А.Ахмедов - Сардоба из Майманака. Символ жизни для измученных жаждой путников 11:07 16.05.2003
Анвар Ахмедов
Историю Кашкадарьинского оазиса можно по праву назвать историей борьбы человека за воду. В степной ее зоне, иссушенные вековой жаждой миллионы гектаров бесплодной прежде земли лишь после ее освоения и строительства каналов расцвели садами, зазеленели полями. В этих краях всегда знали цену воде и не уставали повторять, что вода это жизнь.
В Касбинском районе в местечке Майманак сохранился такой памятник прошлого, как Сардоба (водохранилище). Она представляет собой углубленную в землю цилиндровую цистерну довольно крупных размеров (диаметром около 16 метров), перекрытая высоким ступенчатым куполом. Сложена она из плиточного жженого кирпича укрупненных размеров на водоустойчивом растворе Кыр.
Постройка эта, несомненно, периода расцвета государства и, может быть, это одна из Сардоб, строительство которых легенды приписывают Тимуру или Абдулле-хану. Слово Сардоба в переводе с фарси означает: Сард - холодный, Об - вода.
Их строили там, где не было естественных источников, нередко на караванных путях, кстати, одна из троп Великого Шелкового Пути как раз проходила именно здесь. Эти образцы гражданского строительства, без преувеличения являющиеся символом жизни для измученных жаждой путников, можно встретить в Кашкадарьинской, Бухарской и Сурхандарьинской областях Узбекистана, а также в соседнем Туркменистане. Судя по источникам в междуречье Амударьи и Сырдарьи в средних веках было свыше четырех десятков Сардоб, в том числе в Мирзачуле 3, на территории между Ташкентом и Ферганой на торговых путях, в степи Сандикли по дороге, связывающей Керки и Карши Сардобы отмечались в XVII веке. В Каршинской степи их было 29, о них пишет в своих записках (1863г.) венгерский путешественник А.Вамбери. Писатель Мирмухсин в своем романе "Меъмор" описывает строительство рукотворных водохранилищ. - Во времена правления Саманидов и Караханидов между Карши и Шахрисабзом было построено несколько Сардоб. Целую неделю прожил возле одной из них Абу-Райхан Беруний по пути в Газну, - писал он.
В отличии от пышных дворцов и других величественных сооружений, возводимых с целью увековечения славы правителей, Сардоба строилась для нужд тысяч людей. Ее воду пили сами люди и поили свой скот. Строительство Сардобы считалось милосердным и благородным делом. Как правило, возводили ее всем миром методом хашара (своеобразное подобие современного субботника).
Многие из них не пощадило время. Но те, что сохранились живые свидетельства прошлого. Майманакская Сардоба расположена в двух километрах от одноименного кишлака. По некоторым источникам до нас дошли сведения, что она была построена по инициативе сына Абдуллы-хана II (1587-1598гг.) в XVI веке. Сардоба расположена в низине, две трети ее высоты находятся внизу, увенчанные сверху куполом. Сюда естественным способом собирается дождевая вода и влага от растаявшего снега сквозь проделанные отверстия. Интересно, что при постройке Сардобы не использовалось дерево. Технология была следующей: привозилась чистая глина, просеянный песок, смешанный обязательно с пеплом сгоревшей колючки-янтака и камыша. Кирпич должен был быть влагоустойчивым и его обязательно обжигали. Для скрепления кирпичей в раствор кроме глины и воды добавлялось овечье молоко и верблюжья шерсть. Дно сначала выстилалось обработанными бычьими шкурами и кошмой, затем укладывался кирпич.
Таким образом, вода не просачивалась в почву и сохранялась в Сардобе. Примечательный факт, что вода не портилась в ней в течение 2-2,5 лет.
К сожалению, время не донесло до нас имена строителей Сардобы. Однако в том, что они были искусны в своем деле сомневаться не приходится.
Исследователи считают, что до революции водой из майманакской Сардобы активно пользовались узбеки-карлуки предки тех, кто и сегодня живет в кишлаке Карлук Мубарекского района, расположенного неподалеку отсюда.
Рядом с Сардобой находился Караван-сарай. Здесь же жил сторож и хранитель Сардобы, следивший за чистотой воды. Попытки испортить воду расценивались как осквернение и строго наказывались. Существовал свой ритуал пользования водой из Сардобы. Здесь находилось одно ведро, которым пользовались все, кто приходил за водой. Каждую осень перед началом дождей Сардобу чистили. И она служила людям дольше, радуя их чистотой холодной воды, каждая капля которой в безводном краю была на вес золота.
Новая цивилизация, пришедшая на смену старой, исключила из жизни Сардобу. Было время, когда ее даже засыпали, сделав из нее склад. Потом опомнились, привели ее в порядок. Ведь это памятник материальной культуры, штрих прошлого, дошедший до нас. Сегодня назначение майманакской Сардобы в другом.
В 1930 году ее наряду с другими памятниками Кашкадарьинского региона изучал профессор М.Е.Массон. Исследовали ее и другие ученые. И все же майманакская Сардоба изучена еще не полностью и продолжает хранить свои нераскрытые тайны.
На фото. Хива. На переднем плане справа - сардоба.
|