Ибод Рахмон - Покаяние. Глава из новой книги об оппозиции Узбекистана 12:12 26.05.2003
ПОКАЯНИЕ (об оппозиции Узбекистана или первое повествование из раздела "Признание")
Ибод Рахмон, член Союза журналистов Узбекистана, поэт
"Достичь успеха человеку возможно благодаря помощи Бога и разумным поступкам". Амир Темур
Предисловие
В процессе жизни человек иногда заблуждается. Это заблуждение часто легко перенести. Мудрецы говорят: "Причиной заблуждения является невежество". Это мудрое изречение!!! К чему только не может привести безграмотность род человеческий. Обычно, чаще заблуждаются люди, которые идут в первых рядах, первопроходцы, так как они вступают еще на никем неизведанные тропы… А если они ошибутся на неизведанном пути и тем более если за ними пойдут сотни, тысячи, сотни тысяч людей?!! Это заблуждение будет иметь тяжкие последствия… Это приведет весь народ к кризису, в то место, откуда нет пути назад… Потом не помогут и тысячи сожалений и покаяний - жизни, судьбы покажутся миражами.
Самое плохое, когда идешь навстречу миражу - это вера в мимолетное чувство, ложная ощущение истинности выбранного пути, определенного лидером. Подобное заблуждение и обман тяжело перенести… очень тяжело…
…Впрочем, если сказать честно, я верил в процесс "Перестройки в 1986 году в Узбекской ССР", в народное движение "Бирлик", которое основала интеллигенция, и которое представлялось мне как могучая сила! Эта вера привела меня в ряды этого движения. В те времена я верил в "Бирлик", в речи его предводителей, в избранный ими путь! Программа движения, его устав казались мне самыми верными. В те времена мне в душу и тени сомнения не вкрадывалось, в самом страшном сне и не снилось, что тогда, когда от лидеров требовалось немного ответственности за свои поступки, когда им было, как и всей стране, достаточно тяжело - они предпочтут, заботясь о своем благополучии, совершить "хиджру" вождей за границу ("хиджра" - поход, переселение; сравнивается с "хиджрой" пророка Мухаммеда из Мекки в Медину) и, находясь на берегах озер и заливов, будут оттуда руководить! Я думал, что они принесут пользу Родине, будут с ней в тяжелые дни. Тысячи сожалений и неоправданных надежд связаны с их деятельностью, их слова оказались пустой болтовней, речи - мертвой теорией, а их вера пребывала в жалком состоянии. Да, в те времена я не мог и подумать о таком развитии событий?! К сожалению, все, во что я верил, оказалось ложью и миражом. Вожди, боровшиеся за престол, уже в самом начале "Великого дела" бежали как трусы за рубеж под чье-то покровительство, позабыв о людях, которые шли за ними, оставив их обманутыми. Теперь они за рубежом живут тем, что изрекают безосновательные поношения в адрес своей Родины и получают за это ежемесячное содержание в долларовом эквиваленте?! Теперь они в недружественных странах "танцуют под дудку" настроенных против нас элементов, ждут, когда мы совершим ошибку. Они надеются, что положение народа усугубится, что ухудшатся отношения с Афганистаном, Ираком, США, Туркменией, Россией, что из-за засухи экономика пойдет на спад. Также их надежды связаны и с тем, что, на их взгляд, представителями местных властных органов являются полуграмотные бюрократы с устаревшими взглядами и слабой верой, которые занимаются мздоимством и в силу этого не могут управлять народом. Они ждут, чтобы так произошло, чтобы сложились такие исторические условия, когда народ не вытерпит ошибок своего правительства, когда у него переполнится чаша терпения, когда появится искра - они ждут этого из-за своих старых обид, считают дни, месяцы, годы… Однако, необходимо быть бдительным, чтобы не допустить такого развития событий!!!
