А.Аминова - В Нукусе строится новое здание музея искусств Игоря Савицкого 00:50 04.06.2003
Алена Аминова, Нукус, Узбекистан
Близкие друзья говорили ему: "Остановись, подумай! Бросать квартиру на Арбате и ехать в занесенный песками край- это безумие!". Художник отвечал: "Я всерьез и навсегда влюблен, а жить в разладе со своим сердцем, подчинясь лишь разуму, не привык. Меня ждет работа и ее необходимо довести до конца". Остановить его было невозможно. Сказано ведь: не отрекаются любя….
Игорь Витальевич Савицкий (Igor Savitsky), основатель нукусского государственного музея искусств, носящего ныне его имя, был пленен Средней Азией, будучи еще студентом Суриковского института. Во время Второй Мировой институт эвакуировали в Самарканд, город, который спустя годы художник запечатлеет на своих лучших полотнах.
Потом, в 1950 была Хорезмская экспедиция, изменившая судьбу Савицкого. "Каракалпакия - удивительная земля. Разнообразие ее пейзажей, ее невысокие, но мощные черные, белые, красные и золотистые горы, пустыни, сады и золотые от камыша рыбацкие поселки, необычайно тонкая цветовая гамма, какой-то особый серебристый свет, передающий пейзажу неповторимость световой среды, - все это не может не волновать, не околдовывать" - пишет Игорь Витальевич в своем дневнике.
Древние крепости Жампык-кала, Кызыл-кала, Чильпык-кала. Здесь начальник экспедиции, коренной москвич ищет следы зороастрийцев. До девятого века, жившие на этой земле огнепоклонники хоронили умерших поверх насыпных сооружений - дахм. Отыскивали через год останки и перезахоранивали их в оссуариях на кладбищах-возвышенностях. Савицкий собрал и отреставрировал богатейшую коллекцию оссуариев, самых различных форм и размеров. В них некогда покоились кости великих и простых грешных зороастрийцев: чем богаче украшена усыпальница, оригинальнее ее форма, тем "важнее" мощи…
Савицкий подвязался в эту экспедицию на один сезон, а остался на шесть. Чем были для него засыпанные тысячелетними песками крепости, чем так влекла археолога, этнографа и художника история народа, с коим он познакомился в середине своей жизни? "Сказочным оказалось и народное прикладное искусство каракалпаков, с которым я сблизился во время этнографических поисков. Старые образцы его встречались тогда почти в каждом доме. Именно это и побудило меня оставить Москву и посвятить себя и изучению и сборам" - записывает в своем дневнике маэстро.
В его руках обретали вторую и теперь уже вечную жизнь керамические блюда, там, где казалось невозможно было воссоздать и части, он восстанавливал предметы старины полностью, просиживая над ними порой целую ночь…
Кто бы еще решился очищать золото и бронзу в кипящем формалине?! Вычитав однажды в научном журнале о том, что именно он способен довести эти металлы до первоначального блеска, Савицкий приступил к этим опасным для здоровья опытам. Он выезжал далеко за город и не позволял коллегам даже приблизится к страшному вареву. Результаты такой своеобразной очистки были превосходными! Сегодня монеты, фрагменты золотых украшений "выкупанные" Савицким в формалине лежат под стеклом в нукусском музее, и к их прежней ценности добавилась еще одна - они сохранены для потомков человеком, представляющим для искусства не менее редкую ценность.
Всю жизнь мерцал в Игоре Витальевиче огонек, зажженный угольком от костра, вспыхнувший когда-то у палаток археологов Хорезмской экспедиции. "Высветил" тот огонек художников, чьи имена и полотна были на грани исчезновения, в двадцатые-тридцатые годы прошлого столетия Средняя Азия последним причалом для многих русских художников - авангардистов, чье искусство не было понятым там, где они творили.
В поисках утраченного Игорь Витальевич отправляется в Москву, а затем, следуя советам столичных художников, продолжает поисковые работы в Ташкенте и Самарканде. Начинается новый этап его жизни, именно тогда Савицкий или как его называли местные жители "Советски", принимает решение спасти и сохранить творения мастеров преданных забвению.
