С.Муминов - Кешский дирхем. Деньги Шахрисабза ("зеленого города") 00:11 29.05.2003
Саид Муминов
В связи с празднованием 2700-летия Шахрисабза по решению Кабинета Министров Узбекистана Центральный Банк Республики Узбекистан выпустил памятную юбилейную монету в честь этой славной даты. А какими монетами пользовался "зеленый город" в прежние времена? В музеях столицы и самого Шахрисабза можно увидеть образцы этих денег. Их поискам и исследованию немало времени посвятили различные ученые, археологи, в числе которых О.И.Смирнова, Б.Кочнев и другие. Монеты, обнаруженные при раскопках рассказывают о многом.
...Во второй половине VII века походы арабов в Мавераннахр сводились по существу к кратковременным набегам в целях наживы. Лишь с начала VIII века они приступили к планомерному завоеванию, которое растянулось не на одно десятилетие. Причиной тому было упорное, подчас отчаянное сопротивление местного населения. Даже когда Мавераннахр был включен в состав Арабского халифата, восстания против новой власти продолжались вплоть до конца VIII века.
В завоеванной стране арабы старались проводить гибкую политику и в большинстве владений оставляли у власти прежних правителей. Так было и в долине Кашкадарьи. От одного из здешних правителей до нас дошли и монеты.
Впервые их обнаружила и опубликовала материалы исследовательница О.И. Смирнова. Это небольшие медные кружки с арабскими надписями на обеих сторонах. На лицевой начертано "Ихрид дихкан Кеша", на оборотной - "чеканен этот фельс в Кеше". В VIII веке дихканами стали называть родовитых правителей, крупных князей. В отличие от обычных арабских медных монет на кешском фельсе не указан год его выпуска. Но определить время все же можно. Дело в том, что в средневековых рукописях сохранился рассказ о гибели Ихрида - дихкан Кеша. Как явствует из этого рассказа, Ихрид чем-то провинился перед арабами и явился к арабскому полководцу Абу Дауду Халиду в Балх. И хотя изъявил он свою покорность и послушание, но все же был вскоре убит вместе со своими соратниками. При этом арабский военачальник захватил в Кеше множество китайских инкрустированных вызолоченных сосудов, седел, тканей и множество китайских диковинок, подаренных китайским двором Кешскому правителю. Убийство Ихрида произошло в 134 году хиджры, то есть в 751-52 годах нашей эры. Значит монеты с его именем выпущены не позднее этого года, где-то около середины VIII века.
Любопытно, что надписи фельсов Ихрида уверяют, будто эти монеты выбиты, вычеканены. Между тем техника их изготовления не имеет ничего общего с чеканкой - на самом деле они сделаны путем отливки в матрицах. Вообще техника отливки медных монет была в это время довольно обычной в Согде, однако арабы продолжали пользоваться для обозначения ее привычным, хотя и не соответствующим терминов.
К сожалению, представления о денежном обращении Кеша до арабского завоевания недостаточны. Известно лишь то, что монеты из соседних областей и стран сюда проникали, но не известно имелись ли в ту пору собственные деньги. По предположению исследователей, медные китаевидные монеты царя Шашпира выпускались в Кеше, но позже это стало вызывать большие сомнения и подобная точка зрения отпала. Так что, возможно, собственных денег ко времени прихода арабов Кеш не имел.
Другие исследования охватывают более поздний период.
...Еще Чингиз-хан разделил свою огромную империю между сыновьями на несколько частей-улусов. Почти вся Средняя Азия вошла в состав улуса Чагатая и затем перешла к его потомкам чагатаидам. Каким бы колоссальным не был урон, нанесенный монголами, все же их нашествие не привело к полному уничтожению городов и оседлой жизни. А значит, не умерла и торговля, нуждавшаяся в деньгах. Прежние медные посеребренные дирхемы удовлетворять ее потребности не могли. Вот почему Масудбек, происходивший из Хорезма и поставленный монголами в качестве наместника в Средней Азии наладил здесь выпуск серебряных монет. До этого монголы чеканили тут в основном золотые динары, которые, конечно же, не могли обслуживать повседневную торговлю. После проведенной Масудбеком в 1271 году реформы население получило такие деньги. Это были мелкие серебряные монеты. Любопытно, что и на них, как на золотых динарах не ставились ни имена великих ханов монгольской империи, ни правителей из числа чагатаидов, тем более не упоминалось имя Масудбека.
