технологии выполнения. Подобное объяснялось факторами рационального поведения, атеизма и скептицизма, которыми мотивировались те или иные поступки человека в семье.

С другой стороны, рост материального благосостояния стимулировало жилищное строительство, что с 50-х годов позволило большей части населения европейских стран значительно улучшить жилищные условия. Здесь стоит уточнить, что к 70-х годам многие семьи в промышленно развитых странах имели отдельную от прямых родственников жилплощадь - собственный или арендуемый дом, квартиру, что, естественно, повысило степень автономности семьи. Это позитивно сказалось на формировании внутрисемейной экономики, в частности, распределения бюджета по собственному усмотрению, а также либерализации вопросов морали.

В результате стала культивироваться идея о самостоятельном решении экономических проблем и определении социального статуса молодыми людьми. В США и Европе уже в 16-18 лет молодежь стала покидать "гнездышко", чтобы начать собственное "плавание", набивать шишки о рифы хозяйственных и политических трудностей. Этот процесс был свойственен как юношам, так и девушкам, стремившимся добиться равных экономических возможностей. Многих женщин уже перестала устраивать роль хранительницы семейного очага, воспитательницы детей. Они уже хотели добиться и экономической независимости от работающих мужей. В итоге, если перед второй мировой войной работала лишь 1/2 часть незамужних женщин трудоспособного возраста и менее 1/4 замужних, то к началу 70-х годов уже более 80% незамужних имели самостоятельный источник дохода, а доля работающих замужних женщин возросла до 60%.

Во второй половине ХХ века были сделаны значительные шаги в сфере медицины, генетики, биофармакологии и химии, позволившие внедрить в сексуальную жизнь контрацепцию. В 1948 году появились первые противозачаточные таблетки, которые получили большую популярность у молодых женщин, не желающих заводить детей до достижения ими определенного экономического достатка. В свою очередь, это стимулировало развитие целой индустрии планирования семьи. Более того, индустрия моды привела к расцвету новых форм одежды, которые раскрепощали женщин, делали их более сексуальными, привлекательными (мини- и миди-юбки, глубокие разрезы, декольте, просвечивающая ткань, бикини, плавки-ласточки, нижнее кружевное белье и пр.). Реклама начала пропагандировать новый образ жизни, свойственный новым веяниям. Технический прогресс требовал раскрепощения многих общественных принципов, а промышленники стремились расширить рынки сбыта своей специфической продукции. В 60-х годах это привело к так называемой "сексуальной революции".

Естественно, все экономические и моральные условия для этого уже созрели. Радикально настроенная часть общества, прежде всего, молодежь, потребовала свободы в сексуальных отношениях. Данная часть общества принялась на практике осуществлять основные задачи "половой свободы", что подразумевало:
- достижение равноправных отношений в сфере интимных отношений между женщинами и мужчинами, отказ от политики "двойного стандарта" (то есть одним можно изменять, а другим - нет);
- прекратить рассматривать меркантильную сторону брака как основополагающую между отношениями полов;
- достижение материальной независимости между супругами даже при наличии общего семейного бюджета;
- прекратить досаждать общество пуританскими принципами морали и поведения, провозгласить естественной природу человека в сексе;
- партнеры сами принимают решения, сами же их реализуют, государство не правомочно вмешиваться в интимную и личную сферу гражданина;
- свободу в поиске и смене половых партнеров, заключении и расторжении брака (в некоторых государствах Европы брак было невозможно аннулировать, за исключением смерти одного из супругов);
- свободу сексуальных меньшинств, которые в те годы уже давали о себе знать, требовали отмены уголовной ответственности за однополые отношения.

"Сексуальная революция" сопровождалась ростом наркомании и алкоголизма, развязности и криминала со стороны молодежи, и подобное деструктивное проявление привело к сопротивлению хранителей моральных устоев. Наступил кризис поколений. Молодежь разрывала отношения с родителями, покидала города и даже страны, создавала общины коммунистического образца. В те годы расцвели такие движения как хиппи и панки, многие из "отступников" стали пацифистами. Но к середине 70-х годов большинство общин не сумело экономически себя оправдать, движение пошло на спад.

