А.Ахмедов: Еркурган - наследие веков 00:00 13.05.2003
Анвар Ахмедов
Узбекистан уверенно движется по пути перемен. Одно из свидетельств этого возрождение интереса народа к своей истории, духовному богатству наследия предков. Сама жизнь убедительно показывает, что без глубокого знания прошлого, бережного отношения к историческим памятникам архитектурным, письменным, всему культурному богатству, нельзя строить здание будущего.
В Кашкадарье немало памятников древности, среди которых есть и взятые под эгиду ЮНЕСКО. В первую очередь это город-музей Шахрисабз, отметивший в минувшем году свое 2700-летие. Наряду с известными всему миру памятниками эпохи Тимуридов есть в этих краях места, таящие немало интересного и еще не сказавшие своего последнего слова в истории. Одно из них городище Ер-курган, расположенное на пути из Карши в Касан. На протяжении почти двух десятков лет здесь велись раскопки, давшие исследователям немало интересных сведений из прошлого. Не случайно Ер-курган вызвал большой интерес ученых, участников международной научной экспедиции ЮНЕСКО по Великому Шелковому Пути, прошедшей в конце прошлого столетия.
Широкий обзор на таинственное прошлое открывается с Кургана древнего городища, известного и под названием Наутака. Сквозь дымку тысячелетий видятся недолгие годы расцвета оазисов. Одно из прочтений слова Кашкадарья означает Долина дворцов на холмах . Дворцы, окруженные толстыми глинобитными стенами (толщина некоторых из них достигала 17 метров и сверху по такой стене передвигались не только люди, но и арбы), которые в свою очередь были опоясаны глубокими рвами с водой визитные карточки очень древней земледельческой, позднее городской культуры Согдианы. В центре Еркургана на холме располагался дворец правителя, вокруг были дома знати, на окраине города селился мелкий люд, дехкане, ремесленники. Население занималось животноводством и земледелием. Мужчины и женщины, юноши и девушки, достигшие совершеннолетия ездили на конях, охотились. Основными орудиями охоты были арканы, ножи, мечи. Начиная с трехлетнего возраста, дети и зимой и летом ходили без обуви, в 14 лет уже были готовы к самостоятельной жизни. В 18 лет это уже были искусные воины. Ремесленники изготавливали керамическую посуду, предметы быта, шили одежду, выделывали шкуры, использовали их для производства одежды, обуви и других изделий. В годы своего расцвета Еркурган входил в тройку наиболее крупных и известных городов Согдианы, наряду с Маракандой (Самаркандом), Дальварзинтепой (Сурхандарья).
Однако и мощные крепостные стены не сдержали алчных завоевателей. Немало мирных земледельцев и скотоводов пали от меча воинов Дария и Кира. А два века спустя по этой земле губительным смерчем прошли фаланги Искандера Зулькарнайна Александра Макендонского. Но на земле древней Бактрии и Согдианы они встретились с ожесточенным сопротивлением, сведения о котором дошли до нас из письменных источников, авторами которых являются историк Арриан и римский поэт Квинт Руф. Широко известно восстание Спитамена, который после решающего сражения в месте, где ныне расположен кишлак Жом, был разгромлен превосходящими силами противника и с остатками повстанцев скрылся в сторону Дальверзина и позже был убит. Героически сражалось с завоевателями и население Еркургана.
Город был подожжен и разорен, а канал, питавший его водой, был повернут в другом направлении. Местные жители, оставшиеся в живых были вынуждены покинуть разрушенный город.
Результаты археологических раскопок свидетельствуют о том, что город все же неоднократно возрождался и люди жили здесь вплоть до XII века. Упорно теснили местное население и в долгий период великого переселения народов кангюйские племена, эфталиты, юеджи. А потом пылало восстание под предводительством Муканны. Семнадцать лет сражались китабцы, шахрисабзцы, несефцы, гузарцы против гнета арабского халифата. Веками страдала долина от грабительских набегов полчищ Чингизхана, междоусобных феодальных воин ханов и беков.
Археологи неутомимые исследователи истории по крупицам собирают ее свидетельства. На раскопках городища Ер-курган работала экспедиция Института археологии Академии наук Узбекистана. Немало времени посвятили изучению этого памятника ученые Р.Х. Сулейманов, Н. Нефедов, С.К. Кабанов, И.Х. Исомиддинов и другие. Глубокий интерес археологов Еркурган вызывает оттого, что на протяжении почти 12 веков начиная с VI века до нашей эры этот город был центром древней густонаселенной области. Ученые на основе полученных ими сведений утверждают, что население этого края пользовалось достаточно развитой системой орошаемого земледелия, а всеь оазис был покрыт густой сетью мелких и крупных поселений, соединенных дорогами с городами, где жили ремесленники и купцы, представители других сословий. По этой территории проходила одна из ветвей Великого Шелкового Пути. Торговля велась и с соседними Согдом и Бактрией.
Во время раскопок на Еркургане вскрыты уникальные по своей значимости памятники: храм, дворец правителя, кварталы гончаров и кузнецов, было найдено много ценных материальных и художественных изделий, редчайшая коллекция медных монет местного чекана. Возможно все они помогут точно определить древнее название столицы оазиса. Анализ металлических изделий из Еркургана позволил связать их с месторождением медной руды в Яккабагском районе.
Уникальные фрагменты с надписями на согдийском наречии впервые в Кашкадарье были найдены на небольшом холме Хонтепа в храме, возведенном жителями Еркургана на месте захоронения своих умерших сограждан и предавшими ему облик дворца с башнями и бойницами.
Сюда они приносили чаши и кувшины, жгли ароматические травы и поминали предков. По свидетельствам ученых некоторые элементы поминальных обрядов современных жителей Кашкадарьи имеют глубокие корни и совершались еще полторы тысячи лет тому назад.
Материальные памятники несут в себе следы и греко-македонской, арабской культуры, древних религий, среди которых не только ислам, но и зороастризм.
Впервые здесь была найдена древнейшая дахма место выставления умерших. Древние еркурганцы поклонялись огню, воде и земле. Вот почему они не хоронили или не сжигали тела умерших, а выставляли их на возвышение, а потом укладывали кости в специальные ассуарии. Они были четырехугольные с крышками из керамики, ганча и других материалов. Иногда крышки украшались рисунками, свидетельствовавшими о развитии изобразительного искусства в доисламский период.
Комплекс археологических памятников Кашкадарьи яркая страница истории человечества. Еркурган и другие древние городища требуют серьезного внимания и изучения. Ведь тут под толщей земли могут храниться еще более интересные, а возможно, и сенсационные находки.
|