Авангард восточной кисти. В Ташкенте проходит выставка "Шедевры Нукусского музея" 09:03 07.05.2003
В Ташкенте с 29 апреля по 11 мая проходит выставка "Шедевры Нукусского музея" Алишер ТАКСАНОВ
189 выдающихся художественных произведений, среди которых 86 - живописных и 103 - графических из коллекции Каракалпакского Государственного музея искусств имени И. Савицкого экспонируются в Центральном выставочном зале Академии художеств Узбекистана. Это собрание шедевров авангарда и поставангарда, многие из которых выставлены впервые, считается одним из крупнейших в мире.
Экспозиция организована Академией художеств и министерством по делам культуры Узбекистана, общественной организацией "Друзья Нукусского музея", представительством ООН в Ташкенте. Ее открытие приурочили к проведению знаменательного события - 12 годового заседания Совета управляющих Европейского банка реконструкции и развития.
- Это четвертая выставка Нукусскогго музея в Ташкенте, - сказал на церемонии открытия Генеральный менеджер гостиницы "Интерконтиненталь-Ташкент" Крис Краммер, являющегося одновременно руководителем ННО "Друзья Нукусского музея". - Ранее выставки не были такими масштабными, а сейчас на экспозицию выставлено около 200 работ, более половины из которых ранее хранились в запасниках и никогда не демонстрировались. нынешняя выставка предопределена тремя важными событиями: необходимостью показать миру, насколько богат Нукусский музей, саммит ЕБРР и возведением нового здания музея.
Представитель ЮНЕСКО Бари Люнге отметил, что сокровища, хранящиеся в музее, достойно представлены в престижных международных справочниках по художественной культуре, в частности, "Словарь искусств", "Изучение мира". Он же призвал присутствующих вступить в общество "Друзей Нукусского музея" и оказать содействие в развитии искусства Узбекистана.
Коллекционер этого выдающего собрания - Игорь Савицкий был не только создателем музея, но и талантливым художником, любящий писать пейзажи, в которых запечатлевал красоту природы и родного края. Ярким свидетельством этому служат его картины "Карагачи в Хиве" и "Закат в Карши". Его самоотверженный труд во благо отечественной культуры был оценен только в 2002 году высшей наградой страны - орденом "Буюк хизматлари учун". Хотя следует признать, что в течение многих лет музей прозябал, и у правительства не было средств на его реконструкцию и содержание. Лишь только после визита французского президента в Узбекистан руководством музея было обращено внимание иностранцев к проблеме сохранения культурного наследия Каракалпакстана, и последние изменения в Музее искусств им. И.Савицкого - это прямой результат далеко не отечественной поддержки.
Среди демонстрируемых на выставке произведений искусства 20-30-х годов прошлого века следует отметить работы известных художников узбекской школы живописи: Александра Волкова "Весенняя посевная" и "Сбор хлопка", Николая Карахана "Поливальщик", Урала Тансыкбаева, Виктора Уфимцева "Батум" и "К поезду", Усто-Мумина и других. На их примере впервые так широко предоставлены определенные этапы развития национального художественного творчества. Кстати, многие авторы получали образование в студиях Парижа и Мюнхена, поэтому хорошо были известны в Европе и их имена долгое время значились в каталогах парижских выставок.
Среди экспонатов - также полотна выдающихся мастеров кисти Роберта Фалька "Двойные портреты" и "Натюрморт со жбаном", Александра Шевченко "Баба с ведром", написанная в футуристическом стиле. Кстати, данные мастера являются учителями Игоря Савицкого по художественному институту.
Привлекают внимание любителей искусства и такие картины, как Виктора Лысенко "Бык" (самое известное его произведение, выполненное в конструктивистской манере), Алексея Юсупова "Восточное кафе" (или "Чойхона", в котором российский художник показывает свое видение Востока), Александра Куприна "Натюрморт с розовым чайником", Надежды Кашиной "У Шердора", Алексея Моргунова "Зрители" (в стиле модернизма), Александра Поманского "Автопортреты", Ефросиньи Ермиловой-Платовой "Отбелка холста", Алексея Рыбченкова "За бутырской заставой", Алиса Порета "Девка-чернавка", Рувима Мазеля "Перкочевка" (в его работах чувствуется влияние восточной миниатюры и русского иконописного искусства, кстати, в коллекции музея хранится более 1,0 тыс. его полотен), Николая Григорьева "Торговые ряды в Самарканде", Ростислава Барто "Рыбачка" и "Дагестанка", Сафроновой "Женщина с кошкой на коленях" и "Лежащая женщина" (картины написаны под влиянием школы французских имприссионистов, в частности, Ренуара), Витинга "Портрет Аксенова", "Мужчина в цилиндре" и "Портрет девушки в желтом платье" (в духе германского экспрессионизма), Богданова "Автопортрет в восточном халате". Из многочисленных мастеров графических работ наиболее известны Михаил Соколов и Андрей Милашевский (руководитель знаменитой "Группы 13" - объединения художников) "Натюрморт" и "Мужчина с кувшинкой".