К 90-м годам возникло новое движение, но в отличие от "сексуальной революции" его можно было назвать "сексуальной контрреволюцией". Дело в том, что во многих странах стала распространяться страшная болезнь - СПИД (синдром иммунодефицита, вызываемый вирусом ВИЧ). Ее социальным источником явились те моменты, которые провозглашались в 60-е годы - свобода в выборе полового партнера, гомосексуализм и наркомания. Общество стало понимать, что необходимо придерживаться определенных правил, чтобы избежать вымирания от эпидемии. Возврат к прежним семейным ценностям стал неотвратим и актуален.

Несомненно, "сексуальная революция" оказала существенное влияние на развитие экономики, а также на текущее социальное и демографическое положение Запада. В чем же это проявилось? Прежде всего, появились новые отрасли производства, сформированные межполовыми отношениями (мода, фармацевтика, видео и пр.), а также создались новые рабочие места в сфере услуг. Далее, существенно снизился возраст сексуальной жизни, как у мужчин, так и у женщин: к концу 90-х годов он приходился на 15-19 лет, а не на 20-28, как это было в начале 60-х. Существенно вырос средний возраст вступления в брак, особенно у женщин. Так, если в конце 50-х годов к 18 годам выходила замуж 1/ 4 часть девушек, а доля замужних женщин в Европе и США в возрасте 20-24 лет составляла более 60%, то в конце 80-х соответствующие показатели составляли 8% и менее 40%.

Сохранилась и укрепилась практически во всем мире тенденция эпохи Ренессанса - увеличение доли граждан, никогда не вступающих в официальный брак, - с 5-7% до 12-15%. Европейский тип брачности, однако, не имел особого успеха в азиатских странах.

Усилилось новое направление в межполовых связях, когда граждане создают семьи без официальной регистрации. По мнению экспертов, за несколько десятилетий их доля возросла с 2-3% до 15-20%. Естественно, возросла и доля внебрачных детей с 4-6% до 10-20%. С одной стороны, это ведет к осложнению правовых норм, в частности, вопросов наследства, собственности, пособий и страхования, но с другой стороны, в 90-е годы неформальные семьи в ряде стран добьются таких же социальных прав, как и традиционные.

К началу нового тысячелетия разводы носят массовый характер, поэтому стали обыденным для общества явлением. Существенно возросло число абортов, которые пришлось легализовать в большинстве (даже католических) стран. По свидетельству экспертов, подавляющая доля абортов приходится на женщин 15-20 лет.

В 80-е годы стало понятным, что необходимо управлять процессами в сфере интимных отношений. Государство позволило многим предприятиям инвестировать средства в отрасли, где регулируются подобные вопросы. Достижения современной науки и техники позволили многим людям приобрести вторую жизнь в половой сфере. Медицина сумела изменять пол людей путем хирургической и пластической операций, делать коррекцию тела (изменять размер фаллоса, бюста, бедер), восстанавливать утраченные способности (протезы, препараты "Йохомбе", "Виагра" и пр.). Появились салоны, где опытные специалисты-психологи предлагали одиноким или людям с физическими недостатками решать свои интимные проблемы. Целые фабрики производили вибраторы, искусственные органы, кукол, которые находили спрос. На киностудиях стали производить учебные фильмы о половой технике, а в школах и колледжах - вводятся специальные предметы по психологии семейной жизни.

В итоге это дало положительные плоды. Согласно исследованиям, проведенным Федеральным центром по контролю и профилактике заболеваний в Атланте, в США за последнее десятилетие большинство старшеклассников отрицательно высказалось по вопросу раннего вступления в половую жизнь, а те, кто все же ответил "да", гораздо чаще прибегают к использованию противозачаточных средств. Согласно полученным данным, 52% школьников заявили, что никогда не вступали в половую связь (в 1991 году таких было 46%). Из тех, кто в школьные годы занимается сексом, 57% отметили, что используют презервативы (в 1991 году - 43%). Уменьшилось и число школьников, которые вступали в половую связь с четырьмя и более партнерами (в 1991 году их было 19%, а сейчас - 16%) .

