А.Ахмедов - Честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке 22:37 22.04.2003
Анвар Ахмедов
Тюбетейки, созданные искусными руками узбекских мастериц, украшают экспозиции многих музеев, в качестве сувениров их увозят домой иностранные гости и туристы.
Богатейшая орнаментальная система оформления тюбетеек тесно связана с духовной жизнью, нравами и поэтическим мироощущением народа. Этот вид искусства прошел длительный путь развития, многие поколения вышивальщиц, унаследовав традиции национального искусства, вкладывали в изделие частицу сердца и свое понимание прекрасного.
В стародавние времена караванщики, боясь нападения грабителей, не выходили в путь поодиночке, а гуртом - в сообществе купцов и торговцев. Они хорошо знали местонахождение карокчи - грабителей и, чтобы вызнать, отсиживаются ли они дома или ушли "на промысел", отправляли тайно в их логово наиболее смелого и опытного человека. Он узнавал все, что требуется, а затем на почтительном расстоянии от воровского квартала, взобравшись на пригорок, подавал знаки своим: обычно водрузив на кончик пики колпак, тельпак или дуппи (тюбетейку), размахивал в воздухе и подбрасывал высоко вверх. Это было добрым знаком разбойников нет на месте, они где-то в других местах. А в случае опасности лазутчик размахивал головным убором в противоположные стороны. И караванбаши, согласно знаку, приступали к действию. Поэтому в узбекском народе слова - "я подбросил тюбетейку вверх" - выражают значение радости и ликования.
Примечательно, что слово "тюбетейка" вошло во многие словари разных народов. Так, в словарях русского языка оно означает: "Маленькая с узором шапочка, облегающая темя" (С.И.Ожегов), "Маленькая круглая шапочка, обычно расшитая узорами" (Д.Н.Ушаков), "Круглая или островерхая неглубокая шапочка с вышитыми или ткаными узорами" (Академический словарь).
Но почему тюркское "дуппи" так непохоже трансформировалось в "тюбетейку"? Оказывается, оно было заимствовано от татарского "тубэтэй" (тубэ - верх, вершина) и, таким образом, "дуп" и "туб" имеют общий корень, и к тому даже оба языка принадлежат к тюркской группу.
Поскольку тюбетейка - национальный головной убор и неотъемлемая часть узбекского национального костюма, то совершенно естественно, что она нашла широкое место в фольклоре и образноречевом арсенале носителя языка: встречается в поговорках, в пословицах и в загадках. Так, в узбекской среде, когда хотят образно сказать о том, что будет выполнено мигом, тотчас, говорят: "Дуппингни бир айлантиргунча" ( "За время, пока повернешь тюбетейку вокруг головы" ).
О, эта славная знаменитая тюбетейка! В каких только ипостасях она не выступает, какие только чувства и эмоции не выражает!
Бывало, в прежние времена какой-нибудь чапани-ухарь, развеселый бравый джигит пройдет мимо людей, надев набекрень свою тюбетейку. И этим он выражал не только свой кураж, но и показывал всем свое благополучие, довольство жизнью, беззаботность. Обычно таких счастливчиков, носящих тюбетейку набекрень, больше всего можно было видеть среди не обремененных семейными заботами безусых юношей. Сдвинув тюбетейку на затылок или сложив ее пополам, и держа в руке, они расхаживали с песнями на пирах и тем тешили себя. О таких молодцах люди отзывались: У него тюбетейка всегда сложена пополам; Или же говорили им вслед: Гуляй, гуляй и тащи свою тюбетейку арбой!
Иногда тюбетейка неожиданно выступает и героем юморесок. Сказывают, один плешивый джигит - каль уронил в арык свою тюбетейку. Стал он в отчаянии метаться по берегу, пытаясь достать ее из воды, чтобы спрятать под ней свою плешь. Но тюбетейка, увы, уплывала все дальше и дальше по течению. Тогда плешивый джигит, видя, что старания его напрасны, достал свой гребень. Ведь говорится же: "Что имеет наш облезлый? Только гребешок железный".
И каль, подбоченясь, чванливо промолвил: - Подумаешь, какая - то тюбетейка! Ну и пусть себе плывет, ведь она мне была тесна и мала...
Славная ни, с чем не сравнимая тюбетейка, бывает и близким другом, и наперсником в тяжелый час. Когда необходимо сосредоточиться, спокойно обсудить создавшееся непростое положение, говорят: Если нет советчика, положи тюбетейку на землю и хоть с ней посоветуйся .
В узбекских загадках тюбетейка описывается затейливо и мудрено, и, прежде всего, указывается на ее внешнее украшение: "На голове ободок, в ободке мотылек", "Сама - одна, лиц - четыре, детишек-шестнадцать".
Наиболее распространенной разновидностью мужской тюбетейки является чустская тюбетейка. Характерным для нее является черный фон и белый узор в виде четырех стручков перца "калампир", по одному в каждом секторе тюбетейки, и вышитый расположенными в ряд - арочками околыш.
Любопытно, что четыре цветка в верхней части тюбетейки, по легенде, как бы охраняют с четырех сторон здоровье мужчины, а шестнадцать цветков по кромке тюбетейки выражают пожелание семье быть большой и дружной (иметь шестнадцать детей). Как утверждают исследователи, вышитые белым шелком цветы на белом фоне служили как бы знаком чистоты души и сердца мужчины.
Небезынтересно будет также узнать о том, что во время торжества или траура снять головной убор в обществе единоверцев считается на Востоке актом неделикатности. А сорвать его с головы - значит, нанести глубокое оскорбление. Недаром в народе до сих пор существует старинное присловье, что честь и совесть мужчины заключается в его тюбетейке.
Высокие художественные достоинства, орнаментальные образы вышивок узбекских тюбетеек окрашены глубоким эмоциональным звучанием и исполнены поистине богатой вдохновенной и солнечной фантазией. И, наверное, в этом их сила, таинство и чарующее волшебство.
|