Создатель защитит нас от такого развития событий! Упаси Боже привести нас к таким дням! Пусть смелые люди не будут нуждаться в трусах!!! Боже, сохрани Узбекистан. Тысячи таких же, как и я - искателей правды верили в "Бирлик", "Эрк", так как в те годы я думал, что будут решены волновавшие мою душу и ум проблемы, как то: проблема Арала, экологические бедствия, детская смертность, болезни женщин, матерей, всеобщая анемия, монополия компартии и культ монокультуры хлопка, бюрократические преграды, возвращение в мирные годы сынов из советской армии в металлических гробах, бедственное положение узбекского языка, отсутствие свободы слова, прессы и религии, которые должны были быть решены согласно установкам программы и уставу этих организаций, возникавших во время бесед интеллигенции друг у друга в домах, во время тайных встреч, на секретных вечерах. Программу и устав "Бирлика" я читал с внутренним волнением. И в таком возвышенном настроении, в порыве исполнения своей мечты, я в конце 1988 года официально стал членом НД "Бирлик". В те времена в рядах "Бирлика" состояли люди, любившие свой народ: Эркин Вохидов, Шукрулло, Мухаммад Солих, Усмон Азим, Ахмад Аъзам, Гульчехра Нуруллаева, Дадахон Хасанов, Бек Тошмухамедов, Эркин Самандар, Мирза Кенджабек, Нурали Кабул, Амир Худойбердиев. Душой "Бирлика" были Шухрат Исматуллаев, Захид Хакназаров, Захид Аълам, Эркин Аъзам, Марат Захидов. Я тоже пожелал вступить в их ряды.
Полет
Первыми членами "Бирлика" были поэты, писатели, журналисты, деятели искусства, ученые. Потом студенты, учителя, врачи. Позже к ним присоединились рабочие, дехкане. Были и сочувствующие в органах милиции, прокуратуры, судах, за границей также поддерживали "Бирлик".
Программу и устав "Бирлика" можно было прочитать в газетах "Молодой Ленинец" (сегодня "Туркистон") в газете "Литература и искусство Узбекистана" и в "Вестнике Бирлика". Народ встречал программу и устав "Бирлика" с возбуждением, в возвышенных чувствах, как будто он нашел то, что так давно искал. Газеты ходили в народе по рукам! Окрыленные таким успехом руководители "Бирлика" начали проводить в Ташкенте неразрешенные властями митинги. Митинги собирали большое количество людей. В основном там участвовали студенты ВУЗов столицы. Потом к ним присоединялась толпа зрителей. Это как раз и нужно было руководителям оппозиции. Теперь был положен конец мирным митингам, начали собираться демонстрации протеста на улицах, на главной площади Ташкента - площади Ленина. Помимо лидеров, сторонников и членов "Бирлика" на демонстрации собирались и пьяные люди, религиозные деятели, несведущие люди, бывшие вообще не в курсе политических, светских и культурных событий, начинались беспорядки. Посыпались выкрики, выражавшие недовольства. Были позабыты заранее запланированные требования, стали выдвигаться очень конфликтные, не могущие быть разрешенными очень тонкие национальные проблемы, которые появлялись уже непосредственно в ходе прохождения митингов - вслепую, лозунги и требования не имели логического начала и конца. Это было очень опасно! Руководство столицы, учитывая и заботясь о спокойствии народа и города, уделило серьезное внимание мероприятиям по упорядочению митингов, уличных шествий и демонстраций. Это было вызвано, прежде всего, тем, что мир, стабильность и безопасность государства, где живет около 25 миллионов населения, важнее, чем митинги и демонстрации, которые еще не имели точно сформулированных и определенных целей, не поднимали по-настоящему актуальных проблем, но могли в любой момент привести к пожару в обществе, к массовым беспорядкам.
Бесспорно, большая роль в предотвращении всего этого принадлежала правительству, работникам правоохранительных органов, которые понимали всю опасность этих массовых мероприятий. Стихийные выступления оппозиции были на руку и руководителям крымско-татарского движения, которые стали выдвигать политические требования и лозунги, не связанные с Узбекистаном, такие как: "Нам нужна Родина!", "Крым принадлежит крымским татарам!", "Пусть восстановят права крымских татар!", "Татары - жертвы сталинских репрессий!". Именно с такими девизами они выходили на главную площадь, собирались проводить митинги. Основной их движущей силой были женщины. Женщины кричали, плакали, поднимали шум и беспорядки. В некоторых демонстрациях доходило и до того, что они подавлялись посредством силы. Политическая ситуация в Узбекистане стала осложняться. В Ферганской долине произошел конфликт с турками-месхетинцами. В Коканде случилось кровавое столкновение. Произошли Ошские и Узгенские трагедии. В Буке и Паркенте погибли люди. В Намангане религиозные деятели с деструктивными вызовами вывели на улицы реакционные силы, которые стали мешать мирной жизни населения. На политической арене появились Тохир Юлдаш, Джума Ходжиев. К движению начали присоединяться массы людей. Оппозиция стала строить планы, как же с большей пользой воспользоваться данными событиями, еще более накалить обстановку и держать народ и правительство в напряжении.
