А.Аминова - Узбекские старообрядцы больше надеются на Буша, чем на Путина 19:29 03.06.2003
Алена АМИНОВА
В Южном Приаралье на северо - западе Узбекистана компактно проживает несколько сот русских старообрядцев. Около ста тридцати лет назад их предки были лишены казачьего звания и переведены в сословие мещан, а затем сосланы с Урала в Сибирь и другие части России.
Большая часть осужденных казаков отправили тогда в Среднюю Азию. На чужбине уральцы, а именно так именуют себя казаки- старообрядцы стойко отстаивали свое самосознание, что, по мнению историков, объяснялось, прежде всего, этническими и конфессиональными причинами.
Кандидат исторических наук Евдокия Калбанова, выросшая в семье старообрядцев рассказывает: "Всего исключенных из войска уральских казаков было свыше двух с половиной тысяч. Высылка осуществлялась на протяжении не одного года, поэтому точных данных о количестве ссыльных уральских казаков нет. Их переселение начали в 1875 году из города Казалинска в устье реки Сырдарьи. Они были расселены компактными группами в нескольких городах Туркестана, но на территории современного Каракалпакстана (республика в составе Узбекистана), их оказалось больше чем в других частях Средней Азии.
Первым поселением уральских казаков в низовьях Амударьи стал поселок Первоначальное, что располагался неподалеку от города Петроалександровска. На новых местах казаки освоились быстро. Местное население приняло переселенцев хорошо. Бородатые мужчины, скупые на слова, но скорые на дело, научили здешних людей удачно ловить рыбу, строить юркие лодки и удобные дома.
Ссылая старообрядцев Александр-второй преследовал две цели: наказание казаков и русификации завоеванных земель Средней Азии, потому, вначале поселение проводилось насильственными мерами, а затем, после царского помилования - свободное расселение.
Скотоводство и земледелие не получили среди уральцев широкого развития. Из-за обилия постов и занятием охотой домашний скот почти не использовался для убоя. В начале ХХ века уральские казаки считались лучшими драгами, нанимались в сопровождение торговых караванов, общественных делегаций, зная тюркские языки, выступали переводчиками.
И сегодня, практически все кто остался здесь, свободно владеют узбекским, казахским и каракалпакским языками, учатся в национальных группах местных университетов. Все и старые и молодые придерживаются обычаев и традиций, живут в мире и согласии с собой и окружающими, в почитании старших, терпимости, любви к природе и труду.
"Человек всего добивается в своей жизни исключительно усердием и трудом, - говорит настоятель одного из молельных домов Александр Федотчев. Жизни нужно уметь радоваться. Встало по утру солнышко, заиграло лучами, разве это не радость? Или дождик прошел, дерева омыл, земля - матушка плоды принесла. Надобно любой день с радостью и счастьем принимать тогда и Бог нас любить да баловать станет".
В семьях староверов испокон веков было много детей. В каждом доме росло их по семеро, а то и десятеро. Нынешние потомки переселенцев с Урала ограничиваются двумя - тремя. Однако и сейчас в некоторых семьях по-прежнему сильны основные моменты родильной обрядности: рождение, прием в общину, очищение матери и повивальной бабки. Роженица и ребенок, помещение, где принимались роды, считаются нечистыми до крещения. На седьмой день ребенка обязательно крестят, именно крестины становятся первым этапом принятия новорожденного в общину. Все уральцы от мала до велика, знают святое писание. В красном углу - старинные иконы, привезенные прадедами с берегов Урала.
"Уральцы - беспоповцы, проживающие в Приаралье, называют свою веру кафанической (так называлась греческая православная церковь), - рассказывает этнограф Евдокия Калбанова. Члены вероисповедальной группы объединялись вокруг молельного дома- Собора, составляя единую общину, вход или выход из которой ограничивался определенными правилами. Во главе семьи стоял "старшой" - отец семейства, после него власть переходила по старшинству. Самая старшая в семье женщина занимала положение в управлении семьей и хозяйством".
Савина Ивановича Макарычева, настоятеля молельного дома в Нукусе (столица Каракалпакстана), соседи называют президентом. Потому как год назад осмелился написать письмо главе российского государства. "Пишу, я значит, Путину письмо, а соседи мои, старики одинокие, помогают. Просили мы тогда помочь нам в Волгоградскую область перебраться, туда, где наши в основном сейчас живут. А мне помощники Путина ответ шлют. Приезжайте мол, пожалуйста, да только за свой счет. Нет в россейской казне для ваших переездов денег. Да и нет нам помощи никакой от братьев с малой родины. Хотя полегло во время войны на русских землях старообрядцев сотни, ветераны дни последние доживают. Американцы и те посещают, продукты привозят, доллары дают".
Живет настоятель скромно, как и полагается истинному староверу, в молитве и человеколюбии. Своим обликом он похож на доброго волшебника из сказки, мягко "окает", слова произносит тягуче и ласково.
После ответа помощников Путина, Савин Иванович и его соседи передумали. Раз уж они исторической Родине не нужны, то было решено навсегда остаться здесь в Каракалпакстане. Ведь благодаря американской помощи Узбекистан, а значит и Каракалпакстан, скоро станет развитой страной. Даже если они не доживут до этих дней, то их дети обязательно увидят это.
|