СОВРЕМЕННЫЙ ЕВРОПЕЙСКИЙ БРАК

Техническая и информационная революция, которая изменила социальный облик промышленно развитых государств, не могла не затронуть такого важного общественного института как брак. Страны постиндустриального периода все больше стали вовлекать в сферу производства и управления женщин, в том числе в такие, которые ранее считались исключительно мужскими (армия, флот, авиация). Прекрасный пол добился реального равноправия не только в политической и деловой сферах, но и также в области семейных отношений. Прежде всего, это касается Европы и некоторых стран Америки. Там женщины имеют самостоятельный источник существования, а домашние обязанности между полами распределяются более справедливо. Кстати, все обязанности супругов находят отражение в брачном контракте, который стал необходимым условием института эгалитарного брака. Более того, феминизация достигла таких масштабов, что женщины добились перераспределения собственности: только в США более 70% семейной собственности принадлежит прекрасной половине человечества. Браки, заключенные без официальной регистрации, стали пользоваться такими же правами, что и официальные, а браки, заключенные между супругами одного пола, юридически признаются в некоторых западноевропейских странах. Сексуальные меньшинства добиваются равноправия не только в семейных отношениях, но и лоббируют свои интересы в парламентах, создают свои политические движения.

Между тем техно-информационная тенденция экономического развития последней четверти ХХ века привела к тому, что семья окончательно утратила роль производителя материальных благ. Эти функции перешли фирмам и компаниям, среди которых на долю семейных приходится 10-20%. Соответственно исчезла роль детей как будущих "бесплатных" работников семейного хозяйства, тем более что использование детского труда в развитых странах запрещено.

Особую роль в воспитании детей, подрастающего поколения взяли на себя общественные институты - школы, лицеи, колледжи, среднее образование стало обязательным в промышленно развитых государствах. Более того, государственные и частные страховые компании, пенсионные фонды взяли на себя функции поддержки семьи на случай несчастья или старости. С развитием сферы услуг существенно снизилась роль семьи как организатора потребления экономических благ, быта и досуга. Наконец, брак перестал быть единственной формой организации сексуальных отношений между полами, которые ранее одобрялись обществом.

Влияние на психологическую атмосферу в семьях стали оказывать такие факторы как политическая ситуация в стране, новые религиозные течения, интеграция культур и быта разных наций (особенно в смешанных браках). Искусство также участвует в формировании семейных отношений. Это все привело к тому, что эгалитарный брак оказался менее стабильным, его средняя продолжительность составляет около десяти лет. Как свидетельствуют социологи, менее 1/2 браков, заключенных в 90-е годы, просуществуют более 20 лет. Возросла доля повторных браков и так называемых "перекомпонованных" семей, в которых вместе с супругами живут дети от предыдущих браков.

СЕМЕЙНЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ ВЫМИРАЕТ

По данным ВОЗ, женщина в патриархальных азиатских странах в среднем живет 48-50 лет, что является едва ли не самым низким показателем в мире. Столь высокая продолжительность жизни определяется целым набором биологического, социального и экономического характера. Однако, как отмечают эксперты, главный среди них - это непосильный труд, который йеменки познают с малых лет и на который они обречены до окончания своего недолгого века. На детство девочки отпущено немного - их трудовая деятельность начинается с 6-7 лет, затем раннее замужество, рождение один за другим 5-10 детей. Причем многие умирают еще в репродуктивном возрасте: около 1500 летальных исходов беременных женщин на 100 тыс. случаев. Причина - почти полное отсутствие в деревне системы родовспоможения и охраны материнства. Тех, кому удалось выжить, ждут заботы о многочисленном потомстве, работа на полях, производство материальных благ - то есть те традиционные сферы приложения труда, которые поддерживаются сильным полом.