Кризис
Прошло немного времени и единственное политическое движение Узбекистана, которое было новым явлением и творением интеллигенции, как будто сглазили. Мухаммад Солих, который выдвинул политический тезис о том, что "Такая историческая возможность больше не повторится, по правде говоря, свобода не дается, а добывается!", с группой своих приспешников вышел из "Бирлика" - "Бирлик" раскололся надвое. Мухаммад Солих не жалел сил и говорил, что откроет народный фронт "Эрк". Периодически он общался с представителями азербайджанского народного фронта, с народным движением "Саюдис" - пытался создать свой "новый фронт". Его сторонники в "Бирлике" не согласились на это. В результате возникла демократическая партия "Эрк". Председательство в ней взял в свои руки лично Мухаммад Солих. Его поддержали Усмон Азим, Ахмад Аъзам, Мирзо Кенджабек, Сафар Бекжон, Дилором Вохидова. В скором времени престиж "Эрка" поднялся. Между Мухаммадом Солихом и Абдурахимом Пулатовым начались мелкие трения и они начали идейную борьбу друг с другом. В конфликте между "Бирликом" и "Эрком" подливал масло в огонь своими мастерски написанными мелодиями и песнями Дадахон Хасанов. В борьбу включились Мирсаидов, Эркин Самандар, Халима Худойбердиева, Шерали Джураев, Омон Матжон, Жахонгир Маматов и далеко не независимые активисты "Озодлика" - Носир Зокир, Гульчехра Нуруллаева, которые в конце концов поняли, что погрязнув в мелочных интригах и противоборствах, они позабыли о проблемах нации и Родины. Придя в себя многие из них, устыдившись, ушли как от М.Солиха, так и от движения, а также отказались от участия в политической оппозиции. Между М.Солихом со своими братьями, с одной стороны, и А.Пулатовым - с другой стороны, произошло внутреннее политическое противостояние! А народ так и не понял, кто был прав, а кто нет. Между тем, они продолжали ссориться из-за "престола" в Узбекистане, за свой престиж - об этом знают только посвященные! Прошли годы…
В скором времени меня избрали в члены Центрального Совета "Бирлика". Это произошло на втором съезде "Бирлика" во время всенародного курултая в городе Ташкенте во Дворце культуры железнодорожников. Курултай прошел не без проблем. Обсуждение на съезде беспорядков, произошедших на андижанском стадионе, породило беспорядки на самом съезде. Дадахон Хасанов положил начало конфликту тем, что выкрикивал: "На съезде участвуют шпионы КГБ!". Курултай не достиг поставленной цели, однако, было избрано новое руководство, во главе которого встали Абдурахим Пулатов, Бек Тошмухаммедов, Зохид Хакназаров и Шухрат Исматуллаев. Стали больше говорить непосредственно о партии "Бирлик", объявили устав новой партии. Коротко выражаясь, далее на трибуне стали обсуждаться уличные события. Оппозиция Узбекистана оказалась в кризисе.
В пучине мучений
Еще находясь в составе СССР, Узбекистан перешел на президентскую форму правления. И.А. Каримов стал президентом. 18 февраля 1990 года прошли выборы в "Олий Маджлис", парламент страны. 17 марта 1991 года прошел "Референдум СССР", а 19-21 августа 1991 года произошел путч "ГКЧП" и, наконец, наступил долгожданный момент, которого ждал годами, столетиями народ Узбекистана - "птица счастья - Хумо села на его плечи". Первый президент Республики Узбекистан Ислам Каримов на собрании Верховного Совета во время сессии, имевшей историческое значение, объявил "Декларацию независимости Республики Узбекистан", т.е. объявил Узбекистан независимым государством. На следующий день 1 сентября 1991 года первый раз торжественно праздновался праздник независимости, на глазах у народа были слезы!!! Государство, народ стали независимыми и свободными. Этот день записан золотыми буквами на страницах мировой истории.
