Саид Муминов - Где искать библиотеку Улугбека 10:20 30.05.2003
Саид Муминов
Великий Темур был не только воином, но и мудрым государственным деятелем, созидателем. Вот почему он строил города и мечети, собирал при дворе ученых и искусных мастеров - строителей и ремесленников. А еще он привозил из своих походов книги и уделял особое внимание развитию таких точных наук, как "риезиет" - математика, "хандаса" - геометрия, "меморлик" - архитектура, "ханат" - астрономия, а также "тарих" - история, литературы, поэзии и музыки. В его сокровищницах было немало великих творений человека, включающих и письменные. Они передавались темуридам из поколения в поколение.
Эту черту деда - собирать сокровищницу полета человеческой мысли - в полной мере унаследовали и развили сначала сын Шахрух, а затем и внук Амира Темура - Мирза Мухаммад ибн Шахрух ибн Темур Улугбек Гурган, впоследствии прозванный Улугбеком, то есть великим эмиром и вошедший в историю как правитель-ученый, внесший неоценимый вклад в мировую науку. Он родился в 1394 году в военном обозе своего знаменитого деда во время стоянки в городе Султания (ныне это территория Ирана). Рождение Улугбека ознаменовалось актом милосердия: в честь рождения внука Темур, воевавший тогда в Месопотамии, объявил пощаду жителям покоренного накануне города Мардина и отменил уже назначенную дань.
Улугбек вырос при дворе Амира Темура и получил блестящее по меркам тех времен образование. Обладая великолепной памятью, он свободно владел арабским и персидским языками, хорошо знал тюркскую (староузбекскую) поэзию, владел теорией литературных стилей и принимал участие в литературных диспутах. Он и сам писал стихи. Большую часть времени Улугбек проводил в богатой библиотеке, собранной его дедом Темуром и отцом Шахрухом. Учителями Улугбека были выдающиеся ученые, коорыми славился двор Темура и среди них - математик и астроном Кози-заде Руми. Он показал девятилетнему Улугбеку руины знаменитой обсерватории в Мараге. Быть может, именно это сильное впечатление и повлияло на выбор будущего астронома.
Став в 17 лет правителем Мавераннахра - государства, расположенного в междуречье Сырдарьи и Амударьи, Улугбек не оставил занятий наукой. Он уделял много внимания развитию культуры и науки в государстве, покровительствовал ученым. Построил медресе в Бухаре и Самарканде (1417-20г.г.) и Гиждуване (1432-33г.г.) Будучи продвинутым новатором, не боящимся претворять идеи в жизнь, Улугбек считал недозволительным отрезать прекрасную мусульманскую часть человечества от образования и участия в процессах, происходящих в государстве. Так, на своих медресе он приказал разместить надпись, гласящую о том, что получать образование является священным долгом каждого мусульманина и мусульманки. Он же привлек к преподаванию в Самаркандском медресе ученых того времени, в числе которых астроном и математик Гийас ад-Дин Джамшид-ал-Каши.
Делом жизни Улугбека и окружающих его ученых было создание большой обсерватории для составления новых планетных таблиц. Эта идея созрела в первом научном центре Улугбека - его медресе в Самарканде. Они выполняли функции университетов. Здесь юноши и девушки изучали не только богословские науки, но и также светские предметы, такие как математика и астрономия, проводились и астрономические наблюдения с помощью небольших инструментов. Уже тогда выяснилось, что координаты звезд, приведенные в каталогах, несколько отличаются от их реального положения на небе.
В 1417 году в Самарканде был собран весь цвет средневековой мысли Востока - крупнейшие астрономы, которые выбрали место для обсерватории и наметили программу ее работ. Строительство этой беспрецедентной обсерватории было завершено около 1425 года. Возглавляли ее Гийас ад-Дин Джамшид ал-Каши и Салах ад-Дин Кази-заде ар-Руми, а после их смерти Ала ад-Дин Али ал-Кушчи, которого современники за его образованность называли Птолемеем своей эпохи.
Обсерватория представляла собой трехъярусное круглое здание высотой 30,4 м. Главной частью его был квадрант радиусом 40 м., не имевший равных в мире. В результате 30-летних наблюдений, начавшихся уже в 1417 г. самаркандские ученые под руководством и непосредственным участием Улугбека составили "Новые Гураганские таблицы" - главный труд обсерватории, в котором содержатся координаты 1018 звезд, определенные впервые после Гиппарха с невиданной ранее точностью. Это было последнее слово средневековой астрономии. В течение долгого времени этот каталог считался лучшим в мире. Был издан в 1665 г. в Оксфорде и не раз переиздавался с многочисленными комментариями. Большое значение в истории астрономии имели планетные таблицы и определения наклона эклиптики к экватору и годичной прецессии, выполненные самаркандскими учеными.