Спустя полстолетия после него чагатаидский хан Кепек провел еще одну денежную реформу. Стали выпускаться крупные серебряные монеты весом более восьми граммов. Назывались они динарами, поскольку золотых динаров уже не чеканили. Продолжали и выбивать мелкие серебряные монетки - дирхемы.
На шахрисабзских динарах 758 года хиджры упомянут чагатаидский хан Буян-кули. Это был подставной государь, не пользовавшийся никакой властью. От его имени правил всесильный эмир Казаган. Но этот эмир на монете ни коим образом не упомянут, зато о чагатаидском государстве сказано так: "султан величайший Буян-кули-бахадур-хан, да продлит Аллах его царствование". На другой стороне монеты проставлен символ веры, а между строками выбито "чекан Шахрисабза". В круговой надписи сказано, что монета выпущена в рамазане 758 года.
Специалисты-нумизматы отмечают, насколько чагатаидские серебряные монеты отличаются от домонгольских. Символ веры размещен не на обеих сторонах, а только на одной. Исчезло и имя халифа, поскольку в 1258 году монголы убили в Багдаде последнего аббасидского халифа Мустасима. Тогда они были язычниками, но в XIV веке очень многие приняли ислам, не даром Буян-кули просит Аллаха продлить свое царствование. Еще одно новшество - указание на место выпуска перекочевало из круговой надписи на центральное поле. Изменился почерк: он стал еще более вычурным, чем при караханидах.
По имеющимся данным, монетный двор Кеша - Шахрисабза работал только при Буян-кули хане, то есть недолго и нерегулярно. Однако и это является важным показателем значения этого города в XIV столетии.
Многолетние работы С.К. Кабанова по изучению археологических памятников классового общества в долине Кашкадарьи до арабского завоевания позволили уточнить ареал весьма интересного нумизматического объекта - монет с изображением на лицевой стороне в кругу из точек повернутой влево головы правителя необычным профилем, без бороды и усов, с длинными волосами, ниспадающими прямыми прядями на плечи и лишь на самой макушке с помощью ленты собранными в торчащий в разные стороны клок. Слева перед лицом имелась короткая лента, выполненная раздельно расположенными буквами, обращенными своими основаниями к краю монетного кружка. На обратной стороне в аналогичном кругу из точек была изображена сцена единоборства в виде стоящей слева человеческой фигуры в доходящей до колен одежде, туго перехваченной в талии поясом, поражающей выхваченным из ножен коротким прямым мечом поднявшегося на ноги льва. Ученым зарегистрированы свыше десятка пунктов нахождения таких монет.
В то же время монеты, несущие на реверсе изображение единоборства человека со львом, не встречаются ни на территории былых областей правобережного Тохаристана и в афганском Туркистане, ни в долине Зеравшана, ни севернее, что может служить фактом в пользу определенной политической, а порой лишь административной обособленности районов Карши и Кеша на протяжении исторического периода, освещенного письменными источниками. Что же касается расшифровки содержания надписи, О.И. Смирнова предложила свой вариант в форме "Кешский царь", что вызывало споры.
И все же, несомненно одно, денежные знаки прошлого - материальные свидетели истории - шаг за шагом приоткрывают нам, живущим через много лет, завесу былого. Вот почему каждая находка вызывает большой интерес.
На фото. Картина из галереи Национального банка Узбекистана. Автор: Байматов Г. Из серии "Древние монеты". 1997, см. техника, 60х71
|