Многие художники являются малоизвестными, но не в силу того, что они были менее талантливыми, а потому что их творческая деятельность и жизнь прервалась из-за политических репрессий тех времен. Экспонируемые на выставке картины, выполнены в различных манерах живописи и графики, стилистическая направленность которых именуется как сюрреализм, экспрессионизм, конструктивизм, кубизм и футуризм - творения, созданные в духе динамичного модернизма.
Справка: Государственный музей искусств Каракалпакстана был основан в 1966 году в Нукусе. Его коллекция включает более 7,4 тыс. картин, почти 25,0 тыс. графических работ, 1,3 тыс. скульптур, 7,5 тыс. предметов прикладного национального искусства, 1,9 тыс. монет и свыше 8,6 тыс. археологических находок из Каракалпакстана и региона Хорезма, а также России. Создатель музея Игорь Савицкий (1915-1984), археолог и художник из России, приехал впервые в Каракалпакстан в 1950 году в составе Хорезмской археологической экспедиции, возглавляемой известным ученым Сергеем Толстовым. И.Савицкий начал собирать образцы народно-прикладного искусства каракалпаков - немногочисленного народа, населяющего северо-западную часть Узбекистана. Вскоре он переехал в Нукус на постоянное жительство, создал здесь каракалпакскую школу искусств и способствовал становлению и творческому росту многих национальных художников. В 1966 года он открыл Музей искусств и стал его директором. В этом качестве он объездил Советский Союз, собирая произведения российского авангарда и поставангарда 20-30-х годов, которые в то время были запрещены к показу.
Небольшие выставки работ из коллекции музея проводились в Германии (1995 году), Франции (1998), Италии (2001). В настоящее время проводится выставка в США.
Неправительственная организация "Друзья Нукусского музея" официально основана 21 мая 2001 года. Ее членами являются частные лица и организации, работающие как в Узбекистане, так и за рубежом. Основная цель - содействие, организация и участие в культурных, благотворительных, образовательных и социальных мероприятиях, направленных на поддержку Государственного музея искусств имени Игоря Савицкого. На Ташкентской экспозиции ННО профинансировала оформление почти 100 экспонатов и выпуск плаката, ею создается веб-страница, посвященная музею, подготовлен видеофильм о Игоре Савицком. Организация содействовала поездке работников музея в США с целью знакомства с деятельностью музея Симерли.
*****
Друзья нукуского музея пытаются сохранить его уникальную коллекцию Джош Мачледер, директор агентсва международных новостей в Узбекистане Eurasianet
Летняя жара сжигает Нукус, отдаленный город на северо-западе Узбекистана, расположенный между пустынями Каракум и Кызылкум. Работники Государственного Художественного Музея имени И.В. Савитского встают в 6 утра, чтобы открыть окна и полить помещение водой в надежде на то, что такая увлажняющая система лучше будет предохранять от жары полотна, висящие на стенах. Сохранение уникальной коллекции музея - это ежедневная забота города, переживающего сильную засуху, экологический и экономический беспорядок.
"Наш музей живет только благодаря энтузиазму своих работников", говорит Мариница Бабаназарова, директор музея. "Они преданы искусству."
Сотрудники музея преданно охраняют наследие основателя музея, талантливого московского художника и увлеченного коллекционера Игоря Савитского, с которым они работали до самой его смерти в 1984 году. В середине пятидесятых годов Савитский поселился в столице Каракалпакии, автономной республике Узбекистана, находящейся далеко от центра советского авторитаризма, где он мог вывесить не - санкционированные полотна авангардистов, стиль которых противоположен стилю советского реализма, установленного Сталиным в 1930-ые годы. Савитский пополнял свою коллекцию и во время своих поездок по Советскому Союзу вплоть до последних дней.