Полигамия - явление совершенно нормальное в Азиатско-Африканском регионе, поскольку Коран позволяет мусульманам иметь до четырех жен, если они в состоянии их обеспечить всем необходимым для нормальной жизни. Так что ответ на вопрос, сколько иметь жен, в первую очередь зависит от толщины кошелька мужчины. Но в последние годы даже в консервативных арабских странах уже имеются тенденции, разрушающие принципы патриархальных отношений в семье. Феминизация затронула и некоторую часть женщин данных стран, которые предпочитают многомужество. Так, в Египте были зарегистрированы случаи, когда женщина имела нескольких супругов. Так, одна из них - врач из города Сохаг умудрилась быть женой сразу двоих мужчин. Свой поступок она объяснила тем, что первый муж давно находится в США, а ей был необходим сексуальный партнер. Еще одна деловая женщина состояла одновременно в браке с тремя мужчинами и родила им девятерых детей. Она постоянно переезжала из города в город, по нескольку раз уходя и возвращаясь к каждому из мужей, которые ничего не знали друг о друге. Бизнес, которым занималась эта женщина, требовал постоянных разъездов, чем она и пользовалась для устройства личной жизни.

Пытаясь объяснить феномен многобрачия у женщин, все чаще проявляющийся в Египте, социолог Махмуд Ауда утверждает, что таким образом некоторые египтянки возражают против унизительной для них процедуры развода и роли, которая им отведена устоями общественной морали. При этом он также не исключает роли физиологического, материального фактора, сексуальной неудовлетворенности женщины мужем. В любом случае, считает ученый, многобрачие у женщин нетипично для Египта, где семейные отношения строятся на основе предписаний мусульманского права .

ЭКОНОМИКА УЗБЕКИСТАНСКОГО БРАКА

Семейная рациональность особенно ярко проявляется в формировании домашнего бюджета, под которым понимается структура всех доходов и расходов семьи за определенный период времени. По мнению ученых, изучение семейного бюджета представляет особый интерес при анализе состояния экономики любого государства. Для начала рассмотрим показатели развития семейного бюджета жителей Узбекистана.

Номинальные денежные доходы населения в 1999 году по сравнению с 1998 годом увеличились в 1,6 раза, составив 1515,3 млрд. сумов - сумма явно значительная и существенная для жителей республики. В то же время денежные расходы и сбережения достигли, соответственно, 1,6 раза и 1448,9 млрд. сумов, что также свидетельствует об укреплении материального статуса населения. На покупку товаров и оплату услуг узбекистанцами было израсходовано 1293,7 млрд. сумов.

Нужно добавить, что денежные доходы превышали соответствующие расходы на 66,4 млрд. сумов. Эксперты отмечают, что в последние годы наметилась тенденция, когда увеличивается доля доходов от предпринимательской деятельности в общем объеме денежных доходов: только в 1999 году этот показатель увеличился до 29% с 28,2% в 1998 году. Но при этом проявилась тенденция снижения доли доходов за счет оплаты труда: с 29,4% в 1998 году до 28% в 1999 г.

Из общего объема денежных доходов население израсходовало на потребительские расходы 1293,7 млрд. сумов (практически 85,4%), оплату налогов и обязательных платежей - 132,9 млрд. сумов (8,8%), накоплений и сбережений во вкладах, ценных бумагах, включая покупку валюты - 19,1 млрд. сумов (1,3%), прочие расходы - 3,1 млрд. сумов (или 0,2%). Прирост денег у населения составил 4,3%.

Эксперты отметили, что в 1999 году коэффициент опережения роста денежных доходов над ростом цен на потребительские товары и услуги составил 1,25. Среднедушевые номинальные денежные доходы составили 62,1 тыс. сумов, что в 1,6 раза выше уровня 1998 года. Среди регионов Узбекистана, где наиболее низкие показатели среднедушевых денежных доходов населения, явно "лидируют" Джизакская и Сурхандарьинская области.