Однако Мухаммад Солих (потерпевший настоящее поражение на выборах в президенты) со своими сторонниками, находящимися здесь и за границей, не приняли произошедшие священные, исторические события на веру либо возможно специально не стали этого делать. Они начали без стыда и совести выступать на радиостанциях "Свобода", "Би-би-си", "Голос Америки", обвиняя Узбекистан в том, что его независимость существует фактически только на бумаге, а реально всего этого нет. После этого они скрытно, противоправными методами начали борьбу за власть. В ферганской долине, Намангане члены "Адолат" и "Ислом Лашкарлари" стали выползать из своих нор и гнезд, как змеи и скорпионы. В Андижане возникла партия Исламского Возрождения. В Ташкенте, Кашкадарье, Намангане, Фергане, Хорезме подняли головы "хизбут-тахрировцы", "ваххабиты". Под руководством Тахира Юлдаша и Джумы Ходжиева они перешли через территорию РТ в ИГА, пробрались в Чечню и учились там стрелять, взрывать, убивать. Потом начали возвращаться назад. Всем известны трагические события в Ташкенте, Баткене, в горах Сурхандарьи, отразившиеся страшным эхом в душах и сердцах каждого узбекистанца. Усилиями правительства и народа, ценой пролитой крови и потерянных жизней удалось сохранить независимость! А наши продавшие себя за доллары "манкурты" взяли на мушку независимость своей Родины. Они полностью погрязли в измене, предательстве, пороках, потеряли стыд и совесть. В Узбекистане "Бирлик" прекратил свою деятельность, а "Эрк" во главе с Отаназаром Ориповым перешел на нелегальное положение.
Заключение
Благодаря расположению и милости Аллаха, поддержки духов святых, живших на нашей земле, благодаря светлому челу узбекского народа и его президента - мы 1 сентября 1991 года без кровопролития и войны получили независимость, суверенитет. Слава Богу!!! Слава Аллаху!!!
Ведь если подумать, наш ближайший сосед, с которым у нас единые исторические корни - дружественный Таджикистан за годы гражданской войны потерял тысячи наших братьев таджиков, погибших в сражениях за идею независимости, а в соседнем Афганистане вот уже в течение 25 лет нет покоя. В Чечне от пуль и снарядов страдают дети и женщины, в Ираке невинный народ страдал от репрессий Саддама Хусейна, погибают невинные люди, молясь Аллаху, не уж-то все это не является уроком для наших предателей, неужели они не думают обо всем этом.
Так давайте будем единым народом, объединим наши усилия, в мире и спокойствии будем решать проблемы - мудро, со степенностью, не спеша, от всего сердца. Давайте будем думать не только о сегодняшнем дне, но и о будущих столетиях, тысячелетиях жизни узбекского народа, о его репутации и авторитете в мире, о его развитии и совершенствовании, попытаемся понять его корни и сущность!!! Давайте не будем совершать необдуманных поступков, беречь себя и хранить независимость!!!
С сожалением и с горечью необходимо признать, что на сегодняшний день, таких как я и в Узбекистане и за рубежом немало, тех, которые верили в "народное движение", в его могучую силу, в речи вождей, оказавшиеся, как выяснилось позже, необдуманными и эмоциональными рассуждениями людей, оказавшихся обманутыми, попавшими в тяжелое положение, потерявших место работы, у которых изменилась судьба, жизнь, остались несбывшимися мечты, планы на будущее, в семье которых царит беспокойство. Эти люди сожалеют о случившемся и мучаются угрызениями совести. Сколько людей вошли в т.н. "черный список" и не могут оправдаться и доказать свою невиновность?! Сколько людей обманутых, не признавших своей вины находятся сейчас в тюрьмах. Сколько людей мучаются из-за однажды необдуманно сделанного шага, которые, став членами "Бирлика" и "Эрка", присоединившись к "хизбут-тахрировцам" слышат в свой адрес упреки и выкрики: "Ты ваххабит! Террорист!" - навлекли на себя такое клеймо?!? Они не знают что делать, как быть?!
Скольких честных, справедливых, добрых людей сбили с истинного пути эти т.н. "вожди"!? Конечно же, нужно признать, что заблуждаться или не заблуждаться они могли только по собственной воле! Но как говорят: "Безгрешен только Бог". Мы же простые смертные.
Вот уже 12 лет как Узбекистан - независимое государство, равное среди равных в мировом сообществе, молодое государство на пути демократического развития. Конечно же, у него есть некоторые трудности, проблемы в переходный период. В заключении своих слов, я хотел бы обратиться к тем, которые сейчас находятся за рубежом в оппозиции, борются за власть, ждут когда мы совершим ошибку, карабкаются по горам, затаив в себе обиду и злость, успокаивая себя мыслями о будущем "престоле". Если в них осталась хотя бы чуточка тоски по Родине, если в них есть чувство любви к ней, люди, которые все еще заблуждаются и находятся на пути предательства, я призываю их одуматься и вернуться на Родину, в независимую страну - край благоденствия - в Узбекистан!!!
|