Саид Муминов - Лянгарские памятники. Лучше один раз увидеть... 18:37 24.05.2003
Саид Муминов
В двадцати восьми километрах от районного центра Камаши находится местечко Лянгар. Его название можно трактовать как "Хауз", а иногда как чашка, в которой раздавалась пища беднякам у мазаров святых. Существует и перевод его как "приют", "обитель", место упокоения святого или в переносном смысле, как употребляли его персидские поэты - "якорь", брошенный путником жизни. Легенда рассказывает, что, когда шейх Мухаммад Садык достиг состояния суфийского совершенства, наставник отпусти его в мир со словами: "Пусть местом твоего постоянного пребывания будет то, где верблюд твой упадет и не встанет три дня". Первый раз верблюд упал от усталости в Эски-Лянгаре (близ нынешнего кишлака Каякама Чиракчинского района), но через сутки он встал и двинулся дальше. Во второй раз он упал у селения Бува Шодди Яккабагского района и пролежал там два дня. И, наконец, дойдя до Кокбулакского Катта-Лянгара, он пролежал там замертво три дня. Тут и остался жить Мухаммед Садык. Предание рассказывает далее, что он поселился на близлежащем городище Мунчак-тепе и лишь, когда в селении была отстроена мечеть, перебрался к ней поближе. Мавзолей, согласно легенде, построен позже.
Мечеть строили египетские мастера, которые передавали кирпич из рук в руки из керамической печи. Возвели ее всего за одну ночь, а на утро к концу работы не хватило материала на одну колонну и находчивые лянгарцы сделали ее из гузапойи (стебли хлопчатника). По другой версии строили ее очень долго на средства богатого бая скотовода, который при этом совсем разорился. Когда же мечеть отстроили, из нее раздался голос, повелевший баю идти домой и не оборачиваться. Тот ушел, но у самого дома не вытерпел и оглянулся: За ним вышли из мечети три стада баранов, которые он потерял во время стройки. Но четвертое стадо так и не вышло из-за его ослушания и любопытства.
Чтобы там ни было, через много веков до нас дошли эта мечеть у подножия селения и мавзолей Лянгар-ота среди древнего кладбища в окружении фисташковых деревьев. Памятники возникли здесь в конце 15 - середине 16 века в связи с деятельностью местных очень влиятельных катталянгарских шейхов, из которых самым известным и был Мухаммад Садык (1460-1545 г.г.). В мавзолее находится надгробие его отца, потомственного шейха Абу-эль-Хасана (умершего в 1491/92 г.г.), самого шейха Мухаммад Садыка (умер в 1545/46 г.г.), его сына (умер в 1560г.) и надгробие неизвестного царевича из тимуридского дома (середина 15 века), занесенное сюда, видимо, позже.
Лянгарская мечеть - высокая прямоугольная постройка, включает в себя два молитвенных зала, объединенных общим глубоким айваном с балочным перекрытием на двух рядах стройных резных деревянных колонн. Плоские перекрытия с традиционной системой прогонов, балок и жердочек васса, образующие интересный плафон опираются в малом зале на четыре колонны, а в большом на пять. Малый зал более древний. Старое ограждение его - каркасное, было заключено в стены из жженного кирпича при пристройке к нему большого парадного зала и общего айвана. Как явствует из мозаичной надписи внутри мехраба (алтарь) второй, самый крупный этап строительства мечети приходится на начало 16 века (926 год хиджры (по мусульманскому летоисчислению) или 1519/20 года). Спустя полстолетия в 970 году хиджры или в 1562/63 году, закончился еще один этап работ, видимо, отделочных, что отражено еще в одной строительной надписи над входной дверью. Окончательный вид айван приобрел в результате каких-то поздних ремонтов, сделанных ходжами из бухарского ханства. Об этом также свидетельствует надпись на металлическом листе, прибитом к колонне. Она дотируется 1222 годом хиджры или 1807/8 годом. Роспись между дверьми имеет дату 1161 год хиджры или 1748 год.
Несмотря на архитектурные формы, присущие обычно каркасным зданиям, мечеть в Лянгаре, подобно мечети Балянд и хонаки Ходжа Зайнуддина в Бухаре (первая половина 16 века) богато украшена мозаичным декором, характерным для монументальной архитектуры. Цветовой эффект интерьера большого зала строится на контрасте ярких мозаичных деталей и белой глади стен. Высокая мозаичная панель, роскошный мехраб и эпиграфический мозаичный фриз поверху стен сохранились. Цветовая гамма панели благородна и сдержана. Традиционные побеги ислими в бордюрах панелей - желтый и голубой вьются на черном фоне в окаймлении голубых, синих и белых лент. Поле панели покрывают звездчатые штрихи трех разных построений. Основные фигурные элементы - "звезды" и "восьмерки" - также черные, с охристыми позолоченными вставками в середине.
Второстепенные элементы штриха составляют сочетание кобальтово-синих, голубых и белых фигур. Низ панели отчеркнут от пола гладким бардюром из серого мрамора. Раззолоченные мозаики лянгарской мечети - редкий образец прекрасного искусства средневековых зодчих Узбекистана.
Не мене интересен и мавзолей Лянгар-ота - это высокая портально-купольная постройка с декоративным куполом, поднятым на стройном барабане. Лянгарский мавзолей напоминающий по конструкции памятники эпохи темуридов - мавзолей Ишрат-хана, Ак-сарай - в разработке декора дают пример уже новой технике, характерной для 16 века. Чаша купола, сетчатые паруса и сталактитовые лепные своды ниш оформлены двухмостной резьбой по цветному ганцу. Этот прием сходен с известной техникой сграффито.
Фасады мавзолея облицованы шлифованным мелкоплиточным кирпичом с имитацией на барабане купола парной выкладки с вертикальными вставками "бантиками" и "елочкой", свойственной еще домонгольским памятникам, но зачастую варьировавшиеся в 15-16 веках. Неровная поверхность облицовки, распучивание стен на отдельных участках выдают время сооружения мавзолея середины 16 века.
Однако можно еще очень много рассказывать об уникальности декора и архитектуры этих строений, их величественных фасадах и силе магического притяжения. Необходимо отметить лишь одно - много интересного помимо всего сказанного ждет и туристов, посетивших эти святые места и заглянувших в Лянгар для того, чтобы непосредственно ознакомиться с этим чудом - ибо правильно гласит народная мудрость: "Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!"
|