М.Розенберг - Автор "Рухнамы" войдет в историю "зубастым, который жует пшеницу" 22:09 19.04.2003
Марк Розенберг
Во все века не было на земле правителя, не желающего оставить свой след в истории. Иной входит в летопись жизни созидателем, другой - разрушителем. Так обретается бессмертие. Кто-то строит города, укрепляет свое государство, повышает благосостояние народа, другой ведет кровавые войны или угнетает свой собственный народ, повергая его в прах и возвеличивая собственное "Я" всеми мыслимыми и немыслимыми способами. Главное - самоутвердиться, занять свою нишу в мемориале истории.
Не исключение и современные государственные мужи. Вот почему столь интересно знакомство с их мемуарами и прочей литературой, выходящей из-под "золотых перьев". Один такой "труд", изданный в минувшем году, принадлежит перу Сапармурата Туркменбаши - президента Туркменистана. Солидная, прекрасно изданная книга насчитывает более 400 страниц. О чем она? Что заставило политического деятеля, обремененного государственными заботами, взяться за перо? Что побудило его к данному творчеству?
Казалось бы название говорит само за себя. "Рухнама" - Духовное наставление. Кого и на что наставляет отец нации? Давайте заглянем в книгу.
Стоит перевернуть страницу и читателю улыбается сам, не по годам моложавый, пожизненный президент нейтрального Туркменистана Сапармурат Туркменбаши. Слева от портрета его клятва верности любимой отчизне. Затем следуют изображения государственного Герба Туркменистана и государственного Флага, а далее … личного флага (штандарта) президента, на котором сразу бросается в глаза хищный пятиглавый?! (переплюнувший даже российского!) орел, держащий в когтях змею. Налицо полный диссонанс между миролюбивыми государственными символами и, на которых изображены туркменский скакун, колосья пшеницы, коробочки хлопка, орнамент ковра и … "свирепым" президентским штандартом, словно провозглашающим: "Бойтесь меня, трепещите!" Но о вкусах не спорят.
И все же с первых же страниц "Рухнамы" читателя охватывает все более усиливающееся недоумение. Государственный гимн независимого, нейтрального Туркменистана начинается со слов "Великое создание Туркменбаши, Держава родная, суверенный край…" Так и хочется воскликнуть, а как же многовековая история туркменского государства, если все лавры в конечном итоге достаются одному? Не прогневается ли дух великого Огуз-хана и других туркменских правителей, создававших туркменское государство на разных этапах истории?
Буквально на следующей странице (стр. 9) Туркменбаши призывает туркменский народ "стать сотворцом "Рухнама", ибо она - это ты сам, твоя судьба и история, твое настоящее и будущее. Так, ясно подчеркивается, что народу отводится второстепенная роль неразумного младенца. Настоящий творец "Рухнамы", а значит самого народа?! его судьбы и его истории известен. Сомневаться и не приходится. Это его многометровые памятники, золотые бюсты можно встретить в Ашхабаде и в других городах Туркменистана на каждом шагу. Это его называют "посланцем Аллаха", награждают самыми цветистыми эпитетами, поют в его честь денно и нощно нескончаемые дифирамбы. "Нет ему равных и дела его бесценны".
"Эта книга, способная предостеречь туркмен от прежних ошибок, построить их на восприятие истинного отношения к жизни, и к самим себе" - пишет автор (на стр. 253) вот такой вот верный путеводитель в светлую жизнь и универсальный сборник рецептов счастья. Более того, Туркменбаши перекидывает мостик от Корана?!!! к "Рухнаме", ставя их фактически в один ряд, правда с оговоркой, что "Рухнама" туркмен не священное писание, - это духовное осознание целей и задач нации, основанное на ее вере: Автор убежден, что посредством "Рухнама" каждый туркмен должен восстановить ритмичное, благоразумное биение сердца, отрешиться от мучительной и бесплодной суеты, осознать свой национальный долг, возложенный на него судьбой и жизнью" (стр. 25).
Вот оказывается как просто, не нужно думать и размышлять, чтобы осознать свой национальный долг и уяснить в чем смысл жизни, достаточно взять в руки "Рухнама" и соразмерить с ней ритм собственного сердца. "Пастырь", все уже осмыслил и понял и даже "положил в рот" своим "овцам". Осталось только проглотить и жить согласно мудрым наставлениям Туркменбаши.
Но кто же этот "неземной пророк", "гениальный отец нации", "основатель великого государства туркмен всех времен и разновидностей"? Чтобы ответить на эти вопросы необходимо ближе познакомиться с его взглядами и суждениями.