32% доходов семьи составила заработная плата, в то время как в США на этот показатель приходится 73% доходов. В то же время 28% доходов узбекской семьи обеспечивается за счет предпринимательской деятельности, 23,5% - от продажи сельскохозяйственной продукции, выращенной на собственном земельном участке, и 14,6% - на социальные трансферты. 1,3% в расходах и сбережениях - это прирост во вкладах, ценных бумагах. Как видно из этого, структура доходов узбекской семьи отражает экономику, где господствует частная собственность. Для сравнения стоит сказать, что 27% всей суммы денежных поступлений американских граждан приходится на доходы, приносимой собственностью различного вида:
- коммерческими объектами (иначе именуемыми как "доходы собственников");
- ценными бумагами, то есть акциями и облигациями фирм ("прибыль корпорации");
- сбережениями в банках ("процент") и земельными участками, сдаваемых в аренду ("рента").

Несомненно, в такой экономике семьи выступают как собственники всех ресурсов производства (хотя, и это необходимо признать, не каждая семья владеет всем набором таких ресурсов). Прежде всего, семьи владеют рабочей силой членов семьи; семьям принадлежит земля; семьям (непосредственно или через акции) принадлежат фирмы и предприятия; семьи через принадлежащие им акции владеют месторождениями полезных ископаемых; семьям принадлежат все денежные ресурсы страны. Лишь небольшая доля собственности в такой экономике принадлежит не семьям конкретных граждан, а государству. Например, частные состояния Германии в денежном и натуральном выражении к концу 1998 года выросли на DM 15 трлн. Это на 50% больше, чем на чале 90-х годов. Половину составляет недвижимость, одну треть - деньги, остальное - товары длительного пользования.

В этом отношении стоит рассмотреть долю негосударственного сектора в национальной экономике. В 1999 году негосударственным сектором было произведено 65,6% валового внутреннего продукта (в 1998 году - 64,4%), 61,4% - промышленной продукции (60,2% соответственно), 98,7% - валовой продукции сельского хозяйства (98,7%), 78% - строительных работ (77,1%), 96% - розничного товарооборота (95,5%), 54,7% - платных услуг, оказанных населению (53,7%). В целом, численность занятых на предприятиях с негосударственной формой собственностью составила 73% от общего их количества (в 1998 году - 72,5%). В Узбекистане на конечное потребление домашних хозяйств в 1999 году оказалось направленным 63,2% ВВП при 61,1% в 1998 году.

Экономика зачастую зависит от уровня демографического состояния страны, ибо население является как производителем материальных благ, так и его потребителем. Согласно статистике, численность наличного населения (то есть тех, кто находился в Узбекистане к моменту учета) на 1 января 2000 года составила 24,6 млн. человек и увеличилась на 351,3 тыс. человек (или на 1,4%). Естественный прирост (то есть разница между родившими и умершими) равнялся 413,5 тыс. человек.

Между тем, демографы указывают на тенденцию снижения как абсолютного, так и относительных показателей числа родившихся. Так, число родившихся по сравнению с предыдущим годом снизилось на 9,8 тыс. человек, или на 1,8%. В целом по республике показатель рождаемости снизился на 3% и составил 22,3 против 23 родившихся на 1000 населения. Несомненно, одной из причин подобного явления является проводимая политика планирования семьи.

Снижение рождаемости отмечено во многих регионах, кроме Республики Каракалпакстан, Самаркандской, Ферганской и Кашкадарьинской областей, причем показатель колебался от 0,4% в Джизакской области до 7,8% в Ташкентской. В Каракалпакии рождаемость увеличилось на 2,6%, в Самаркандской и Ферганской областях - на 2,5%, Кашкадарьинской области - на 1,5%.

Число умерших уменьшилось по сравнению с 1998 годом на 7,2%, а коэффициент смертности в целом по республике снизился с 5,8 до 5,3. Снижение показателя смертности отмечено во всех регионах - от 2,4% (в г.Ташкенте) до 13,8% в Навоийской области. Демографы отмечают, что подобное удалось добиться благодаря укреплению системы здравоохранения, развитию медицинской науки.

В то же время необходимо добавить, что из общего числа умерших 50,9% покинули этот мир от болезней системы кровообращения, 13,1% - органов дыхания, 8% - несчастных случаев, травм и отравлению, 7,4% - от новообразований.