В каких только местах не находил Игорь Витальевич их работы: на чердаках, в сараях, стареньких домиках, где доживали свой век вдовы художников. Случалось, что покупал работы на свои деньги, а со временем местные власти поддерживают идею Савицкого о создании нукусского музея и дают "добро" на закупку полотен, увидеть которые едут сегодня люди со всего света.
…Москвичка Елена Коровай возвращаясь в 1947 году в Белокаменную, попросила своих московских коллег выслать вслед за ней работы военных лет. И только лишь в конце пятидесятых ее картины, свернутые в рулон, обнаружил на чердаке самаркандского художественного училища киевский художник В.Улько и выслал их автору. А в тысяча девятьсот семьдесят третьем Елена Коровай подарила Савицкому, узнав о его замысле реабилитировать художников, чье творчество перечеркнули годы сталинского режима, несколько своих картин.
Ценители прекрасного знают Александра Волкова по его "Гранатовой чайхане", выставленной в Третьяковской галерее, но есть его работы и в нукусском музее. Савицкий воскресил имена таких мастеров как Михаил Соколов, Климент Редько, Надежда Кашина, Вера Пастель.
Стремясь пополнить коллекцию, Игорь Витальевич подвергал себя определенному риску: многим советским чиновникам того времени не по душе была эта его поисковая работа. Бывало, что он скрывал от донимавших его проверяющих из центра фамилии авторов картин. Произведение неизвестного художника - значилось в его отчетах. Поставив целью увековечить их имена, считая, что собирательство принесет больше пользы, чем его творчество, он распрощался с ним навсегда.
Сегодня в отделе изобразительного искусства музея более 23 тысяч экспонатов, это живопись, графика, скульптура -работы мастеров российских, узбекских, каракалпакских мастеров. Отдел прикладного искусства каракалпаков ХIХ-ХХ веков насчитывает свыше 8 тысяч экспонатов. Большую их часть собрал Савицкий.
В феврале 1956 открылся музей, тогда это были семь комнат и коридор. Все работы по приданию им соответствующего вида взял на себя Игорь Витальевич. В те годы он был директором и маляром, реставратором и этнографом, сторожем и экскурсоводом в одном лице. Он и жил в музее, отказавшись от квартиры в пользу одного из своих сотрудников.
Судьба этого удивительного человека, собирателя, очарованного странника - это замысловатый, сложный узор, ставший символом возрождения каракалпакского искусства, творчества художников, судьбы которых были согреты щедрым азиатским солнцем.
Савицкого не стало в тысяча девятьсот восемьдесят четвертом. Последние дни в больнице были тяжелыми - врачи не могли понять, что творится с легкими их пациента: они были похожи на тонкую, изрешеченную ткань. Московские врачи так н не смогли установить диагноза, а сам Савицкий признался, что эта неизвестная болезнь, последствие тех самых опытов с формалином.
Он завещал похоронить себя на нукусском кладбище. Над его могилой скульптура мальчика - флейтиста, и после ухода маэстро продолжается долгая сюита искусства, бывшего для Савицкого символом преклонения.
После его смерти в его личной собственности не осталось ничего ценного, все было отдано музею еще при жизни - уникальная библиотека и коллекция его работ.
Всю свою жизнь художник из Москвы мечтал о большом здания музея в Нукусе, где смогли бы разместиться собранные им экспонаты. Скоро состоится его открытие. Строительство большого, светлого и просторного музея осуществляется при помощи посольств и международных организаций, аккредитованных в Узбекистане, при поддержке правительства страны.
Сотрудники музея, работавшие вместе с Савицким, говорят, что теперь неугомонная душа Учителя найдет, наконец, успокоение.
На фото. Ruzybaev D.S., Portrait of Savitsky, brone, 42 cm Savitsky Art Museum, Nukus, Uzbekistan (www.webcenter.ru/~museum/)
|