Д.Мирзаахмедов: Ансамбль Шахи-Зинда - архитектурная жемчужина Самарканда 15:51 31.05.2003
Мирзаахмедов Джамолиддин Камалович, кандидат исторических наук, Ведущий научный сотрудник Института археологии АН РУз
На юго-восточной окраине безжизненных холмов Афрасиаба - городища древнего Самарканда раскинулось огромное кладбище которому около тысячи лет. Кладбище в народе носит название Шахи-Зинда, т.е. живой царь и связано с легендами о том, как еще в VII в., в период первых походов арабов в Среднюю Азию здесь во время совершения молитвы коварно был убит местными свободолюбивыми племенами неверных Кусам ибн-Аббас, двоюродный брат пророка Мухаммада. При этом в легенде отмечается, что Кусам не стал добычей нападавших, а захватив отсеченную голову укрылся в колодце или подземелье на вечные времена.
В пору развитого средневековья, когда ислам уже прочно утвердил свои позиции, в областях Средней Азии повсюду возрастает число мусульманских святынь и получает огромное распространение культ могил различных подвижников, праведников и первых воителей ислама. Иногда мазары возникали у мест погребений реальных исторических лиц, иногда у вымышленных мест захоронения сподвижников пророка, иногда у чтимых населением мест домусульманского культа, канонизированных мусульманским духовенством под именем выдуманного святого.
В данном случае, скорее всего, основа культа восходит еще к первым годам ислама, а канонизация его в мусульманской среде к IX в., времени Аббасидских халифов, а в XI-XII вв. у мазара уже сложился комплекс мемориальных сооружений. Расположение здесь могилы столь высокой по происхождению особы было окружено со временем таким почитанием, что паломничество к нему часто считалось заменой хождения в Мекку. Расположение мазара на южной стороне древнего Самарканда также не случайно, так - как здесь еще в первые века арабского завоевания помещался некрополь арабской знати. Обширное кладбище, на котором погребения наслаиваются в несколько ярусов функционирует здесь до наших дней. По данным источников, уже к XII в. здесь существовала строго разработанная обрядность зиарата. Он начинался от Железных ворот домонгольского Самарканда откуда путь вел на восток, мимо мечети Хазрат-Хызра и далее вдоль усыпальниц феодальных правителей. Затем паломники вступали на площадку пересечения главного пути с пересекающей ее другой дорогой. Здесь росла священная арча саур и был вход в мечеть предшествовавший мавзолею Кусама ибн-Аббаса, где и совершались главные церемонии поклонения, покаяния или многодневного поста в специальной подземной чилляхоне.
Руины этих давно разрушенных ранних усыпальниц погребены в земле. Раскопки к западу от современного мавзолея Кусам ибн-Аббаса выявили остатки стен каких-то мавзолеев вплотную теснившихся друг к другу, образуя коридор по которому и шел главный путь. Пересекавшийся с ним второй путь вел на юг совпадая с современным ансамблем Шахи Зинда.
Впоследствии после длительного запустения при монголах, с превращением Самарканда в столицу одной из крупнейших империй позднего средневековья при Амире Тимуре эта южная линия становится главной. Огромные богатства свозившиеся в столицу метрополии позволяли как главе государства так и его ближайшему окружению строить не только монументальные административные но и культовые постройки. Поэтому с последней четверти XIV в ансамбль Шахи-Зинда становится местом престижного погребения как родственников так и ближайшего окружения А. Тимура. Ансамбль вытянулся в виде коридора с юга на север, постепенно поднимаясь вверх по оплывшим городским стенам старого Самарканда к его гребню, где и располагалась гробница Кусама ибн-Аббаса.
Осмотр Шахи-Зинда сейчас осуществляется, начиная с хронологически более поздних построек, порталом отстроенным при Улугбеке в 1434-1435 гг. Затем с лева от входа располагаются зимняя и летняя мечети XIX-нач. XX вв., а с права небольшое медресе начала XIX в. Далее слева вдоль лестницы располагается мавзолей относимый к XV в., а предположительная принадлежность к кормилице Тимура Ульджа Инага и ее дочери. В конце лестницы и по вершине холма располагаются в ряд усыпальницы последней трети XIV в. принадлежащие женам, сестрам, полководцам Амира Тимура и духовной знати. Усыпальницы эти выполнены мастерами разных городских центров, школ, стран, и представляют собой изумительные по отделке мозаичные и майоличные панно построенные в духе соперничества. Поэтому ансамбль Шахи-Зинда можно рассматривать как жемчужину архитектуры Самарканда, вобравшую в себя не только динамику истории его развития от XI - и вплоть до XIX вв., но и как коллекцию выдающихся по исполнению мавзолеев второй половины XIV в блестяще выполненные известными мастерами своей эпохи и отразившие в себе всю роскошь и имперские амбиции эпохи Тимура. Гостеприимный народ Узбекистана приглашает всех желающих туристов посетить город Самарканд и его архитектурную жемчужину - ансамбль Шахи-Зинда.
|