Семейная экономика, естественно, формируется за счет создания таких союзов. За 1999 год в Узбекистане было зарегистрировано178,7 тыс. браков, что на 8,2 тыс. больше (или на 4,8%), чем в 1998 году.

В то же время, видимо, какая-то часть супругов не соответствовала вышеуказанным требованиям, и поэтому число разводов составило 10,8 тыс., хотя и уменьшилось по сравнению с 1998 годом на 3,8 тыс. Статистика утверждает, что на 1000 человек приходилось 7,3 брака против 7,1 в 1998 году и, соответственно, 0,4 развода против 0,6.

Если рассматривать данные показатели в региональном разрезе, то можно увидеть, что наибольшее число браков в 1999 году отмечалось в Самаркандской области - 19,9 тыс., Ферганской - 19,6 тыс., Кашкадарьинской - 17 тыс. Но в относительных показателях на первое место выходила Хорезмская область - 8,7 на 1000 населения, Навоийская - 8,2, Бухарская - 8,3.

Наибольшее число разводов пришлось на г.Ташкент - 2,9 тыс., Ташкентскую область - 1,5 тыс., Ферганскую область - 1,0 тыс., а наименьшее число - на Хорезмскую, Сырдарьинскую, Джизакскую области и Республику Каракалпакстан - по 0,3 тыс. В относительных величинах по числу разводов на 1000 человек явно лидировал Ташкент - 1,3, затем следовала Навоийская область - 0,7 и Ташкентская область - 0,6.

Затрагивая аспекты причин вступления людей в брачный союз, то стоит отметить, большинство из опрошенных людей в возрасте 18-42 лет считали, что основой такого их решения служили чувства (53% ответов), в то время как на брак по расчету указало незначительная часть - 4%, на волевое решение родителей - 19%, безвыходная ситуация (неожиданная беременность, боязнь остаться одной и др.) - 5%. В то же время, после года совместной жизни 67% подтвердили, что чувства ушли на второй план, а основными задачами семьи стали экономическая выживаемость и поддержка ее социального статуса. Именно из-за материального состояния супруги планировали рождаемость и количество членов, которых они могут содержать, а также уровень жизни.

Так, на вопрос, что явилось причиной развода, 36% женщин и мужчин ответили, что экономическая несостоятельность семьи, невозможность поддерживать материальное благополучие членов. 29% респондентов заявили о психологической несовместимости супругов, 4% - биологические и психологические отклонения одного из них (болезнь, алкоголизм, наркомания), 6% - измена, 15% - внешнее влияние (вмешательство в дела семьи старших родителей, сослуживцев, органов власти и пр.). Как видно из этого, материальный фактор являлся главенствующим в отношениях супругов.

СЕМЬЯ ЗА РУБЕЖОМ

К концу 90-х годов в Чехии сократилось число заключаемых браков, особенно количество молодоженов до 20 лет. Но в то же время усилились внебрачные отношения между парами. Это означает, что европейский тип брачности здесь приобретает большее распространение: среднестатистическому жениху - 26 лет, невесте - 24 года. Следствием снижения браков стало значительное падение рождаемости, в результате чего население Чехии быстро стареет. К 2020 году более 2/3 граждан составят пенсионеры, что, естественно, усилит социальную нагрузку на национальную экономику, которая должна будет поддерживать жизненный уровень неработающей части страны. Социологи считают причиной этому ликвидация правительством программ поддержки молодых семей, материально стимулировавших рождаемость .

В других странах государство стремится поддерживать семьи. Так, о намерении решить проблему обеспечения жильем молодых людей, вступающих в брак, объявило правительство Ирландии. На эти цели из бюджета было выделено 268 млн. ирл.фунтов ($402 млн.)

На сегодняшний день средний годовой доход рабочих в США, получающих минимальную заработную плату, составляет $10700, что на $2900 ниже официально установленного уровня бедности для семей из трех человек .