С первых же страниц "Рухнама" Туркменбаши берет на себя роль Песталоцци и проповедует домашнее воспитание. Обращает на себя внимание девятая заповедь: наряжайте девушек и невесток … "Девушки и невестки - украшение дома, его особая прелесть. Роза хороша на кухне, женщина в доме", - изрекает афоризм собственного сочинения Туркменбаши. Эта мысль весьма созвучна и имеет продолжение на страницах 224-225, где автор пишет: "… туркмены полагали, что и престол, и счастье женщины находятся возле очага и не допускали ее к государственным делам. И лишь в Куняургенчском царстве во время правления Султана Мухаммета этот строгий запрет был нарушен. Там наравне со своим сыном управляла государством его вдовая мать Тюркан хатын. Такая поблажка матери со стороны султана вызвала строгое осуждение полководцев, беков, старейшин, священнослужителей. В итоге крупный султанат был повержен Чингизханом".
Не правда ли, от всего этого веет затхлым феодальным душком? Цивилизации уже давно известны имена женщин-правителей, президентов, государственных деятелей, прославленных общественных деятелей, ученых, а Туркменбаши упорно отводит место женщине у очага. Незавидная доля, не правда ли? Тут даже наряды и драгоценности, о которых ратует для них автор "Рухнама", вряд ли помогут. Любопытно, а слыхал ли он вообще что-нибудь о гендерном равенстве?
Есть еще более любопытные вещи. Автор решает на личном примере показать, как надо жить, кого любить, а кого ненавидеть, к чему стремиться. Он сообщает о своем раннем прозрении, когда он смолоду во всем замечал упадок, видел мучения своего народа, когда по его словам "Родина напоминала мне истерзанную страданиями, упавшую ничком и рыдающую от безысходности женщину".
- "И только теперь я понимаю, что чувства, которыми я живу сегодня, зародились в моем сердце давно, задолго до написания "Рухнама", - делится автор. - "Нужен сильный, нужен смелый, нужен мудрый джигит, чтобы возглавить попавших в рабство туркмен. Нужен еще один Героглы" (стр. 45).
Догадаться, кто им стал нетрудно. Потому автор подробно рассказывает свою биографию, делая акцент на восхищающем его дедушке, который лупил мужиков плеткой "за справедливость" и, выжимая скупую слезу из читателя, рассказывает о своем отце, геройски погибшем на войне. В отличие от него трое земляков выжили и вернулись домой. Но как замечает автор, проследивший их жизнь, все неправедно ушли из жизни: один повесился, другой бросился под поезд, третьего парализовало.
- "Да, за все в этой жизни приходится держать ответ. С тебя спросится за любые ошибки!" - грозно резюмирует автор "Рухнамы".
Эта мысль со зловещим смыслом повторилась в наши дни. Всем памятно покушение на президента С.Ниязова 25.11.02г., которое российские и западные СМИ назвали инсценировкой, а активисты туркменской оппозиции расценили как провокационный повод для расправы с цветом нации, борющемся против тоталитарного режима, за истинную свободу своего народа. Они обвиняют не легитимного президента в геноциде своего народа, присвоении только в минувшем году 42 миллионов долларов из госбюджета, в росте наркомании, воровства, проституции, в нехватке школ, детсадов, упадке образования и культуры, в преследовании оппозиционеров и их семей, удушении свободы на корню.
Правозащитные организации бьют в набат по поводу нарушений прав человека в Туркменистане, приводят шокирующие цифры и факты. Последняя яркая иллюстрация - массовые аресты, показательные суды, низменные телевизионные кампании пропагандистского толка вокруг лидера оппозиции Бориса Шихмурадова и его товарищей. По сведениям оппозиции истязаются и стираются с лица земли семьи и близкие этих людей, а самих их превращают в "растения" с помощью психотропных средств.
- "Туркменская земля не носит предателей, она забрасывает их камнями презрения! … В семье не без урода. Судьба сама расправилась с этими людьми!", - утверждает автор "Рухнамы" (стр. 181).
По признанию Туркменбаши в туркменском языке нет синонима слову "предатель", но зато великий "знаток языка" сообщает, что "туркменское слово "эр" - (мужчина) в мировых языках трансформировалось в "сэр", "хэр", "герр". Вот такое вот лингвистическое открытие! И таких "перлов" в "Рухнаме" немало. Чего стоит в контексте с расправой над Б.Шихмурадовым и его товарищами призывы к любви, дружбе и миролюбию!
"Смысл твоей жизни - в любви друг к другу, любви ко всему сущему! " (с.251) - цинично утверждает автор "Рухнамы". Так может говорить только волк, поедающий овцу.
Словоблудие, граничащее с маразмом, лицемерие и мания величия, доведенная до абсурда, жестокость и кровожадность - вот о чем свидетельствует и вот на что наставляет эта книга. Красной нитью проходит через нее безнаказанный культ силы. "Пшеницу жует зубастый" - эта мрачная поговорка глубже и глубже укоренилась в народном сознании", - пишет автор "Рухнамы" (стр. 16). Нет сомнения, что Туркменбаши и сегодня утверждает этот кровавый постулат. И как бы не натягивал на себя овечью шкуру, в историю войдет "зубастым, который жует пшеницу"?
|