В то время Савитский был одним из немногих людей, кто понимал ценность этих работ, работ, которые постоянно находились под угрозой потери. Он спас их, разместив в своем отдаленном музее. И только с наступлением перестройки музей заявил о существовании неконформистских работ, которые висели наряду с официально признанными полотнами, таким образом, нукусский музей стал очагом совершенно неизвестного до сего времени истории советского искусства.
Савитский всегда мечтал о том, чтобы люди приезжали в город посетить его музей, вспоминает Бабаназарова. Сегодня мечта его наконец-то исполнилась. В 1998 году Нью-Йорк Таймс напечатала статью о малоизвестном музее и сразу же группа коллекционеров и искусствоведов прилетели прямым рейсом из Нью-Йорка в Нукус. С тех пор музей продолжает привлекать туристов, также, как и внимание средств массовой информации к ранее неизвестному городу, который ассоциировался у людей, в основном, с проблемой кризиса Аральского моря.
Исходя из того, что музей держится на энтузиазме его работников, решили создать международную негосударственную организацию "Друзья Нукуского Музея". "НПО создана местными и международными энтузиастами, главной целью которой является помощь в сохранении музея и организации выставок", говорит Барри Лейн, действующий председатель организации и представитель UNESCO в Узбекистане.
Как говорит Лейн, музей, имеющий археологические и антропологические коллекции , отражающие культуру и фольклор Каракалпакии, представляет огромную ценность и гордость для региона и в представлении каракалпакского народа.
"Не секрет, что многие хотели бы иметь такую коллекцию", говорит Бабаназарова, ссылаясь на предложения и давление продать коллекцию или же перевезти ее в другое место. Для сохранения коллекции в Нукусе и завершения строительства нового здания музея, НПО собирается провести компанию по сбору средств. Строительство было начато еще в 1970-ые годы на центральной площади, однако, в скудном бюджете города нет денег для завершения строительства, и денег не предвидится в ближайшее время. Сейчас музей находится в невзрачном двухэтажном здании городской галереи; а в другом здании, находящимся поблизости находятся этнографические коллекции и многие другие вещи, которые не вмещают ограниченные площади музея.
Ничего неподозревающие прохожие и представить не могут, что в этом невзрачном здании находится одна из величайших галерей в мире; находится, хотя и неизвестная, коллекция советского искусства 20-30-ых годов. Специалисты считают ее второй крупнейшей после знаменитой русской коллекции, находящейся в Санкт-Петербурге. Здание же совсем неприспособленно для выставки картин - свет тусклый, выставочные залы небольшие и стены здесь плотно увешаны картинами; вдобавок, климатические условия в здании не соответствуют требованиям содержания картин, из-за этого работники музея вынуждены вставать рано в летнее время в попытке хоть как-то улучшить условия. Учитывая положение дел в музее НПО собирает деньги для покупки кондиционеров и увлажнителей воздуха.
И последнее, НПО хочет создать на базе музея образовательные и туристические программы, которые, как она надеется помогут обедневшему району.
В честь открытия нового НПО 10 мая в отеле Интерконтиненталь в Ташкенте организовали выставку под названием "Редко выставляемые ценности из Нукуского музея". На выставке были выставлены картины , которые никогда ранее не выставлялись за пределами Нукуса, включая работы художников Узбекской школы – А.Волкова, М.Курзина, Н.Карахана, В.Уфимцева, У.Тансыкбаева.
Отвергая неоднократные предложения перевезти коллекцию из Нукуса в более крупный культурный центр, для того чтобы мир мог получить более широкий доступ к коллекции, Бабаназарова выражает твердую уверенность в том, что музей должен оставаться в Нукусе. "Эта коллекция была признана в Каракалпакии", говорит она. "Наша земля стала второй родиной для многих художников, которых официально не признавали. Савицкий до последних дней был связан с каракалпакской землей. Он похоронен здесь в Каракалпакии, хотя и умер в Москве. Это была его последняя воля."
*****
Примечание ЦА. "Авангард, остановленный на бегу" - альбом рассказывает о развитии авангарда в СССР, содержит множество фотографий, краткие биографии художников и репродукции их картин, в том числе и экспонаты нукусского музея. Издание 1989 года, 264 стр., цена: 2727 руб. (Озон.Ru)
|