ЖЕНСКАЯ И МУЖСКАЯ ЭКОНОМИКА

То, что прекрасный пол кроме духовного общения не прочь получить и материальный достаток - особо доказывать мужчинам не стоит. Но женщины предпочитают иметь и то, и другое. Например, по данным немецкого института "Эмнид", 43% дам предпочитают получать в качестве подарка финансовую возможность для путешествия в заморские государства. Свыше 20% респонденток согласны и на "романтические выходные дни вдвоем", когда можно почувствовать себя любимой и нужной. Любительниц "побрякушек" тоже хватает, однако ювелирные украшения стоят на пятом месте в пристрастиях фрау. Получать их в подарки хотели бы 14,2% опрошенных. "Классическим" подарком всегда считались духи, по крайней мере, так полагал каждый третий немец. Однако, даже не каждая десятая женщина придерживается такого мнения. А для 19% немок лучшим подарком являются деньги, которые можно истратить по своему усмотрению .

В свою очередь, мужчины больше предпочитают иметь наличность, чем сексуальные связи - таковы итоги опроса, проведенного журналом "Плейбой" в США среди лиц мужского пола в возрасте 18-49 лет. На прямой поставленный вопрос: "Кошелек или секс?" - большинство из них с такой же прямотой ответили: "Деньги!". Из тысячи опрошенных 61% заявил, что самое главное для них в жизни - семья. Половина полагают, что главный символ жизненного успеха - собственный дом. Правда, это не означает, что для достижения своих основных жизненных целей американцы готовы трудиться до изнеможения. Как признались 50% участников исследования, если бы у них было право выбора, то они повышению жалованья предпочли бы иметь больше свободного времени .

С другой стороны, существует мнение, что чрезмерная загруженность на работе препятствует нормальной семейной жизни, становится причиной потери контакта с близкими людьми и в конечном итоге - развода. Однако и избыток свободного времени пагубен для семейных уз. По данным ученых Люнебургского университета, после введения в 1996 году на германском автогиганте "Фольксваген" в Вольфсбурге четырехдневной рабочей недели (продолжительностью 28,8 часа с одновременным снижением зарплаты на 20%), количество разводов среди персонала возросло на 48%. Если с 1990 по 1993 годы здесь разводилось в среднем 314 супружеских пар в год, то в 1996 году их было уже 465. При этом пошло на убыль и количество заключаемых браков.

По мнению экспертов, семья разбивается о быт: у людей появляется больше свободного времени для того, чтобы тратить деньги, которых при этом стало меньше. Отсюда - взаимные претензии и рост напряженности в отношениях между супругами, итог же один - развод .

ЭКОНОМИКА ДРЕВНЕЙ ПРОФЕССИИ

С момента появления первых цивилизаций на Земле, частной собственности и торговли возникла и развивалась особая сфера услуг, которая непосредственно, с одной стороны, связана с экономическими отношениями, а с другой, сугубо биологическими. Это проституция.

Индустрия секса в настоящее время в некоторых странах начинает выходить не только на заметные, но и лидирующие позиции в экономике. Зачастую в некоторых беднейших и развивающихся странах секс-индустрия чуть ли не одна стабильно развивающаяся отрасль. Например, экономический кризис, который охватил Индонезию в 1997 году, привел к стремительному росту проституции. В настоящее время, согласно некоторым данным, в стране насчитывается 650 тыс. путан. При этом число официально зарегистрированных работников секс-индустрии возросло с 72,0 тыс. в 1995 году до 150,0 тыс. в 1998 году. Некоторые считают, что эти цифры занижены. Главными факторами пополнений армии проституток - это экономические условия - банкротство предприятий. Из-за этого трудовые ресурсы перетекают в другой сектор экономики - порноиндустрию. Например, "сотрудница" массажного салона получает в неделю до 200 тыс. рупий (или $14), практически столько же, сколько получают работницы текстильного комбината. Другим фактором становится безработица, которая охватывает девушек, прибывающих в крупные города из провинций в поисках заработка. По некоторым расчетам, около 30% среди местных путан - дети.