Увлечение Улугбека наукой, его просветительская деятельность вызвали ожесточение реакционно настроенных шейхов. 27 октября 1449 г. старший сын Улугбека Абд ал-Латиф, подстрекаемый ими, убил отца и захватил власть. Обсерватория была разрушена, но библиотека Улугбека и его главный труд, к счастью, были спасены. Один их главных помощников Улугбека Али-Кушчи покинул Самарканд и уехал в Герат, затем получил место сначала профессора, а затем ректора медресе при мечети Айя София в Стамбуле. Ему удалось вывезти звездный каталоги другие сокровища библиотеки Улугбека, в которую входили наряду с рукописями знаменитых ученых того времени - историка Хафиз-и-Абру, едика Мавлона Нефиса, поэтов Сирадж-ад-Дина Самарканди, Саккаки, Лутфи, Бадахшии многими другими "легендарный Коран Османа" святыня мусульман всего мира.
В разных его частях - в Стамбуле, в Ташкенте, Каире - хранятся четыре списка Корана. Каждая из древних рукописей несет на себе следы крови. Верующие полагают, что эта кровь принадлежит халифу Осману, третьему после пророка Мухаммад правителю мусульманской общины. Традиция приписывает этому человеку особую роль: именно по его приказу группой сподвижников пророка был изготовлен список Корана, ставший позднее каноническим.
Копии этого списка, получившего название Османовой редакции были разосланы по крупным городам, завоеванным мусульманским армиям, а прежние разрозненные записи сожжены во избежание появления разночтений в священном тексте. Один экземпляр халиф Осман оставил у себя и, когда в 656 году заговорщики ворвались в его дом, они застали его за чтением Корана. Кровь зарубленного халифа оросила страницы рукописи...
В одном из писем знаменитый помощник Улугбека Гийас-ат-дин Каши писал: "Его величество (Улугбек) знает почти весь Коран наизусть. По каждому случаю он цитирует соответствующее место из Корана со свойственным ему изяществом. Каждый день он приводит два раздела из священной книги в присутствии экспертов, которые знают весь Коран наизусть, и при этом не допускает ни одной ошибки..."
Пыль веков похоронила под своей толщей тайну нахождения Корана и библиотеки Улугбека, чью ценность в интеллектуальной сокровищнице человечества переоценить трудно. Ее нередко сравнивают со знаменитой Александрийской библиотекой. Примечательный факт, что в библиотеке Улугбека имелось огромное количество трудов античных авторов: философов и историков, ученых и политиков древней Греции, Рима, Египта, видных религиозных деятелей христианства и т.д., попавших в нее благодаря завоевательным походам деда Улугбека Амира Темура на Кавказ, где в качестве трофея была захвачена и вывезена легендарная библиотека Матанэдаран. Библиотека Улугбека не перестает волновать историков и астрономов, литераторов и библиофилов всего мира, так как она является достоянием не только узбекского народа, но и всех землян, всего цивилизованного сообщества.
Высказываются различные гипотезы, предпринимаются попытки разгадать эту тайну, найти эту кладезь человеческой мысли, вывезенную предположительно по приказу Улугбека Али-Кушчи в Китабские горы Кашкадарьинской области Республики Узбекистан в фамильное селение своего рода. Именно это и привело в один из дней французских и российских исследователей в горный кишлак Катта-лянгар Китабского райна региона. Им удалось узнать, что здесь в Мавзолее в течение вот уже многих столетий хранились несколько листов Корана, которые местное население почитало как подлинный Коран Османа. Еще перед второй мировой войной было почти полтора десятка листов, затем рукопись была конфискована, и вернули ее позже в виде нескольких листов.
Один или два ее листа, хранящиеся сейчас в Ташкенте и Бухаре, были выкуплены соответственно верховным судьей и сыном последнего бухарского эмира. Эти люди были искушенными библиофилами, оба составили каталоги своих библиотек, которые дошли до нас, и оба пишут, что по их мнению, в их руки попали фрагменты знаменитого Корана Османа.
В 1920 году по пути в эмиграцию в Афганистан последний эмир Бухары проезжал через Катта-Лянгар и, зная, о хранившемся там сокровище, попытался увезти священную рукопись с собой. Лишь находчивость хранителей реликвии позволила сохранить ее в Узбекистане.
По мнению отдельных исследователей Кашкадарьинская земля вот уже много веков хранит тайну библиотеки Улугбека, о чем свидетельствует и то, что Али Кушчи родился и жил здесь в одном из горных селений, которое до сих пор носит его имя и то, что он проезжал здесь со своим караваном после смерти Улугбека.
Находки хранилищ древних рукописей в Мешхеде, Каире, Дамаске, Кайруане и Сане (Йемен) стали в свое время сенсацией в мире. Кто знает, не станет ли еще большей сенсацией обнаружение библиотеки Улугбека, не затмит ли оно собой все предыдущие находки?
|