Тайвань давно уже славиться своей развитой секс-индустрией. Проституция на острове жиждется на стародавней традиции, согласно которой партнеров по бизнесу или просто нужных людей принято ублажать допозна в ночных клубах. Кстати, здесь зарегистрировано 2 тыс. носителей ВИЧ, большинство из которых занесен именно путанами. Но это не пугает потенциальных кандидатов на древнюю профессию. Только в Тайбэе около 200 проституток работает легально, имея для этого лицензии муниципалитета. Между тем, мэр столицы Чень Шуйбяня начал бороться с "труженицами панели", не желая продлевать лицензии. По данным ЮНИСЕФ, на Тайване насчитывается не менее 100 тыс. несовершеннолетних проституток.

В Индии порой трудно определить, что такое проституция. Одни считают это древняя, даже когда-то почетная профессия, другие - многовековая традиция. Между тем, по мнению экспертов Делийской комиссии по правам человека, "торговля любовью" в стране - это мощная индустрия, приносящая доход в 40 млрд. рупий (около $1 млрд.). По официальным данным, профессионалов обоего пола в стране 900 тыс., из них около 30% - дети. Особое развитие детская проституция получила в крупнейших городах - Дели, Мумбае, Чиннаи и других, где несовершеннолетние пользуются повышенным спросом у богатых иностранных туристов. Дело дошло до того, что появились традиционные маршруты тайной транспортировки вовлеченных в этот грязный бизнес детей, которых сотнями везут в мегаполисы из беднейших уголков страны. По оценкам экспертов, армию несовершеннолетних жриц любви пополняют те, кто родился в районах, "исторически" являющимися "кузнецами кадров" профессиональных гетер. А таких районов насчитывается без малого 78, причем их количество увеличивается. С целью борьбы с детской проституции ужесточается уголовная ответственность, вплоть до смертной казни.

По оценкам ООН, около 1 млн. человек в мире ежегодно продаются, принося криминальным элементам около $7 млрд. Между тем, проституция приобретает и значимый социальный оттенок. Например, проведенный в конце 90-х годов опрос среди японских старшеклассниц показал, что большинство из них хотели бы стать гейшами. По данным Галины Липатниковой, "социальный опрос учащихся старших классов школ и студентов вузов Казахстана, который провели женские неправительственные организации, показал: профессия проститутки наряду с другими представляет значительный интерес в плане экономической выгоды. Торговля телом по заманчивости занимает 10-е место среди 20 наиболее предпочтительных видов деятельности" .

На постсоветском пространстве экономика проституции приобретает широкие масштабы. По сведениям международной организации по миграции (МОМ), торговля женщинами из стран СНГ увеличился в 3 раза после распада коммунистической системы. Расцвел в этих странах и преступный бизнес в виде сутенерства. За свои услуги сводники берут 60% гонорара путан.

Другой формой криминального бизнеса, прямо и косвенно связанной с семьей, является торговля женщинами и детьми. По оценкам международных экспертов, этот бизнес является третьим по величине источником доходов международной организованной преступности, уступая лишь наркотикам и оружию. Как заявила Госсекретарь США Мадлен ОЛБРАЙТ, "Возможно, это самый быстрорастущий криминальный бизнес в мире, и в той или иной степени он задевает каждую страну" .

(Частично материал был опубликован в газете "Бизнес-Вестник Востока" в 2000 году).

Источник - ЦентрАзия
Постоянный адрес статьи - https://centrasia.org/newsA.php?st=1050751080


Новости Казахстана
- Рабочий график главы государства
- Закон о ратификации договора о союзнических отношениях с Узбекистаном одобрили сенаторы
- Председатель Мажилиса прибыл с официальным визитом в Китай
- Олжас Бектенов: Мы заинтересованы в расширении взаимовыгодного сотрудничества с Турцией
- Казахская загадка
- Кадровые перестановки
- Гизат Нурдаулетов принял участие в XII Международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности
- Казахстан готов принять участие в строительстве трансафганских железных дорог
- Об АНК и информационной политике
- О встрече главы МИД Казахстана с Заместителем министра иностранных дел Китая
 Перейти на версию с фреймами
  © CentrAsiaВверх